Скачать 157.47 Kb.
|
Вопрос №12 Метод проектов в курсе информатики. Метод открытых программ. Интегрированные уроки. Метод проектов. Метод проектов (Дальтон-план) – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Этот метод сочетается с другими формами и методами обучения, например с групповой формой. В роли проекта может выступить компьютерный курс изучения определенной темы, логическая игра, макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, тематическое общение по электронной почте, создание тематического сайта и др. Метод проектов являет собой пример деятельностного подхода к обучению (точнее, компьютерной технологии), когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи. В начале нового века в школе внедряются новые методы обучения, возрождаются достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия. Главным таким достижением было выявление принципа саморазвития личности. Его реализация потребовала разработки новых методов обучения, основанных на активности личности. В начале XX века Д. Дьюи и его последователями (Э. Паркхерстом, У. Килпатриком, Е.Коллинсом) был разработан «метод учения посредством делания». У. Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название «метода проектов». Появились экспериментальные школы, в которых акцент обучения переносился на личность ребенка, на развитие в нем активных творческих начал. В России этот метод получил известность после издания брошюры У. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.) Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания. В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий - проектов». В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа, предложенных Еленой Паркхест, преподававшей в школе с совместным обучением в г.Дальтоне: •свобода ребенка; •взаимодействие его с группой детей; •гибкое распределение учебного времени. Декларированная и реально предоставляемая учащемуся свобода, обеспечивалась возможностью выбирать для себя собственный темп обучения. Реализация второго принципа осуществлялась контактами в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимало психологический прессинг и повышало личную ответственность каждого за использование времени. Положительными сторонами метода проектов являются: направленность на индивидуализацию обучения; активизацию учения; стимулирование инициативы и роста творческих возможностей. К слабым сторонам данного метода можно отнести: недостаточность формирования теоретического мышления учащихся; сведение роли учителя только к консультационной; невозможность выработать общие подходы к решению задач. Соединение общих принципов формирования проекта с вариативностью (развитие авторской идеи, выдвигаемой на основе анализа конкретной ситуации) позволяет использовать исходные информационные задачи (темы проектов) многократно. Мотив Ради чего осуществляется деятельность? - усиление роли в собственном образовании; - самореализация творческого потенциала; - создание условий для исследовательской деятельности; - расширение возможностей для изучения курса информатики Цель На что направлена? - обучение навыкам самообразования; - расширение кругозора; - качественное освоение содержательных линий курса; - развитие творческой и исследовательской инициативы; Операция Какими способами, приемами реализуется деятельность? - постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности; - работа с учебной, популярной литературой; - выделение смысловых элементов проектной идеи; - подбор тем для проектной деятельности; - оказание помощи в уточнение цели; - подготовка инструкций по организационным вопросам; - консультирование; - организация подведения промежуточных итогов; - организация чтений, конференций. Структура проекта 1.Формулировка темы. 2.Постановка проблемы. 3.Анализ исходной ситуации. 4.Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: а) организационные; б) учебные; в) мотивационные. 5.Этапы реализации проекта 6.Возможные критерии оценивания уровня реализации проекта. В качестве итогового мероприятия проводится рефлексия для определения уровня осознанности проделанной работы, в зависимости от уровня и масштаба проведенных работ организуется либо конференция, либо ученические чтения. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Метод открытых программ применяется для быстрого обучения программированию и алгоритмизации по заданным шаблонам-программам, которые в процессе работы с ними могут иметь ошибки, которые нужно найти и исправить, или видоизменяться по заданию учителя. Посредством изучения уже построенных программ (моделей) дается возможность понять принципы, лежащие в основе таких построений, и таким образом позволяет научиться строить собственные программы (модели). Продемонстрировав работу открытой программы, можно предложить найти решение самостоятельно, ответив на следующие вопросы:
и т.д. Также можно предложить открытую программу с ошибкой и предложить найти ее. Можно использовать и закрытый способ представления программы. Показать работу некоторой программы и попросить сделать тоже самое или определить алгоритм работы программы. Цель метода ОП состоит в обучении учащихся творчеству. В информатике существует проблема передачи творческого опыта освоения готовых и разработки новых алгоритмов и программ. Суть проблемы в том, что носителей такого опыта значительно меньше, чем возможных приемников. Поэтому необходим адекватный метод. Существующие методы обучения - разработка «с нуля» программ обеспечивают перенос полученных знаний и умений в близкую обстановку, а чаще лишь репродукцию знаний на однотипных примерах, но не уровень творчества. В основе предлагаемого подхода лежит понятие открытой программы и связанная с этим деятельность обучаемого. Предпосылки метода таковы: Во-первых, это программы с подробными комментариями, объём которых достигает 3/4 всего текста. Они нередко встречаются в хороших учебниках по программированию. Во-вторых, это метод обучения программированию на примерах. Комментарии уходят из программы в текст книги, и предъявляется дидактически обоснованная последовательность программ-примеров. В-третьих, это характерные для изучения «живых» языков упражнения с пропусками. Но если намеренно пропущенная буква однозначно восстанавливается правилами языка, пропуск в ОП может заполнятся неоднозначно. В-четвертых, это известная в методике изучения иностранного языка работа с параллельными текстами (с одинаковым содержанием). Определение понятия открытой программы. Под открытой программой (ОП) понимается модель, представляющая некоторый класс программ и предназначенная: для передачи обучаемым знаний об их структуре и назначении; для присвоения обучаемым опыта творческой деятельности разработки программ - задач этого класса. Будучи моделью, ОП несёт в себе наиболее важные и характерные черты этого класса и освобождена от постороннего материала (оформления ввода-вывода, горячих клавиш и т.д.). Хотя, ОП может представлять и типовые приемы сервиса, если ставится цель научить именно этому. Будучи работающей моделью, ОП может использоваться и непосредственно, как представитель класса.
Из системы признаков видно, что ОП - это своеобразный продукт, который резко отличается от своих промышленных аналогов. Общим для них является лишь класс решаемых задач. ОП может быть реализована на любом языке, в зависимости от цели обучения. Методика разработки открытой программы. Для того чтобы открытая программа представляла класс программ или задач, педагог-разработчик должен быть хорошо знаком с типичными задачами как пользователь, и желательно с исходными текстами программ. Далее им выделяется существенное, опускаются машинно-зависимые части, сервис, защита от ошибок и т.д., и полученное ядро представляется на одном из языков программирования. Далее продуманно и целенаправленно разрабатываются комментарии. Существуют два метода освоение ОП: прямой и обратный. Рассмотрим, обратный путь. Освоение обучаемым готовой ОП. ОП предъявляется в законченном виде, целиком, сразу на экране компьютера и исследуется обучаемым интерактивно, с «нуля». Первое, что стоит ему сделать с ОП - запустить ее, чтобы узнать, что она делает. Это этап ориентации и знакомства. Успешность обучения связана с преодолением специально созданного педагогом затруднения. Учебная трудность может выражаться в следующих заданиях:
Основное различие между ОП и закрытой заключается в самой цели их разработки. Открытая программа предназначена не столько для компьютера, сколько для человека, для обучаемого. Поэтому важнейшей ее частью являются комментарии. Изучение ОП по комментариям - это второй этап ее изучения. Комментарии должны относиться не к описанию операторов программы, а к содержанию, смыслу действий в контексте постановки исходной задачи. На этом этапе идёт изучение комментариев, сопоставление с формальным способом записи. Нарастающий вглубь процесс прямого и обратного перевода обучаемым задачи и в итоге связывание, слияние этих двух описаний в представлении обучаемого, «расформализация» алгоритмического описания и уточнение содержательного. Фактически многократный переход от формального описания к содержательному и обратно - именно то, что прежде всего должен уметь человек, обладающий информационной культурой. Отсюда очевидны высочайшие требования к точности обоих способов описания в открытой программе и соответствию между ними. Оригинальность ситуации в том, что результат такого перевода - не алгоритм. Он уже присутствует слева в тексте и сам по себе может быть не совсем понятен, но выполняет корректирующую роль при переходе от комментариев к командам. Основной логический приём учащегося в этом методе - это сопоставление текстов и поиск аналогий между достаточно далекими понятиями. Результат деятельности этих двух этапах не виден, поэтому важным для контроля является третий этап освоения ОП. Вначале освоения преподаватель ставит задачу внесения изменений в программу и объяснения полученных результатов. На заключительной стадии изучения применение ОП для задач физики, химии, математики и т.д. Обучаемый пытается незначительно изменить текст самого алгоритма, с им самим определенной целью. Это начальный уровень программирующего пользователя. Далее, он вводит вполне определенные изменения в программу. Освоив ОП ученик может перейти к решению задач по другим предметам, к работе с ее промышленным прототипом. Возможно, обучаемый приступит к радикальной модификации ОП, либо к собственной разработке. Такой подход к освоению ОП предполагает высокую мотивацию и уровень самостоятельности. Прямой путь освоение ОП состоит в том, чтобы восстановить естественную последовательность начального этапа создания типичной программы этого класса. Открытие алгоритма ОП обучаемым. ОП изобретают, открывают вместе с учениками, повторяя процесс ее создания от простого к сложному. Комментарии только намечаются и не развертываются подробно. Основная трудность ситуации для педагога здесь в том, что желаемый результат такой изобретательской деятельности обучаемых ему уже известен, и необходимо чтобы ученики изобрели то же самое или почти то же самое, т. е. удержать творчество в нужном направлении. Таким образом, второй подход ограничивается созданием в процессе сотрудничества текста алгоритма. Далее следует интерактивная работа обучаемого с уже введенным и снабженным комментариями эталонным образцом ОП. Преимуществом этого метода является демонстрация педагогом не результата, а процесса деятельности, которую ученики могут воспринимать как творческую. Недостаток метода - не всегда возможен личный контакт учащегося с автором ОП (сегодня на помощь приходит общение через INTERNET). На практике обычно имеет место синтез обоих подходов. Интегрированные уроки. Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Одной из важнейших проблем является снижение интереса учащихся к обучению, что во многом обусловлено сложностью программ. Специфика информатики побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету. Цели интегрированного обучения:
Принципы интегрированного обучения:
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия: – В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. – В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. – Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: – предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; – логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; – большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. Преимущества интеграции на уроке:
– Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. – Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
– Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. – Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Результаты интегрированного обучения и его значение: 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся; 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире; 4) повышает качество знаний учащихся; 5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественнонаучных дисциплин. |
Типология проектов. Их структурирование Итак, мы знаем, что такое... Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов | Метод проектов в начальной школе Заместитель директора по увр писак О. В. Метод проектов – это Формирование компетенций, т е применение в практической деятельности знаний и умений | ||
Метод проектов на уроках литературы Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Необходимым потенциалом для этого обладает метод проектов. Он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных... | ||
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике Метод проектов не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике... | Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: материалы первого регионального семинара/ Урал... | ||
Применение проектов во внеурочной и урочной деятельности Обучения, базирующего на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вид урока: комбинированный; урок защиты творческих проектов в рамках компетентностно ориентированных технологий (метод проектов) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | Рекомендации по формированию исследовательских и творческих умений... Что такое метод проектов? Сущность метода проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,... | ||
Метод проектов на уроках иностранного языка Мы рассматриваем в данном контексте технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности, диктуемой... | Метод проектов в обучении иностранному языку Целью метода проектов является устранение зависимости студента от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания... | ||
Тема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении» Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов | Реферат По специальности «ито» На тему: «Метод проектов» Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику... | На уроках литературы Технология проектной деятельности давно известна педагогике. Метод проектов разработан еще в 20 – е годы прошлого века американским... |