Скачать 58.76 Kb.
|
Подготовила и провела учитель начальных классов высшей категории Кондрат В.П Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов. Основные предметные цели: - познакомить с понятием «синонимы» - наблюдать в речи употребление синонимов- слов. - упражняться в употребление в речи синонимов – слов. - учить подбирать синонимы к данным словам. - развивать орфографическую зоркость, самостоятельность в работе с учебными пособиями. Ход урока. 1.Организационный момент. - Долгожданный дан звонок… Начинается урок. -Ребята, какой урок у нас сейчас будет? - Грамматика, грамматика – Наука очень строгая! Учебник по грамматике Всегда беру с тревогой я. - Бояться вам нечего. Сегодня мы будем работать под девизом: « Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием, - непобедим» М.Горький. -К нам на урок пришли гости – учителя, а также герой мультфильма «Простоквашино». Узнали кто это? - Почтальон Печкин. - Он будет мне помогать проводить урок. Видите, какая у него большая сумка, в ней находятся различные задания. - Прежде, чем приступить к работе, отметьте на листочках, которые лежат у вас на столах , с каким настроением вы пришли на урок. Если настроение у вас хорошее, то нарисуйте солнышко, если плохое - тучку. А чтобы у нас небо было без тучек, я буду вручать солнышки за правильные ответы. Согласны? -Вспомним, как нужно сидеть во время письма, как должна лежать тетрадь, как правильно держать ручку. - Я тетрадь свою открою, Под наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я примусь. - Откройте тетради и запишите число. Но при этом не забывайте слова В.О.Ключевского «Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости». 2.Актуализация знаний. - Печкин нес нам письмо, но оно у него выпало и все знаки препинания, которые стояли в конце предложений потерялись. Поможем Печкину вернуть их на место? - Вспомним, что такое предложение? - Какие знаки могут стоять в конце предложения? Когда мы их ставим? - Определите, сколько предложений в тексте. Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны -Запишите первое. Подчеркните грамматическую основу предложения. - Что является грамматической основой предложения? Подлежащее отвечает на вопрос…и обозначает… Сказуемое отвечает на вопрос… и обозначает… - Кроме главных членов предложения, какие ещё здесь есть члены предложения? - Какова роль второстепенных членов предложения? -Какое слово употреблено в первом предложении в переносном смысле? -Пришла. 3.Самоопределение к деятельности. -Прочитайте ещё раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? -У слов наступила, настала, началась, пришла близкие значения. -Сегодня мы с вами узнаем, а так же и наш помощник тоже узнает, как в русском языке называются такие слова, у которых близкие лексические значения. 4. Формирование темы, цели урока. 1.- Откройте учебник на с.52 и прочитайте тему урока. -Что такое синонимы? 2.- Послушайте внимательно объяснение и попробуйте сами ответить на этот вопрос. (диск «Русский язык» - анимация ( объяснение и текст упр. 66) - Кто уже может ответить, что такое синонимы? - Синонимы – это слова с близким лексическим значением. - Какие слова – синонимы вы услышали в тексте? -Родник, ключ. - Одинаково или по – разному они произносятся? -По – разному -Запишем упр. 66 и слова ключ, родник, источник. - Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы. - Повторите это слово хором. Посмотрите, как записать его грамотно. Синонимы -Запишите слово в словарик. - Кроме всех словариков, с которыми мы уже работали, есть ещё словарь синонимов. Он находится на с.141. Какие синонимы вы можете назвать из этого словаря - Вы хорошо работали, теперь следует отдохнуть. Почтальон Печкин принёс для нас слова новой физминутки. 5.Физкультминутка Руки на пояс поставьте сначала, Влево и вправо качайте плечами. Вы дотянулись мизинцем до пятки? Если сумели – всё в полном порядке. - Отдохнули? А вас ждёт телеграмма. Братьям Лосям требуется ваша помощь. 6. Закрепление изученного материала. 1. (диск «Русский язык» - поможем братьям лосям спуститься на землю (упр.67) - В книге это упражнение 67. Спишите любую группу слов. Поставьте ударение в словах. Обратите внимание на написание слов. - Каким научным словом мы теперь уже можем назвать слова каждой группы? -Поступило следующее задание. Наш помощник трудится как и вы. 2.Работа с учебником. Упр 68, с. 53 (устно) - Прочитайте внимательно слова каждой пары и скажите, являются они синонимами? -Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу. - Синонимы близки по смыслу, но всё же немного отличаются друг от друга по значению. - Назовите отличие в лексическом значении слов каждой пары. - Рисунок – это то, что нарисовали. -Узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. -Мчаться – очень быстро бежать. -Алый – ярко – красный - Опять почтальон Печкин принёс для вас послание от братьев лосей. 