«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе».
Н.В. Головина, учитель начальных классов
МКОУ СКОШ № 45
Долгие годы мало внимания уделялось изучению проблем обучения и воспитания детей со сложным дефектом. Они считались «необучаемыми» и не получали почти ни какой помощи от специалистов. Современные знания об умственной отсталости и повседневный опыт работы дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но у всех разные возможности. Но всегда остаётся вопрос: «Как учить особого ребёнка».
Важнейшей задачей коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей со сложным дефектом. Большое значение приобрели вопросы выявление потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.
Дети со сложным дефектом, имеющие умеренную и тяжелую умственную отсталость, по своим психофизическим особенностям страдают значительными нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Для данной категории детей характерны низкие адаптационные возможности, несформированность языковых средств, неумение ориентироваться во времени и пространстве; у некоторых из них имеются аутистические тенденции, эпилептический синдром, остаточные явления ДЦП с грубыми нарушениями моторики и другие нервно-психические заболевания.
Однако, наряду с недостатками, этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития. Дети способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции.
С учётом этих особенностей выделяются приоритетные направления коррекционно-развивающей работы:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- расширение социальных контактов, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем мире;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счёта, чтения, письма, знаний о природе, основ безопасной жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Очень важно, чтобы учебные занятия способствовали формированию навыков поведения в обществе, развитию активности и уровня коммуникабельности детей со сложным дефектом.
На уроках проводится артикуляционная гимнастика, простые дыхательные и голосовые упражнения в виде коротких зарядок перед и во время урока. Уделяется внимание активизации и расширению активного словаря на каждом уроке. С целью накопления активного и пассивного словаря обучающихся используются игрушки, картинки, игровой материал, картинное лото и т.д.
Для успешного формирования навыков письма проводится работа по развитию моторного праксиса (пальчиковые игры и упражнения для развития моторики рук и пальцев).
В работе с безречевыми детьми предполагается сопряженная и отраженная речь.
На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления полученных знаний.
Из всего многообразия занимательного материала часто применяются дидактические игры. Основное назначение их – это средство повышения мотивации и обеспечение детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, букв, геометрических фигур, направлений. Дидактическая игра включается непосредственно в содержание занятий как средство реализации программных задач. Игра проходит в медленном темпе, в силу психофизических возможностей детей. Задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогают детям усвоить часть программного материала.
Учитель должен пробудить интерес к занятиям, от этого во многом зависит успешность обучения. Как показывает практика развитие познавательной деятельности у детей со сложным дефектом, обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому наряду с традиционными формами обучения мы используем и нетрадиционные.
Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. Такие уроки помогают учителю повышать интерес учащихся к занятиям.
Использование нестандартных форм работы даёт результаты: меняется характер, взаимоотношения между учащимися, возрастает активность и творческая самостоятельность. Главное на таких занятиях максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность, выявление скрытых возможностей. Но для достижения результата урок должен быть познавательным и занимательным, а не развлекательным. В условиях специальной (коррекционной) школы, не получается применять все виды нестандартных форм урока, но некоторые из них необходимы для обучения детей. Это различные уроки: урок-праздник, урок-викторина, урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие и др. Познавательная активность учащихся на таком уроке значительно повышается. Такие уроки отвечают всем требованиям современного подхода к обучению, а особенно важно, что они очень нравятся детям.
Нами проводятсяисследования с целью выявления уровня развитиякаждого ребёнка в начале и в конце учебного года. В качестве основного метода исследования используются диагностика умений по основным учебным дисциплинам (математика, развитие речи, чтение и развитие речи, письмо и развитие речи). Детивыполняют тест, в состав которого входят дидактические игры. Дидактические игры по выявлению уровня развития математических умений; выявление уровня развития умений по чтению и развитию речи; выявление уровня развития письма у детей со сложнымдефектом.
В качестве критериев оценки уровня умений используется десятибалльная система.
8-10 баллов – ребёнок выполняет задания при оказании учителем помощи в отдельных случаях;
4-7 баллов – ребёнок выполняет все задания совместно с учителем;
1-3 балла – ребенок отказывается от выполнения задания.
Результаты диагностики отражаются в диаграмме оценки уровня умений на начало и на конец учебного года по основным учебным дисциплинам.
Исследование показало, что элементарные умения по основным учебным дисциплинам (математика, развитие речи, чтение и развитие речи, письмо и развитие речи), определённые современными требованиями, усваиваются детьми не в полном объеме, в силу их психофизических особенностей и возможностей, но использование дидактических игр и нестандартных приемов на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных умений у детей со сложным дефектом. Список литературы
Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. – М., Владос, 2007.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., Просвещение, 2003.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития – М.: Издательство «Книголюб», 2008 – 160 с.
|