Скачать 350.95 Kb.
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия» «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по НР д.м.н. , профессор _____________Ларева Н.В. « ____»____________ 20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия – 10 часов Лекции – 62 часа Самостоятельная работа – 36 часов Всего – 3 зач. единицы, 108 часов Экзамен по окончанию курса Данная рабочая программа для подготовки и сдачи кандидатского экзамена «История и философия науки» составлена на основании: 1. Приказа Министерства образования Российской Федерации №696 от 17.02.2004г. о введении с 1 июля 2005г. для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук нового экзамена «История и философия науки». 2. Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом ВАК Минобразования России и утвержденной приказом Минобразования России от 17.02.2004 г. №697. Программа ориентирована на выпускников медицинских высших учебных заведений по всем специальностям. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «____»_________________20___г. Заведующая кафедрой гуманитарных наук, к.п.н Н.Ю. Калашникова Одобрена цикловой методической комиссией «____»_________________20___г. Председатель ЦПМК Ю.Г.Соловьева доцент Рецензент: д.фил.н., профессор М.Н. Фомина (рецензия прилагается) 1. Цели и задачи курса. 1.1. Курс «История и философия науки» представляет собой систему знаний, обеспечивающих формирование мировоззренческих и методологических, логических и гносеологических, аксиологических и эвристических оснований в рамках профессиональной исследовательской деятельности по подготовке диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Программа рассматривает философию, выделяя лишь одну грань ее взаимодействия с миром, а именно взаимоотношения философии и науки. Предполагается, что аспирант, прослушавший в студенческие годы учебный курс по философии и сдавший вступительный экзамен в аспирантуру по данной дисциплине в рамках учебной программы, в достаточной степени овладел теоретическими основами философской рефлексии, чтобы применить последние в своей профессиональной научной деятельности. В программе курса по учебному стандарту могут быть выделены следующие три взаимосвязанные раздела. Первый раздел - это «Общие проблемы философии науки». Его содержанием является рассмотрение общих философских вoпpoсoв науки: понятий науки, критериев научности, структуры научного знания, его уровней, типов и видов; а также общей методологии научного познания, теории развития научного знания, функционирования науки как особого социального института, ценностных и правовых механизмов регуляции научной деятельности, взаимодействия науки и общества и др. Второй раздел - это «Философские проблемы медицины». Медицина тут рассматривается как наука о человеке, его здоровье и болезни. Философия как теоретическая рефлексия культуры составляет мировоззренческую и методологическую основу любой науки, в том числе и медицины. Третий раздел представленной программы - это собственно история науки в целом, а также история медицины или история конкретных наук, по которым специализируются аспиранты. Целью преподавания является: анализ науки в широком социокультурном контексте и ее историческом развитии, получение представления о тенденциях развития современного медицинского знания. Кроме того, освоение курса должно способствовать совершенствованию научного мышления, формированию оснований для развития творческого и теоретического мышления врача независимо от профиля его деятельности, т.к. теоретический уровень мышления, как известно, не является прирождённым свойством психики человека. 1.2. Из поставленных целей вытекают конкретные задачи : - раскрыть сущность основных аспектов бытия науки; - дать представление об основных проблемах кризиса современной техногенной цивилизации и тенденциях смены научной картины мира, типов научной рациональности;
- показать единство медицинского знания и философской методологии познания, выявляя и демонстрируя их исходные предпосылки, что весьма важно для развития у медиков методологического мышления;
В результате освоения дисциплины слушатели должны иметь представление:
Должен знать: - основные подходы к исследованию науки; - специфику и структуру научного познания;
Должен уметь:
1.3. Взаимосвязь с другими дисциплинами. Освоению данной программы предшествуют учебные курсы по истории философии, истории медицины, общему курсу философии и биоэтики, всеобщей истории и истории России. 2. Содержание курса «История и философия науки» 2.1. Учебный план
2.2. Тематические планы лекций, с указанием объема часов
Темы семинарских занятий с указанием объема часов
2.4. Самостоятельная работа Самостоятельная работа включает в себя подготовку реферата, являющегося необходимым условием допуска к экзамену кандидатского минимума по «Истории и философии науки» Темы рефератов (для самостоятельной работы) Научный руководитель и аспирант могут содержательно скорректировать предложенные темы или сформулировать новые, не вошедшие в данный перечень. Темы рефератов для аспирантов всех профилей медицинской деятельности 1. Медицина и науки о живой и неживой природе: сходство и различие оснований. 2. Понятия: «объект» и «предмет» теории. (Что сегодня реально является объектом и предметом медицинской теории?) 3. Дифференциация медицинских наук и основания их единства. 4. Основания общей теории патологии. 5. Соотношение теоретического и эмпирического уровней знания в медицинской теории. 6. Современная наука и проблема этиологии болезней. 7. Проблемы детерминизма в науке XX века и их проявление в этиологических концепциях современной медицины. 8. Методологический смысл этиологических концепций монокаузализма, кондиционализма, конституционализма. Их сходство и различие. 9. И.В.Давыдовский о теоретических проблемах этиологии. 10. «Клинический опыт» как логика диагноза, прогноза и терапии. Его достоинства и ограниченность. 11. Проблема редукционизма в современной медицине. 12. Диалектика и системный подход в медицине. 13. Соотношение философского, общенаучного и конкретно-научного методов в медицине. 14. Здоровье населения как показатель его социального и экономического благополучия. 15. Здоровый образ жизни: сущность и методологические подходы к его изучению. 16. Социальная медицина: проблемы и перспективы. 17. Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины. 18. Онтологические, гносеологические и ценностно-нормативные основания медицины. 19. Сциентизм и антисциентизм: их исторические корни и проявления в XX веке. 20. Этические принципы медицинской профессии. 21. Эмбрион? Плод? Человек? (Этические проблемы начала человеческой жизни). 22. «Физика» и «метафизика» смерти. 23. Соотношение «биологического» и «социального» в смерти человека. 24. Может ли душа быть генетически обусловлена? 25. Этические проблемы новых «технологий зачатия» (оплодотворение in vitro, клонирование). 26. История и логика евгеники. 27. Смерть как «стадия жизни». 28. Эвтаназия: история проблемы. 29. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении. 30. СПИД: морально-этические проблемы. 31. Патернализм и современные модели взаимоотношения врача и пациента. 32. Медицинская сексология и нравственная антропология. 33. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача. 34. Понятие жизни в современной науке и философии. Темы рефератов по истории медицины 1. Эволюция философских и медико-теоретических представлений о человеке, о его здоровье и болезни в истории культуры. 2. Традиционные системы врачевания Древнего Востока (Медицина древних государств Месопотамии, Древнего Египта, Индии, Китая). Их влияние на последующее развитие медицины. 3. Традиции «пульсовой диагностики» в Китае. 4. Платон и Гиппократ. «Врач-философ подобен богу...»: в чем сокровенный смысл этой античной идеи? 5. «Гиппократов сборник» - энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания. 6. Смерть как проблема человеческой жизни. Марк Аврелий «Наедине с собой». 7. Философия как врачевание души. Сенека «Письма к Луциллию». 8. Авиценна. Взгляд на теоретическую и практическую медицину. Учение о строении человеческого тела. 9. Теология и наука. Средневековые университеты и медицина. 10. Христианство и нравственные основы медицины. 11. Средневековая медицина: теоретическая рефлексия как основа понятия патологии. Начала психотерапии. 12. Аскетизм - нравственный и медико-психологический смысл. 13. Философский пантеизм Возрождения и магическая медицина. Парацельс и Агрикола. 14. Успехи естествознания XVI века и их влияние на медицину. Леонардо да Винчи, А.Везалий, У.Гарвей. 15. Ятрофизическое и ятрохимическое направления в медицине. Парацельс, Санторио и др. 16. Эмпиризм Ф.Бэкона, его индуктивная логика и клиническое мышление современного врача. 17. Европейский рационализм Нового времени и соматическая медицина (А.Галлер, Дж.Б.Морганьи, Левенгук, Цельсий). 18. И. Кант о структуре креативного мышления (чувственность, рассудок, разум) и логика современного медицинского исследования. 19. Т.Кун о понятиях: «нормальная наука», «парадигма», «революция в истории науки» (на примере истории медицины). 20. Парадоксы науки XX века: дегуманизированная медицина. Истоки этого феномена и пути преодоления. 21. Проблемы гуманизации медицины и гуманитаризации медицинского образования. Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в различных областях терапии (эндокринологии, внутренних болезней, офтальмологии) 1. Человек как предмет современной медицины (поиски определения). Лечить «болезнь» или «больного». 2. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. 3. «Норма» и «сущность» здоровья и болезни. Их связь и различие. 4. Философский аспект психосоматического направления в современной медицине. 5. Проблема целостности в теории патологии. 6. Проблема причинности в медицине. 7. Методологический смысл этиологических концепций Г.Селье и И.В.Давыдовского. 8. Теоретический и эмпирический уровни медицинского исследования. Связь и различие. Эвристические возможности и сущность методов моделирования, эксперимента, системного подхода в медицине. 9. Методологические проблемы измерений в медицине. Возрастание роли прибора в процессе клинического анализа. 10. Социальные детерминанты жизни человека и его психического здоровья. 11. Социальная этиология здоровья и болезни. Болезни цивилизации. 12. Биоэтика - наука о самоценности жизни, основа для выработки новой морально-этической системы человеческих отношений. 13. Особенности биоэтических проблем в онкологии (хирургии, акушерстве и гинекологии и др.). 14. Становление эндокринологии как науки. Ее предмет и методы исследования. 15. Формирование эндокринологии в России. Ее профилактическая направленность. 16. Становление детской эндокринологической службы в России. 17. Проблемы и методы современной эндокринологии. 18. Эмпирическая офтальмология (Гиппократ, Гален, Авиценна). 19. Проблемы и методы современной офтальмологии. 20. Профилактика глазных болезней и отечественная медицина. 21. Развитие учения об инфекционных болезнях в истории медицины. 22. История изучения инфекционных заболеваний (холеры, чумы, натуральной оспы, СПИДа, лихорадки Эбола и др.) 23. Система профилактики инфекционных болезней в России. Пути ее совершенствования. 24. Научно-технический прогресс и рентгено-радиология во второй половине XX века. 25. Методологические проблемы современной лучевой диагностики. 26. Научные открытия и прогресс медицины (на примере открытия рентгеновских лучей и явления искусственной радиоактивности). 27. Современные направления токсикологии. Проблемы и методы изучения. 28. Токсикология: история и современность. 29. Медицина катастроф. Социальные и этические аспекты. 30. Современная дерматовенерология в системе наук. Предмет и методы исследования. 31. История дерматовенерологии в античности и в средневековье. 32. Развитие дерматовенерологии в Новое время. 33. Традиции отечественной дерматологической школы. Достижения и проблемы. 34. История акушерства и гинекологии в древности и в Новое время. 35. Становление гинекологии как науки. 36. Вклад отечественных медиков в развитие акушерства и гинекологии. 37. Эволюция методов акушерства и гинекологии. 38. Поддержка материнства и детства в социальной политике государства. 39. История акушерства в России. 40. Этические и мировоззренческие аспекты абортивной практики. 41. Современные репродуктивные технологии. Перспективы. Этические и социальные аспекты. 42. Клонирование: «за» и «против». Медицинские, этические, социальные, философские аспекты. 43. Становление анестезиологии как науки. 44. Развитие методов обезболивания. Перспективы и проблемы. 45. Современные проблемы и методы реанимации и интенсивной терапии. 46. Мировоззренческие, этические, правовые аспекты эвтаназии. 47. Формирование педиатрии как самостоятельной научной дисциплины. 48. Специфика предмета и методов исследования. 49. Вопросы оказания медицинской помощи детям в трудах великих врачей древности. 50. Современные проблемы в области педиатрии и охраны детского здоровья 51. Становление российской педиатрической школы. Достижения и проблемы. Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области патологической анатомии, хирургии и травматологии 1. Исторические этапы развития хирургии. Взаимосвязь теории и практики. 2. Теория и практика хирургии. История и современность. 3. Состояние хирургической науки и организация хирургической помощи в России на современном этапе. 4. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция». Их методологический смысл в медицинской теории и практике. 5. Проблема общего и местного в патологии. 6. Проблема «уровня» патологии в познании нормы и болезни. 7. Этические и правовые аспекты трансплантологии. 8. Проблемы и методы современной травматологии и ортопедии. 9. Эвтаназия: «за» и «против». Мировоззренческие, этические, социальные, правовые аспекты проблемы эвтаназии. 10. Традиции отечественных школ травматологии. Их научные достижения и приоритеты. 11. История развития асептики и антисептики. 12. Формирование русской хирургической школы. Достижения и проблемы. 13. Традиции и перспективы развития хирургии. 14. Основные исторические этапы формирования «патологии», «патологической анатомии». 15. Теории воспаления: историко-логическая ретроспектива. 16. Нозология. «Болезнь - это форма приспособления организма к условиям существования» (акад. И.В. Давыдовский). 17. Исторические периоды развития учения об этиологии болезней. 18. Биологические основы регенерации: проблема качества в патологии. 19. Научные принципы формулирования диагноза. Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области неврологии и психиатрии 1. История становления неврологии как науки. 2. «Русский век» в неврологии (XX век). Вклад отечественных ученых в развитие неврологии. 3. Представление о нервных болезнях в медицине Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции и Рима. 4. «Канон медицины» Авиценны о нервных заболеваниях. 5. История становления нейроморфологии в XIX веке. 6. История становления детской неврологии. 7. Метафизическое понимание психических расстройств в античной медицине. 8. История представлений о природе психических заболеваний в обществе. 9. Психофизическая проблема: от Декарта к современной медицине. 10. Проблема определения критериев нормы и патологии психической деятельности. 11. Соотношение физиологического и психического в медицине. 12. Зарождение и развитие психоанализа (Фрейд, Юнг, Адлер, Лакан и др.) 13. Становление клинической и неклинической психотерапии. 14. Психоаналитическая антропология (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм). Проблема бессознательного. 15. Э. Фромм. Дилемма: иметь или быть? Спасет ли психология больное общество? 16. Проблема построения психосоматической теории медицины. 17. К.Ясперс как психоаналитик и философ. 18. Теория и практика психиатрии рубежа XX-XXI вв. 19. Экзистенциально-психологический подход в современной психиатрии. Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области биологии и медико-биологических наук 1. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии 2. Человек - социальное или биологическое существо? Философский смысл этой альтернативы. 3. Эволюция в понимании предмета биологической науки. 4. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни. 5. Исторические подходы к определению феномена жизни 6. Философско-методологические проблемы современной биологии. 7. Основные этапы становления идеи развития в биологии. 8. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма. 9. Организованность и целостность живых систем (по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л. фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева). 10. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования, технологии стволовых клеток. Перспективы и опасности. 11. Философские проблемы теории адаптации. 12. Этапы развития анатомии в древности и в Новое время. Влияние на развитие анатомии фундаментальных принципов культуры. 13. Становление экспериментальных методов в анатомии в эпоху Возрождения. 14. Анатомия в России. Достижения и проблемы. 15. Биомедицинская и клиническая антропология. 16. Эксперимент и вероятностно-статистическая методология в современных биологических науках. 17. Физикализация, математизация и компьютеризация биологических исследований 18. Значение молекулярной биологии для преобразования классических научных дисциплин. 19. Становление и развитие генетики. 20. Системно-структурные и функциональные методы исследования в современных биологических науках 21. Современные аспекты биохимической инженерии и биотехнологии. 22. Расшифровка генома человека и ее значение для будущего человечества. 23. Генная инженерия и ее перспективы. 24. Изучение наследственных заболеваний в истории медицины. 25. Синтетическая теория эволюции и креационизм. 26. Традиции и современные проблемы отечественной генетики. 27. Роль современных молекулярно-биологических методов в генетических исследованиях. 28. Новые направления в общей и медицинской генетике человека. 29. От экспериментальной эмбриологии к генетике эмбриогенеза. 30. Сущность технологии стволовых клеток и ее значение для медицины. 31. Современная антропология и эволюция человека. 32. Евгеника и генетика. 33. Евгеника: история и современность. 34. Проблема эволюции современного человека. 35. Этапы развития, предмет и методы микробиологии. 36. Медицинская микробиология в первой половине XX века. Открытия и проблемы. 37. Становление вирусологии как самостоятельной науки. 38. Современный молекулярно-генетический период в развитии медицинской микробиологии (вторая половина XX века). 39. Научно-технический прогресс и микробиология. 40. Становление иммунологии как самостоятельной науки. 41. Создание клеточной теории иммунитета (И.И.Мечников) и ее значение для развития медицины. 42. Учение об иммунной системе организма. Перспективы его развития. 43. Современные концепции иммунитета. 44. Исторические этапы становления аллергологии. 45. Современные методы в микробиологии (методы генной и белковой инженерии и др.) 46. Развитие микробиологической промышленности. 47. История становления методов исследования в гистологии, цитологии и эмбриологии. 48. История становления гистологии, цитологии как науки. 49. Вклад отечественных ученых в становление эмбриологии как науки. 50. Отечественные гистологические школы. Перспективы развития. 51. Гистология и эмбриология как базовые дисциплины в системе медицинского образования. 52. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки. 53. Организм как саморегулирующаяся система. Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области общественного здоровья и организации здравоохранения. 1. Современное состояние отечественного здравоохранения и пути его реформирования. 2. Социальные аспекты медицинской деятельности: профилактики, лечения, диагностики, реабилитации. 3. Общественное здоровье как научная дисциплина и как национальная ценность. 4. Вклад в развитие социальной медицины отечественных медиков XVIII-XX вв. 5. Здравоохранение как социальная функция медицины. 6. Значение медико-биологических, клинических, гигиенических и общественных наук в социальной медицине и управлении здравоохранением. 7. Основные исторические этапы развития национального здравоохранения. 8. Система здравоохранения в России. Пути ее совершенствования. 9. Типы и профили патологии. Эволюция типов патологии в России и других странах. 10. История организации скорой и неотложной медицинской помощи. 11. Система охраны материнства и детства в России вчера, сегодня, завтра. 12. История становления санаторно-курортной помощи населению. 13. История и современное представление о реабилитации в медицине. 14. Медицина катастроф. 15. Семья и болезни. 16. Современная демографическая ситуация в России и пути ее улучшения. Задачи медицины в этом процессе. 17. Медицинское страхование в России. История и современность. 18. Проблемы и методы вычислительной диагностики. Темы рефератов по теории истории науки 1. Методология историко-научных исследований. 2. Логическое и историческое в развитии науки. 3. Интерпретация как историко-научная проблема. 4. О соотношении истории науки и философии науки: постановка проблемы и различные подходы к её решению. 5. Единство истории, философии и методологии науки. 6. Кумулятивистская модель истории науки: от О.Конта к П. Дюгему. 7. Традиции и революции в истории науки. 8. Научные революции как модель развития истории науки. 9. Методологические тупики и парадоксы современной науки и медицины. 10. Медицина без человека, или Технологизм научной медицины. 11. Философское обоснование биоэтики как науки. 12. Единство и многообразие научных и ненаучных форм медицинского знания. 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 3.1. Перечень литературы. Основная литература по 1 разделу: |
Примерные темы рефератов для аспирантов по курсу Кафедра гуманитарных наук сгму просит Вас ознакомиться с примерной тематикой рефератов, предлагаемой аспирантам, готовящимся к сдаче... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений | ||
Кафедра философии и гуманитарных наук Борисова Е. М. Программа и методические материалы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» (для аспирантов и соискателей).... | Я. С. Ядгаров история и философия науки История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по... | ||
Литература по курсу Программа Модулей семинарские занятия Модуль 1-3 Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т.... | Календарно-тематический план курса «Грамматика и текст» для IV курса... Семинарские занятия проводят: Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова, О. Е. Фролова, В. Чумирина, А. В. Уржа | ||
Реферату по дисциплине «История и философия науки» Успешное выполнение реферата по курсу «История и философия науки» является необходимым условием для допуска к экзамену кандидатского... | Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” ... | ||
Методические рекомендации по порядку проведения кандидатского экзамена... Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (экономические науки)»... | Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального... «История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех... | ||
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального... «История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех... | Рабочая программа по курсу «Психология рекламы» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (032401). Общий объем... | ||
Рабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального | Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,... | ||
Реферата для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» И всем сдающим кандидатский экзамен по указанной дисциплине на базе самостоятельного изучения историко-научного материала необходимо... | Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф новейшая история стран... Семинар (от лат seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия... |