Скачать 107.04 Kb.
|
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность. Технология классно-урочной системы эффективна лишь для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению и на сегодняшний день, в современных условиях является неконкурентоспособной. Реализовать развивающий потенциал школьного курса химии помогает метод проектов. Результатом применения метода проектов по химии является формирование нового типа учащегося, обладающего умениями и навыками самостоятельной работы, готового к сотрудничеству. Предлагаем конспект урока по теме «Спирты» с использованием метода проекта в 10 класс. Раздел II: «Классы органических соединений» [учебник «Химия-10» под ред. Н.Е. Кузнецовой]. Тема 5: «Кислородсодержащие органические соединения». Тема урока: «Спирты». Ведущая идея урока: актуализация знаний и житейских представлений по проблеме. Формирование и развитие ключевых компетентностей (информационной и компетентности решения проблем) как основа качества образования. Главная дидактическая цель урока: создание условий для решения учебных проблем, формирование системных знаний, развитие мотивации учения школьников. Задачи урока: 1. Стимулировать у старшеклассников умения выделять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности. 2. Создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на уроке как необходимое условие для развития логического мышления учащихся методами сравнения, анализа, обобщения и конкретизации. 3. Актуализировать имеющие знания учащихся по теме. 4. На основе межпредметных связей химии, биологии, экологии познакомить учащихся со спиртами, их составом, строением, физическими свойствами, физиологическим действием на организм. 5. Развивать самостоятельность и практическую активность школьников, навыки грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её. 6. Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников и раскрытии практического значения материала. Ведущая учебная проблема (УП) темы: взаимосвязь состава, свойств, получения и применения спиртов. Главная учебная проблема урока: Обзор темы: «Спирты». Средства обучения и оборудование:
При подготовке к уроку формируется 6 групп учащихся. Роль учителя - консультант, эксперт. Метод: метод проектов, проблемное обучение Форма работы: групповая Продолжительность урока: 135 минут Этапы урока: I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин) II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (10 мин) Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке, организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока. Актуализация знаний по теме. Деятельность педагога: объявляет тему урока, формулирует цели, задачи. Определяет место темы в курсе органической химии (в соответствии с программой). Акцентирует внимание на взаимосвязи ранее изученного материала с новой темой. Разъясняет этапы предстоящей работы учащихся, провожу инструктаж, указывая форму записи и представления изученного материала. Разъясняет форму оценивания работы групп. Деятельность учащихся: принимают, уточняют, цели и задачи. Работают с программой. Осмысливают и конкретизируют этапы работы. Уточняют в случае недопонимания. Метод: репродуктивный, эвристический. Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная. Показатель результатов решения задачи: внимание учащихся и активность при ответах на поставленные вопросы, этапы работы определены. III. ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ 1 этап (7 мин) Дидактическая задача: организация деятельности в группах, погружение в проект. Деятельность педагога: группам выдаются инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы). Проводится необходимый инструктаж для каждой группы в отдельности. Деятельность учащихся: получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют группе или у учителя. Распределяют роли в группах (теоретики, аналитики, оформители, докладчики). Планируют работу. Метод: проблемный. Форма организации деятельности: групповая. Показатель результата решения задачи: эмоциональное состояние школьников, ответы на вопросы, активное включение в работу. 2 этап (20 мин) Дидактическая задача: организация поиска решения. Деятельность педагога: не участвует, но при необходимости консультирует учащихся. Оказывает дифференцированную помощь. Ненавязчиво контролирует работу проектных групп. Деятельность учащихся: активно работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща). При необходимости консультируются. Продумывают форму презентации своего мини-проекта. Метод: проблемный. Форма организации деятельности: групповая. Показатель результатов решения задачи: записи в тетрадях, активная учебная деятельность. 3 этап (25 мин) Дидактическая задача: оформление мини-проектов. Деятельность педагога: организует деятельность учащихся по воспроизведению ими новых знаний; организует умственную деятельность по применению полученных знаний. Деятельность учащихся: готовят презентацию: оформляют опорные схемы, обсуждают текст выступления. Метод: эвристический. Форма организации деятельности: групповая. Показатель результатов решения задачи: готовы к презентации. 4 этап (60 мин) Дидактическая задача: оформление мини-проектов. Деятельность педагога: раздает листы оценок в группы. Организует выступления проектных групп с презентациями. Побуждает учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов. Задает вопросы. Поправляет или сам дает ответ в случае затруднения учащихся. Дает пояснения. Деятельность учащихся: осуществляют презентацию своей деятельности. Отвечают на вопросы. Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости. Задают вопросы докладчикам. Метод: эвристический. Форма организации деятельности: групповая. Показатель результатов решения задачи: представили свои презентации. IV. РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (10 мин) Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию. Деятельность педагога: обобщает и резюмирует полученные результаты. Дает оценку деятельности групп. Предлагает оценить работу групп учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы). Собирает оценочные листы. Делает краткое обобщение по теме. Отвечает на вопросы учащихся. Деятельность учащихся: слушают оценку эксперта. Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп. Оформляют и сдают оценочные листы. Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы. Метод: эвристический. Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая. Показатель результатов решения задачи: записи в тетради, комментарии к выступлениям. V. Домашнее задание (по учебнику) Учащиеся после изучения темы должны знать /понимать:
Уметь:
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1 Спирты: определение, классификация, гомологические ряды
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 2 Спирты: номенклатура
-СН(СН ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 3 Спирты: изомерия
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 4 Спирты: способы получения
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №5 Спирты: физические свойства 1. Ознакомьтесь с образцами выданных вам предельных одноатомных спиртов. Охарактеризуйте их физические свойства: а) запах, б) летучесть в) агрегатное состояние. Проанализируйте изменение их физических свойств с увеличением молекулярной массы. Поясните причины изменения. 2. Найдите в справочнике значения температур кипения и плавления предельных спиртов и выполните следующие задания : А) Сравните агрегатное состояние первых членов гомологических рядов алканов и соответствующих им спиртов при обычных условиях. Поясните отличия и попытайтесь объяснить их причины. Б) Ответьте на вопрос: почему температуры кипения спиртов выше, чем у алканов с тем же числом атомов углерода? В) Сделайте вывод о способности предельных одноатомных спиртов к образованию межмолекулярных водородных связей. Попробуйте написать схемы их образования. 3. Проверьте растворимость этанола в воде. Сделайте вывод о растворимости предельных одноатомных спиртов в воде. Объясните хорошую растворимость этанола в воде. 4. Исходя из практического опыта, охарактеризуйте физиологическое действие этанола. 5. На основании выполненной работы, обобщите физические свойства спиртов. 6. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут. ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 6 Спирты: строение функциональной группы, общая характеристика реакционной способности
В результате использования метода проектов на уроках химии учащиеся реализуют творческие идеи, развивают свои способности, предметные, коммуникативные, информационные, проектные компетентности. Литература.
|