Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов





Скачать 58.76 Kb.
НазваниеТема: Синонимы. Работа со словарём синонимов
Дата публикации25.08.2014
Размер58.76 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Философия > Учебник
Подготовила и провела учитель начальных классов

высшей категории Кондрат В.П
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов.

Основные предметные цели:

- познакомить с понятием «синонимы»

- наблюдать в речи употребление синонимов- слов.

- упражняться в употребление в речи синонимов – слов.

- учить подбирать синонимы к данным словам.

- развивать орфографическую зоркость, самостоятельность в работе с учебными пособиями.


Ход урока.
1.Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок…

Начинается урок.
-Ребята, какой урок у нас сейчас будет?
- Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.
- Бояться вам нечего. Сегодня мы будем работать под девизом:

« Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием, - непобедим» М.Горький.
-К нам на урок пришли гости – учителя, а также герой мультфильма «Простоквашино». Узнали кто это?

- Почтальон Печкин.

- Он будет мне помогать проводить урок. Видите, какая у него большая сумка, в ней находятся различные задания.

- Прежде, чем приступить к работе, отметьте на листочках, которые лежат у вас на столах , с каким настроением вы пришли на урок. Если настроение у вас хорошее, то нарисуйте солнышко, если плохое - тучку. А чтобы у нас небо было без тучек, я буду вручать солнышки за правильные ответы. Согласны?
-Вспомним, как нужно сидеть во время письма, как должна лежать тетрадь, как правильно держать ручку.
- Я тетрадь свою открою,

Под наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я примусь.
- Откройте тетради и запишите число. Но при этом не забывайте слова В.О.Ключевского
«Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости».
2.Актуализация знаний.

- Печкин нес нам письмо, но оно у него выпало и все знаки препинания, которые стояли в конце предложений потерялись. Поможем Печкину вернуть их на место?

- Вспомним, что такое предложение?

- Какие знаки могут стоять в конце предложения? Когда мы их ставим?
- Определите, сколько предложений в тексте.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны
-Запишите первое. Подчеркните грамматическую основу предложения.

- Что является грамматической основой предложения?

Подлежащее отвечает на вопрос…и обозначает…

Сказуемое отвечает на вопрос… и обозначает…
- Кроме главных членов предложения, какие ещё здесь есть члены предложения?

- Какова роль второстепенных членов предложения?
-Какое слово употреблено в первом предложении в переносном смысле?
-Пришла.
3.Самоопределение к деятельности.
-Прочитайте ещё раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла?
-У слов наступила, настала, началась, пришла близкие значения.
-Сегодня мы с вами узнаем, а так же и наш помощник тоже узнает, как в русском языке называются такие слова, у которых близкие лексические значения.
4. Формирование темы, цели урока.

1.- Откройте учебник на с.52 и прочитайте тему урока.

-Что такое синонимы?

2.- Послушайте внимательно объяснение и попробуйте сами ответить на этот вопрос.

(диск «Русский язык» - анимация ( объяснение и текст упр. 66)
- Кто уже может ответить, что такое синонимы?

- Синонимы – это слова с близким лексическим значением.

- Какие слова – синонимы вы услышали в тексте?

-Родник, ключ.

- Одинаково или по – разному они произносятся?

-По – разному

-Запишем упр. 66 и слова ключ, родник, источник.

- Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы.

- Повторите это слово хором. Посмотрите, как записать его грамотно.
Синонимы

-Запишите слово в словарик.

- Кроме всех словариков, с которыми мы уже работали, есть ещё словарь синонимов. Он находится на с.141. Какие синонимы вы можете назвать из этого словаря

- Вы хорошо работали, теперь следует отдохнуть. Почтальон Печкин принёс для нас слова новой физминутки.
5.Физкультминутка
Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели – всё в полном порядке.
- Отдохнули? А вас ждёт телеграмма. Братьям Лосям требуется ваша помощь.
6. Закрепление изученного материала.
1. (диск «Русский язык» - поможем братьям лосям спуститься на землю (упр.67)
- В книге это упражнение 67. Спишите любую группу слов. Поставьте ударение в словах. Обратите внимание на написание слов.

- Каким научным словом мы теперь уже можем назвать слова каждой группы?

-Поступило следующее задание. Наш помощник трудится как и вы.
2.Работа с учебником. Упр 68, с. 53 (устно)

- Прочитайте внимательно слова каждой пары и скажите, являются они синонимами?

-Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.

- Синонимы близки по смыслу, но всё же немного отличаются друг от друга по значению.

- Назовите отличие в лексическом значении слов каждой пары.

- Рисунок – это то, что нарисовали.

-Узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней.

-Мчаться – очень быстро бежать.

-Алый – ярко – красный

- Опять почтальон Печкин принёс для вас послание от братьев лосей.
3. (диск «Русский язык» - поможем братьям лосям спуститься на землю)

- Выберите из данных пар пары слов – синонимов.
- Молодцы. С этими заданиями вы справились. Но вот Печкин и наши гости хотят узнать, как же вы знаете написание других слов.
7.Закрепление ранее пройденного.
1.Словарная работа. Перфокарты
Ягода, дорога, берёза, яблоня

- Посмотрите внимательно и скажите какое слово здесь лишнее? Почему?

- Это растения, а дорога нет.

2.Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе с.20 упр.40.
3.диск «Русский язык» - безударная гласная «Ромашка»

-Как же вы определили, что нужно писать ту или иную букву?

- Если буква гласная

Вызвала сомнение

Ты её немедленно

Поставь под ударение.
3. Работа с книгой упр 69 с.53
-Я вам прочитаю стихотворение Ирины Токмаковой, а представьте себе эту картину. Закройте глаза и вслушайтесь в слова.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

-Какой вы представили себе осинку?

-Мёрзнущую, её очень холодно.

-Как автор это показал?

- Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет.

-Почему осину автор называет осинкой?

-Это ласковое слово, автор жалеет её.

- Поднимите руки кто видел , как дрожит осинка на ветру?

- У осинки длинный черенок у листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет.

- Какие слова говорят о том, что она сильно мёрзнет?

- Стынет на солнышке и в жару.

-Прочитайте стихотворение так, как оно записано, - орфографически.

- Какие знакомые орфограммы встретились? Сколько здесь предложений? Почему каждая строка написана с прописной буквы?

-Проговорите стихотворение соседу и послушайте его.

-А теперь проговорим стихотворение хором.

-Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы.

Проверка. Взаимопроверка.

«!» - всё правильно.

«+» - 1-2 ошибки.

« - » -много ошибок.
8.Рефлексия.

Карточка. Соедини синонимы.
неразговорчивый простой

несложный отважный

смелый чудесный

прекрасный молчаливый
Самооценка с помощью «светофора»
9.Подведение итогов урока.

- Какой новый термин узнали на уроке?

-Синонимы.

- Какие слова называют синонимами?

- Разные по написанию и близкие по смыслу.

- Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?

-Речь становится более точной, эмоциональной.
-Какое у вас сейчас настроение? Нарисуйте. У кого сколько солнышек?

Понравилось Печкину у нас на уроке? Тогда скажем ему «волшебное» слово за помощь
10. Домашнее задание. С 54 упр.70

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconБаранов М. Т., Ладыженская Т. А. Используемая методическая литература:...
Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить понимание смысловых, стилистических различий синонимов;...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconУрок русского языка в 3 классе тема: синонимы
«синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconТема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы»
На уроке осуществляется обобщение материала об изученных словах, развивается логическое мышление и умение видеть и употреблять в...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconТемы вашего учебного проекта
Синонимы и антонимы" в 5 классе на уроках русского языка, который предполагает углубление знаний детей при изучении этой темы, при...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconУрок русского языка 2 класса, блок русского языка «Как устроен наш язык»
Знакомит обучающихся с теоретическими знаниями (понятие «синонимы»). Урок построен на полученных знаниях тем «Значение слова», «Текст»,...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconУрок-театр: морская школа. Тема: омонимы, синонимы, антонимы
Перед выступлением дети по группам проводят аналогичное выступление для себя. Цифровой ресурс используется здесь как иллюстрация...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconПрактическая работа №1 Тема: Мои летние каникулы. My summer holidays. Наименование работы
Наименование работы: выполнение практических заданий на формирование навыков, чтение и перевода текста со словарем
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconПротокол № от 2011 г
Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации),...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы учащихся: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с карточками, рисование, самостоятельная работа со...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа со словом : прямое лексическое значение и значение слова в данном контексте. Работа со словарём
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconУрок по литературе в 6 классе на тему «Человек с великим сердцем»...
Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации),...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconНаглядно демонстрационное пособие справочник паронимов Наглядно демонстрационное...
Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению. Например: бросить-кинуть, многозначность-полисемия,...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов icon§§ 10, 11 ответы на вопросы. Индивидуальное задание по группам: представить...
Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации),...
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов iconКонспект логопедического занятия : группа онр, 2 класс. Тема: «Синонимы»
Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск