Скачать 271.32 Kb.
|
Применение проектной технологии в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью. Таким образом, необходимость формирования у дошкольников первичных навыков проектной деятельности объективно обусловлена современным этапом развития общества. Паспорт проекта «Милой мамочки портрет» Цель проекта: Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие портретной живописи, развивать у детей творческие способности. Задачи:
Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой Адресация: Проект реализуется в рамках раздела программы Участники проекта: дети подготовительной к школе группы. Возраст участников: 6-7 лет Время реализации проекта: февраль-март 2010года Аннотация к проекту. Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях. Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому прежде всего детям предлагается нарисовать портрет близкого человека – мамы. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти. Эмоциональные переживания, связанные с образом матери, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе. Схема реализации проекта
Этапы работы над проектом.
Системная «паутинка» по проекту «Милой мамочки портрет» Приложение № 1 Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: Фоторобот Программное содержание. Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет). Расширять знания о портретном жанре: на примере нескольких портретов показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение). Формировать умение различать чувства и настроение по выражению лица, по мимике. Материалы: Репродукции известных детям картин (пейзажи, натюрморты, портреты), кукла Незнайка, дидактическая игра «Портреты Незнайки», дидактическая игра «Фоторобот» Ход занятия. 1. Игровая мотивация. Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл маленький сказочный герой. Угадайте, кто он. Мальчик в шляпе голубой, Любопытный и смешной, Очень любит он мечтать, Сочинять и рисовать, Только ничего не знает Этот маленький … Дети: …Незнайка. Незнайка (воспитатель): -Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы меня знаете. Наверно, читали обо мне? Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я пришёл к вам в детский сад, чтобы учиться у вас рисованию. Ведь я так люблю искусство! Я даже стал картины собирать. У меня их так много, что я решил пригласить вас в свою картинную галерею – в сказочную страну искусства. Колокольчик, позвони! В страну искусства позови! (Дети проходят в студию) Н: -Давайте посмотрим на эти картины. О чём они рассказывают? Д: ответы детей. Н: -Верно, о природе. Как одним словом назвать картины о природе? Д: -Пейзажи. Н: -Верно! В: -Посмотрите внимательно, ребята, и скажите, какую ошибку допустил Незнайка? Д: - Среди пейзажей оказался натюрморт. В: –Верно, давайте его снимем. Какие из этих пейзажей вам знакомы? Д: ответы детей. В: - Где надо расположить картину, которую сняли? Д: -Среди натюрмортов. В: -Почему вы так думаете? Д: ответы детей. В: –Давайте подойдём к выставке натюрмортов. Не ошибся ли Незнайка и здесь? Д: - Нет. В: - А это что за группа картин? Д: -Портреты. В: -Что такое портрет? Д: ответы детей 2. Дидактическая игра «Портреты Незнайки». Цель: Учить различать чувства и настроение человека по выражению лица, по мимике. В: - Незнайка говорит, что Тюбик нарисовал и его портреты. Как вы думаете, почему они такие разные? Д: -У Незнайки было разное настроение. В: -Верно, у Незнайки было разное настроение, поэтому выражение его лица менялось. Какой Незнайка изображён на этой картине? Какое у него лицо? Д: - Грустное, печальное; весёлое, радостное; испуганное; удивлённое; спокойное, ласковое, доброе, нежное; злое, сердитое. 3. Физминутка. Незнайка стать художником мечтал, Поэтому он всюду рисовал. Ручкой на листе вот так (показ) Кистью на холсте вот так (показ) Карандашиком на парте И мелками на асфальте. Сапогами на снегу, Коньками он чертил на льду. На песочке прутиком, На дощечке гвоздиком. В: -Вот какие портреты нарисовал Незнайка. Что он забыл нарисовать? (воспитатель показывает изображения) Д: - брови; губы; уши; нос… 4. Дидактическая игра «Фоторобот» ( пособие для игры см. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» с.64, 55) Цель: обучение последовательному описанию лица человека. В: -А теперь помогите мне грустного Незнайку превратить в весёлого. Что надо изменить в его портрете? Д: -Губы и брови В: -Поиграем в игру «Фоторобот». С помощью этой игры можно смоделировать лицо любого человека. Дети под руководством воспитатель моделируют разные лица. 5. Итог занятия Приложение № 2 Беседы по ознакомлению детей с искусством. Тема: «О чем рассказывает портрет» Программное содержание: расширить и закрепить представления детей о портрете как жанре живописи, познакомить с его видами. Учить детей внимательно рассматривать изображение и сравнивать с действительностью, находить главные детали портрета. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественный образ, умение общаться по поводу увиденного. Помогать составлять устный рассказ от имени изображаемого, будить фантазию. Тема: «Настроение человека в искусстве» Программное содержание: дать представление о значении настроения человека, изображенного на портрете. Учить детей воспринимать зрительно и называть настроение, отражающееся на лицах людей в жизни и на картине. Тема: «Колорит в портрете» Программное содержание: обобщить представления детей о цвете как средстве выразительности в портрете, обратив внимание на то, что художник с помощью цвета может показать настроение картины, отношение к изображаемому. Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами. Учить детей понимать взаимосвязь общего колорита картины и её звучанию по настроению. Тема: «Образ матери в произведениях искусства» Программное содержание: познакомить детей с особенностями изображения образа матери в произведениях живописи Методическая работа Консультация для педагогов Проектный метод в деятельности ДОУ С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
Основные этапы метода проектов 1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
3. Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. В настоящее время проекты классифицируются:
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др. Значимы и другие виды проектов, в том числе:
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год). Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития:
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это:
В старшем дошкольном возрасте – это:
|