Исторический факультет





Скачать 264.64 Kb.
НазваниеИсторический факультет
страница1/3
Дата публикации18.03.2015
Размер264.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра зарубежной истории

Г.М. Садовая
Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Новейшая история» 1914 -1939 гг.

для студентов д/о, специальности «история»

Самара.

Издательство «Универс - Групп»

2006

Курс Новейшей истории очень важен в историческом образовании студентов, так как не только значительно расширяет их кругозор, но и помогает адаптироваться в сложной социальной и духовной обстановке XXI века. По насыщенности разного рода политическими, социальными, духовными, а также драматическими и трагическими событиями (войны, революции) XX век превосходит все предыдущие столетия. С другой стороны в XX веке совершается становление нового (массового) общества, новой экономики (корпоративного, социально-ориентированного капитализма) и, конечно, нового человека, ментальность которого определяют социальная, культурная, сексуально-техническая революции. Изучение ментальности человека и общества XX века не менее сложно, чем средневековой ментальности, ибо несмотря на обилие письменных и материальных источников, многие процессы духовной, культурной, социальной истории не получили полного разрешения.

Главными задачами на семинарских занятиях является показать особенности экономики, политики, культуры индустриального общества, что отличает их от традиционного аграрного общества. Только в начале XX века, а точнее после первой мировой войны совершился переход от аграрных производственных отношений к индустриализации всей Европы и Северной Америки.

Студенты должны продемонстрировать преподавателю наглядные примеры сексуально-технического прогресса, связанные с механизацией и автоматизацией производства, развитием новых отраслей промышленности: химической, электротехнической, киноиндустрии, точного машиностроения, новых видов связи, транспорта (инфраструктуры) и т.д.

В политических процессах XX века студенты должны четко ориентироваться, свободно владея понятиями неолиберализма, неоконсерватизма, коммунизма, социализма, фашизма, левый центр, правый центр.

Изучение духовной атмосферы и идеологических догм XX века потребует от студентов применения навыков самостоятельной работы, так как фактический материал (знание литературы, философии, психологии XX века) очень обширен, сложен ввиду смены парадигмы мышления, художественных приемов, концепций, а также и позиции философской и художественной элиты.

На семинарские занятия выставлены две большие темы: первая мировая война и политические режимы развитых индустриальных стран в межвоенный период.

I ТЕМА. «Первая мировая война» включает занятия по военной истории, влиянию I м. в. на экономику, политику, духовную атмосферу Евро-христианской цивилизации. При подготовке к семинарским занятиям студенты должны обязательно познакомится с мемуарами военных, политических и государственных деятелей, из опубликованных источников наиболее доступными в самарских условиях. Большое внимание следует уделить монографиям и коллективным трудам, изданных академией РАН, так как в последние годы в институте всеобщей истории успешно работает сектор по истории мировых войн, воспроизводящий наиболее полное представление о состоянии научных исследований по теме. Студенты должны самостоятельно провести анализ соотношения военных, политических, экономических, геополитических, психологических и др. факторов, приведших к победе Антанты над четверным союзом, показать слабости военной теоретической мысли в ходе I мировой войны.

Определенные трудности для студентов представляют занятия по выявлению фактического материала по социально-экономическим, философским, психологическим и ментальным вопросам истории войны. Это связано с нехваткой доступных источников, теоретической сложностью вопросов и слабой разработанностью проблем в исторической литературе. Наиболее полно указанные вопросы освещены по истории США, Германии, значительно слабее по другим странам.

Проблема формирования новой политической и экономической стратегии государства в экстремальных условиях войны происходила с учетом начавшейся переоценки традиционных ценностей и идеалов иерархического общества не только мозговой элитой общества (интеллигенцией и наиболее прозорливыми государственными деятелями), но и представителями низших и средних слоев воюющих стран. Происходило развенчание института монархии, заслуг привилегированных слоев, христианской морали, можно сказать, критике были подвергнуты все политические, экономические, духовные устои старого общества. Во время войны повсеместно произошло падение роли парламентов (представительной и законодательной власти) и возвышение исполнительной власти, которая держалась на авторитете отдельных личностей.

Особое место при подготовке к семинарским занятиям должна занять проблема интеграции рабочего класса в капиталистическую систему. В годы войны удельный вес рабочего класса вырос не только в социальной структуре общества, что объяснялось объективным научно-техническим прогрессом и возросшими нуждами фронта и тыла, но и в политической и экономической сферах жизни. Ощутимо вырос авторитет социалистических партий и профсоюзов на фоне стремительного падения авторитета либеральных и консервативных партий.

Процессы демократизации и даже революционирования средних и низших слоев общества объективно вызвали тенденцию к установлению контроля государства над всеми сторонами жизни общества, то есть явление тоталитаризма. Противоборство двух основных тенденций тоталитаризма и демократизации рождало концепции политики социального патернализма, национального согласия, классового сотрудничества, т.е. начинался процесс интеграции рабочего класса в капиталистическую систему. Ее уровень зависел от политической, экономической гибкости тех или иных правительств, тех или иных государственных деятелей.

Поэтому на семинарских занятиях предлагается показать деятельность правительств воюющих стран (США, Германии, Великобритании, Франции, Италии) и подчеркнуть общую для всех стран тенденцию к сотрудничеству с социалистическими партиями и профсоюзами на государственном уровне.

Седьмое и восьмое занятие специально отводятся для знакомства студентов с важнейшими философскими, социологическими, культурологическими концепциями в изучении общества XX в., рожденными в ходе или непосредственно после I мировой войны, а также с художественными произведениями видных писателей-антифашистов, пацифистов, участников войны.

Ответы на вопросы этих семинарских занятий позволят составить студентам полный и убедительный портрет новой интеллигенции XX века, начавший поход за завоевание «своего» места в социальной, политической, духовной культуре общества XX века.

ТЕМА II. Политические режимы Европы и США в межвоенный период хорошо фундирована источниками и новейшей исторической литературой. Используя потенциал сети Интернет студенты могут извлечь материалы зарубежных авторов на языке оригинала. Значительное количество монографий и источников переведено на русский язык. Участники семинаров имеют возможность развить навыки диспутантов поскольку по проблемам фашизма, тоталитаризма международных отношений в наличии имеются работы полярных политических и научных школ: марксистов, коммунистов, фашистов, радикалов, либералов, консерваторов, центристов, социалистов. Многообразие форм политических режимов в маленькой Европе явилось следствием I мировой войны, когда каждая страна пыталась за короткий период модернизировать экономику, поднять жизненный уровень граждан, отстоять национальный суверенитет. Студены, должны тщательно изучить все факторы, способствовавшие приходу фашистов к власти, включая психологические, ментальные, политические, экономические, идеологические, определить сходства и различия идеологии и практики фашистских государств, сравнив законодательство, государственное устройство, социальную и культурную политику (на примере Германии и Италии).

При рассмотрении идеологии и практики демократических режимов на примере США, Великобритании, Франции и Испании студенты должны уяснить характер реформисткой идеологии и практики в странах с высоким и средним уровнем жизни. Необходимо поставить проблему отличия англо-саксонской демократии от демократии континентальной Европы: наличие сильной – слабой социалистической партии, сильных – слабых либералов, сильных – слабых консерваторов, или силы – слабости профсоюзов, непосредственно рабочих организаций, т.е. степень политической образованности и организованности рабочего класса или других факторов. Чем отличается американская демократия от европейской демократии, есть ли сходства Нового курса Ф. Рузвельта и народного фронта Франции. Завершает семинарские занятия тема международных отношений в 30е годы с постановкой проблемы, почему и как возникла II мировая война, почему демократические государства не смогли сплотиться для отпора фашистской агрессии, почему слаба оказалась Лига Наций, если руководящие позиции в ней занимали демократические страны.

ТРЕБОВАНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Занятия проходят в виде (форме) круглых столов. Круглый стол включает 5 – 8 человек. На весь семестр каждый круглый стол получает индивидуальное задание. Роли в круглом столе распределяются добровольно участниками круглого стола. В течении семестра студент должен себя опробовать в роли докладчика, библиографа, эксперта по отдельному вопросу. Члены круглого стола должны иметь к экзамену письменные отчеты (рефераты, выступления, доклады) в количестве 5 (по числу заданных тем). Письменные отчеты выполняются обязательно с привлечением источников и монографической литературы разных хронологических периодов, концепций, исторических школ. Прагматично выражаясь, студент должен прочитать за семестр не менее 5 - 8 монографий и статей, 10 – 8 книг: художественного, философской, социологической, политической, мемуарной литературы. Ни в коем случае к отчету нельзя прилагать ксероксы книг или статей. Свои материалы (письменно) отчеты студент имеет право принести на экзамен.

Тема I. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. (16 час.)

Занятие 1. Вводное занятие (распределение заданий на первый семестр). Знакомство с проблематикой, источниками и литературой.

Занятие 2. Военные действия в 1914 – 1915 гг.

а. Планы и силы сторон.

б. Начало войны. Битва на Марне.

в. Восточный фронт и сражение «Танненберг»

г. Застой 1915г. Дарданеллы. Десант в Галлиполи 25 апреля 1915 г. Газовое облако над Ипром. Нежелательное сражение 15 сентября 1915г.

д. Итоги компаний 1914 – 1915 гг. Образование фронтов. Позиционная война.

Занятие 3. Военные действия 1916 г.

а. Планы воюющих сторон.

б. «Верденская мясорубка»

в. Брусиловское наступление.

г. Наступление на Сомме.

д. Поглощение Румынии.

е. Захват Багдада.

ж. Ютландский бой.

з. Итоги компаний 1916 г. Планы на 1917 год.

Занятие 4. Военные действия в 1917 – 1918 гг.

а. Неограниченная подводная война и вступление США в войну.

б. Военные действия весной и летом 1917 г. Революция в России и судьба Восточного фронта.

в. Военные действия осенью 1917 г. Танковый сюрприз под Камбрэ.

г. Пролом. Прорыв во Фландрии. Прорыв к Марне. Вторая Марна 1918 г.

д. Черный день германской армии. Разгром турецкой армии. Маас-Аргонский Кошмар.

е. Перемирие 11 ноября 1918 г.

Занятие 5. Война и экономика.

а. Экономическая подготовка воюющих держав (Великобритания, Германия, Франция, Италия, США)

б. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, финансы.

в. Военное регулирование хозяйства (США, Великобритания, Германия, Франция). Планирование и результаты. Положение рабочего класса и средних слоев.

Занятие 6. Война и политика (тоталитаризм или демократия).

а. Гражданский мир или гражданская война. Политические партии, парламент и власть (правительство, президент, монарх)

б. Политика "диагонали" в Германии. Т. фон Бетман Гольвег.

в. Новая демократия в США. В. Вильсон.

г. Коалиционное правительство в Великобритании. Д. Ллойд Джордж.

д. Парламентская демократия Франции и война. Ж. Клемансо.

Занятие 7. Философы XX века о войне и демократии XX века.

а. Ортега-и-Гассет. Восстание масс.

б. Шпенглер О. Закат Европы.

в. М. Вебер, К. Каутский, В. Ленин, Ф. Науман, К. Ясперс, Й. Хейзинга о войне и революции.

Занятие 8. Писатели XX века о войне, человеке, демократии, обществе (интеллигенция и война).

а. Томас Манн и Генрих Манн, Эрих М. Ремарк, А. Дёблин. Б. Келлерман и др.

б. Анри Барбюс, Р. Роллан, Роже Мартэн дю Гар, А. Камю и др.

в. Р. Олдингтон, Д. Голсуорси, Б. Шоу, Г. Уэллс, О. Хаксли и др.

г. Э. Хемингуэй, Ф. Скотт Фицджеральд, Дос Пасос, Э. Синклер, Л. Синклер и др.

Источники.

Шацило Вячеслав. Первая Мировая война 1914 – 1918. Факты. Документы. М., «Олма-Пресс». 2003.

Фалькенгайн Э. Верховное главнокомандование 1914 – 1916 гг. в его важнейших решениях. М., 1923.

Тирпиц А. Воспоминания. М., 1957.

Бьюкенен Джордж. Мемуары дипломата. Москва. Минск. АСТ. Харвест. 2001.

Брусилов Алексей Алексеевич. Мои воспоминания: воспоминания. Мемуары. Минск. Харвест. 2003.

Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. М., 1991.

Ллойд Джордж Д. Европейский хаос. М., Л., 1924.

Его же. Правда о мирных договорах. В 2-х томах. Москва. 1957.

Мировые войны XX века. Кн. 1-4. М., 2002. Руководитель проекта О.А. Ржешевский. Книга I. Первая мировая война. Исторический очерк. Научный руководитель В.Л. Мальков. Ответственный редактор Г.Д. Шкундин. Книга 2. Первая мировая война. Документы и материалы. Научный руководитель Б.М. Туполев. Ответственный редактор В.К. Шацилло. Составитель А.П. Жилин.

Вильгельм II. События и люди 1878 – 1918. Воспоминания мемуары. Минск. Харвест. 2003.

Ленин В. И. Новые данные о развитии капитализма в земледелии. Выпуск I. Капитализм и земледелии в Соединенных Штатах Америки. Полн. собр. соч. Т. 27.

Его же. Социалистическая революция и право нации на самоопределение. Т. 27.

Его же. Оппортунизм и крах II Интернационала. Т. 27.

Его же. Государство и революция. Т. 33.

Ллойд Джордж Д. Военные мемуары. Т. 3. М., 1935.

Лорд Берти. За кулисами Антанты. Дневник британского посла в Париже. 1914 – 1919. М. – Л., 1927.

Людендорф Э. Мои воспоминания о войне. 1914 – 1918. М.1923.

Пуанкаре Р. На службе Франции. Воспоминания за девять лет. М.1936.

Эррио Э. Из прошлого. Между двумя войнами. 1914 – 1936. М., 1958.

Каутский Карл. Революционные перспективы./Добавление к социальной революции. Спб. 1907.

Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. М.: ООО «Изд-во АСТ". 2002. и др. издания.

Камю Альбер. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки. Москва. "Радуга". 1990.

Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Москва. "Мысль". Т. I. 1993. т. II. 1998.

Роже Мартен дю Гар. Семья Тибо. В 3-х томах. Москва. "Правда". 1987.

Манн Томас. Доктор Фаустус. М., "Республика". 1993. и др. изд.

Манн Генрих. Молодые годы короля Генриха IV. М., 1988 и др. изд.

Фош Ф. Воспоминания (война 1914 – 1918 гг.) Гос. Военное издательство наркомата обороны союза СССР. Москва – 1939.

Литература.

Джолл Дж. Истоки первой Мировой войны. Ростов-на-Дону. Феникс. 1998.

История Первой мировой войны. 1914 – 1918. В 2-х томах. М., 1975.

История США. В 4-х томах. М., 1983 – 1987. Т. 3-4.

Монархи Европы. Судьбы династий. М., 1996.

Такман Б. Августовские пушки. М., 1972.

Такман Барбара. Первый блицкриг. Август 1914. М., Санкт-Петербург. 1999.

Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма 1871 – 1919 гг. М., Л., 1928.

История дипломатии. Второе издание. Т. 2. М. 1963.

Мировая война в цифрах. М., Л., 1926.

Португальский Р.М., Алексеев П.Д., Рунов В.А. Первая мировая война в жизнеописаниях русских военоначальников. Под редакцией В.П. Маяцкого. Москва. «Элакос». 1994.

Кто был кто в первой мировой войне. Биографический энциклопедический словарь. Москва. Астрель. АСТ. 2003.

И.А. Кукушкина. Карл Каутский о влиянии первой мировой войны на рабочее движение (По поводу неопубликованной работы). //Первая Мировая война. Пролог XX в. М. 1998.

Яхимович З.П. 1914 – 1918 годы: у истоков тоталитаризма и «массовой демократии». //Первая мировая война... 1998.

Бровко Л.Н. Война, революция и новая картина мира в идеологии германской социал-демократии.//Первая мировая война… 1998.

Шацилло В.К. «Чудо-оружие» и борьба за моря в годы первой мировой войны. //Первая мировая война… 1998.

Прокопов А.Ю. Влияние первой мировой войны на формирование правого радикализма в Великобритании.//Первая мировая война…1998.

Козенко Б.Д. Садовая Г.М. Происхождение первой мировой войны. Научно-популярный очерк истории. Самара. 2005.

Французский либерализм в прошлом и настоящем. Отв. ред. В.П. Смирнов. М. Изд-во МГУ. 2001. Труды исторического факультета МГУ. вып. 20. сер. II. Исторические исследования: 5. Рецензия Ревякин А.В. ННИ. 2003. №6.

Маныкин А.С. Новые документы по истории советско-американских отношений. 1918 – 1933 годы.//ННИ. 2004. №2.

Фадеева Л. Лаптева М. 100 портретов. Кто правил миром. Очерки о политических деятелях XVIII – XX веков. Премь.2002.

Галактионов М. Париж, 1914. Темпы операций. Москва. Санкт-Петербург. 2001.

Федосеев С.Л. Танки первой мировой войны. Иллюстрированный справочник. Москва. АСТ. Астрель. 2002.

Патрушев А.И. Германия в XX веке. «Дрофа». Москва. 2004.

Смирнов В.П. Франция в XX веке. «Дрофа». Москва. 2001.

Шидлинг Антон, Циглер Вальтер. Кайзеры. Священная Римская империя, Австрия, Германия. Ростов-на-Дону. «Феникс».1997.

Брюнин В.Г. Внутриполитическая борьба в Германии летом и осенью 1917. Л., 1965.

Виноградов В.И. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1970.

Козенко Б.Д. «Новая демократия» и война в США. Саратов. 1980.

Прицкер Д.П. Жорж Клемансо. М., 1983.

Садовая Г.М.Ф. Науман: от промышленной демократии к «Срединной Европе».// Первая мировая война: политика идеология, историография. Межвуз. сб. Куйб. Гос. университет. 1990.

Её же. Вальтер Ретенау – идеолог военного государственно - монополистического капитализма в Германии.//Внутри политическая борьба в странах Запада в годы первой мировой войны. Куйбышев. 1984.

Садовая Г.М. "Диагональ" Бетмана – Гольвега.//Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. Москва. "Наука". 1994.

Соловьев С.А. Развитие государственно-монополистического капитализма в Англии в годы первой мировой войны. М. 1985.

Трухановский В.Г. Уинстон Черчиль. М., 1968.

Фишер В. Европа: экономика, общество и государство. 1914 – 1980. М., 1999.

Эггерт З.К. Борьба классов и партий в Германии в годы первой мировой войны. М., 1957.

Карлинер М.М. Рабочее движение в Англии в годы первой мировой войны (1914 – 1918) М., АНСССР. 1961.

Айрапетов О.Р. Балканы в стратегии Антанты и ее противников (1914 – 1918). ННИ. 2003. №5.

Белявская И.А. Внутренняя экономическая политика США. 1917 – 1918. М. 1995.

Зайончковский А.М. Первая мировая война. "Полигон". Санкт-Петербург. 2000.

Лиддель – Гарт. Правда о войне 1914 – 1918 гг. Государственное военное изд-во. Москва. 1935.

Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет. Под. ред. члена-корреспондента РАН И.С. Королева. Москва. Экономист. 2003.

С.В. Листиков. Государство и капитал в США в годы первой мировой войны: партнерство и противоречия//Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. Москва. "Наука". 1994.

Кукушкина. Независимая социал-демократия Германии в годы первой мировой войны: политическая партия в роли массового антивоенного движения.//Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. Москва. "Наука". 1994.

Цогоев В.Г. Майский кризис 1915 г. в Великобритании и образование коалиционного правительства.// Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. Москва. "Наука". 1994.

Мировая экономика. Учебник "Экономистъ". Москва. 2004. Под редакцией доктора эконом. наук, профессора А.С. Булатова.

Хобсбаум Эрик. Век империи. 1875 – 1914. Ростов-на-Дону. "Феникс".1999.

Хобсбаум Эрик. Эпоха крайностей. Короткий двадцатый век 1914 -1991. Изд-во «Независимая газета».2004.

Ревякин А.В. Война и интеллигенция во Франции//Первая мировая война. Пролог XX века. Москва. Наука. 1998.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исторический факультет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Исторический факультет iconФедеральный Университет Исторический факультет
Приглашаем Вас принять участие в работе международной научно-практической конференции
Исторический факультет iconМ. В. Дмитриев Исторический факультет
Представления о «племени», «народе», patria и natio в культуре Франции, Польши, Украины, Белоруссии и России, XIV xixвв. 1
Исторический факультет icon«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Исторический факультет iconИсторический факультет
Программа курса лекций «Музеи мира» составлена в соответствии с требованиями федерального (вузовского) компонента к обязательному...
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический
...
Исторический факультет icon«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Исторический факультет iconИсторический факультет
О порядке аттестации лиц, претендующих на замещение вакантной должности руководителя краевого государственного образовательного учреждения,...
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
...
Исторический факультет iconИсторический факультет
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Исторический факультет iconЗакончил лгу, исторический факультет, 1970. Специальность: историк-археолог
Кандидатская: Мочика, Перу: опыт историко-этнографическая реконструкции. Ленинград, Ученый совет иэ ан ссср, 1977, Л
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической...
...
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в6 «Основы археологии» Факультет: Исторический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «Культура средневекового...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 04 «История политических...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Исторический факультет iconИсследовательская работа «Психологический портрет собственной личности»
Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск