Аннотация дисциплины
История и философия науки
по специальности 14.01.01 «Акушерство и гинекология»
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Форма обучения: очная и заочная.
Рабочая программа дисциплины « История и философия науки» составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; паспорта специальности научных работников 14.01.01 «Акушерство и гинекология», учебного плана ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России, программы-минимума кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007г.,№274.
Цель изучения дисциплины – обеспечить подготовку аспирантов в области истории и философии науки; дать знания, соответствующие современному уровню развития данной дисциплины, ФГОС ВПО Минобрнауки РФ и учебного плана ГОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Дисциплина «История и философии науки» относится к циклу обязательных дисциплин и входит в состав образовательной составляющей учебного плана по направлению обучения в аспирантуре по специальности 14.01.01 «Акушерство и гинекология».
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины включает освоение 2 разделов: философии науки и
истории науки (медицины).
В результате изучения дисциплины «История и философия науки» (раздел философии науки) аспирант должен:
Знать: основные периоды в развитии философии и науки; основные вопросы философии науки; идеалы и критерии научного знания; нормы и ценности научного сообщества.
Уметь: применять методы научного анализа в профессиональной деятельности; использовать рациональные приемы научного исследования в профессиональной деятельности; анализировать язык науки как средство решения основных проблем науки; разбираться в сильных и слабых сторонах каждой теории.
Владеть: навыками философского и научного мышления; навыками восприятия сложных проблем философии науки и анализа текстов, имеющих философское и профессиональное содержание.
В результате изучения дисциплины «История и философия науки» (раздел история науки-медицины) аспирант должен:
Знать: основные этапы и общие закономерности становления и развития медицины в различных странах мира; отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды; достижения крупнейших цивилизаций в области медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры; вклад выдающихся врачей мира в развитие медицинской науки.
Уметь: применять методы научного анализа в профессиональной деятельности; применять научный понятийно-категориальный аппарат в профессиональной деятельности; анализировать язык науки как средство решения основных проблем науки; разбираться в сильных и слабых сторонах каждой теории.
Владеть: навыками научного мышления; навыками использования в свой врачебной деятельности знаний по истории медицины, культуры и врачебной этики.
Виды учебной работы: лекции, практические занятия.
Изучение дисциплины заканчивается кандидатским экзаменом.
Составитель: зав. кафедрой гуманитарных. социальных и экономических наук проф. З.Р.Аликова.
Аннотация дисциплины «Иностранный язык»
по специальности 14.01.01. - «Акушерство и гинекология» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72часа). Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; учебного плана ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России, программы-минимума кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г.
№ 274. Цель изучения дисциплины – осознание наиболее сложных проблем иностранного языка как помощь в освоении программы – минимума
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Иностранный язык» относится к обязательным дисциплинам ООП ППО. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин высшего профессионального образования.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
ПК-1, ПК-4, ПК-9, ПК-11, ПК-13, ПК-18, ПК-28, ПК-48
В результате изучения дисциплины аспирант должен
Знать:
- Медицинскую специфику лексических средств аутентичных текстов по специальности, многозначность служебных и общенаучных слов, механизмы словообразования (в том числе терминов и интернациональных слов), явления синонимии и омонимии, определенное количество лексических единиц общенаучного и общемедицинского характера, грамматические формы и конструкции изучаемого языка и формулы делового и речевого общения, сокращениями и условными обозначениями;
Уметь:
-владеть фонетическим строем иностранного языка, базовым грамматическим материалом словообразовательными элементами;
-инновационно оформлять предложения текстов по медицинской специальности;
-составлять резюме, аннотации, рефераты и другие виды смысловой компрессии текста;
- делать переводы научных статей по медицинской специальности;
-составлять вокабуляр по узкой специальности.
Владеть: основами научного изучения иностранного языка; умениями диалогического общения и представления монологических сообщений по изучаемым темам. В качестве учебных текстов и литературы для чтения используется оригинальная монографическая и периодическая литература по медицинской тематике, по узкой специальности аспиранта (соискателя), а также статьи из журналов, издаваемых за рубежом.
Виды учебной работы: практические занятия, самостоятельная работа аспирантов.
Изучение дисциплины заканчивается кандидатским экзаменом. Составитель: зав. кафедрой ин. яз. доцент Д.Т. Хацаева, ст. преп. С.М. Ревазова Аннотация дисциплины
ОД.А.03 «Акушерство и гинекология»
по специальности 14.01.01 – акушерство и гинекология: Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Форма обучения: очная и заочная. Рабочая программа дисциплины ОД.А.03 «Акушерство и гинекология» составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; паспорта специальности научных работников 14.01.01 «Акушерство и гинекология», учебного плана ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России, программы-минимума кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274.
Цель изучения дисциплины – осознание наиболее сложных проблем акушерства и гинекологии как помощь в освоении программы-минимума по специальности 14.01.01(медицинские науки) и дополнительной программы (по выбору аспиранта) 2011 г.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина ОД.А.03 «Акушерство и гинекология» относится к специальным дисциплинам отрасли науки и научной специальности раздела обязательных дисциплин ООП ППО. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин высшего профессионального образования.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
ОК-1,ОК-5,ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-10, ПК-15, ПК-16, ПК-18, ПК-31, ПК-32.
В результате изучения дисциплины аспирант должен
Знать:
– Основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.
– Организацию акушерско-гинекологической помощи в стране, работу скорой и неотложной помощи.
– Медицинское страхование.
– Законодательство по охране труда женщин.
– Врачебно-трудовую экспертизу в акушерской и гинекологической практике.
– Отраслевые стандарты объемов обследования и лечения в акушерстве, гинекологии и перинатологии.
– Показатели и структуру материнской, перинатальной и младенческой смертности в стране, регионе, своем ЛПУ, мероприятия по их снижению.
– Регуляцию, физиологию и патологию репродуктивной функции женщины. Виды ее нарушений.
– Физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода. Группы риска. Мероприятия по профилактике осложнений.
– Структуру гинекологической заболеваемости. Мероприятия по ее снижению.
– Основы топографической анатомии областей тела и, в первую очередь, передней брюшной стенки, брюшной полости, забрюшинного пространства, малого таза, урогенитальной области. Основные вопросы нормальной и патологической физиологии у здоровой женщины и при акушерско-гинекологической патологии.
– Основы патогенетического подхода при проведении терапии и профилактики акушерско-гинекологической патологии.
– Взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.
– Возрастные периоды развития женщины, основные анатомические и функциональные изменения органов репродуктивной системы в возрастном аспекте.
– Причины возникновения патологических процессов в организме женщины, механизмы их развития и клинические проявления.
– Влияние производственных факторов на специфические функции женского организма.
– Клиническую симптоматику и терапию неотложных состояний, в том числе в акушерстве, гинекологии и перинатологии, их профилактику.
– Клиническую симптоматику доброкачественных и злокачественных опухолей женской половой системы, их диагностику, принципы лечения и профилактики.
– Клиническую симптоматику, диагностику, лечение и профилактику предраковых заболеваний.
– Физиологию и патологию системы гемостаза, коррекцию нарушений.
– Общие и специальные методы исследования в акушерстве и гинекологии (в том числе и УЗИ).
– Основы эндоскопии, рентген-радиологии в диагностике и лечении.
– Роль и назначение биопсии, морфогистологического исследования в онкогинекологии.
– Вопросы асептики и антисептики, профилактики внутрибольничной инфекции.
– Основы иммунологии и генетики в акушерстве и гинекологии.
– Приемы и методы обезболивания; основы инфузионно-трансфузионной терапии и реанимации в акушерстве, гинекологии и неонатологии.
– Основы фармакотерапии в акушерстве и гинекологии, влияние лекарственных препаратов на плод и новорожденного.
– Принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, профилактику осложнений.
– Основы физиотерапии и лечебной физкультуры в акушерстве и гинекологии. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.
– Основы рационального питания и принципы диетотерапии в акушерско-гинекологической практике.
– Новые современные методы профилактики и лечения в акушерстве и гинекологии, а также методы планирования семьи.
– Знать эфферентные методы лечения в акушерстве (классификация по принципам действия). Детоксикацию. Рекоррекцию. Иммунокоррекцию. Показания к их применению.
– Основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований у женщин.
– Вопросы временной и стойкой утраты трудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в акушерстве и гинекологии.
– Организацию и проведение диспансеризации женщин, анализ ее эффективности.
– Показания к госпитализации беременных женщин и гинекологических больных.
– Оборудование и оснащение операционных, отделений (палат) интенсивной терапии.
- Принципы работы с мониторами.
– Принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждения, формирования, органы управления и оснащение.
– Принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях.
– Основные принципы и способы защиты населения при катастрофах.
– Основы медицинской психологии.
– Психические свойства личности. Особенности психических процессов при острой септической инфекции в акушерстве, при выявлении злокачественной опухоли органов репродуктивной системы.
– Определение понятий "этика", "деонтология", "медицинская деонтология", "ятрогенные заболевания", риск возникновения ятрогенных заболеваний в акушерско-гинекологической практике.
– Основы информатики, вычислительной техники, медицинской кибернетики и области их применения.
– Общие принципы статистических методов обработки медицинской документации.
– Общую структуру и функцию компьютера.
- Основы клинической фармакологии, фармакокинетики и фармакотерапии во время беременности. Действие лекарственных препаратов, применяемых во время беременности, на плод и новорожденного.
- Особенности течения гинекологической патологии в пожилом и старческом возрасте, подготовку к операции, течение послеоперационного периода, профилактику осложнений. Адаптационные возможности организма при старении.
Уметь:
--Организовать лечебно-диагностический процесс и проведение профилактических мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях, в дневном стационаре и на дому в объеме, предусмотренном квалификационной характеристикой врача акушера-гинеколога.
– Получить информацию о течении настоящей беременности, а также течении и исходах предыдущих беременностей и родов. Уметь точно прогнозировать исходы беременности и родов.
– Выявить факторы риска развития той или иной акушерской и гинекологической патологии, организовать проведение мер профилактики.
– Выявить признаки ранней или поздней патологии беременности (угроза прерывания, "замерший" плод, гестоз).
– Определить степень "зрелости шейки матки" и готовность организма к родам.
– Провести физиологические и патологические роды (тазовое предлежание, разгибание головки, асинклитические вставления, роды при крупном плоде, двойне).
– Провести роды при узком тазе.
– Своевременно определить показания к операции кесарева сечения. Уметь оценить противопоказания.
– Обосновать тактику поворотов плода (наружный, комбинированный) при поперечном положении.
– Провести все мероприятия по остановке профузного кровотечения во время беременности (самопроизвольный выкидыш, шеечно-перешеечная беременность, предлежание плаценты), в родах (предлежание плаценты, приращение плаценты, преждевременная отслойка плаценты, гипотоническое и коагулопатическое кровотечение, разрывы матки и родовых путей) и в послеродовом периоде.
– Провести дифференциальную диагностику коматозных состояний (гипо- и гипергликемическое, экламптическое и постэкламптическое, аорто-кавальная компрессия беременной маткой и др.).
– Обосновать тактику ведения родов при экстрагенитальных заболеваниях, установить медицинские показания к прерыванию беременности.
– Определить аномалии родовой деятельности (слабость, дискоординация, быстрые и стремительные роды). Осуществить регуляцию родовой деятельности.
– Установить причину акушерского кровотечения во время беременности, родов и послеродовом периоде. Уметь оказать необходимую помощь.
– Выполнить реанимационные мероприятия при асфиксии и родовой травме новорожденного.
– Оценить течение последового и послеродового периодов, выявить и предупредить осложнения.
– Выявить противопоказания к беременности и родам. Оформить медицинскую документацию на прерывание беременности. Провести реабилитацию после прерывания беременности.
– Решить вопрос о трудоспособности пациентки.
– Вести медицинскую документацию и осуществлять преемственность между ЛПУ.
– Проводить профилактику непланируемой беременности.
– Осуществлять диспансеризацию и оценивать ее эффективность.
– Анализировать основные показатели деятельности лечебно-профилактического учреждения.
– Проводить санитарно-просветительную работу по пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития акушерской патологии и гинекологической заболеваемости.
– Подготовить необходимую документацию в аттестационную комиссию на получение квалификационной категории.
– Организовать работу в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных по оказанию медико-санитарной помощи, в объеме первой врачебной помощи и необходимой квалифицированной акушерско-гинекологической помощи.
– Оказывать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки, в очагах катастроф.
– Применять правила этики, деонтологии при проведении лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, в том числе после операций удаления органов репродуктивной системы.
– Использовать персональный компьютер на рабочем месте.
– Владеть методами определения и оценки физического развития девочки, девушки, женщины, методами определения и оценки функционального состояния женского организма.
– Определить показания и противопоказания к назначению лекарственных средств во время беременности.
– Определить показания и противопоказания к назначению физиотерапевтических процедур, а также санаторно-курортного лечения.
– Проводить научные исследования по полученной специальности.
Владеть:
− Методикой изучения и оценки анамнеза и течения беременности, родов, послеродового периода.
− Методикой выявления факторов риска развития беременности, проведение профилактики осложнений.
− Методикой правильного выбора и оценки методов исследования беременной и плода, состояния фетоплацентарной системы, проведение профилактики фетоплацентарной недостаточности.
− Выявлением специфических признаков гинекологических заболеваний.
− Показаниями к госпитализации гинекологических больных, беременных и родильниц.
- Техникой основных гинекологических и акушерских операций.
- Принятием физиологических и патологических родов Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа аспирантов.
Изучение дисциплины заканчивается кандидатским экзаменом.
Составитель Зав.кафедрой акушерства и гинекологии Л.В.Цаллагова
Д.м.н., профессор |