«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе»





Скачать 50.61 Kb.
Название«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе»
Дата публикации01.08.2014
Размер50.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе».

Н.В. Головина, учитель начальных классов

МКОУ СКОШ № 45

Долгие годы мало внимания уделялось изучению проблем обучения и воспитания детей со сложным дефектом. Они считались «необучаемыми» и не получали почти ни какой помощи от специалистов. Современные знания об умственной отсталости и повседневный опыт работы дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но у всех разные возможности. Но всегда остаётся вопрос: «Как учить особого ребёнка».

Важнейшей задачей коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей со сложным дефектом. Большое значение приобрели вопросы выявление потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.

Дети со сложным дефектом, имеющие умеренную и тяжелую умственную отсталость, по своим психофизическим особенностям страдают значительными нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Для данной категории детей характерны низкие адаптационные возможности, несформированность языковых средств, неумение ориентироваться во времени и пространстве; у некоторых из них имеются аутистические тенденции, эпилептический синдром, остаточные явления ДЦП с грубыми нарушениями моторики и другие нервно-психические заболевания.

Однако, наряду с недостатками, этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития. Дети способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции.

С учётом этих особенностей выделяются приоритетные направления коррекционно-развивающей работы:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

- расширение социальных контактов, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем мире;

- формирование на доступном уровне простейших навыков счёта, чтения, письма, знаний о природе, основ безопасной жизнедеятельности;

- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Очень важно, чтобы учебные занятия способствовали формированию навыков поведения в обществе, развитию активности и уровня коммуникабельности детей со сложным дефектом.

На уроках проводится артикуляционная гимнастика, простые дыхательные и голосовые упражнения в виде коротких зарядок перед и во время урока. Уделяется внимание активизации и расширению активного словаря на каждом уроке. С целью накопления активного и пассивного словаря обучающихся используются игрушки, картинки, игровой материал, картинное лото и т.д.

Для успешного формирования навыков письма проводится работа по развитию моторного праксиса (пальчиковые игры и упражнения для развития моторики рук и пальцев).

В работе с безречевыми детьми предполагается сопряженная и отраженная речь.

На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления полученных знаний.

Из всего многообразия занимательного материала часто применяются дидактические игры. Основное назначение их – это средство повышения мотивации и обеспечение детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, букв, геометрических фигур, направлений. Дидактическая игра включается непосредственно в содержание занятий как средство реализации программных задач. Игра проходит в медленном темпе, в силу психофизических возможностей детей. Задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогают детям усвоить часть программного материала.

Учитель должен пробудить интерес к занятиям, от этого во многом зависит успешность обучения. Как показывает практика развитие познавательной деятельности у детей со сложным дефектом, обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому наряду с традиционными формами обучения мы используем и нетрадиционные.

Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. Такие уроки помогают учителю повышать интерес учащихся к занятиям.

Использование нестандартных форм работы даёт результаты: меняется характер, взаимоотношения между учащимися, возрастает активность и творческая самостоятельность. Главное на таких занятиях максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность, выявление скрытых возможностей. Но для достижения результата урок должен быть познавательным и занимательным, а не развлекательным. В условиях специальной (коррекционной) школы, не получается применять все виды нестандартных форм урока, но некоторые из них необходимы для обучения детей. Это различные уроки: урок-праздник, урок-викторина, урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие и др. Познавательная активность учащихся на таком уроке значительно повышается. Такие уроки отвечают всем требованиям современного подхода к обучению, а особенно важно, что они очень нравятся детям.

Нами проводятсяисследования с целью выявления уровня развитиякаждого ребёнка в начале и в конце учебного года. В качестве основного метода исследования используются диагностика умений по основным учебным дисциплинам (математика, развитие речи, чтение и развитие речи, письмо и развитие речи). Детивыполняют тест, в состав которого входят дидактические игры. Дидактические игры по выявлению уровня развития математических умений; выявление уровня развития умений по чтению и развитию речи; выявление уровня развития письма у детей со сложнымдефектом.

В качестве критериев оценки уровня умений используется десятибалльная система.

8-10 баллов – ребёнок выполняет задания при оказании учителем помощи в отдельных случаях;

4-7 баллов – ребёнок выполняет все задания совместно с учителем;

1-3 балла – ребенок отказывается от выполнения задания.

Результаты диагностики отражаются в диаграмме оценки уровня умений на начало и на конец учебного года по основным учебным дисциплинам.

Исследование показало, что элементарные умения по основным учебным дисциплинам (математика, развитие речи, чтение и развитие речи, письмо и развитие речи), определённые современными требованиями, усваиваются детьми не в полном объеме, в силу их психофизических особенностей и возможностей, но использование дидактических игр и нестандартных приемов на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных умений у детей со сложным дефектом.
Список литературы

  1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. – М., Владос, 2007.

  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., Просвещение, 2003.

  3. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития – М.: Издательство «Книголюб», 2008 – 160 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconРабочая программа по учебному предмету «Математика» для 6 класса со сложным дефектом

«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconРабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд»...

«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconТема: Применение эвристических задач обучения в начальной школе
Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconП лан проведения декады начальных классов в 2013-2014 учебном году
Круглый стол «Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности начальной школы. Особенности педагогической диагностики в начальной...
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» icon«Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (по фгос ноо)» Содержание
«Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (по фгос ноо)»
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconУроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе
Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в...
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconПерспективы использования электронного обучения в начальной школе
Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является...
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconПлан работы заместителя директора по учебной работе по начальной...
Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в...
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconОсобенности организации раннего обучения английскому языку детей...
Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с особенностями организации раннего обучения английскому языку детей в детском саду...
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconПояснительная записка Изучение иностранного языка в начальной школе...
С учётом постановленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения предмета “Иностранный язык ” в начальной...
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconРогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош»
Социальные запросы, предъявляемые к школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является...
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconКонспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия психолога...
Повторение слов. На альбомном листе нарисован робот и даны карточки со словами «Части тела». Я говорю слово на русском, учащиеся...
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»...
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 3 класса со сложным дефектом специальной (коррекционной) школы и составлена...
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» iconШишиловой Юлии Викторовны Метод проектов на уроках в начальной школе
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск