Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки»





Скачать 271.73 Kb.
НазваниеПояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки»
Дата публикации29.10.2014
Размер271.73 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Философия > Пояснительная записка

c:\users\user\appdata\local\temp\finereader10\media\image29.jpeg




c:\users\user\appdata\local\temp\finereader10\media\image8.jpeg



Пояснительная записка

С 1 июля 2005 г. в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех специальностей по истории и философии науки. Предлагается проводить обучение и подготовку к экзамену в два этапа.

Этап первый – «История науки». Историю различных наук будут читать соответствующие специалисты на кафедрах, которые готовят аспирантов по своим специальностям в размере 32 аудиторных часов. Соискатель (аспирант) на базе прослушанного курса по истории соответствующей научной специальности или самостоятельного изучения историко-научного материала выбирает тему реферата по истории данной науки, согласует ее с научным руководителем диссертации. Избранная тема регистрируется на кафедре, где выполняется диссертационное исследование. Проверка реферата проводится научным руководителем, который осуществляет первичную экспертизу, а так же специалистом по истории данной научной специальности, который представляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено-незачтено». При наличии оценки «зачтено» соискатель (аспирант) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей научной специальности.

Этап второй – «Философия науки». Этот этап видится главным в подготовке к кандидатскому экзамену. Подготовленные специалисты (доктора философских наук, лица, прошедшие повышение квалификации по дисциплине «История и философия науки») читают специально разработанный курс по философии и методологии науки в размере 68 аудиторных часов.

Программа кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» включает в себя две части. Первая часть «Общие проблемы философии науки». Вторая – «Философские проблемы социально-гуманитарных наук».

ГЛАВА 1. Общие проблемы философии науки

1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи* лософия пауки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Иарадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка основании науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и тины научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнсклассическая наука.
7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности, Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
Рекомендуемая основная литература

  1. Вебер М. Избранные произведения. М„ 1990.

  2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М„ 1978.

  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

А. Копре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

  1. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  2. Малкей М, Наука и социология знания. М., 1983.

  3. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М, 1998.

  4. Огурцов АЛ. Дисциплинарная структура науки. М„ 1988.

  5. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.




  1. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

  2. Традиции и революции в развитии науки. М, 1991.

  3. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М, 1996.



Дополнительная литература

  1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М„ 1987.

  2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  3. Квэин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

  4. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М„ 1988.

  1. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М, 1989.

  2. Лекторский ВА. Эпистемология классическая и некласспческая. М., 2000.

  3. Мамчур ЕА. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М„ 1987.

  4. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

  5. Наука в культуре. М., 1998.

  1. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  2. Принципы историографии естествознания. XX век/ Отв. ред. И.С. Тимофеев.М., 2001.

  3. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

  4. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

  5. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М,2000.

  6. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов МЛ. Философия науки и техники. М, 1991.

  7. Фейерабенд Я. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  8. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М„ 2004.

  9. Хюбнер К. Истина мифа. М, 1996.


Обязательная литература

1.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.,1995.

2.Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983

3.Пуанкаре К. О науке. М.,1983

4.Кун Т. Структура научных революций. М..1975

5.Фейерабенд П. Против методологического принуждения// Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.,1986

6.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.,1988.

7.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. ПСС, т.18.

8.Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, 1997.

9.Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки. № 4.1989.

10.Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
Часть2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук

2.1. Общетеоретические подходы

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.
2.2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

2.3. Субъект социально-гуманитарного познания

Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «пред-рассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.
2.4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Попиера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
2.5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

2.6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».
2.7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы

Рождение знания в процессе взаимодействия «коммупицирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Индоктринация — внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.

2.8. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.
2.9. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных

и гуманитарных науках

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

2.10. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верования — обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).
2.11. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
2.12. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненауч-ное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
2.13. «Общество знания». Дисциплинарная структура

и роль социально-гуманитарных наук

в процессе социальных трансформаций

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.
Рекомендуемая основная литература

  1. Бахтин ММ. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т.-Т.5. М., 1996.

  2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI в. Новые направления исследования. М., 1998.

  3. Дробницкий О.Г. Моральная философия / Сост. Р.Г. Апресян. М., 2002.

  4. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

  5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М, 2001.

  6. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М.,1990.

  1. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания — Мировоззрение — Историзм. М, 1998.

  2. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

  3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  4. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

  5. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.

  6. Социальное знание и социальные изменения / Отв. ред. В.Г.Федотова. М.,2001.

  7. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

  8. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М„ 1992.

  9. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.


Дополнительная литература

  1. Бек У. Общество риска. М., 2000.

  2. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.

  3. Ивин А.Л. Социальная философия. М., 2003.

  4. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М, 1997.

  5. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.,1990.

  6. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.

  7. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.


Обязательная литература

1.Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собрание соч.: В 7 тт. Т.5. М.,1995.

2.Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избранные произведения. М.,1990.

3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

4. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10. 5. Бергер П., Лукман Я. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

6.Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии, 1992. №10.

Вопросы кандидатского экзамена «История и философия науки» (часть 1)

1.Предмет, задачи и особенности философии науки.

2.Эволюция философских подходов к анализу науки в истории философской мысли.

3.Позитивизм как философия науки: основные этапы становления и развития.

4.Аналитическая философия науки.

5.Феноменология (Э.Гуссерль): критика европейской науки.

6.Философия науки М.Хайдегера. Хайдеггер М. «О сущности истины».

7.Герменевтическая модель философии науки.

8.Критическая школа философии науки.

9.Постмодернизм и философия науки. Фуко М. «Археология знания».

10.Традиционная гносеология, ее направления и особенности. Ленин В.И. «Материализм и эмпириокритицизм».

11.Современная эпистемология, ее отличительные черты и принципы.

12.Субъект и объект познания в современной эпистемологии.

13.Научное знание как система, его особенности и структура. Формы знания.

14.Понятие и структура научной теории.

15.Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии их различия.

16.Структура эмпирического знания.

17.Структура теоретического знания.

18.Основания науки. Их структура. Система идеалов и норм.

19.Научная картина мира, ее структура, основные виды и формы, функции

20.Понятия методологии и методологического принципа. Методы научного познания и их классификация. Фейерабенд П. «Против методологического принуждения».

21.Методологическая функция философии и основные механизмы их реализации.

22.Научное понятие и механизм его развития.

23.Логические основания научного познания. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования.

24.Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций. Концепция научных парадигм и революций Т.Куна. Кун Т. «Структура научных революций».

25.Исторические типы научной рациональности.

26.Особенности современной постнеклассической науки.

27.Дифференциация и интеграция наук.

28.Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современного знания.

29.Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

30.Этика науки.

31.Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

32.Экологическая этика и ее философские основания.

33.Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о био-, техно- и ноосфере. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.

34.Мировоззренческие установки техногенной цивилизации: сциентизм и антисциентизм.

35. Научный факт и его методологическое значение

36.Наука как социальный институт.

37.Историческое развитие способов трансляции научного знания.

38.Социальные, политические и экономические факторы развития науки. Взаимодействие науки и общества.

39.Наука как форма человеческой деятельности. Психологические аспекты научного познания.

40.Междисциплинарный и комплексный подходы в современном научном исследовании.

41.Системно-структурный подход как метод познания в современной науке.

42.Проблема социальной ответственности ученого.

43.Возникновение науки и основные этапы ее развития.

44.Восточная средневековая наука и философия.

45.Наука в культуре современной цивилизации.

46.Философия как тип знания. Методы философствования.

47.Проблема как форма научного познания.

48.Проблема надежности знания. Основные концепции истины.

49.Научное познание и ценности.

50.Интерпретация как научный метод.

51.М.Вебер: социальная философия и трактовка науки.

52.Парадигма и ее методологическая роль.

53.Научная рациональность как философская проблема: классическая и неклассическая рациональность.

54.Роль науки в современном образовании и развитии личности.

55.Наука и искусство.

56.Наука и религия.

57.Функции науки в жизни общества.

58.Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

Лакатос И. «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».

59.Концепция сменяемости теорий К.Поппера. Поппер К. «Логика и рост научного знания».

60.Рассел Б. «Человеческое познание, его сфера и границы».
Вопросы кандидатского экзамена «История и философия науки» (часть 2)

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

1.Гуманитарное знание как проблема, его виды и особенности.

2.Социокультурные предпосылки формирования и развития научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

3.Объект и предмет социально-гуманитарного познания.

4.Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

5.Субъект социально-гуманитарного познания.

6.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

4.И.Кант: диалектика теоретического и практического разума.

8.Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.

9.Социально-культурное и гуманитарное содержание жизни ( А.Бергсон, В.Дильтей, Философская антропология).

10.Естественно-научное и социальное толкование жизни.

11.История как объективация жизни во времени (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль).

12.Специфика времени как условие и мера становления человеческого бытия. Объективное и субъективное время.

13.Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании.

14.Идеи М.Бахтина и их значение в переосмыслении пространства и времени в социокультурном контексте. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук.

15.Коммуникативность как условие создания нового социально-гуманитарного знания. Научные конвенции. Индоктринация.

16.Прблема истины в социально-гуманитарных науках: классические и неклассические концепции.

17.Специфика философско-методологического основания социально-гуманитарных наук.

18.Понимание как метод, его природа, типы, значение.

19.Герменевтика как ведущая форма когнитивной практики социально-гуманитарного познания (В.Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Гадамер Г.-Г. «Истина и метод. Основы философской герменевтики».

20.Специфика философско-методологического анализа текста как основы гуманитарного знания.

21.Язык гуманитарных наук и языковая картина мира.

22.Реальность как продукт социокультурного освоения мира.

23.Реальность и проблема смысла.

24.Объяснение как функция теории.

25.Интерпретация как метод социально-гуманитарного познания.

26.Вера и знание. Типология и особенности.

27.»Философская вера» как вера мыслящего человека (К.Ясперс).

28.Критерии разделения социальных и гуманитарных наук.

29.Роль диалога в социальном познании.

30. Методология социального познания.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального...
«История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРеферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине...
Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине...
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
ОД. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки»
Единства образовательного пространства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, а также учебным...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПрограммы послевузовского профессионального образования
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» icon«история и философия науки»
Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования» допуск к сдаче кандидатского экзамена по философии...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история....
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история. Конец XV-XVIII в в.» 7 класс
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРешение Ученого совета Генеральный директор «28» июня 2012г д. э...
Дисциплина «История и философия науки», выполняя по отношению к научной деятельности, прежде всего, методологическую функцию, является...
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка фио учителя Тимофеев Николай Анатольевич. Предмет Новая история
Учебник – А. Я. Юдовская, Л. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Новая история (1800-1913)» 8 класс. Просвещение
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального обучения введена новая дисциплина «История и философия науки» iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск