Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов





Скачать 350.95 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов
страница1/3
Дата публикации19.09.2013
Размер350.95 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3
Министерство здравоохранения Российской Федерации
ГБОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия»


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по НР д.м.н. , профессор _____________Ларева Н.В.
« ____»____________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу: История и философия

науки

Кафедра гуманитарных наук
Семинарские занятия – 10 часов
Лекции – 62 часа
Самостоятельная работа – 36 часов
Всего – 3 зач. единицы, 108 часов
Экзамен по окончанию курса

Данная рабочая программа для подготовки и сдачи кандидатского экзамена «История и философия науки» составлена на основании: 1. Приказа Министерства образования Российской Федерации №696 от 17.02.2004г. о введении с 1 июля 2005г. для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук нового экзамена «История и философия науки». 2. Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом ВАК Минобразования России и утвержденной приказом Минобразования России от 17.02.2004 г. №697.

Программа ориентирована на выпускников медицинских высших учебных заведений по всем специальностям.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
«____»_________________20___г.

Заведующая кафедрой гуманитарных наук,

к.п.н Н.Ю. Калашникова

Одобрена цикловой методической комиссией

«____»_________________20___г.
Председатель ЦПМК Ю.Г.Соловьева

доцент


Рецензент: д.фил.н., профессор М.Н. Фомина

(рецензия прилагается)



1. Цели и задачи курса.

1.1. Курс «История и философия науки» представляет собой систему знаний, обеспечивающих формирование мировоззренческих и методологических, логических и гносеологических, аксиологических и эвристических оснований в рамках профессиональной исследовательской деятельности по подготовке диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Программа рассматривает философию, выделяя лишь одну грань ее взаимодействия с миром, а именно взаимоотношения философии и науки. Предполагается, что аспирант, прослушавший в студенческие годы учебный курс по философии и сдавший вступительный экзамен в аспирантуру по данной дисциплине в рамках учебной программы, в достаточной степени овладел теоретическими основами философской рефлексии, чтобы применить последние в своей профессиональной научной деятельности.

В программе курса по учебному стандарту могут быть выделены следующие три взаимосвязанные раздела.

Первый раздел - это «Общие проблемы философии науки». Его содержанием является рассмотрение общих философских вoпpoсoв науки: понятий науки, критериев научности, структуры научного знания, его уровней, типов и видов; а также общей методологии научного познания, теории развития научного знания, функционирования науки как особого социального института, ценностных и правовых механизмов регуляции научной деятельности, взаимодействия науки и общества и др.

Второй раздел - это «Философские проблемы медицины». Медицина тут рассматривается как наука о человеке, его здоровье и болезни. Философия как теоретическая рефлексия культуры составляет мировоззренческую и методологическую основу любой науки, в том числе и медицины.

Третий раздел представленной программы - это собственно история науки в целом, а также история медицины или история конкретных наук, по которым специализируются аспиранты.

Целью преподавания является: анализ науки в широком социокультурном контексте и ее историческом развитии, получение представления о тенденциях развития современного медицинского знания. Кроме того, освоение курса должно способствовать совершенствованию научного мышления, формированию оснований для развития творческого и теоретического мышления врача независимо от профиля его деятельности, т.к. теоретический уровень мышления, как известно, не является прирождённым свойством психики человека.

1.2. Из поставленных целей вытекают конкретные задачи :

- раскрыть сущность основных аспектов бытия науки;

- дать представление об основных проблемах кризиса современной техногенной цивилизации и тенденциях смены научной картины мира, типов научной рациональности;

  • проанализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы, возникающие в науке на современном этапе ее развития, в медицине в том числе;

  • активизировать целеполагание, раскрывая исследованные в развитии философской мысли возможности и варианты ценностного выбора, демонстрируя те сложности и противоречия, с которыми сталкивалась и сталкивается этическая мысль медиков;

  • развить категориальное мышление, которое является важнейшей предпосылкой профессионального творчества и научности в подходе к медицинским ситуациям;

- показать единство медицинского знания и философской методологии познания, выявляя и демонстрируя их исходные предпосылки, что весьма важно для развития у медиков методологического мышления;

  • осветить отдельные этапы развития науки в различные периоды истории;

  • обозначить экономические, культурные, политические, идеологические и другие факторы, повлиявшие на развитие медицины в различные исторические эпохи;

  • охарактеризовать основные открытия, оказавшие влияние на развитие медицинской науки, познакомиться с биографиями выдающихся исследователей прошлого;

  • уделить особое внимание истории становления забайкальского научного сообщества, истории научных исследований и открытий в Забайкалье в XVIII-XXI веках.

В результате освоения дисциплины слушатели должны иметь представление:

  • о предмете и основных концепциях современной философии науки;

  • о взаимосвязи философского и научного знания;

  • о генезисе научного знания, логике историко-научного процесса и основных научных традициях;

  • о специфике современной научной картины мира;

  • о структуре и методологии научного познания;

  • о динамике науки как процессе порождения нового знания;

  • об особенностях современного этапа развития науки;

  • о взаимосвязи философских, общенаучных категорий и понятий медицины;

  • об истории развития медицинской науки;

  • об истории разрабатываемого аспирантом или соискателем в диссертации вопроса и о месте собственных исследований в науке.

Должен знать:

- основные подходы к исследованию науки;

- специфику и структуру научного познания;

  • функции науки;

  • суть основных философских проблем медицины и способы их решения;

  • специфику медицины как науки, базирующейся на естественнонаучных и социально-гуманитарных знаниях;

  • основные философские методы и их реализацию в медицинской деятельности (формально-логический, диалектический, герменевтический, критический);

  • основные философские принципы построения современной научной картины мира;

  • философско-методологические основания современной медицинской деятельности.

Должен уметь:

  • использовать философский категориальный аппарат;

  • ясно и чётко формулировать свои суждения и рассуждения;

  • логически корректно ставить и решать научные и практические проблемы;

  • владеть гносеологическими процедурами анализа, синтеза, сравнения, аналогии, конкретизации и абстрагирования;

  • реализовывать полученное знание при освещении медицинских проблем;

  • соотносить практическую деятельность субъекта (человек, группа, общество) с его мировоззренческими основаниями.

1.3. Взаимосвязь с другими дисциплинами.

Освоению данной программы предшествуют учебные курсы по истории философии, истории медицины, общему курсу философии и биоэтики, всеобщей истории и истории России.

2. Содержание курса «История и философия науки»
2.1. Учебный план


Зачетные единицы

Всего часов

Самостоятельная работа

Всего часов аудиторных

Экзамен

Лекции

Семинары

3

108

36

62

10

1\36

2.2. Тематические планы лекций, с указанием объема часов


№ темы


Наименование

Кол-во часов





Раздел 1. Общие проблемы философии науки


38

1

Предмет и основные концепции современной философии науки

2

2

Наука в культуре современной цивилизации

2

3

Многообразие форм знания. Научное и ненаучное знание

2

4

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

4

5

История научных исследований в Забайкалье

2

6

Структура научного познания

2

7

Структура и функции научной теории

2

8

Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования

2

9

Научная картина мира, ее исторические формы и функции

2

10

Динамика науки как процесс порождения нового знания

2

11

Общие закономерности развития науки

2

12

Методология научного исследования. Функции философии в научном познании.

4

13

Характеристика общенаучных методов и приемов исследования

2

14

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

2

15

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса


.

2

16

Этические проблемы науки ХХI века

2

17

Наука как социальный институт

2





Раздел 2. Философские проблемы медицины


16

18

Философия медицины и медицина как наука

2

19

Особенности развития медицины в ХХ веке.

2

20

Философские категории и понятия медицины

2

21


Сознание и познание

2

22

Социально-биологическая и психосоматическая проблемы

2

23

Проблема нормы, здоровья и болезни

2

24

Биоэтика – наука о самоценности жизни

2

25

Рационализм и научность медицинского знания

2




Раздел 3. История медицины

8

26

История медицины и ее роль в изучении философии науки. Медицина в период первобытнообщинного строя и в период рабовладельческого общества.


2

27

Медицина Западной Европы в период феодального общества. Понятие схоластики, основные принципы и методы подготовки врачей в системе университетского образования. История медицины в России.


2

28

Медицина Нового времени. Дифференциация клинических дисциплин. Исторические предпосылки развития хирургии как науки.


2

29

Философские и естественнонаучные основы развития медицины в XIX веке. Отечественные терапевтические школы. Методологические подходы к оценке здоровья. Отечественная физиология XIX века.

2

Темы семинарских занятий с указанием объема часов


№ темы


Наименование

Кол-во часов

1

Наука как часть культуры. Детерминанты эволюции науки.

2

2

Структурные уровни и методы научного познания

2

3

Диалектика как метод познания. Законы и категории диалектики в медицине

2

4

Феномен биосоциальности человека и проблема его сущности

2

5

Врачебная этика и биоэтика

2




Всего

10


2.4. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа включает в себя подготовку реферата, являющегося необходимым условием допуска к экзамену кандидатского минимума по «Истории и философии науки»
Темы рефератов (для самостоятельной работы)
Научный руководитель и аспирант могут содержательно скорректировать предложенные темы или сформулировать новые, не вошедшие в данный перечень.

Темы рефератов для аспирантов всех профилей медицинской деятельности

1. Медицина и науки о живой и неживой природе: сходство и различие оснований.

2. Понятия: «объект» и «предмет» теории. (Что сегодня реально является объектом и предметом медицинской теории?)

3. Дифференциация медицинских наук и основания их единства.

4. Основания общей теории патологии.

5. Соотношение теоретического и эмпирического уровней знания в медицинской теории.

6. Современная наука и проблема этиологии болезней.

7. Проблемы детерминизма в науке XX века и их проявление в этиологических концепциях современной медицины.

8. Методологический смысл этиологических концепций монокаузализма, кондиционализма, конституционализма. Их сходство и различие.

9. И.В.Давыдовский о теоретических проблемах этиологии.

10. «Клинический опыт» как логика диагноза, прогноза и терапии. Его достоинства и ограниченность.

11. Проблема редукционизма в современной медицине.

12. Диалектика и системный подход в медицине.

13. Соотношение философского, общенаучного и конкретно-научного методов в медицине.

14. Здоровье населения как показатель его социального и экономического благополучия.

15. Здоровый образ жизни: сущность и методологические подходы к его изучению.

16. Социальная медицина: проблемы и перспективы.

17. Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины.

18. Онтологические, гносеологические и ценностно-нормативные основания медицины.

19. Сциентизм и антисциентизм: их исторические корни и проявления в XX веке.

20. Этические принципы медицинской профессии.

21. Эмбрион? Плод? Человек? (Этические проблемы начала человеческой жизни).

22. «Физика» и «метафизика» смерти.

23. Соотношение «биологического» и «социального» в смерти человека.

24. Может ли душа быть генетически обусловлена?

25. Этические проблемы новых «технологий зачатия» (оплодотворение in vitro, клонирование).

26. История и логика евгеники.

27. Смерть как «стадия жизни».

28. Эвтаназия: история проблемы.

29. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.

30. СПИД: морально-этические проблемы.

31. Патернализм и современные модели взаимоотношения врача и пациента.

32. Медицинская сексология и нравственная антропология.

33. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.

34. Понятие жизни в современной науке и философии.
Темы рефератов по истории медицины

1. Эволюция философских и медико-теоретических представлений о человеке, о его здоровье и болезни в истории культуры.

2. Традиционные системы врачевания Древнего Востока (Медицина древних государств Месопотамии, Древнего Египта, Индии, Китая). Их влияние на последующее развитие медицины.

3. Традиции «пульсовой диагностики» в Китае.

4. Платон и Гиппократ. «Врач-философ подобен богу...»: в чем сокровенный смысл этой античной идеи?

5. «Гиппократов сборник» - энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания.

6. Смерть как проблема человеческой жизни. Марк Аврелий «Наедине с собой».

7. Философия как врачевание души. Сенека «Письма к Луциллию».

8. Авиценна. Взгляд на теоретическую и практическую медицину. Учение о строении человеческого тела.

9. Теология и наука. Средневековые университеты и медицина.

10. Христианство и нравственные основы медицины.

11. Средневековая медицина: теоретическая рефлексия как основа понятия патологии. Начала психотерапии.

12. Аскетизм - нравственный и медико-психологический смысл.

13. Философский пантеизм Возрождения и магическая медицина. Парацельс и Агрикола.

14. Успехи естествознания XVI века и их влияние на медицину. Леонардо да Винчи, А.Везалий, У.Гарвей.

15. Ятрофизическое и ятрохимическое направления в медицине. Парацельс, Санторио и др.

16. Эмпиризм Ф.Бэкона, его индуктивная логика и клиническое мышление современного врача.

17. Европейский рационализм Нового времени и соматическая медицина (А.Галлер, Дж.Б.Морганьи, Левенгук, Цельсий).

18. И. Кант о структуре креативного мышления (чувственность, рассудок, разум) и логика современного медицинского исследования.

19. Т.Кун о понятиях: «нормальная наука», «парадигма», «революция в истории науки» (на примере истории медицины). 

20. Парадоксы науки XX века: дегуманизированная медицина. Истоки этого феномена и пути преодоления.

21. Проблемы гуманизации медицины и гуманитаризации медицинского образования.
Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в различных областях терапии (эндокринологии, внутренних болезней, офтальмологии)

1. Человек как предмет современной медицины (поиски определения). Лечить «болезнь» или «больного».

2. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие.

3. «Норма» и «сущность» здоровья и болезни. Их связь и различие.

4. Философский аспект психосоматического направления в современной медицине.

5. Проблема целостности в теории патологии.

6. Проблема причинности в медицине.

7. Методологический смысл этиологических концепций Г.Селье и И.В.Давыдовского.

8. Теоретический и эмпирический уровни медицинского исследования. Связь и различие. Эвристические возможности и сущность методов моделирования, эксперимента, системного подхода в медицине.

9. Методологические проблемы измерений в медицине. Возрастание роли прибора в процессе клинического анализа.

10. Социальные детерминанты жизни человека и его психического здоровья.

11. Социальная этиология здоровья и болезни. Болезни цивилизации.

12. Биоэтика - наука о самоценности жизни, основа для выработки новой морально-этической системы человеческих отношений.

13. Особенности биоэтических проблем в онкологии (хирургии, акушерстве и гинекологии и др.).

14. Становление эндокринологии как науки. Ее предмет и методы исследования.

15. Формирование эндокринологии в России. Ее профилактическая направленность.

16. Становление детской эндокринологической службы в России.

17. Проблемы и методы современной эндокринологии.

18. Эмпирическая офтальмология (Гиппократ, Гален, Авиценна).

19. Проблемы и методы современной офтальмологии.

20. Профилактика глазных болезней и отечественная медицина.

21. Развитие учения об инфекционных болезнях в истории медицины.

22. История изучения инфекционных заболеваний (холеры, чумы, натуральной оспы, СПИДа, лихорадки Эбола и др.)

23. Система профилактики инфекционных болезней в России. Пути ее совершенствования.

24. Научно-технический прогресс и рентгено-радиология во второй половине XX века.

25. Методологические проблемы современной лучевой диагностики.

26. Научные открытия и прогресс медицины (на примере открытия рентгеновских лучей и явления искусственной радиоактивности).

27. Современные направления токсикологии. Проблемы и методы изучения.

28. Токсикология: история и современность.

29. Медицина катастроф. Социальные и этические аспекты.

30. Современная дерматовенерология в системе наук. Предмет и методы исследования.

31. История дерматовенерологии в античности и в средневековье.

32. Развитие дерматовенерологии в Новое время.

33. Традиции отечественной дерматологической школы. Достижения и проблемы.

34. История акушерства и гинекологии в древности и в Новое время.

35. Становление гинекологии как науки.

36. Вклад отечественных медиков в развитие акушерства и гинекологии.

37. Эволюция методов акушерства и гинекологии.

38. Поддержка материнства и детства в социальной политике государства.

39. История акушерства в России.

40. Этические и мировоззренческие аспекты абортивной практики.

41. Современные репродуктивные технологии. Перспективы. Этические и социальные аспекты.

42. Клонирование: «за» и «против». Медицинские, этические, социальные, философские аспекты.

43. Становление анестезиологии как науки.

44. Развитие методов обезболивания. Перспективы и проблемы.

45. Современные проблемы и методы реанимации и интенсивной терапии.

46. Мировоззренческие, этические, правовые аспекты эвтаназии.

47. Формирование педиатрии как самостоятельной научной дисциплины. 48. Специфика предмета и методов исследования.

49. Вопросы оказания медицинской помощи детям в трудах великих врачей древности.

50. Современные проблемы в области педиатрии и охраны детского здоровья

51. Становление российской педиатрической школы. Достижения и проблемы.
Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области патологической анатомии, хирургии и травматологии

1. Исторические этапы развития хирургии. Взаимосвязь теории и практики.

2. Теория и практика хирургии. История и современность.

3. Состояние хирургической науки и организация хирургической помощи в России на современном этапе.

4. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция». Их методологический смысл в медицинской теории и практике.

5. Проблема общего и местного в патологии.

6. Проблема «уровня» патологии в познании нормы и болезни.

7. Этические и правовые аспекты трансплантологии.

8. Проблемы и методы современной травматологии и ортопедии.

9. Эвтаназия: «за» и «против». Мировоззренческие, этические, социальные, правовые аспекты проблемы эвтаназии.

10. Традиции отечественных школ травматологии. Их научные достижения и приоритеты.

11. История развития асептики и антисептики.

12. Формирование русской хирургической школы. Достижения и проблемы.

13. Традиции и перспективы развития хирургии.

14. Основные исторические этапы формирования «патологии», «патологической анатомии».

15. Теории воспаления: историко-логическая ретроспектива.

16. Нозология. «Болезнь - это форма приспособления организма к условиям существования» (акад. И.В. Давыдовский).

17. Исторические периоды развития учения об этиологии болезней.

18. Биологические основы регенерации: проблема качества в патологии.

19. Научные принципы формулирования диагноза.
Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области неврологии и психиатрии

1. История становления неврологии как науки.

2. «Русский век» в неврологии (XX век). Вклад отечественных ученых в развитие неврологии.

3. Представление о нервных болезнях в медицине Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции и Рима.

4. «Канон медицины» Авиценны о нервных заболеваниях.

5. История становления нейроморфологии в XIX веке.

6. История становления детской неврологии.

7. Метафизическое понимание психических расстройств в античной медицине.

8. История представлений о природе психических заболеваний в обществе.

9. Психофизическая проблема: от Декарта к современной медицине.

10. Проблема определения критериев нормы и патологии психической деятельности.

11. Соотношение физиологического и психического в медицине.

12. Зарождение и развитие психоанализа (Фрейд, Юнг, Адлер, Лакан и др.)

13. Становление клинической и неклинической психотерапии.

14. Психоаналитическая антропология (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм). Проблема бессознательного.

15. Э. Фромм. Дилемма: иметь или быть? Спасет ли психология больное общество?

16. Проблема построения психосоматической теории медицины.

17. К.Ясперс как психоаналитик и философ.

18. Теория и практика психиатрии рубежа XX-XXI вв.

19. Экзистенциально-психологический подход в современной психиатрии.
Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области биологии и медико-биологических наук

1. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии

2. Человек - социальное или биологическое существо? Философский смысл этой альтернативы.

3. Эволюция в понимании предмета биологической науки.

4. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни.

5. Исторические подходы к определению феномена жизни

6. Философско-методологические проблемы современной биологии.

7. Основные этапы становления идеи развития в биологии.

8. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.

9. Организованность и целостность живых систем (по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л. фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева).

10. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования, технологии стволовых клеток. Перспективы и опасности.

11. Философские проблемы теории адаптации.

12. Этапы развития анатомии в древности и в Новое время. Влияние на развитие анатомии фундаментальных принципов культуры.

13. Становление экспериментальных методов в анатомии в эпоху Возрождения.

14. Анатомия в России. Достижения и проблемы.

15. Биомедицинская и клиническая антропология.

16. Эксперимент и вероятностно-статистическая методология в современных биологических науках.

17. Физикализация, математизация и компьютеризация биологических исследований

18. Значение молекулярной биологии для преобразования классических научных дисциплин.

19. Становление и развитие генетики.

20. Системно-структурные и функциональные методы исследования в современных биологических науках

21. Современные аспекты биохимической инженерии и биотехнологии.

22. Расшифровка генома человека и ее значение для будущего человечества.

23. Генная инженерия и ее перспективы.

24. Изучение наследственных заболеваний в истории медицины.

25. Синтетическая теория эволюции и креационизм.

26. Традиции и современные проблемы отечественной генетики.

27. Роль современных молекулярно-биологических методов в генетических исследованиях.

28. Новые направления в общей и медицинской генетике человека.

29. От экспериментальной эмбриологии к генетике эмбриогенеза.

30. Сущность технологии стволовых клеток и ее значение для медицины.

31. Современная антропология и эволюция человека.

32. Евгеника и генетика.

33. Евгеника: история и современность.

34. Проблема эволюции современного человека.

35. Этапы развития, предмет и методы микробиологии.

36. Медицинская микробиология в первой половине XX века. Открытия и проблемы.

37. Становление вирусологии как самостоятельной науки.

38. Современный молекулярно-генетический период в развитии медицинской микробиологии (вторая половина XX века).

39. Научно-технический прогресс и микробиология.

40. Становление иммунологии как самостоятельной науки.

41. Создание клеточной теории иммунитета (И.И.Мечников) и ее значение для развития медицины.

42. Учение об иммунной системе организма. Перспективы его развития.

43. Современные концепции иммунитета.

44. Исторические этапы становления аллергологии.

45. Современные методы в микробиологии (методы генной и белковой инженерии и др.)

46. Развитие микробиологической промышленности.

47. История становления методов исследования в гистологии, цитологии и эмбриологии.

48. История становления гистологии, цитологии как науки.

49. Вклад отечественных ученых в становление эмбриологии как науки.

50. Отечественные гистологические школы. Перспективы развития.

51. Гистология и эмбриология как базовые дисциплины в системе медицинского образования.

52. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки.

53. Организм как саморегулирующаяся система.
Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области общественного здоровья и организации здравоохранения.

1. Современное состояние отечественного здравоохранения и пути его реформирования.

2. Социальные аспекты медицинской деятельности: профилактики, лечения, диагностики, реабилитации.

3. Общественное здоровье как научная дисциплина и как национальная ценность.

4. Вклад в развитие социальной медицины отечественных медиков XVIII-XX вв.

5. Здравоохранение как социальная функция медицины.

6. Значение медико-биологических, клинических, гигиенических и общественных наук в социальной медицине и управлении здравоохранением.

7. Основные исторические этапы развития национального здравоохранения.

8. Система здравоохранения в России. Пути ее совершенствования.

9. Типы и профили патологии. Эволюция типов патологии в России и других странах.

10. История организации скорой и неотложной медицинской помощи.

11. Система охраны материнства и детства в России вчера, сегодня, завтра.

12. История становления санаторно-курортной помощи населению.

13. История и современное представление о реабилитации в медицине.

14. Медицина катастроф.

15. Семья и болезни.

16. Современная демографическая ситуация в России и пути ее улучшения. Задачи медицины в этом процессе.

17. Медицинское страхование в России. История и современность.

18. Проблемы и методы вычислительной диагностики.
Темы рефератов по теории истории науки

1. Методология историко-научных исследований.

2. Логическое и историческое в развитии науки.

3. Интерпретация как историко-научная проблема.

4. О соотношении истории науки и философии науки: постановка проблемы и различные подходы к её решению.

5. Единство истории, философии и методологии науки.

6. Кумулятивистская модель истории науки: от О.Конта к П. Дюгему.

7. Традиции и революции в истории науки.

8. Научные революции как модель развития истории науки.

9. Методологические тупики и парадоксы современной науки и медицины.

10. Медицина без человека, или Технологизм научной медицины.

11. Философское обоснование биоэтики как науки.

12. Единство и многообразие научных и ненаучных форм медицинского знания.

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
3.1. Перечень литературы.
Основная литература по 1 разделу:

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconПримерные темы рефератов для аспирантов по курсу
Кафедра гуманитарных наук сгму просит Вас ознакомиться с примерной тематикой рефератов, предлагаемой аспирантам, готовящимся к сдаче...
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconКафедра философии и гуманитарных наук
Борисова Е. М. Программа и методические материалы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» (для аспирантов и соискателей)....
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconЛитература по курсу Программа Модулей семинарские занятия Модуль 1-3
Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т....
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconКалендарно-тематический план курса «Грамматика и текст» для IV курса...
Семинарские занятия проводят: Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова, О. Е. Фролова, В. Чумирина, А. В. Уржа
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconРеферату по дисциплине «История и философия науки»
Успешное выполнение реферата по курсу «История и философия науки» является необходимым условием для допуска к экзамену кандидатского...
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconСеминарские занятия по курсу “Биомедицинская этика”
...
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconМетодические рекомендации по порядку проведения кандидатского экзамена...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (экономические науки)»...
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconПояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального...
«История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех...
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconПояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального...
«История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех...
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconРабочая программа по курсу «Психология рекламы»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (032401). Общий объем...
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconРеферата для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
И всем сдающим кандидатский экзамен по указанной дисциплине на базе самостоятельного изучения историко-научного материала необходимо...
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных наук Семинарские занятия 10 часов iconМетодические рекомендации по дисциплине сд. Ф новейшая история стран...
Семинар (от лат seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск