Тема урока
| Этап урока
| Мини-проект
| Комментарии
|
I.«Человек необыкновенный» Очерк жизни и творчества А.С.Грибоедова
| 1.Мотивация
| Литературная загадка по содержанию комедии
(«В начале XIX сойдутся два века. Один пойдёт против 25. Безумный победитель спасётся бегством. «Озлобленный ум» даст жизнь глупцам, но для чего переживёт его любовь?»
| Старшеклассники с удовольствием составляют подобные загадки и предлагают их одноклассникам.
|
2.Изучение нового материала
| Презентация подготовленной дома группой учащихся литературно-музыкальной композиции «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской». (Воспоминания современников о Грибоедове и история любви поэта и Нины Чавчавадзе)
| Школьники знакомятся с биографической литературой, перепиской поэта, подбирают стихи, посвящённые Нине Чавчавадзе, продумывают возможность использования музыки и оформления стенда.
|
3.Обобщение материала
| Презентация книг о Грибоедове и его комедии по следующим темам:
-этапы жизни и творчества Грибоедова;
-личность поэта;
-литературная критика о комедии
| К подготовке обзора ученики пришли поэтапно, выполняя ряд различных подзадач:
- что является основным содержанием книги;
- к какой общей теме можно отнести данную монографию;
- докажите, что отобранный материал будет интересен одноклассникам и может войти в обзор.
|
4.Объяснение домашнего задания
| Составление опорного конспекта по теме: «Жизнь и творчество Грибоедова»
|
|
II. Бессмертная комедия «Горе от ума». «Радость узнавания шедевра»
| 1.Проверка домашнего задания
| Защита собственных опорных конспектов
| Возможен конкурс на лучший опорный конспект
|
2.Подготовка к восприятию нового материала. Мотивация
| Рассказ о писателе по прочитанному произведению. Разговор с Грибоедовым. Форма проведения – ролевая игра. Возникшие у класса вопросы обрабатывает и задаёт писателю журналист.
| Для вступительного занятия по изучению произведения очень важен контакт с автором: возможность представить себе его внутренний мир, задать интересующие вопросы и услышать достойные «человека необыкновенного» ответы. Задание выполняется детьми с неподдельным увлечением.
|
Чтение двумя учениками домашних мини-сочинений «В чём я вижу современность комедии Грибоедова?»
| Индивидуальные задания на актуализацию знаний учащихся.
|
3.Изучение нового материала
| Особенности драматического произведения. Работа ученика со словарём литературоведческих терминов и сообщение кратких выводов классу.
| Ученик выступает в роли учителя, представляя теоретический материал одноклассникам.
|
Творческий пересказ содержания произведения от имени персонажей и узнавание классом персонажей комедии. Ученики-герои предстают в карнавальных масках.
| «Маска, я Вас знаю…». Использование подобных атрибутов позволяет достичь театрального эффекта. Задание увлекательно для 9-классников своей новизной и вариативностью.
|
4.Объяснение домашнего задания.
| Составление словаря языка Чацкого (лексика и фразеология, синтаксис, поэтический язык, афоризмы, меткие характеристики, интонации).
Представление материала «Пушкин и Гончаров о Чацком» в форме ролевой игры.
|
Достаточно сложный для 9-классников материал (выяснение различных трактовок художественных образов) можно представить в интересной форме ролевой игры.
|
III. Чацкий против фамусовской Москвы
| 1.Мотивация
| Оценка отзывов Пушкина и Гончарова о Чацком и обоснование собственного взгляда на главного героя.
| Ученики эмоционально излагают позиции Пушкина и Гончарова от 1 лица. Класс оценивает не только содержание дискуссии, но и артистизм актёров.
|
2.Изучение нового материала
| Составление рассказа по опросному листу К.С. Станиславского от имени одного из гостей Фамусова в форме дневниковой записи.
| Самые интересные вопросы: «Что Вы делали сегодня с утра, час за часом?», «Ваше отношение к хозяину бала», «Что и кому Вы будете завтра рассказывать о бале у Фамусова?»
|
3.Обобщение материала
| Мини-сочинение (устное или письменное) «Борьба старого и нового в нашей жизни».
|
|
IV.Многогранность образов комедии. Софья, Молчалин, Скалозуб и др.
| 1.Проверка домашнего задания
| Оформление в виде таблицы результатов целевого углублённого наблюдения над речью героев.
| Задание предполагает вдумчивое чтение-размышление, подбор материала по особенностям речевых характеристик, готовит учащихся к разговору о многоплановости образов.
|
2.Закрепление нового материала
| Рассказ «Истории жизни Молчалина».
Мини-сочинение «Дневник Софьи Фамусовой или Молчалина» на выбор учащихся.
| Задания включают сбор материала из текста комедии, собственные наблюдения, домысливание судьбы персонажа, выражение мыслей и чувств героя от 1 лица.
|
3.Объяснение домашнего задания
| Написание рекомендаций для актёра «Как надо играть роль…».
| Задание проверяется не на следующем уроке, а готовится к заключительному театрализованному выступлению.
|
V.Художественное совершенство комедии «Горе от ума»
| 1.Изучение нового материала
| Исследовательская групповая работа по освещению примерно следующих проблем:
-способы создания характеров;
-композиционное мастерство;
-жанровое своеобразие;
-особенности речевой формы комедии;
-мастерство стиха
и выступления представителей групп с результатами исследования
| Содержание заданий полиадаптивно (ученики, обладающие разным уровнем знаний, имеют возможность выполнять посильные им задачи).
|
VI. Проблема ума в комедии. Сложность характера Чацкого. Автор и его герой. Урок-семинар
| 1.Мотивация
| Постановка проблемного вопроса «Кто же Чацкий, победитель или побеждённый?»
| Класс разделён на несколько групп. Одна ответственна за подготовку стендов, плакатов, вопросников. Другая готовит развёрнутый ответ на основной вопрос, в группе двое научных консультантов. Третья группа – оппоненты. Их задача – придирчиво оценить каждое положение выступления. Четвёртая группа внимательно вчитывается в текст комедии и размышляет над вопросами, которые стараниями первой группы появляются на стенде.
|
2.Обобщение изученного материала
| Создание литературного коллажа «Черты Чацкого в героях других литературных произведений»
|
3.Объяснение домашнего задания
| Групповое задание: устное сообщение на тему «Общественно-политическое и литературное значение комедии «Горе от ума»
Определение творческого метода произведения. Подготовка к ролевой игре.
|
VII.Значение комедии «Горе от ума»
| 1.Проверка домашнего задания
| Ролевая игра: классицисты, романтики и реалисты доказывают принадлежность произведения к своему творческому методу
|
|
2.Творческое применение знаний и умений. Элементы урока театральных подмостков
| Постановка сцен из комедии в соответствии с режиссёрским замыслом и актёрскими интерпретациями ролей.
Варианты заданий
- Разработайте гипотезу по поводу поворота сюжетной линии «А что было бы, если…» и покажите изменение в развитии действия на сцене;
- Представьте зрителям возможное V действие комедии «Что произойдёт в доме Фамусова после отъезда Чацкого?»;
- Исходя из вашей трактовки образов, проинсценируйте любой эпизод комедии. Например, от выбора - кто Молчалин
а) «угодник», «прислужник знаменитый»;
б) хитрый, расчётливый и дальновидный карьерист -
зависит игра актёров и идейное содержание всей сцены
| В каждой группе есть режиссёр, постановщик, костюмер, 2-3 актёра. В работе используются рекомендации для артистов, написанные ранее.
|