Скачать 383.27 Kb.
|
ФИЛОСОФИЯ Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург 2010 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию _____________________ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.М. КИРОВА ________________________________________________________________________ ФИЛОСОФИЯ Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург 2010 Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой философии Гуманитарного факультета Санкт-Петербургской лесотехнической академии имени С.М.Кирова 8 июня 2010 г. Составители: кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров кандидат философских наук, доцент Н.А. Антипин кандидат философских наук, доцент А.А. Дюранов кандидат философских наук, доцент П.Г. Выжлецов кандидат философских наук, доцент С.О. Петров кандидат философских наук, доцент О.В. Сапенок старший преподаватель Е.В. Соколова Ответственный редактор кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров Рецензент кафедра философии СПбГЛТА Методические материалы предназначены для студентов всех факультетов и форм обучения, изучающих дисциплину «Философия» Темплан 2010 г. Изд. № ОГЛАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
«Философия» для нефилософских специальностей……..6
Введение Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста и гражданина. В ходе обучения ставятся задачи: - познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли, главными направлениями и течениями современной философии; - научить студента ориентироваться в наиболее общих вопросах бытия и познания, проблемах ценностей, свободы и смысла жизни, самостоятельно формулировать, анализировать, обосновывать и, при необходимости, отстаивать свои убеждения, использовать философские понятия и методы в ходе профессиональной деятельности, в процессе принятия решений и ведения дискуссий. Учебная дисциплина «Философия» изучается на всех факультетах академии в основном на 2 – 4 курсах после таких гуманитарных дисциплин, как история и культурология, которые подготавливают студента к восприятию теоретически и терминологически более сложного философского материала. Курс включает в себя исторический и систематический разделы, дающие в совокупности представление об основных этапах развития философских знаний и их современном состоянии. Предлагаемая работа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта, а также структуры и опыта преподавания учебной дисциплины «Философия» в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии и имеет своей целью оказать методическую помощь студенту на всех этапах его самостоятельной и аудиторной работы. Д.Е.Любомировым написаны: тема 1, тема 2 (занятие 2); Е.В.Соколовой – тема 2 (занятие 3, 4); А.А.Дюрановым – тема 2 (занятия 5, 6); С.О.Петровым – темы 3, 6; Н.А.Антипиным – темы 4, 10; О.В.Сапенок – темы 5, 9; П.Г.Выжлецовым – тема 8. Государственный стандарт знаний по дисциплине «Философия» для студентов нефилософских специальностей Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. ПРОГРАММА учебной дисциплины «Философия» Наименование тем и их содержание 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Понятие мировоззрения. Мировоззрение как мироощущение и миропонимание. Отношение человека к миру как основной вопрос мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, их взаимосвязь. Структура мировоззрения и место в ней философии. Всеобщность, рациональность и проблемность философского постижения мира. Предмет философии как философская проблема. Специфика философского вопрошания. Философские вопросы как функции философии. Социальные функции философии, ее разделы и основные философские направления. Место и роль философии в культуре. Философия как самосознание человека, общества и эпохи. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия как учение о сущем и должном. Философия и общечеловеческие ценности. Структура философского знания: философия (ее основные разделы), философские дисциплины (этика, эстетика и т.д.), философские проблемы различных наук и сфер бытия (философия образования, физики, права, биологии и т.д.). Философия как гуманитарное знание. Философия, глобальные проблемы и судьбы человечества. 2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Возникновение и развитие основных философских направлений в ранней философии Востока и Запада. Философские школы Древней Индии. Древний Китай: конфуцианство и даосизм. Основные школы античной философии (милетская, пифагорейская, элейская, атомистическая, эпикурейская, киническая, стоическая). Философские взгляды Платона и Аристотеля. Религиозный характер философии средневековья: патристика и схоластика. Теоцентризм философских систем Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Проблемы человека как личности, натурфилософии и социального развития в возрожденческой философской мысли (Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Н. Макиавелли). Научная революция ХУП века и философия Нового времени. Эмпиризм /Ф. Бэкон/ и рационализм / Р. Декарт/ как ведущие методологические установки эпохи. Философия Просвещения. Классики немецкой философии / И. Кант, Г. Гегель/ о проблемах диалектики познания, природы и истории. Истоки, основные идеи и эволюция философии марксизма. Основные направления и особенности развития русской философии ХIХ - ХХ веков. П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники, Н.Г. Чернышевский, русская религиозно-философская мысль /В Соловьев, Н. Бердяев/, русский космизм / Н. Федоров и др./ Иррационалистическое направление в западной философии ХIХ столетия. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Ведущие течения западной философии ХХ века / неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, фрейдизм, философская антропология и др./ 3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ Онтология как учение о бытии. Основные виды бытия (материальное, идеальное, социальное, человеческое) и их взаимосвязь. Бытие и проблема субстанции. Виды субстанций. Монизм, дуализм и плюрализм в понимании бытия и субстанции. Проблема субстанции и развитие естествознания. Понятия материального и идеального. Понятие движения. Движение и покой. Движение и развитие. Многообразие форм движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Редукционизм и его ограниченность. Пространство и время, их основные характеристики. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Многообразие пространственно-временных отношений в различных видах бытия. Парадоксы пространства и времени. Взаимосвязь философии и науки в познании мира. Научные, философские и религиозные картины мира. 4. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Проблема сознания в философии. Сознание как сущностное свойство и отличительный признак человека: его происхождение, природные и социальные предпосылки. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Психика животных и сознание человека. Сознание как регулятор человеческой деятельности. Сознание и труд. Сознание и общение. Сознание и познание. Сознание – идеальное конструирование реальности. Идеальность сознания. Роль языка в становлении и развитии сознания. Знак и значение. Проблема моделирования мышления. Действительность, мышление, логика и язык. Сознание как способ существования человеческого «Я». Структура сознания. Самосознание и личность. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в поведении человека. Разум и эмоции. Индивидуальное и общественное сознание. 5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Специфика философского подхода к познанию. Сознание и познание. Основные гносеологические установки: оптимизм, агностицизм, скептицизм. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познание, практика, творчество. Познание как отражение и знаковая деятельность. Многообразие форм познания /обыденное и теоретическое, вненаучное и научное и др./ Знание и вера. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании, их формы и взаимосвязь. Проблема истины. Истина и заблуждение. Когерентная, корреспондентная, прагматическая, конвенционалистская и деятельностная концепции истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании. Критерии истины. Истина и ценность. Научное и вненаучное знание. Научное познание, его структура, методы и формы. Критерии научности. Научные революции и смены типов рациональности. Рост научного и технического знания в современном мире. Сциентизм и антисциентизм. Наука и техника на рубеже третьего тысячелетия.
Диалектика как учение и метод познания и преобразования изменяющегося мира. Диалектика и метафизика. Понятие развития в философии и науке. Проблема критериев развития. Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Категории диалектики. Принцип системности и его раскрытие в категориях «часть-целое», «система – элемент - структура», «форма - содержание». Современный системный подход. Закономерности динамические и статистические. Принцип детерминизма и его раскрытие посредством категорий «причина-следствие», «необходимость-случайность», «возможность-действительность». Детерминизм лапласовский и вероятностный. Индетерминизм. Проблема самоорганизации бытия в философии и науке. 7. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Общество как объект социального познания. Специфика философского исследования общества, влияние мировоззренческих установок на его понимание. Структура общества, его элементы и системообразующие факторы. Уровни организации общества как оформление и закрепление социального опыта действующего человека: материально-производственного, политического, духовного; их взаимосвязь. Проблемы социальной детерминации. Гражданское общество и государство. Философская проблематика исторического процесса. Смысл и направленность истории, ее единство и многообразие. Поиски движущих сил общественного развития. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость в истории. Насилие и ненасилие в истории. Преемственность исторического процесса. Проблема периодизации всемирной истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Проблема общественного прогресса и его критериев. Пути преображения России: между Западом и Востоком. 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Учение о человеке в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии. Понимание человека в истории философско-мировоззренческих систем Запада и Востока. Философские аспекты проблемы антропосоциогенеза. Человек как единство природного, социального и духовного начал. Их соотношение в детерминации его поведения и деятельности. Вопрос о космопланетарном феномене человека, его возможностях и пределах эволюции. Человек перед лицом вечности: проблема жизни и смерти. Вопрос о смысле человеческого бытия в истории философии. Человек в системе социальных связей: личность и общество. Философское содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность и социальные роли. Личность и массы. Исторические типы личности. Социальный детерминизм, свобода и ответственность человека. Отчуждение как социально-личностная проблема современности. 9. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ Человек, общество, культура. Определение культуры как философская проблема. Происхождение культуры. Культура и природа. Культура материальная и духовная. Функции культуры. Развитие культуры: традиции и новации. Проблема преемственности поколений. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Культура как ценностное измерение общества. Ценности и потребности человека. Понятия «ценность», «оценка», «норма», «идеал». Классификация ценностей, проблема их иерархии. Нравственные ценности. Мораль. Справедливость. Право. Эстетические ценности и их роль в жизни человека. Религиозные ценности и свобода совести. Социальная обусловленность ценностных ориентаций и их основные типы: гедонизм, утилитаризм, альтруизм, перфекционизм и др. Проблема общечеловеческих ценностей. Культура и цивилизация. Культура массовая и элитарная. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Ценностное самоопределение России в диалоге культур Востока и Запада. 10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Основные черты и особенности современного этапа развития мировой цивилизации. Глобальные проблемы современности: понятие и происхождение. Научно-техническая революция и ее цивилизационные последствия. Система глобальных проблем современности /обеспечение мира, преодоление социально-экономической и научно-технической отсталости развивающихся стран, экологические проблемы, регулирование роста народонаселения и др./, их взаимосвязь и основные подходы к решению. Место и роль философии, естественных, гуманитарных и технических наук в преодолении кризиса современной цивилизации. Взаимодействие общества и природы как философская проблема. Человек и природа. Живое и неживое, их взаимосвязь и относительность различия. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вторая» природа). Эволюция практического, нравственного эстетического отношения человека к природе в ходе истории. Современная экологическая проблематика, ее научные, социально- философские и этико-гуманистические аспекты. Основные подходы к проблеме выживания человечества и выхода из экологического кризиса (теория ноосферы В. И. Вернадского, доклады «Римского клуба», концепция коэволюции общества и природы Н. Н. Моисеева и др.). Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Предмет философии (4 часа) Занятие 1. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ (2 часа)
Базовые понятия: Мировоззрение, ценности, мифология, религия, философия, монизм, дуализм, плюрализм, идеализм, материализм. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Берлин И. Назначение философии //Вопросы философии. 1999. №5. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? [Пер. с фр.] – М., 2009. Коган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. 1997. № 9. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1992. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. - М., 2001. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека: Пер. с англ. - СПб., 2001. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА (2 часа)
Базовые понятия: Онтология, гносеология, антропология, аксиология, праксиология, этика, эстетика, логика, история философии, субстанция, субъективный идеализм, объективный идеализм. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Дерюгин С.В., Наумов А.Н. «Основной вопрос философии»: варианты решения проблемы // Философские науки. 1991. № 1. Левин Г.Д. К вопросу об основном вопросе философии // Вопросы философии. 2002. № 10. Никифоров А.Л. Природа философии: основы философии. М., 2001. Соколов В.В. Основной вопрос философии в его философской конкретности и развитии // Философские науки. 1990. № 8. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. Т. 21. Тема 2. Основные этапы и направления развития философии (12 часов) Занятие 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)
Базовые понятия: Архэ, апейрон, логос, диалектика, апория, софистика, анамнесис, эвдемонизм, атараксия, апатия. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. – 2-е изд., исправ. и доп. – СПб., 2006. Звиревич В.Т. Философия Древнего мира и Средних веков: учеб. пособие для высшей школы. – М., 2004. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М., 1979. Рассел Б. История Западной философии: в 3 кн. - М., 2009. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. – СПб, 1994. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности: Начало древнегреческой философии: Учеб. Пособие. – М., 1996. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. Для вузов. – М., 1999. Занятие 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)
Базовые понятия: Теоцентризм, креационизм, теодицея, патристика, схоластика, теология, универсалии, номинализм, реализм. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. СПб., 2008. Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. – 2-е изд., исправ. и доп. – СПб., 2006 Звиревич В.Т. Философия Древнего мира и Средних веков: учеб. пособие для высшей школы. – М., 2004. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 2003. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Любомиров Д.Е. Философия средних веков: учебное пособие. – СПб., 2009. Философия Средневековья: Хрестоматия: В 2 кн. СПб., 1994. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. Занятие 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ (2 часа)
Базовые понятия: Антропоцентризм, гуманизм, дедукция, деизм, индукция, метод, пантеизм, рационализм, секуляризация, сенсуализм, эмпиризм. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Асмус В.Ф. Декарт. – М., 1956. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учебное пособие. – М.,: Высшая школа, 1980. Кузнецов В.Н. Французский материализм 18 века. – М., 1981. Матросова Н.К. Философия эпохи Возрождения. Текст лекций. – ЛТА, 1998. Петров С.О. Западноевропейская философия 17-века.: Методические указания для подготовки бакалавров всех специальностей. – СПбГЛТА, 2002. Нарский И.С. Давид Юм. – М., 1973. Реале Дж., Антисери Д. Западноевропейская философия от истоков до наших дней. Т. 3 / от Леонардо до И. канта / – М., 1996. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 веков: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003. Занятие 4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА (2 часа)
Базовые понятия: Абсолютная идея, агностицизм, априори, категорический императив, трансценденция, общественно-экономическая формация, диалектический материализм, материалистическое понимание истории. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Асмус В.Ф. И. Кант. – М.: Наука, 1973. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986. Киссель М.А. Гегель и современный мир. – Л., 1982. Коротких В.И. О новом понимании структуры системы философии Гегеля // Вопросы философии. 2003, № 4. Нарский И.С. Кант И. – М., 1976. Макаренко В.П. Марксизм: идеи и власть. – Ростов на Дону, 1992. Ойзерман Т.И. Теория познания И. Канта. – М., 1991. Занятие 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВЕКОВ (2 часа)
Базовые понятия: Соборность, русская идея, софиология, всеединство, богочеловечество, антроподицея, общее дело. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Днепровская И.В. Государство и общество в концепции славянофилов // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания (сборник научных трудов) Выпуск № 5. Новосибирск, 2005. Русская философия: Конец ХIХ – начало ХХ века: [Антология]: Учебное пособие для вузов. СПб., 1993. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. М., 1999. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М., 2004. Саина О. С. Тема падшести человека в религиозных откровениях Ф.М.Достоевского Школа мысли: Альманах гуманитарного знания (сборник научных трудов) Выпуск № 5. Новосибирск, 2005. Хомяков А.С. О старом и новом – М.: Современник, 1988. Занятие 6. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВЕКОВ (2 часа)
Базовые понятия: Архетип, верификация, фальсификация, экзистенция, сублимация, либидо, парадигма. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Аналитическая философия: становление и развитие. М.,1998. Археология психоанализа: интимность и социальное страдание. М., 1996. Бекбосынова Ж.С. Формирование и становление герменевтической философии. Алматы, 1997. Петякшева Н.И. Современная западная философия. М., 1998. РатниковВ.П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность// Философия и общество. М., №4, 2002. С. 120-132. Тема 3. Философское учение о бытии (2 часа)
Базовые понятия: Бытие, объективное, субъективное, движение, пространство, время, материя, система, редукционизм, трансцендентное. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Владимиров Ю.С. Пространство-время: явные и скрытые размерности. - М., 2010. Вонсовский С.В. Современная естественнонаучная картина мира. – Екатеринбург, 2006. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. М. 2006. Головко Н.В. Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство - время и реальность. Новосибирск, 2006. Иванов А. В., Миронов В. В. Онтология и теория познания. М., 2005. Лоскутов Ю. В. Проблема субстанции в отечественной материалистической философии ХХ в.// Новые идеи в философии. Вып.14.Ч.1. Пермь, 2005. Плотников В. И. Онтология: Хрестоматия. М: Академический проект. 2004 г. Философия науки. Вып. 14: Онтология науки / РАН, Ин-т философии. - М., 2009. Тема 4. Сознание как философская проблема (2 часа)
Базовые понятия: Отражение, психика, сознание, идеальное, язык, знак, значение, самосознание, бессознательное, общественное сознание. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение человека- М., 1998. Васильев В. В. Трудная проблема сознания. - М., 2009. Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск, 1999. . Пантем Х. Философия сознания. - М., 1999. Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. - М., 2005. Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. - М., 2008. Прист С. Теории сознания. - М., 2000. Серл Дж. Открывая сознание заново. - М., 2002. Шенцев М. В. Информационная модель памяти. - СПб., 2005. Тема 5. Теория познания (2 часа)
Базовые понятия: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм, субъект и объект познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина и заблуждение, относительная и абсолютная истина, проблема, факт, гипотеза, теория, наблюдение, измерение, эксперимент, абстрагирование, идеализация, анализ, синтез. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2010. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 2010. Лекторский В.А. Эпистемология: классическая и неклассическая. М., 2009. На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009. Основы теории познания: Учеб. пособие / Под. ред. Б.И. Липского, СПб., 2000. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999. Тема 6. Диалектика как универсальный способ постижения мира (2 часа)
Базовые понятия: Развитие, закон, противоположности, качество, количество, мера, скачок, отрицание, часть и целое, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, форма и содержание, явление и сущность, единичное, особенное и всеобщее. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа, 2006. Данилин О.Е. История диалектики. М., 2000. Игнатович В.Н. Введение в диалектико-материалистическое естествознание. - Киев, 2007. Науменко Л. К. Эвристический потенциал диалектической теории мышления//Вопросы философии, 2009. № 6. Поддубный Н. В. Диалектика и синергетика – онтологическое и эпистемологическое единство. М., 2004. Сачков В. С.Эволюция учения о причинности// Вопросы философии, 2003. №4. Селиванов, Ф.А. Диалектика и ее альтернативы – 3-е изд. – Тюмень, 2005. Шубин А.А. Категории диалектики, их развитие и функции. – СПб., 2003. Тема 7. Общество как объект философского исследования (4 часа) Занятие 1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)
Базовые понятия: Общество, общественные отношения, географический детерминизм, геополитика, экономический детерминизм, волюнтаризм, фатализм. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Горюнов В.П. Философия общества: Учеб. Пособие. – СПб, 2005. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебное пособие для вузов. – М., 1996. Очерки социальной философии: Учеб. Пособие. – СПб, 1998. Пигров К.С. Социальная философия: Учебник. – СПб, 2005. Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. Социальная философия: Учеб. Пособие для вузов. – М., 1995. Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. – Л., 1991. Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (2 часа)
Базовые понятия: История, цивилизация, общественно-экономическая формация, прогресс, гражданское общество, насилие, информационное общество, постиндустриальное общество. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. – М., 2001. Рузавин Г.И. Основы философии истории: Учебник для вузов. – М., 2001. Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. – М., 2003. Политарный («азиатский») способ производства: сущность и место в истории человечества и России. Философско-исторические очерки. — М., 2008. Философия истории: Антология: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М., 1995. Философия истории: Учеб. Пособие. – М., 1999. Тема 8. Философская антропология (4 часа) Занятие 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ (2 часа)
Базовые понятия: Философская антропология, человек, природа человека, сущность человека, тело, душа, дух, духовность, смысл жизни. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Занятие 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ (2 часа)
Базовые понятия: Индивид, индивидуализм, индивидуальность, личность, другой, социализация, социальная идентичность, коммуникация, экзистенция, отчуждение, свобода, власть. Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:
Дополнительная литература: Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. – М., СПб., 2000. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. – М., 1997. Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Проблема человека в философии XIX-XX веков: Учебное пособие. – СПб., 2005. Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Пер. с англ. – Л., 1991. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб., 1997. Моторина Л.Е. Философская антропология. М., 2003. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000. Шелер М. Положение человека в космосе (отрывок) // Избр. произв. М. 1994. Тема 9. Человек в мире культуры (2 часа)
Базовые понятия: культура, цивилизация, ценность, оценка, норма, идеал, традиции, новации, типы культуры, мораль, искусство, гедонизм, утилитаризм, альтруизм, массовая и элитарная культура. Дополнительная литература: Белов В.Н. Введение в философию культуры. М., 2008. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. – М., 2004. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2009. Ивин А.А. Аксиология. – М., 2006. Кононенко Б.И. Культура. Цивилизация. Россия. – М., 2001. Мчедлов М.П. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. – М., 2001. Пивоев В.М. Философия культуры. М., 2009. Сергеева А.В. Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М., 2004. |
Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения | Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,... Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса... | ||
Методические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению... Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских... | Семинарских занятий по курсу И 90 Планы семинарских занятий по курсу «История России. XX век»: Учебно-методические рекомендации для студентов исторического отделения... | ||
В россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских... Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ | Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине... Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности... | ||
Социология Социология: Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения / спбгасу; Сост.:... | Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета... Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 | ||
Планы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения Планы... «Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения | Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению... Методические указания по курсу «Политология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской... | ||
Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов... Учебная практика по культурологии является логическим продолжением учебных курсов «Культурология» и «История мировой культуры» | Методические указания, программа и планы семинарских занятий Для... Составители: доктор исторических наук, профессор Н. Н. Кабытова, кандидат исторических наук, доцент В. А. Тюрин | ||
Методические указания по проведению семинаров и практических занятий... Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»... | Исторический факультет Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Новейшая история» 1914 -1939 гг | ||
Философия В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания... | Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... |