М. В. Дмитриев Исторический факультет





Скачать 430.61 Kb.
НазваниеМ. В. Дмитриев Исторический факультет
страница1/9
Дата публикации23.12.2014
Размер430.61 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


М. В. Дмитриев

(Исторический факультет

МГУ им. М.В. Ломоносова)

Средневековые корни национализма?

Представления о «племени», «народе», patria и natio в культуре Франции, Польши, Украины, Белоруссии и России, XIV - XIXвв.


Содержание.

Средневековые корни национализма? 1

Представления о «племени», «народе», patria и natio в культуре Франции, Польши, Украины, Белоруссии и России, XIV - XIXвв. 1

Введение: Тематика лекций и семинарских дискуссий 6

Тема 1: Что такое нация, национальная идентичность и национализм? Что такое этнос и этничность? Какое отношение к их истории имеет христианство? Natio и nationes - категории христианской культуры средневекового Запада? 10

ТЕМА 3. «Стратегии этнического различения» и дискурсы идентичности в христианской культуре средневековья (опыт и гипотезы «Венской школы исторической этнографии»). 22

ТЕМА 4. Средневековые корни национализма? 26

ТЕМА 5. Средневековые корни национализма? 29

ТЕМА 6. Средневековые корни национализма? 31

Тема 8. Этничность, «национальность», православие в Древней Руси. XII – XV вв. 35

Тема 9: «Patria», «natio» и «nationes» в культуре Византии. Что значило быть «ромеем»? «Этничность» ромеев. Как «ромеи» смотрели на «народы»? 38

Тема 11. Парадоксы «национального» самосознания элит Московского государства в 14-17 вв.: (2) Московская Русь как «Святая Русь». 45

Тема 13. Рождение «этнических», «этнонациональных» («этногосударстенных») СЭР в культуре Московской и украинско-белорусской Руси (Рутении) в 16-17 вв. 50

Тема 14. Католицизм, протестантизм и французское национальное самосознание в XVI – XVII вв. 53

Тема 17. Итоги спецкурса: почему мы думаем, что мы «русские», «поляки», «французы», «украинцы» etc.? (итоговый «коллоквиум») 60



Предмет спецкурса - генезис и развитие представлений об «этнического», “национальном” и «патриотическом» в культуре Западной, Центральной и Восточной Европы в 14 -19 вв. Наше внимание будет сосредоточено на Франции, Польше, украинско-белорусских землях и России.

Одна их важнейших задач курса - показать, как сравнительно-исторический взгляд на происхождение, природу и особенности «этнических», «национальных» и «патриотических» представлений объясняет происхождение этнонациональных конфликтов в европейской истории XIX - XX вв.

Эта общая задача подразумевает, в частности, поиск ответа на следующие вопросы:

(1) насколько и как именно знание средневековых культурных традиций может помочь адекватному осмыслению генезиса национализма и его катастрофических последствий в XIX-XX вв.?

(2) как в Средние века и раннее Новое время конфессиональная специфика католицизма, православия и протестантизма влияли на формирование представлений об «этническом» и «национальном»? Есть ли связь между «прото-национализмом» и католицизмом? Сказывалась ли специфика византийско-славянского православия на представлениях об «этническом» и «национальном»?

(3) насколько различия французской, польской и русской культур 14-18 вв. влияли на понимание «народности», «национальности», «патриотизма» во Франции, Польше и России XIX в. ?

В данной области исследований сложилась противоречивая ситуация. Создано громадное число работ, посвященных истории национализма и этнонационального самосознания европейских обществ. Однако обилие опубликованных книг и статей производит обманчивое впечатление. Среди опубликованных исследований по-прежнему очень редки такие, которые подошли бы к данной проблематике сравнительно; почти никогда историки национализма не берут во внимание влияние конфессиональной специфики восточного христианства по сравнению с западным (и vice versa) на формирование протонациональных дискурсов; практически нет междисциплинарных исследований по проблемам взаимодействия конфессионального, этнического и социального в Европе раннего нового времени; нет убедительных попыток взглянуть на роль средневековых традиций в генезисе национализме с точки зрения «структур большой длительности».

Одна из гипотез, которую предстоит проверить в ходе курса состоит в том, что в восточном и западном христианстве (как и в исламе, и в иудаизме) представления об “этносе”, “нации”, “родине” формировались по-разному в зависимости от конфессионально-культурных особенностей соответствующих религиозных традиций.
В курсе будут чередоваться лекции, совместное изучение тех или иных текстов и дискуссии.
Требование к студентам: еженедельно прочитывать рекомендованные к очередному занятию источники, статьи, главы из монографий, подготавливать ответы на заданные вопросы.

Во время экзамена/зачета студенты должны будут проанализировать одну из проблем, изучавшихся в спецкурсе (на основе прочитанной литературы, источников, материалов лекций и дополнительной самостоятельной работы).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Дмитриев Исторический факультет iconМ. В. Дмитриев (мгу, Истор факультет)
Православие, католицизм, протестантизм в культуре Европы: специфическое и общехристианское
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconИсторический факультет
Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Новейшая история» 1914 -1939 гг
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconФедеральный Университет Исторический факультет
Приглашаем Вас принять участие в работе международной научно-практической конференции
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconИсторический факультет
Программа курса лекций «Музеи мира» составлена в соответствии с требованиями федерального (вузовского) компонента к обязательному...
М. В. Дмитриев Исторический факультет icon«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический
...
М. В. Дмитриев Исторический факультет icon«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconЗакончил лгу, исторический факультет, 1970. Специальность: историк-археолог
Кандидатская: Мочика, Перу: опыт историко-этнографическая реконструкции. Ленинград, Ученый совет иэ ан ссср, 1977, Л
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
...
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconИсторический факультет
О порядке аттестации лиц, претендующих на замещение вакантной должности руководителя краевого государственного образовательного учреждения,...
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconИсторический факультет
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в6 «Основы археологии» Факультет: Исторический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической...
...
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 04 «История политических...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
М. В. Дмитриев Исторический факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «Культура средневекового...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск