Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург





Скачать 383.27 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург
страница1/2
Дата публикации17.10.2014
Размер383.27 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
100-bal.ru > Философия > Планы семинарских занятий
  1   2



ФИЛОСОФИЯ


Планы семинарских занятий и методические указания по курсу

для студентов всех специальностей

Санкт-Петербург
2010


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

_____________________
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.М. КИРОВА

________________________________________________________________________


ФИЛОСОФИЯ

Планы семинарских занятий и методические указания по курсу

для студентов всех специальностей

Санкт-Петербург

2010

Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой философии

Гуманитарного факультета Санкт-Петербургской лесотехнической

академии имени С.М.Кирова 8 июня 2010 г.

Составители:

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров

кандидат философских наук, доцент Н.А. Антипин

кандидат философских наук, доцент А.А. Дюранов

кандидат философских наук, доцент П.Г. Выжлецов

кандидат философских наук, доцент С.О. Петров

кандидат философских наук, доцент О.В. Сапенок

старший преподаватель Е.В. Соколова


Ответственный редактор

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров


Рецензент

кафедра философии СПбГЛТА

Методические материалы предназначены для студентов всех

факультетов и форм обучения, изучающих дисциплину «Философия»

Темплан 2010 г. Изд. №


ОГЛАВЛЕНИЕ
ФИЛОСОФИЯ.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ



  1. Оглавление………………………………………………….4




  1. Введение…………………………………………………….5




  1. Государственный стандарт по дисциплине

«Философия» для нефилософских специальностей……..6


  1. Программа дисциплины «Философия»……………………7




  1. Планы семинарских занятий………………………………12




  1. Список литературы………………………………………...29




  1. Как подготовиться к зачету и экзамену по философии ..31




  1. Экзаменационные вопросы………………………………..32



Введение
Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста и гражданина.

В ходе обучения ставятся задачи:

- познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли, главными направлениями и течениями современной философии;

- научить студента ориентироваться в наиболее общих вопросах бытия и познания, проблемах ценностей, свободы и смысла жизни, самостоятельно формулировать, анализировать, обосновывать и, при необходимости, отстаивать свои убеждения, использовать философские понятия и методы в ходе профессиональной деятельности, в процессе принятия решений и ведения дискуссий.

Учебная дисциплина «Философия» изучается на всех факультетах академии в основном на 2 – 4 курсах после таких гуманитарных дисциплин, как история и культурология, которые подготавливают студента к восприятию теоретически и терминологически более сложного философского материала.

Курс включает в себя исторический и систематический разделы, дающие в совокупности представление об основных этапах развития философских знаний и их современном состоянии.

Предлагаемая работа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта, а также структуры и опыта преподавания учебной дисциплины «Философия» в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии и имеет своей целью оказать методическую помощь студенту на всех этапах его самостоятельной и аудиторной работы.

Д.Е.Любомировым написаны: тема 1, тема 2 (занятие 2);

Е.В.Соколовой – тема 2 (занятие 3, 4);

А.А.Дюрановым – тема 2 (занятия 5, 6);

С.О.Петровым – темы 3, 6;

Н.А.Антипиным – темы 4, 10;

О.В.Сапенок – темы 5, 9;

П.Г.Выжлецовым – тема 8.

Государственный стандарт знаний по дисциплине «Философия» для студентов нефилософских специальностей
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.


ПРОГРАММА учебной дисциплины «Философия»
Наименование тем и их содержание
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Понятие мировоззрения. Мировоззрение как мироощущение и миропонимание. Отношение человека к миру как основной вопрос мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, их взаимосвязь. Структура мировоззрения и место в ней философии. Всеобщность, рациональность и проблемность философского постижения мира. Предмет философии как философская проблема. Специфика философского вопрошания. Философские вопросы как функции философии. Социальные функции философии, ее разделы и основные философские направления.

Место и роль философии в культуре. Философия как самосознание человека, общества и эпохи. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия как учение о сущем и должном. Философия и общечеловеческие ценности. Структура философского знания: философия (ее основные разделы), философские дисциплины (этика, эстетика и т.д.), философские проблемы различных наук и сфер бытия (философия образования, физики, права, биологии и т.д.). Философия как гуманитарное знание. Философия, глобальные проблемы и судьбы человечества.
2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Возникновение и развитие основных философских направлений в ранней философии Востока и Запада. Философские школы Древней Индии. Древний Китай: конфуцианство и даосизм. Основные школы античной философии (милетская, пифагорейская, элейская, атомистическая, эпикурейская, киническая, стоическая). Философские взгляды Платона и Аристотеля.

Религиозный характер философии средневековья: патристика и схоластика. Теоцентризм философских систем Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Проблемы человека как личности, натурфилософии и социального развития в возрожденческой философской мысли (Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Н. Макиавелли).

Научная революция ХУП века и философия Нового времени. Эмпиризм /Ф. Бэкон/ и рационализм / Р. Декарт/ как ведущие методологические установки эпохи.

Философия Просвещения. Классики немецкой философии / И. Кант, Г. Гегель/ о проблемах диалектики познания, природы и истории.

Истоки, основные идеи и эволюция философии марксизма.

Основные направления и особенности развития русской философии ХIХ - ХХ веков. П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники, Н.Г. Чернышевский, русская религиозно-философская мысль /В Соловьев, Н. Бердяев/, русский космизм / Н. Федоров и др./

Иррационалистическое направление в западной философии ХIХ столетия. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Ведущие течения западной философии ХХ века / неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, фрейдизм, философская антропология и др./
3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Онтология как учение о бытии. Основные виды бытия (материальное, идеальное, социальное, человеческое) и их взаимосвязь.

Бытие и проблема субстанции. Виды субстанций. Монизм, дуализм и плюрализм в понимании бытия и субстанции. Проблема субстанции и развитие естествознания. Понятия материального и идеального.

Понятие движения. Движение и покой. Движение и развитие. Многообразие форм движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Редукционизм и его ограниченность.

Пространство и время, их основные характеристики. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Многообразие пространственно-временных отношений в различных видах бытия. Парадоксы пространства и времени.

Взаимосвязь философии и науки в познании мира. Научные, философские и религиозные картины мира.
4. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Проблема сознания в философии. Сознание как сущностное свойство и отличительный признак человека: его происхождение, природные и социальные предпосылки. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Психика животных и сознание человека.

Сознание как регулятор человеческой деятельности. Сознание и труд. Сознание и общение. Сознание и познание. Сознание – идеальное конструирование реальности. Идеальность сознания. Роль языка в становлении и развитии сознания. Знак и значение. Проблема моделирования мышления. Действительность, мышление, логика и язык.

Сознание как способ существования человеческого «Я». Структура сознания. Самосознание и личность. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в поведении человека. Разум и эмоции. Индивидуальное и общественное сознание.
5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Специфика философского подхода к познанию. Сознание и познание. Основные гносеологические установки: оптимизм, агностицизм, скептицизм.

Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познание, практика, творчество.

Познание как отражение и знаковая деятельность. Многообразие форм познания /обыденное и теоретическое, вненаучное и научное и др./ Знание и вера. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании, их формы и взаимосвязь. Проблема истины. Истина и заблуждение. Когерентная, корреспондентная, прагматическая, конвенционалистская и деятельностная концепции истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании. Критерии истины. Истина и ценность.

Научное и вненаучное знание. Научное познание, его структура, методы и формы. Критерии научности.

Научные революции и смены типов рациональности. Рост научного и технического знания в современном мире. Сциентизм и антисциентизм. Наука и техника на рубеже третьего тысячелетия.


  1. ДИАЛЕКТИКА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ МИРА

Диалектика как учение и метод познания и преобразования изменяющегося мира. Диалектика и метафизика. Понятие развития в философии и науке. Проблема критериев развития.

Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Категории диалектики. Принцип системности и его раскрытие в категориях «часть-целое», «система – элемент - структура», «форма - содержание». Современный системный подход. Закономерности динамические и статистические. Принцип детерминизма и его раскрытие посредством категорий «причина-следствие», «необходимость-случайность», «возможность-действительность». Детерминизм лапласовский и вероятностный. Индетерминизм. Проблема самоорганизации бытия в философии и науке.

7. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Общество как объект социального познания. Специфика философского исследования общества, влияние мировоззренческих установок на его понимание. Структура общества, его элементы и системообразующие факторы.

Уровни организации общества как оформление и закрепление социального опыта действующего человека: материально-производственного, политического, духовного; их взаимосвязь. Проблемы социальной детерминации. Гражданское общество и государство.

Философская проблематика исторического процесса. Смысл и направленность истории, ее единство и многообразие. Поиски движущих сил общественного развития. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость в истории.

Насилие и ненасилие в истории. Преемственность исторического процесса. Проблема периодизации всемирной истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Проблема общественного прогресса и его критериев. Пути преображения России: между Западом и Востоком.

8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Учение о человеке в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии. Понимание человека в истории философско-мировоззренческих систем Запада и Востока.

Философские аспекты проблемы антропосоциогенеза. Человек как единство природного, социального и духовного начал. Их соотношение в детерминации его поведения и деятельности. Вопрос о космопланетарном феномене человека, его возможностях и пределах эволюции.

Человек перед лицом вечности: проблема жизни и смерти. Вопрос о смысле человеческого бытия в истории философии. Человек в системе социальных связей: личность и общество. Философское содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность и социальные роли. Личность и массы. Исторические типы личности. Социальный детерминизм, свобода и ответственность человека. Отчуждение как социально-личностная проблема современности.


9. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

Человек, общество, культура. Определение культуры как философская проблема. Происхождение культуры. Культура и природа. Культура материальная и духовная. Функции культуры.

Развитие культуры: традиции и новации. Проблема преемственности поколений. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

Культура как ценностное измерение общества. Ценности и потребности человека. Понятия «ценность», «оценка», «норма», «идеал». Классификация ценностей, проблема их иерархии. Нравственные ценности. Мораль. Справедливость. Право. Эстетические ценности и их роль в жизни человека. Религиозные ценности и свобода совести. Социальная обусловленность ценностных ориентаций и их основные типы: гедонизм, утилитаризм, альтруизм, перфекционизм и др. Проблема общечеловеческих ценностей.

Культура и цивилизация. Культура массовая и элитарная. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Ценностное самоопределение России в диалоге культур Востока и Запада.
10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Основные черты и особенности современного этапа развития мировой цивилизации.

Глобальные проблемы современности: понятие и происхождение. Научно-техническая революция и ее цивилизационные последствия.

Система глобальных проблем современности /обеспечение мира, преодоление социально-экономической и научно-технической отсталости развивающихся стран, экологические проблемы, регулирование роста народонаселения и др./, их взаимосвязь и основные подходы к решению.

Место и роль философии, естественных, гуманитарных и технических наук в преодолении кризиса современной цивилизации.

Взаимодействие общества и природы как философская проблема. Человек и природа. Живое и неживое, их взаимосвязь и относительность различия. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вторая» природа). Эволюция практического, нравственного эстетического отношения человека к природе в ходе истории. Современная экологическая проблематика, ее научные, социально- философские и этико-гуманистические аспекты. Основные подходы к проблеме выживания человечества и выхода из экологического кризиса (теория ноосферы В. И. Вернадского, доклады «Римского клуба», концепция коэволюции общества и природы Н. Н. Моисеева и др.). Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Предмет философии (4 часа)
Занятие 1. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ (2 часа)


  1. Понятие мировоззрения. Отношение человека к миру как основной вопрос мировоззрения.

  2. Структура мировоззрения: его элементы, уровни, исторические типы. Мироощущение и миропонимание.

  3. Дофилософские типы мировоззрения: мифологии и религия. Их сходство, различие и место в современном мире.

  4. Философия как теоретическое мировоззрение. Основные типы философских систем.

  5. Роль философии в жизни человека и общества.


Базовые понятия:

Мировоззрение, ценности, мифология, религия, философия, монизм, дуализм, плюрализм, идеализм, материализм.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. В чем заключается «ненаучность» философии?

  2. Имеет ли место мифотворчество в культуре техногенной цивилизации?

  3. Может ли философия «вытеснить» мифологию и религию из сознания современного человека?

  4. В чем секрет «вечности» главных философских проблем?

  5. Нужна ли философия будущему лесоводу (инженеру, экономисту и т. п.)?


Дополнительная литература:

Берлин И. Назначение философии //Вопросы философии. 1999. №5.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? [Пер. с фр.] – М., 2009.

Коган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. 1997. № 9.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1992.

Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. - М., 2001.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека: Пер. с англ. - СПб., 2001.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 8.
Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА (2 часа)


  1. Философия как учение о сущем и должном: специфика ее предмета и метода.

  2. Основной вопрос философии и его историческая эволюция.

  3. Структура философского знания: взаимосвязь основных разделов, дисциплин и проблем.

  4. Философия в системе культуры: философия и религия, философия и искусство, философия и наука.

  5. Функции философии.



Базовые понятия:

Онтология, гносеология, антропология, аксиология, праксиология, этика, эстетика, логика, история философии, субстанция, субъективный идеализм, объективный идеализм.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Что в философии научного?

  2. Предмет философии как философская проблема.

  3. Специфика философского вопрошания.

  4. Философия и наука: история взаимоотношений.

  5. Может ли философия изменить мир?


Дополнительная литература:

Дерюгин С.В., Наумов А.Н. «Основной вопрос философии»: варианты решения проблемы // Философские науки. 1991. № 1.

Левин Г.Д. К вопросу об основном вопросе философии // Вопросы философии. 2002. № 10.

Никифоров А.Л. Природа философии: основы философии. М., 2001.

Соколов В.В. Основной вопрос философии в его философской конкретности и развитии // Философские науки. 1990. № 8.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. Т. 21.
Тема 2. Основные этапы и направления развития философии

(12 часов)
Занятие 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)


  1. Возникновение античной философии: историко-культурные предпосылки и условия.

  2. Досократики: от философии природы к философии человека.

  3. Сократ и сократические школы: киническая, киренская, мегарская.

  4. Первые философские системы - учения Платона и Аристотеля.

  5. Эллинистическая философия: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.


Базовые понятия:

Архэ, апейрон, логос, диалектика, апория, софистика, анамнесис,

эвдемонизм, атараксия, апатия.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Роль античной философии в духовной эволюции человечества.

  2. Почему античные греки смогли сделать то, что оказалось не по силам представителям других древних цивилизаций?

  3. Атомистическая философия Демокрита.

  4. Актуально ли сегодня учение об идеальном городе-семье Платона?

  5. Аристотель как ученый и систематизатор древней науки.



Дополнительная литература:

Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. – 2-е изд., исправ. и доп. – СПб., 2006.

Звиревич В.Т. Философия Древнего мира и Средних веков: учеб. пособие для высшей школы. – М., 2004.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М., 1979.

Рассел Б. История Западной философии: в 3 кн. - М., 2009.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. – СПб, 1994.

Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности: Начало древнегреческой философии: Учеб. Пособие. – М., 1996.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. Для вузов. – М., 1999.
Занятие 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)


  1. Историко-культурные предпосылки и основные особенности философии Средневековья.

  2. Патристика и схоластика – крупнейшие этапы развития средневековой философии. Теоцентризм философских учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

  3. Спор номиналистов и реалистов. У. Оккам. Оксфордская школа.

  4. Арабо-мусульманская философия Средних веков. Воззрения Ибн-Сины (Авиценны) и Ибн-Рушда (Аверроэса).

  5. Место средневековой философии в истории человеческой мысли.


Базовые понятия:

Теоцентризм, креационизм, теодицея, патристика, схоластика, теология, универсалии, номинализм, реализм.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Можно ли назвать Средние века «сном разума»?

  2. Учение Августина Блаженного о «Граде земном» и «Граде Божьем».

  3. Может ли религиозная философия быть не мистической?

  4. Особенности философии средневековой Византии.

  5. Какая связь между термином «схоластический спор» и средневековой философией?


Дополнительная литература:

Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. СПб., 2008.

Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. – 2-е изд., исправ. и доп. – СПб., 2006

Звиревич В.Т. Философия Древнего мира и Средних веков: учеб. пособие для высшей школы. – М., 2004.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 2003.

Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Любомиров Д.Е. Философия средних веков: учебное пособие. – СПб., 2009.

Философия Средневековья: Хрестоматия: В 2 кн. СПб., 1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Занятие 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ (2 часа)


  1. Специфика философии эпохи Возрождения. Роль Реформации.

  2. Влияние гуманистических идей на развитие человечества.

  3. Роль научной революции XVI-XVII вв. в развитии философии Нового времени.

  4. Проблемы методологии научного познания в философии Нового времени.

  5. Французские просветители XVIII века о природе человека, общества и религии.


Базовые понятия:

Антропоцентризм, гуманизм, дедукция, деизм, индукция, метод, пантеизм, рационализм, секуляризация, сенсуализм, эмпиризм.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Достоинства и недостатки антропоцентризма.

  2. Своеобразие философских учений Д. Беркли и Д. Юма.

  3. Методы познания Ф. Бэкона и Р. Декарта: их значение для развития теории познания.

  4. Понятие субстанции и натурфилософские концепции XVII-XVIII веков.

  5. Идеальное общество и государство в учениях Макиавелли, Мора и Кампанеллы.


Дополнительная литература:

Асмус В.Ф. Декарт. – М., 1956.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учебное пособие. – М.,: Высшая школа, 1980.

Кузнецов В.Н. Французский материализм 18 века. – М., 1981.

Матросова Н.К. Философия эпохи Возрождения. Текст лекций. – ЛТА, 1998.

Петров С.О. Западноевропейская философия 17-века.: Методические указания для подготовки бакалавров всех специальностей. – СПбГЛТА, 2002.

Нарский И.С. Давид Юм. – М., 1973.

Реале Дж., Антисери Д. Западноевропейская философия от истоков до наших дней. Т. 3 / от Леонардо до И. канта / – М., 1996.

Соколов В.В. Европейская философия 15-17 веков: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003.

Занятие 4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА (2 часа)


  1. Немецкая классическая философия: основные черты и историческое значение.

  2. Фундаментальные идеи философии И. Канта.

  3. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.

  4. Философия марксизма XIX века: истоки, основные идеи и представители.

  5. Исторические судьбы философии марксизма в двадцатом столетии.


Базовые понятия:

Абсолютная идея, агностицизм, априори, категорический императив, трансценденция, общественно-экономическая формация, диалектический материализм, материалистическое понимание истории.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Почему великий ученый и философ И. Кант считал мир непознаваемым?

  2. Что имел в виду И. Кант, когда говорил об основном нравственном законе?

  3. В чем принципиальные особенности гегелевской диалектики?

  4. Какова была эволюция марксистской философии на Западе?

  5. Каково значение философии марксизма для судеб человечества?


Дополнительная литература:

Асмус В.Ф. И. Кант. – М.: Наука, 1973.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

Киссель М.А. Гегель и современный мир. – Л., 1982.

Коротких В.И. О новом понимании структуры системы философии Гегеля // Вопросы философии. 2003, № 4.

Нарский И.С. Кант И. – М., 1976.

Макаренко В.П. Марксизм: идеи и власть. – Ростов на Дону, 1992.

Ойзерман Т.И. Теория познания И. Канта. – М., 1991.

Занятие 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX

ВЕКОВ (2 часа)


  1. Основные этапы развития русской философии, особенности и общая характеристика

  2. Славянофильство и западничество – базовые тенденции в русской философии XIX века. Россия и Европа.

  3. Религиозная философия. Учение о духовном единстве мира В.С.Соловьева и его последователей.

  4. Н.А. Бердяев о рабстве и свободе человека.

  5. Русский космизм о месте и миссии человека в Универсуме.


Базовые понятия:

Соборность, русская идея, софиология, всеединство, богочеловечество, антроподицея, общее дело.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Н.Я.Данилевский об исторической судьбе России.

  2. Этический персонализм Ф.М. Достоевского.

  3. Основные идеи русской революционно-демократической философии ХХ века.

  4. Материалистическая тенденция в русской философии ХIX века.

  5. «Русская идея» в трудах И.А. Ильина.


Дополнительная литература:

Днепровская И.В. Государство и общество в концепции славянофилов // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания (сборник научных трудов) Выпуск № 5. Новосибирск, 2005.

Русская философия: Конец ХIХ – начало ХХ века: [Антология]: Учебное пособие для вузов. СПб., 1993.

Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. М., 1999.

Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М., 2004.

Саина О. С. Тема падшести человека в религиозных откровениях Ф.М.Достоевского Школа мысли: Альманах гуманитарного знания (сборник научных трудов) Выпуск № 5. Новосибирск, 2005.

Хомяков А.С. О старом и новом – М.: Современник, 1988.

Занятие 6. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВЕКОВ (2 часа)


  1. Кризис 40-х годов XIX века в развитии западной философии. Формирование иррационализма как противоположности классического рационализма (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

  2. Прагматизм – философия индивидуального успеха.

  3. Из XIX в ХХ век - позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм: философия и наука.

  4. Экзистенциализм: человек – свободное, творящее свое индивидуальное бытие существо.

  5. Структурализм, постмодернизм – философия второй половины ХХ века.


Базовые понятия:

Архетип, верификация, фальсификация, экзистенция, сублимация,

либидо, парадигма.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Социальная философия Франкфуртской школы или «критическая теория» общества.

  2. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена.

  3. Основные идеи философской антропологии (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер).

  4. Человек в психоаналитической философии (З.Фрейд, К.Г.Юнг и др.)

  5. Постмодернизм: деконструкция человека и культуры.


Дополнительная литература:
Аналитическая философия: становление и развитие. М.,1998.

Археология психоанализа: интимность и социальное страдание. М., 1996.

Бекбосынова Ж.С. Формирование и становление герменевтической философии. Алматы, 1997.

Петякшева Н.И. Современная западная философия. М., 1998.

РатниковВ.П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность// Философия и общество. М., №4, 2002. С. 120-132.


Тема 3. Философское учение о бытии (2 часа)


  1. Бытие, его основные виды и уровни.

  2. Эволюция понятия «субстанция» в истории философской мысли.

  3. Движение. Формы движения и их иерархия.

  4. Пространство и время как проблемы философии и науки.

  5. Современная научная картина мира.


Базовые понятия:

Бытие, объективное, субъективное, движение, пространство, время,

материя, система, редукционизм, трансцендентное.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Виртуальная реальность – что это такое?

  2. Как возникла наша Вселенная? (Основные подходы).

  3. Можно ли построить «машину времени»?

  4. Существует ли трансцендентная реальность?

  5. Что такое «биологическое время», «социальное время» и каковы их свойства?


Дополнительная литература:

Владимиров Ю.С. Пространство-время: явные и скрытые размерности. - М., 2010.

Вонсовский С.В. Современная естественнонаучная картина мира. – Екатеринбург, 2006.

Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. М. 2006.

Головко Н.В. Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство - время и реальность. Новосибирск, 2006.

Иванов А. В., Миронов В. В. Онтология и теория познания. М., 2005.

Лоскутов Ю. В. Проблема субстанции в отечественной материалистической философии ХХ в.// Новые идеи в философии. Вып.14.Ч.1. Пермь, 2005.

Плотников В. И. Онтология: Хрестоматия. М: Академический проект. 2004 г.

Философия науки. Вып. 14: Онтология науки / РАН, Ин-т философии. - М., 2009.

Тема 4. Сознание как философская проблема (2 часа)


  1. Философские и конкретно-научные подходы к исследованию сознания, их взаимосвязь. Проблема идеальности сознания.

  2. Природные и социальные предпосылки возникновения сознания. Отражение и эволюция его форм.

  3. Происхождение и развитие сознания, его основные функции.

  4. Сознательные и бессознательные процессы в структуре человеческой психики, их взаимосвязь.

  5. Сознание индивидуальное и общественное: их взаимоотношения.


Базовые понятия:

Отражение, психика, сознание, идеальное, язык, знак, значение, самосознание, бессознательное, общественное сознание.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Что представляет собой человеческое «Я»?

  2. Как соотносятся мыслительные функции правого и левого полушарий головного мозга?

  3. Что такое гениальность? Гениями рождаются или становятся?

  4. Думают ли животные?

  5. Возможно ли создание искусственного разума?


Дополнительная литература

Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение человека- М., 1998.

Васильев В. В. Трудная проблема сознания. - М., 2009.

Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск, 1999. .

Пантем Х. Философия сознания. - М., 1999.

Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. - М., 2005.

Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. - М., 2008.

Прист С. Теории сознания. - М., 2000.

Серл Дж. Открывая сознание заново. - М., 2002.

Шенцев М. В. Информационная модель памяти. - СПб., 2005.
Тема 5. Теория познания (2 часа)


  1. Основные проблемы теории познания и подходы к их решению.

  2. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы и взаимосвязь.

  3. Проблема истины в философии. Взаимосвязь относительного и абсолютного в познании.

  4. Специфика, структура и функции научного познания.

  5. Формы и методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.


Базовые понятия:
агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм, субъект и объект познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина и заблуждение, относительная и абсолютная истина, проблема, факт, гипотеза, теория, наблюдение, измерение, эксперимент, абстрагирование, идеализация, анализ, синтез.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Согласны ли Вы с аргументацией агностицизма (скептицизма, гносеологического оптимизма)?

  2. Что значит «знать»?

  3. Как проверить истинно ли знание или нет?

  4. Достижима ли абсолютная истина?

  5. Чем отличается научное знание от ненаучного?


Дополнительная литература:

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2010.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 2010.

Лекторский В.А. Эпистемология: классическая и неклассическая. М., 2009.

На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009.

Основы теории познания: Учеб. пособие / Под. ред. Б.И. Липского, СПб., 2000.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

Тема 6. Диалектика как универсальный способ постижения мира (2 часа)


  1. Диалектика как учение и метод. Структура диалектики.

  2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

  3. Закон единства и борьбы противоположностей.

  4. Закон отрицания отрицания.

  5. Категории диалектики как ступени познания мира.


Базовые понятия:

Развитие, закон, противоположности, качество, количество, мера, скачок, отрицание, часть и целое, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, форма и содержание, явление и сущность, единичное, особенное и всеобщее.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:


  1. Универсален ли диалектический метод?

  2. Справедливо ли положение о главенстве содержания над формой?

  3. Антропный принцип: является ли развитие целенаправленным?

  4. Борьба детерминизма и индетерминизма: кто победил?

  5. Как соотносятся эволюция и развитие?


Дополнительная литература:

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа, 2006.

Данилин О.Е. История диалектики. М., 2000.

Игнатович В.Н. Введение в диалектико-материалистическое естествознание. - Киев, 2007.

Науменко Л. К. Эвристический потенциал диалектической теории мышления//Вопросы философии, 2009. № 6.

Поддубный Н. В. Диалектика и синергетика – онтологическое и эпистемологическое единство. М., 2004.

Сачков В. С.Эволюция учения о причинности// Вопросы философии, 2003. №4.

Селиванов, Ф.А. Диалектика и ее альтернативы – 3-е изд. – Тюмень, 2005.

Шубин А.А. Категории диалектики, их развитие и функции. – СПб., 2003.
Тема 7. Общество как объект философского исследования (4 часа)
Занятие 1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)


  1. Специфика философского познания общества.

  2. Основные философские подходы к анализу общества.

  3. Общество как сложноорганизованная система, его подсистемы и их взаимодействие.

  4. Внутренние и внешние факторы функционирования общества, их значимость и взаимодействие.

  5. Общество как продукт сознательного творчества людей: пределы возможного.


Базовые понятия:

Общество, общественные отношения, географический детерминизм, геополитика, экономический детерминизм, волюнтаризм, фатализм.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. В чем особенности познания общества по сравнению с познанием природы?

  2. Какая подсистема общества является главной?

  3. Есть ли объективные законы там, где действуют люди?

  4. Можно ли посредством воспитания и просвещения кардинально улучшить жизнь общества?

  5. Кто является главным субъектом общественных процессов: народ или выдающиеся личности?


Дополнительная литература:

Горюнов В.П. Философия общества: Учеб. Пособие. – СПб, 2005.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебное пособие для вузов. – М., 1996.

Очерки социальной философии: Учеб. Пособие. – СПб, 1998.

Пигров К.С. Социальная философия: Учебник. – СПб, 2005.

Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Социальная философия: Учеб. Пособие для вузов. – М., 1995.

Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. – Л., 1991.

Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (2 часа)


  1. Философия истории: основные проблемы.

  2. Направленность истории и ее смысл.

  3. Единство и многообразие исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы.

  4. Общественный прогресс и проблема его критериев.

  5. Роль насилия в истории.


Базовые понятия:

История, цивилизация, общественно-экономическая формация, прогресс, гражданское общество, насилие, информационное общество,

постиндустриальное общество.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Можно ли (и в каком смысле) говорить о единой истории человечества или только об истории отдельных стран и цивилизаций?

  2. Какова роль случайностей в истории?

  3. Существует ли в истории моральный прогресс?

  4. Теории постиндустриального общества.

  5. Место России в современном мире.


Дополнительная литература:

Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.

Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. – М., 2001.

Рузавин Г.И. Основы философии истории: Учебник для вузов. – М., 2001.

Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. – М., 2003.

Политарный («азиатский») способ производства: сущность и место в истории человечества и России. Философско-исторические очерки. — М., 2008.

Философия истории: Антология: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М., 1995.

Философия истории: Учеб. Пособие. – М., 1999.

Тема 8. Философская антропология (4 часа)
Занятие 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ (2 часа)


  1. Понятие и предмет философской антропологии. Основные подходы к проблеме человека.

  2. Философия о природе, сущности и предназначении человека.

  3. Философские проблемы антропосоциогенеза.

  4. Взаимосвязь природного, социального и духовного в детерминации поведения человека и его деятельности.

  5. Смысл жизни человека как философская проблема.


Базовые понятия:

Философская антропология, человек, природа человека, сущность человека, тело, душа, дух, духовность, смысл жизни.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Человек – это «особое животное» или «символическое существо»?

  2. Человечество – это творение Бога, закономерный итог исторического развития или «ошибка природы»?

  3. В каком смысле можно говорить об эволюции человека в наше время?

  4. Человек – это рациональное или иррациональное существо?

  5. Есть ли в жизни человека смысл, который смерть не в силах у него отнять?



Занятие 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ (2 часа)


  1. Философское содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Основные подходы к анализу личности.

  2. Философские аспекты проблемы формирования личности.

  3. Отчуждение как проблема современного общества.

  4. Социальный детерминизм и свобода человека.

  5. Человек в информационном обществе: проблемы и перспективы.


Базовые понятия:

Индивид, индивидуализм, индивидуальность, личность, другой, социализация, социальная идентичность, коммуникация, экзистенция, отчуждение, свобода, власть.
Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Человек – общественное существо или неповторимая личность?

  2. Как в человеке взаимодействуют биологическое и социальное?

  3. Что означает выражение «состояться в качестве человека»?

  4. Является ли человек хозяином своей судьбы?

  5. Какова роль власти в жизни человека и общества?


Дополнительная литература:

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. – М., СПб., 2000.

Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. – М., 1997.

Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Проблема человека в философии XIX-XX веков: Учебное пособие. – СПб., 2005.

Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Пер. с англ. – Л., 1991.

Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб., 1997.

Моторина Л.Е. Философская антропология. М., 2003.

Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000.

Шелер М. Положение человека в космосе (отрывок) // Избр. произв. М. 1994.

Тема 9. Человек в мире культуры (2 часа)


  1. Аксиология как философское учение о ценностях и ценностном отношении человека к миру. Понятия «ценность», «норма», «оценка». Классификация и иерархия ценностей.

  2. Ценности этические, эстетические, религиозные, философские.

  3. Культура как ценностное измерение мира. Ценностные ориентации, их типы и значение для жизнедеятельности человека.

  4. Типы культуры. Россия в диалоге культур Запада и Востока.

  5. Философский анализ проблем современной культуры.


Базовые понятия:

культура, цивилизация, ценность, оценка, норма, идеал, традиции, новации, типы культуры, мораль, искусство, гедонизм, утилитаризм, альтруизм, массовая и элитарная культура.
Дополнительная литература:

Белов В.Н. Введение в философию культуры. М., 2008.

Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. – М., 2004.

Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2009.

Ивин А.А. Аксиология. – М., 2006.

Кононенко Б.И. Культура. Цивилизация. Россия. – М., 2001.

Мчедлов М.П. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. – М., 2001.

Пивоев В.М. Философия культуры. М., 2009.

Сергеева А.В. Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М., 2004.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,...
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению...
Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских...
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconСеминарских занятий по курсу
И 90 Планы семинарских занятий по курсу «История России. XX век»: Учебно-методические рекомендации для студентов исторического отделения...
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconВ россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских...
Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности...
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconСоциология
Социология: Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения / спбгасу; Сост.:...
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconПланы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета...
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconПланы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения Планы...
«Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по изучению...
Методические указания по курсу «Политология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской...
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по организации самостоятельной работы для студентов...
Учебная практика по культурологии является логическим продолжением учебных курсов «Культурология» и «История мировой культуры»
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания, программа и планы семинарских занятий Для...
Составители: доктор исторических наук, профессор Н. Н. Кабытова, кандидат исторических наук, доцент В. А. Тюрин
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по проведению семинаров и практических занятий...
Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»...
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconИсторический факультет
Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Новейшая история» 1914 -1939 гг
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconФилософия
В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания...
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск