Скачать 65.55 Kb.
|
УДК.372.8 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ. МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Осипова Дарья Александровна Научный руководитель доцент кафедры НГ и Ч ИППС Борисенко И.Г. ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет Высокие темпы научно-технического прогресса требуют особого внимания к вопросам подготовки инженерных кадров. Реализация данного требования осуществляется разработкой и внедрением современных, инновационных технологий обучения техническим дисциплинам в инженерных вузах и непосредственно начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике. Понятие «образование» в современном мире связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие». Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. В широком смысле создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование в своей основе уже является инновацией. Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента [1]. Развитие инновационных процессов - это способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности[2]. Инновации в образовании студентов, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. В последнее время наиболее распространены следующие инновационные методы:
При изучении начертательной геометрии особенно важно развитие у учащихся памяти на представления, ее называют образной памятью или пространственным мышлением. Уже в подростковом возрасте память должна стать объектом не только воспитания, но и самовоспитания. Самовоспитание памяти достигает значительных успехов тогда, когда оно основывается на знании закономерностей ее формирования. Основой развития памяти является содержательная познавательная активность личности, то есть умение в должной мере быть внимательным и самостоятельно мыслить [4]. Развитие умственных способностей и самостоятельности мышления лежит в основе умственной деятельности. Самостоятельность мышления нельзя получить путем одностороннего изучения готовой информации. Поэтому способов изучения, обращенных к репродуктивному мышлению, вниманию и памяти, недостаточно. Наряду с ними необходимы способы, которые побуждают учащихся к непосредственному познанию действительности, к самостоятельному разрешению теоретических проблем. Таким является проблемное обучение. Эта технология направлена в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя. Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Его элементы можно увидеть в работах Сократа, в разработках Ж.Ж.Руссо. Фундаментальную основу проблемного обучения составили идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в ней основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены. Эффективность проблемного обучения доказана многочисленными исследованиями в 70-х — начале 80-х годов по разным учебным предметам и практикой как в школах, так и в вузах [5]. Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. Рассмотрим каждое понятие более конкретно. Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний, ученику нужно самому найти ответ. Проблемная задача – это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей. Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах. Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы [6]. Для успешного применения данного инновационного метода преподавателю необходимо придерживаться следующих правил: проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний, быть доступным для учащихся, вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного [7]. Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний.[8]. Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем. Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем. Эти виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй – на лабораторных, практических занятиях [9]. Однако у данного метода есть и свои недостатки. Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения [10]. Главным отличием проблемного от традиционного видов обучения следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса. Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности будущего инженера, и развитие его творческих способностей. Здесь акцент делается на развитие мышления. Таким образом, метод проблемного обучения характеризуется высокой самостоятельностью студентов и формированием познавательного интереса, личностной мотивации студентов . Библиографический список
|
Методические указания, программа курса и тематика контрольных работ... Государственного образовательного стандарта и в соответствии с учебными планами кафедры истории и политологии. При этом количество... | Методические рекомендации по изучению дисциплин в процессе внеаудиторной... Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа... | ||
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | Научно-исследовательская работа студентов Нирс, встроенной в учебный процесс. Кроме этого, студенты активно участвуют в деятельности научных кружков, семинарах, университетских... | ||
Утверждаю” Проректор по учебно-методической работе Огородников В. Н Перечень дисциплин, изучаемых в 3 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика» | Утверждаю” Проректор по учебно-методической работе В. Н. Огородников Перечень дисциплин, изучаемых во 2 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика» | ||
Утверждаю” Проректор по учебно-методической работе Фадеев Г. П Перечень дисциплин, изучаемых во 2 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика» | Утверждаю” Проректор по учебно-методической работе В. Н. Огородников Перечень дисциплин, изучаемых в 2 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика» | ||
Утверждаю” Проректор по учебно-методической работе Огородников В. Н Перечень дисциплин, изучаемых в 1 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика» | Методические указания по выполнению научно-исследовательской работы... Научно-исследовательская работа (нир) выполняется студентами в процессе изучения ряда экономических и управленческих дисциплин и... | ||
Принято общим собранием колледжа Протокол №1 от 30. 09. 2013 г Учебные занятия проводятся по расписанию в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными Комитетом по образованию... | Учебно-методической работе В. Н. Огородников «29» ноября 2013 г.... Перечень дисциплин, изучаемых во 2 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика» | ||
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» установлено следующее количество учебных... | Рабочая программа учебной дис циплины Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны в соответствии со стандартами и учебными планами по направлению... | ||
Исследовательская работа по теме: «Мобильный телефон. Друг или враг?» С его помощью можно узнать который час, записать необходимую информацию, сократить время ожидания, играя в игру. Встроенная камера... | Научно-исследовательская работа процесс совместной деятельности студентов/... О научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и обучающихся государственного бюджетного образовательного учреждения... |