3. (диск «Русский язык» - поможем братьям лосям спуститься на землю) - Выберите из данных пар пары слов – синонимов. - Молодцы. С этими заданиями вы справились. Но вот Печкин и наши гости хотят узнать, как же вы знаете написание других слов. 7.Закрепление ранее пройденного. 1.Словарная работа. Перфокарты Ягода, дорога, берёза, яблоня - Посмотрите внимательно и скажите какое слово здесь лишнее? Почему? - Это растения, а дорога нет. 2.Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе с.20 упр.40. 3.диск «Русский язык» - безударная гласная «Ромашка» -Как же вы определили, что нужно писать ту или иную букву? - Если буква гласная Вызвала сомнение Ты её немедленно Поставь под ударение. 3. Работа с книгой упр 69 с.53 -Я вам прочитаю стихотворение Ирины Токмаковой, а представьте себе эту картину. Закройте глаза и вслушайтесь в слова. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. -Какой вы представили себе осинку? -Мёрзнущую, её очень холодно. -Как автор это показал? - Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет. -Почему осину автор называет осинкой? -Это ласковое слово, автор жалеет её. - Поднимите руки кто видел , как дрожит осинка на ветру? - У осинки длинный черенок у листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет. - Какие слова говорят о том, что она сильно мёрзнет? - Стынет на солнышке и в жару. -Прочитайте стихотворение так, как оно записано, - орфографически. - Какие знакомые орфограммы встретились? Сколько здесь предложений? Почему каждая строка написана с прописной буквы? -Проговорите стихотворение соседу и послушайте его. -А теперь проговорим стихотворение хором. -Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы. Проверка. Взаимопроверка. «!» - всё правильно. «+» - 1-2 ошибки. « - » -много ошибок. 8.Рефлексия. Карточка. Соедини синонимы. неразговорчивый простой несложный отважный смелый чудесный прекрасный молчаливый Самооценка с помощью «светофора» 9.Подведение итогов урока. - Какой новый термин узнали на уроке? -Синонимы. - Какие слова называют синонимами? - Разные по написанию и близкие по смыслу. - Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? -Речь становится более точной, эмоциональной. -Какое у вас сейчас настроение? Нарисуйте. У кого сколько солнышек? Понравилось Печкину у нас на уроке? Тогда скажем ему «волшебное» слово за помощь 10. Домашнее задание. С 54 упр.70 |
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Используемая методическая литература:... Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить понимание смысловых, стилистических различий синонимов;... | Урок русского языка в 3 классе тема: синонимы «синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи | Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» На уроке осуществляется обобщение материала об изученных словах, развивается логическое мышление и умение видеть и употреблять в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной... | Темы вашего учебного проекта Синонимы и антонимы" в 5 классе на уроках русского языка, который предполагает углубление знаний детей при изучении этой темы, при... | ||
Урок русского языка 2 класса, блок русского языка «Как устроен наш язык» Знакомит обучающихся с теоретическими знаниями (понятие «синонимы»). Урок построен на полученных знаниях тем «Значение слова», «Текст»,... | Урок-театр: морская школа. Тема: омонимы, синонимы, антонимы Перед выступлением дети по группам проводят аналогичное выступление для себя. Цифровой ресурс используется здесь как иллюстрация... | ||
Практическая работа №1 Тема: Мои летние каникулы. My summer holidays. Наименование работы Наименование работы: выполнение практических заданий на формирование навыков, чтение и перевода текста со словарем | Протокол № от 2011 г Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации),... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы работы учащихся: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с карточками, рисование, самостоятельная работа со... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа со словом : прямое лексическое значение и значение слова в данном контексте. Работа со словарём | ||
Урок по литературе в 6 классе на тему «Человек с великим сердцем»... Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации),... | Наглядно демонстрационное пособие справочник паронимов Наглядно демонстрационное... Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению. Например: бросить-кинуть, многозначность-полисемия,... | ||
§§ 10, 11 ответы на вопросы. Индивидуальное задание по группам: представить... Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации),... | Конспект логопедического занятия : группа онр, 2 класс. Тема: «Синонимы» Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований |