Скачать 93.02 Kb.
|
1 МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.Ломоносова Философский факультет кафедра Логики Теория и практика аргументации Программа курса Составитель: проф. Ивлев Юрий Васильевич Москва, 2009 I. Организационно-методические указания 1. Цель изучения курса. Изучение дисциплины преследует следующую основную цель: – овладение теорией аргументации и выработка практических навыков формирования убеждений, а также разубеждения посредством аргументации. 2. Задачи учебного курса. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи: – студенты должны изучить теоретические и прагматические аспекты аргументации и критики (понятие, способы, стратегии аргументации и критики, логические правила аргументации и критики, общеметодологические, психологические, риторические и др. приемы аргументации и критики, ошибки в аргументации, уловки, применяемые в споре, методы противодействия уловкам); – студенты должны выработать практические навыки применения средств и приемов аргументации (для решения этой задачи проводятся практические занятия с выполнением специальных упражнений, дискуссии, в которых студенты выступают в качестве оппонентов, пропонентов, руководителей споров, ведущих, арбитров). 3. Место учебного курса в системе подготовки специалиста по философии и политологии. Для специалиста по философии и политологии курс «Теория и практика аргументации» является общепрофессиональным, поскольку вопросы подготовки научных работ и докладов, чтения лекций, формирования убеждений, составления и логического анализа программ, концепций, публичных выступлений и заявлений входят в компетенцию выпускников соответствующих факультетов и отделений. 4. Требования к уровню освоения содержания учебного курса. Студент должен знать теоретический материал курса: теорию аргументации (приемы и правила аргументации, стратегии аргументации и критики, уловки, применяемые в споре). Выработать навыки практического использования аргументативных средств в профессиональной деятельности, овладеть приемами аргументации и критики, уметь анализировать тексты, речи, дискуссии, составлять и анализировать различные документы, готовить речи и уметь навыки публичных выступлений и дискуссий. II. Содержание учебного курса. 1. Разделы и темы и их краткое содержание. Практика и теория аргументации в различные исторические периоды Практика аргументации в Древней Греции: Перикл, Горгий, Лисий, Исократ, Эсхин, Ликург, Демосфен и др. Теория аргументации в Древней Греции. «Риторика», «О софистических опровержениях», «Топика» Аристотеля. Практика аргументации в Древнем Риме: Цицерон, Квинтилиан и др. Теория аргументации в Древнем Риме. «Об ораторе», «Брут, или о знаменитых ораторах», «Оратор» Цицерона, «12 книг риторических наставлений» Квинтилиана. Очаги равноправия и красноречия в политике и культуре позднего средневековья и Ренессанса: университеты и церковные соборы, демократические общины в городах Европы, городские советы, рейхстаги. Гуманисты XIV – XV веков. Английский парламент и суд присяжных во Франции как очаги развития практики аргументации. Учредительное собрание во Франции: речи Марата, Робеспьера и др. Развитие теория аргументации: «Новый органон» Ф. Бэкона, «Логика Пор-Рояля» А. Арно и П. Николь.__ 2 Средства массовой коммуникации и их влияние на практику аргументации. Аргументативные приемы современных средств массовой коммуникации. Обобщение практики современной аргументации в работах зарубежных и отечественных авторов. Раздел А. Логико-фактуальные основы аргументации Понятие, виды и основные способы аргументации. Понятие аргументации. Аргументация как процесс обоснования знаний. Объективный (объективистский) и прагматический (эгоистический) аспекты аргументации. Состав аргументации: тезис, аргументы, форма. Виды аргументации: доказательная и недоказательная. Критика аргументации и контраргументация. Виды контраргументации. Логические средства аргументации. Способы аргументации: прямая и косвенная. Основные способы косвенной аргументации. Основные способы контраргументации. Дедукция и индукция в аргументации. Причины создания различных логических систем. Логика и имитация логики. Формы развития знания как логические методологические средства. Формы развития проблем, гипотез, теорий. Основные этапы развития проблем. Аргументация постановки проблемы. Аргументация решения проблемы. Правила аргументации. Основные ошибки и уловки. Правила аргументации. Правила по отношению к тезису, возможные ошибки и уловки. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки и уловки. Правила по отношению к форме. Возможные ошибки и уловки. Опытное обоснование знаний. Особенности обоснование знаний посредством наблюдения, эксперимента и общественной практики. Понятие методологии аргументативно-коммуникативных процессов. Понятия методологии познания и практической деятельности. Основные методологические средства познания: принципы, приемы, методы. Методологические средства логики. Основные стратегии аргументации. Понятия стратегии и тактики аргументации. Типы аргументаций: аргументация- доклад, аргументация в процессе дискуссии, письменная аргументации, аргументация для самого себя. Различные стратегии аргументации. Роль ведущего и руководителя дискуссии. Тактические приемы и контрприемы аргументации. Основные общеметодологические тактические приемы аргументации. Основные тактические контрприемы аргументации. Раздел Б. Факторы, заменяющие или сопровождающие аргументацию. Психологические основы формирования убеждений. Понятия убеждения и мнения. Психологические особенности восприятия знаний. Знание и убеждение. Основные психологические приемы и контрприемы формирования убеждения и мнения. Риторическое выражение аргументации. 2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ. 1. Роль дедукции в аргументации и критике. 2. Обобщающая индукция в процессах аргументации. 3. Аналогия в аргументации. 4. Логический анализ понятий в аргументативных процессах. 5. Роль определений в аргументации. 6. Деление и классификация в процессах аргументации. 7. Аргументация и критика как средство убеждения. 8. Уловки, применяемые в дискуссиях, и способы противодействия уловкам. 9. Стратегии и тактики аргументации и критики. 10. Психологические приемы аргументации и критики. 11. Общеметодологические приемы аргументации и критики. 12. Риторические приемы аргументации и критики. 13. Логические и нелогические факторы формирования убеждений. 14. Психологические аспекты аргументативно-коммуникативных процессов. 16. Специфика философской аргументации. 17. Специфика политической аргументации.__ 3 18. Специфика аргументации в праве. 19. Критерии научности и не научности знания. 20. Методология выдвижение и оформления решения проблемы. 1. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. 1. Основные этапы формирования учения об аргументации. 2. Практика и теория аргументации в Древней Греции. 3. Практика и теории аргументации в Древнем Риме. 4. Практика и теория аргументации в Новое время. 5. Особенности современной практики и теории аргументации. 6. Аргументация и логическое доказательство. Состав, виды. 7. Критика и опровержение. Состав и виды. 8. Логические средства аргументации. Дедуктивные умозаключения. 9. Логические средства аргументации. Индуктивные умозаключения. 10. Логические средства аргументации. Приемы уточнения выражений. 11. Логические средства аргументации. Формы развития и выражения знаний: проблема, гипотеза и теория. 12. Роль вопросов в процессе аргументации. Правильные и неправильные вопросы и ответы. 13. Основные стратегии аргументации и критики. 14. Тактические приемы аргументации и критики. 15. Правила аргументации и критики по отношению к тезису. Ошибки и уловки. 16. Правила аргументации и критики по отношению к аргументам. Ошибки и уловки. 17. Аргументация и убеждение. 18. Психологические приемы и контрприемы аргументации. 19. Риторические аспекты аргументации. 20. Логико-методологические и фактуальные критерии научности и не научности знания. III. Распределение часов по темам и видам работ. Наименование разделов Практические занятия: дискус-сии, публичные выступления и т.д. часов Практика и теория аргументации в различные исторические периоды. 2 Логико-фактуальные основы аргументации 6 Логико-методологические основы аргументации 4 Психологические основы формирования убеждений 2 Другие факторы, заменяющие или сопровождающие аргументацию 2 Итого 16 IV. Учебно-методическое обеспечение курса.
4 Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991. Алексеев А.П. Философский текст. Идеи, аргументация, образы. М., 2006. Античные риторики. М., 1978. Аристотель. Риторика //Античные риторики. М.1978. Баженов Л.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М., 1961. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978. Берков В.Ф. Философия и методология науки. М., 2004. Бэкон Ф. Новый Органон //Соч. т. 1-2. М., 1977-1978. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989. Герасимова И.А. Практический курс по аргументации. М., 2003. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М., изд-во Форум, 2007 (учебное пособие с грифом УМО классических университетов). Ивин А.А. Теория аргументации. М, Гардарики, 2000 (учебное пособие с грифом Министерства образования РФ). Ивин А. А. Основы теории аргументации. М., 1997. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать. М., 2002. Ивлев Ю.В. Логические и методологические основы аргументации и критики. // Ивлев Ю.В. Логика. М.. Проспект, 2009. Учебник с грифом Министерства образования РФ. Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений. М., 2003. Кузина Е.Б. Лекции по теории аргументации. М., ид-во Моск. Ун-та, 2007 (Учебное пособие с грифом УМО классических университетов). Критическое мышление, логика, аргументация. Калининград. 2003. Курбатов В.И. Социально-политическая аргументация: логико-методологический анализ. Ростов-на-Дону,1991. Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997 (учебное пособие с грифом Минобразования Республики Белорусь). Мысль и искусство аргументации. М., 2003. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988. Поварнин С.И. Искусство спора. М., 1923. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., Юнити, 1997 (учебное пособие с грифом Министерства образования РФ). Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. М., 1978. Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988. Сичивица О. М. Методы и формы научного познания. М., 1972. Субботин А.Л. Концепция методологии естествознания Джона Гершеля (из истории английского индуктивизма). М., 2007. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
|
Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права Москва 2009 умк 1 Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын, Б. М. Ивлев, С. И. Шварцбурд Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы,... | ||
Авторы : к т. н. Никулин Олег Алексеевич, Новиков Юрий Михайлович,... Авторы: к т н. Никулин Олег Алексеевич, Новиков Юрий Михайлович, Пивник Александр Васильевич, инженер | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторский коллектив: В. Г. Антонов, д э н., проф., О. Н. Громова д э н., проф., Г. Р. Латфуллин, д э н., проф., А. В. Райченко, д... | ||
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Программе по литературе (5-11)», составленной Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Леоновым, Е. Н. Колокольцевым, О. Б. – Москва, «Дрофа», 2009.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Экзаменационные вопросы интернет-курсов интуит (intuit): 206. Визуальное... Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | ||
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «теория государства и права» (для бакалавров) Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального... Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | ||
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры 06. 2009... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Программа курса для специальности №020100 Философия Москва 2010 Пояснительная... Программа курса «Английский язык» предназначена для студентов философского факультета I – V курсов дневного и вечернего отделений... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проф. В. М. Гаврилов, проф. В. А. Голиченков, проф. Л. П. Корзун, проф. А. М. Рубцов, проф. Е. С. Лобакова, доц., к б н | Юрий Васильевич Губин Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080111 Маркетинг,... Методические указания могут быть использованы студентами специальности 080507 «Менеджмент организации» при изучении курса «Коммерческое... | Составитель М. Н. Бородин. 6-е изд Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы... |