Уроки. Метод проектов





Скачать 157.47 Kb.
НазваниеУроки. Метод проектов
Дата публикации28.07.2014
Размер157.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Вопрос №12

Метод проектов в курсе информатики. Метод открытых программ. Интегрированные уроки.
Метод проектов.

Метод проектов (Дальтон-план) – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Этот метод сочетается с другими формами и методами обучения, например с групповой формой.

В роли проекта может выступить компьютерный курс изучения определенной темы, логическая игра, макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, тематическое общение по электронной почте, создание тематического сайта и др.

Метод проектов являет собой пример деятельностного подхода к обучению (точнее, компьютерной технологии), когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.
В начале нового века в школе внедряются новые методы обучения, возрождаются достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия. Главным таким достижением было выявление принципа саморазвития личности. Его реализация потребовала разработки новых методов обучения, основанных на активности личности. В начале XX века Д. Дьюи и его последователями (Э. Паркхерстом, У. Килпатриком, Е.Коллинсом) был разработан «метод учения посредством делания». У. Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название «метода проектов». Появились экспериментальные школы, в которых акцент обучения переносился на личность ребенка, на развитие в нем активных творческих начал. В России этот метод получил известность после издания брошюры У. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.) Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.

Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий - проектов».

В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа, предложенных Еленой Паркхест, преподававшей в школе с совместным обучением в г.Дальтоне:

•свобода ребенка;

•взаимодействие его с группой детей;

•гибкое распределение учебного времени.

Декларированная и реально предоставляемая учащемуся свобода, обеспечивалась возможностью выбирать для себя собственный темп обучения. Реализация второго принципа осуществлялась контактами в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимало психологический прессинг и повышало личную ответственность каждого за использование времени. Положительными сторонами метода проектов являются: направленность на индивидуализацию обучения; активизацию учения; стимулирование инициативы и роста творческих возможностей. К слабым сторонам данного метода можно отнести: недостаточность формирования теоретического мышления учащихся; сведение роли учителя только к консультационной; невозможность выработать общие подходы к решению задач.

Соединение общих принципов формирования проекта с вариативностью (развитие авторской идеи, выдвигаемой на основе анализа конкретной ситуации) позволяет использовать исходные информационные задачи (темы проектов) многократно.
Мотив

Ради чего осуществляется деятельность?

- усиление роли в собственном образовании;

- самореализация творческого потенциала;

- создание условий для исследовательской деятельности;

- расширение возможностей для изучения курса информатики
Цель

На что направлена?

- обучение навыкам самообразования;

- расширение кругозора;

- качественное освоение содержательных линий курса;

- развитие творческой и исследовательской инициативы;
Операция

Какими способами, приемами реализуется деятельность?

- постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности;

- работа с учебной, популярной литературой;

- выделение смысловых элементов проектной идеи;

- подбор тем для проектной деятельности;

- оказание помощи в уточнение цели;

- подготовка инструкций по организационным вопросам;

- консультирование;

- организация подведения промежуточных итогов;

- организация чтений, конференций.
Структура проекта

1.Формулировка темы.

2.Постановка проблемы.

3.Анализ исходной ситуации.

4.Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта:

а) организационные;

б) учебные;

в) мотивационные.

5.Этапы реализации проекта

6.Возможные критерии оценивания уровня реализации проекта.
В качестве итогового мероприятия проводится рефлексия для определения уровня осознанности проделанной работы, в зависимости от уровня и масштаба проведенных работ организуется либо конференция, либо ученические чтения.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Метод открытых программ применяется для быстрого обучения программированию и алгоритмизации по заданным шаблонам-программам, которые в процессе работы с ними могут иметь ошибки, которые нужно найти и исправить, или видоизменяться по заданию учителя.

Посредством изучения уже построенных программ (моделей) дается возможность понять принципы, лежащие в основе таких построений, и таким образом позволяет научиться строить собственные программы (модели).

Продемонстрировав работу открытой программы, можно предложить найти решение самостоятельно, ответив на следующие вопросы:

  • Как измениться работа программы, если поменять тот или иной знак?

  • Что необходимо изменить в программе, чтобы получить желаемый результат?

  • Какие последствия смены параметра, функции, символа?

и т.д.

Также можно предложить открытую программу с ошибкой и предложить найти ее.

Можно использовать и закрытый способ представления программы. Показать работу некоторой программы и попросить сделать тоже самое или определить алгоритм работы программы.

Цель метода ОП состоит в обучении учащихся творчеству. В информатике сущест­вует проблема передачи творческого опыта освоения готовых и разработки новых алго­ритмов и программ. Суть проблемы в том, что носителей такого опыта значительно мень­ше, чем возможных приемников. Поэтому необходим адекватный метод.

Существующие методы обучения - разработка «с нуля» программ обеспечивают перенос полученных знаний и умений в близкую обстановку, а чаще лишь репродукцию знаний на однотипных примерах, но не уровень творчества.

В основе предлагаемого подхода лежит понятие открытой программы и связанная с этим деятельность обучаемого.

Предпосылки метода таковы:

Во-первых, это программы с подробными комментариями, объём которых достига­ет 3/4 всего текста. Они нередко встречаются в хороших учебниках по программирова­нию.

Во-вторых, это метод обучения программированию на примерах. Комментарии уходят из программы в текст книги, и предъявляется дидактически обоснованная после­довательность программ-примеров.

В-третьих, это характерные для изучения «живых» языков упражнения с пропуска­ми. Но если намеренно пропущенная буква однозначно восстанавливается правилами языка, пропуск в ОП может заполнятся неоднозначно.

В-четвертых, это известная в методике изучения иностранного языка работа с па­раллельными текстами (с одинаковым содержанием).

Определение понятия открытой программы.

Под открытой программой (ОП) понимается модель, представляющая некоторый класс программ и предназначенная: для передачи обучаемым знаний об их структуре и на­значении; для присвоения обучаемым опыта творческой деятельности разработки про­грамм - задач этого класса.

Будучи моделью, ОП несёт в себе наиболее важные и характерные черты этого класса и освобождена от постороннего материала (оформления ввода-вывода, горячих клавиш и т.д.). Хотя, ОП может представлять и типовые приемы сервиса, если ставится цель научить именно этому. Будучи работающей моделью, ОП может использоваться и непосредственно, как представитель класса.

Признак сравнения

Открытая программа (учебная)

Закрытая программа (про­мышленная)

Назначение

Предназначена для изучения прежде всего и понятна полностью.

Предназначена для промыш­ленного применения. Понят­ность не нужна.

Объем

Невелика по размеру; при работе за экраном а идеальной ситуации долж­на быть видна целиком на одном эк­ране. При изучении за столом допус­кается объем в 1-2 страницы.

Объем зависит от задачи и может достигать сотен кило­байт

Уровень языка

Предъявляется обычно на языке вы­сокого уровня

Как правило, компилируется в машинном коде

Модифицируемость

Доступна и предназначена для моди­фикации. Модификация поощряется преподавателем и является одной из целей обучаемого и педагога как признак «присвоения» знаний обу­чаемым

Исходный текст программы защищен авторским правом и обычно не доступен для по­сторонних

Стиль

Программистские «трюки» исклю­чаются, демонстрируется хороший стиль программирования

В целях повышения эффек­тивности возможны «трюки» (неструктурные - переходы, произвольный доступ к стеку и т.д.)

Комментарии

Комментарии составляют большую по объему и неотъемлемую часть текста ОП

При компиляции или для за­щиты от модификации ком­ментарии удаляются

Ошибки

ОП может содержать намеренно вве­денные поучительные ошибки, кото­рые обучаемый должен найти и уст­ранить

Ошибки всячески выявляют­ся и устраняются.

Быстродействие

Для демонстрации процесса выпол­нения алгоритма возможно его ис­кусственное замедление

Желательно максимальное быстродействие

Чистота переменных

Все переменные имеют смысл и ис­пользуются в программе по назначе­нию

После отладки может остать­ся «мусор» в виде неисполь­зованных переменных

Чистота текста

Неиспользуемый код отсутствует

После отладки могут остаться невыполняемые команды

Структурность

Структурность записи составных ко­манд обязательна

Структурность команд может нарушаться ради скорости выполнения

Ввод данных

В силу открытости текста значения исходных данных можно просто при­сваивать прямо в тексте

Ввод данных выполняется с терминала или из файла

Переносимость

Используется базовое подмножество языка для обеспечения независимо­сти от компьютера

Для достижения эффективно­сти учитываются конкретный тип компьютера и версия языка

Управление

В силу записи на языке высокого уровня работает под управлением компилятора или интерпретатора

Выполняется в виде отком­пилированной программы

Язык

Может быть написана на условном языке

Пишется под конкретный компилятор


Из системы признаков видно, что ОП - это своеобразный продукт, который резко отличается от своих промышленных аналогов. Общим для них является лишь класс ре­шаемых задач. ОП может быть реализована на любом языке, в зависимости от цели обу­чения.

Методика разработки открытой программы.

Для того чтобы открытая программа представляла класс программ или задач, педа­гог-разработчик должен быть хорошо знаком с типичными задачами как пользователь, и желательно с исходными текстами программ. Далее им выделяется существенное, опус­каются машинно-зависимые части, сервис, защита от ошибок и т.д., и полученное ядро представляется на одном из языков программирования. Далее продуманно и целенаправ­ленно разрабатываются комментарии.

Существуют два метода освоение ОП: прямой и обратный. Рассмотрим, обратный путь.

Освоение обучаемым готовой ОП.

ОП предъявляется в законченном виде, целиком, сразу на экране компьютера и исследуется обучаемым интерактивно, с «нуля». Первое, что стоит ему сделать с ОП - за­пустить ее, чтобы узнать, что она делает. Это этап ориентации и знакомства. Успеш­ность обучения связана с преодолением специально созданного педагогом затруднения.
Учебная трудность может выражаться в следующих заданиях:

  1. Обучаемый изменяет исходные данные: запускает программу, обдумывая результаты­. Если ввод данных происходит прямо в программу, то часть текста, не относя­щаяся к вводу, пока игнорируется обучаемым.

  2. Обучаемый пытается объяснить результаты. Это начало теоретического мышления, опирающегося на постепенно создающуюся в сознании обучаемого модель поведе­ния программы.

  3. Обучаемый пытается предсказать поведение программы до запуска. Это уровень ов­ладения логикой алгоритма и конец первого этапа работы по освоению открытой программы.

Основное различие между ОП и закрытой заключается в самой цели их разработки. Открытая программа предназначена не столько для компьютера, сколько для человека, для обучаемого. Поэтому важнейшей ее частью являются комментарии. Изучение ОП по комментариям - это второй этап ее изучения. Комментарии должны относиться не к описанию операторов программы, а к содержанию, смыслу действий в контексте поста­новки исходной задачи.

На этом этапе идёт изучение комментариев, сопоставление с формальным спосо­бом записи. Нарастающий вглубь процесс прямого и обратного перевода обучаемым зада­чи и в итоге связывание, слияние этих двух описаний в представлении обучаемого, «расформализация» алгоритмического описания и уточнение содержательного. Фактически многократный переход от формального описания к содержательному и обратно - именно то, что прежде всего должен уметь человек, обладающий информационной культурой.

Отсюда очевидны высочайшие требования к точности обоих способов описания в открытой программе и соответствию между ними. Оригинальность ситуации в том, что результат такого перевода - не алгоритм. Он уже присутствует слева в тексте и сам по себе может быть не совсем понятен, но выполняет корректирующую роль при переходе от комментариев к командам. Основной логический приём учащегося в этом методе - это сопоставление текстов и поиск аналогий между достаточно далекими понятиями.

Результат деятельности этих двух этапах не виден, поэтому важным для контроля является третий этап освоения ОП. Вначале освоения преподаватель ставит задачу внесе­ния изменений в программу и объяснения полученных результатов. На заключительной стадии изучения применение ОП для задач физики, химии, математики и т.д.

Обучаемый пытается незначительно изменить текст самого алгоритма, с им самим определенной целью. Это начальный уровень программирующего пользователя. Далее, он вводит вполне определенные изменения в программу. Освоив ОП ученик может перейти к решению задач по другим предметам, к работе с ее промышленным прототипом. Возмож­но, обучаемый приступит к радикальной модификации ОП, либо к собственной разработ­ке.

Такой подход к освоению ОП предполагает высокую мотивацию и уровень само­стоятельности.

Прямой путь освоение ОП состоит в том, чтобы восстановить естественную по­следовательность начального этапа создания типичной программы этого класса.

Открытие алгоритма ОП обучаемым.

ОП изобретают, открывают вместе с учениками, повторяя процесс ее создания от простого к сложному. Комментарии только намечаются и не развертываются подробно. Основная трудность ситуации для педагога здесь в том, что желаемый результат такой изобретательской деятельности обучаемых ему уже известен, и необходимо чтобы учени­ки изобрели то же самое или почти то же самое, т. е. удержать творчество в нужном на­правлении.

Таким образом, второй подход ограничивается созданием в процессе сотрудниче­ства текста алгоритма. Далее следует интерактивная работа обучаемого с уже введенным и снабженным комментариями эталонным образцом ОП. Преимуществом этого метода является демонстрация педагогом не результата, а процесса деятельности, которую уче­ники могут воспринимать как творческую. Недостаток метода - не всегда возможен лич­ный контакт учащегося с автором ОП (сегодня на помощь приходит общение через INTERNET).

На практике обычно имеет место синтез обоих подходов.

Интегрированные уроки.

Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Одной из важнейших проблем является снижение интереса учащихся к обучению, что во многом обусловлено сложностью программ. Специфика информатики побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету.

Цели интегрированного обучения:

  1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения на основе интеграции разных предметов.

  2. Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.

  3. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.


Принципы интегрированного обучения:

  1. Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления.

  2. Углублённость изучения. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

  3. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения.

  4. Альтернативность решения. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления.


При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

– В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

– В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

– Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

– предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

– логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

– большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Преимущества интеграции на уроке:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

  2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

  3. – Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

– Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

– Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

  1. – Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

– Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

– Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Результаты интегрированного обучения и его значение:

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

4) повышает качество знаний учащихся;

5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественнонаучных дисциплин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки. Метод проектов iconТипология проектов. Их структурирование Итак, мы знаем, что такое...
Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов
Уроки. Метод проектов iconМетод проектов в начальной школе Заместитель директора по увр писак О. В. Метод проектов – это
Формирование компетенций, т е применение в практической деятельности знаний и умений
Уроки. Метод проектов iconМетод проектов на уроках литературы
Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность...
Уроки. Метод проектов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Необходимым потенциалом для этого обладает метод проектов. Он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных...
Уроки. Метод проектов iconОбзор инновационных образовательных проектов по информатике
Метод проектов не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике...
Уроки. Метод проектов iconИнновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов
Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: материалы первого регионального семинара/ Урал...
Уроки. Метод проектов iconПрименение проектов во внеурочной и урочной деятельности
Обучения, базирующего на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых...
Уроки. Метод проектов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид урока: комбинированный; урок защиты творческих проектов в рамках компетентностно ориентированных технологий (метод проектов)
Уроки. Метод проектов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...
Уроки. Метод проектов iconРекомендации по формированию исследовательских и творческих умений...
Что такое метод проектов? Сущность метода проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,...
Уроки. Метод проектов iconМетод проектов на уроках иностранного языка
Мы рассматриваем в данном контексте технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности, диктуемой...
Уроки. Метод проектов iconМетод проектов в обучении иностранному языку
Целью метода проектов является устранение зависимости студента от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания...
Уроки. Метод проектов iconТема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении»
Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов
Уроки. Метод проектов iconРеферат По специальности «ито» На тему: «Метод проектов»
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее...
Уроки. Метод проектов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику...
Уроки. Метод проектов iconНа уроках литературы
Технология проектной деятельности давно известна педагогике. Метод проектов разработан еще в 20 – е годы прошлого века американским...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск