Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей





НазваниеУчебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей
страница1/8
Дата публикации04.11.2014
Размер0.89 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. И.И. Ползунова

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ

БАРНАУЛ 2007
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к экзамену кандидатского минимума / Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007. - 88 с.

Учебно-методическое пособие включает в себя программу кандидатского экзамена по истории и философии науки, вопросы к экзамену, список рефератов. Предназначено для аспирантов и соискателей.


СОСТАВИТЕЛИ:

Бабаскина Т.Л., Белоусов Н.А., Бессонов Е.Н., Боровиков В.Д., Боровикова Л.С., Васильев С.Ф., Вяткин Ю.С., Гарколь Н.С., Гуйван П.Н., Гусева А.А., Неудахина Н.А., Инговатов В.Ю., Инговатова А.Г, Сёмкин Б.В., Степанов А.В., Хлебников А.И., Е.Л., Швец Ю.П.
Рассмотрены на заседании

кафедры философии 27.12. 2006.

Протокол № 5

СОДЕРЖАНИЕ





ПОЛОЖЕНИЕ об организации подготовки и проведении кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»







Требования к реферативной работе







ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ




I

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ




II

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ




2.1

Философские проблемы техники и технических наук




2.2

Философские проблемы социально-гуманитарных наук




2.3

Философские проблемы физики




2.4

Философские проблемы информатики




III

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ НАУКИ







Историография







История информатики







История педагогики







История социологии







История технических наук







История физики







История философии







История химии







История экономических учений





ПОЛОЖЕНИЕ

об организации подготовки и проведении кандидатского экзамена

по дисциплине «История и философия науки»
1. Работу по организации подготовки и проведения кандидатского экзамена по истории и философии науки осуществляет кафедра философии.

2. Кафедра философии в соответствии с утверждённой Минобразования России программой готовит рабочую программу кандидатского экзамена по философии науки /общая часть/ и по философским проблемам техники, информатики, физики, социально-гуманитарных наук. Для подготовки рабочей программы и проведения занятий кафедра может привлекать специалистов с других кафедр университета.

3. На основе программы и в соответствии с учебным планом, утверждаемым проректором по НИР, кафедра философии проводит занятия по подготовке аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена.

4. Каждый аспирант и соискатель готовит реферат по истории соответствующей науки. Тематика рефератов по истории следующих отраслей науки:

- история технических наук;

- история информатики;

- история физики;

- история экономических учений;

- историография;

- история педагогики;

- история социологии;

- история философии;

- история математики;

- история химии;

- история языкознания;

- история наук о Земле (геология);

- история литературоведения.

Составление тематики и курирование реферативной работы по истории наук осуществляется под контролем заведующих соответствующих кафедр.

5. Тема реферата выбирается аспирантом или соискателем по согласованию с научным руководителем и регистрируется на кафедре философии. Подготовленный аспирантом или соискателем реферат проверяется научным руководителем, который осуществляет первичную экспертизу. Рецензирование реферата с выставлением оценки по системе «зачтено-незачтено» организуется кафедрой философии.

Рефераты хранятся на кафедре философии.

6. Экзамен по философии науки и философским проблемам соответствующей отрасли наук сдается комиссии в устной форме.

7. Состав комиссии по приему кандидатского экзамена по истории и философии науки утверждается приказом проректора по НИР университета. В состав комиссии входят преподаватели кафедры философии и других кафедр, осуществлявших подготовку аспирантов и соискателей к экзамену.

Членами комиссии могут быть преподаватели, имеющие ученые степени и звания.

8. Комиссия правомочна принимать экзамен при наличии не менее трех членов, в том числе одного доктора философских наук.

9. Экзаменационная оценка аспиранта или соискателя выставляется с учетом оценки его реферата по истории науки и оценок его ответов по философии науки и философским проблемам соответствующей отрасли знания.

10. Документом, завершающим сдачу кандидатского экзамена по истории и философии науки, является итоговый протокол. Протокол утверждается проректором по НИР.

~~~~~~~ * * * ~~~~~~~
Требования к реферативной работе
Реферат включает в себя:

Титульный лист, подписанный руководителем аспиранта или соискателя, а также:

а) план,

б) текст,

в) список использованной при написании работы литературы.
Образец плана
Тема: Интеллектуальный анализ данных

План

Введение

1. Понятие интеллектуального анализа данных.

2. Понятие интеллектуальной системы

3. Принципы создания интеллектуальных систем

Заключение

Литература

Текст должен быть написан в соответствии с планом и достаточно полно раскрывать тему работы. Названия разделов (заголовки) в тексте обязательно выделяются другим цветом, более крупным шрифтом или подчеркиванием. Каждый раздел начинается с новой страницы.
Объем работы должен составлять 20-25 страниц формата А4. Шрифт – 14 пунктом Times New Roman, поля – левое 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5 см. Интервал – 1,5.
К работе прилагается список использованной литературы, оформленный в строгом соответствии с библиографическим стандартом:

а) литература располагается в алфавитном порядке;

б) у каждого источника указываются все выходные данные в следующем порядке: фамилия автора, заглавие книг и статей, город, где издана работа (название крупных городов принято употреблять сокращенно, например, Москва – М., Санкт-Петербург – СПб.), издательство, год издания, количество страниц.

Образец:

  1. Васильев Л. М. Из истории религий Древнего Востока / Л. М. Васильев. – М.: Высшая школа, 1988. -416 с.

  2. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж. П. Сартр //Сумерки богов. – М. : Политиздат, 1990. – С.319-344.

  3. 3. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1990. – Раздел «Я» и «Оно».- С.425-439.

  4. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Лекция ХХ11 / А. Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1981. –С.255-267.


Текст реферата должен быть представлен на кафедру философии не позднее 30 апреля. Экзамены обычно проводятся в первую неделю июня.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Вопросы раздела «Общие проблемы философии науки»
1. Наука как предмет философского исследования. Эволюция подходов к анализу науки

2. Особенности научного познания

3. Функции науки

4. Генезис и основные этапы развития науки

5. Философия и наука. Роль философии в возникновении науки

6. Структура научного знания. Эмпирическое и теоретическое знание

7. Позитивистская философия науки

8. Постпозитивистская философия науки

9. Проблема оснований науки

10. Динамика науки как процесс порождения нового знания

11. Научные традиции и научные революции

12. Научная рациональность, ее типы и ценности

13. Современная постнеклассическая наука

14. Традиционалистский и техногенный типы цивилизаций

15. Наука как социальный институт. Наука и культура
Вопросы раздела «Философские проблемы техники и

технических наук»
1. Образы техники в культуре

2. Техника как предмет философского исследования

3. Генезис и основные этапы развития техники

4. Проблема взаимоотношения науки и техники

5. Технический оптимизм и технический пессимизм. Перспективы и границы технической цивилизации

6. Специфика технических наук. Их место в системе научного знания. Дисциплинарная организация

7. Специфика отношения теоретического и эмпирического в технических науках

8. Эволюция технических наук

9. Проблемы системотехнического и социотехнического проектирования

10. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом

11. Проблема комплексной оценки последствий техники в жизни общества и человека

12. Этические проблемы науки и техники

13. Проблема гуманизации и экологизации техники

14. Научно-технический прогресс и концепция устойчивого развития цивилизации

15. Техника, природа, культура
Вопросы раздела «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»
1. Науки о природе и науки о культуре (обществе)

2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания

3. Проблема субъекта социально-гуманитарного познания

4. Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании

5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре

8. Проблема истинности и рациональности в современных гуманитарных науках

9. Объяснение и понимание в социально-гуманитарном познании

10. Текст как особая реальность социально-гуманитарного познания. Проблема интерпретации

11. Основные исследовательские программы в современных гуманитарных науках

12. Современные гуманитарные науки и вненаучное знание

13. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания

14. Диалектика рационального и внерационального в современных гуманитарных науках

15. Возрастание роли знаний в жизни общества. «Общество знаний»
Вопросы раздела «Философские проблемы физики»
1. Проблема пространства и времени в классической механике

2. Релятивистская концепция пространства и времени в специальной теории относительности

3. Пространство – время в общей теории относительности

4. Концепции геометризации физики на современном этапе

5. Физика в системе наук

6. Эволюция физической картины мира и онтологии физического знания

7. Концептуальные проблемы стандартных моделей фундаментальных частиц и фундаментальных взаимодействий

8. Физический вакуум и поиски новой онтологии

9. Концепция детерминизма и ее роль в познании

10. Детерминизм в классической и квантовой физике

11. Системный подход в физике

12. Термодинамика открытых неравновесных систем

13. Проблема объективности в современной физике

14. Математика как язык физики

15. Проблемы компьютерного моделирования как средства познания реальности
Вопросы раздела «Философские проблемы информатики»
1.. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики

2. Понятие информации как фундаментальной категории современной науки в триаде: материя, энергия, информация

3. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл

4. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике, нейросетевые технологии, процессоры Дж.Хопхилда, С. Гроссберга, аналогия между мышлением и распознаванием образов

5. Эпистемологическое содержание компьютерной революции. Концепция информационной и кибернетической эпистемологии. Компьютерная этика, инженерия знаний проблемы интеллектуальной собственности

6. Технологический подход к исследованию знания

7. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция

8. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии

9. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете

10. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая

11. Виртуальная реальность

12. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки ХХI в. и как глобальная среда непрерывного образования

13. Происхождение информационных обществ

14. Сетевое общество и задачи социальной информатики

15. Феномен зависимости от Интернета.
I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1. 1. Наука как предмет философского исследования.

Эволюция подходов к анализу науки

Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Литература:

1. Философия: университетский курс / Лебедев С. А. [и др.].- М., 2003.- С. 153-172; 208-212.

2. Философия науки: общий курс / под ред. С. А. Лебедева.- М.: Академический проект; Трикста, 2004.- С. 7-30.

3. Философия для аспирантов: учебное пособие. - Издание 2-е. Ростов н/Д., 2003.- С. 169-186; 85-96.

4. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / Кохановский В. П. [и др.]. – Ростов н/Д., 2004.- С. 7-16.

5. Философия и методология науки: пособие для аспирантов / под ред. С. В. Девятовой.- М., 1994.- Ч.1.- С. 6-35; Ч.2.- С.37-33.

6. Стёпин В. С. Философия науки и техники / В. С. Стёпин, В. Т. Горохов, М. А. Розов.- М., 1995.- С. 3-14; 66-80.
1. 2. Особенности научного познания

Характеристика научного и вненаучного познания. Понятие научной рациональности. Специфика субъекта и объекта научного познания. Предметность и объективность как базовые характеристики научного познания.

Литература:

1. Философия науки: общий курс / под ред. С. А. Лебедева.- М.: Академический проект; Трикста, 2004.- С. 14-22.

2. Философия для аспирантов: учебное пособие.- Издание 2-е. Ростов н/Д., 2003. - С. 6-15; 37-49.

3. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / Кохановский В. П. [и др.]. – Ростов н/Д., 2004.- С. 25-36.

4. Философия и методология науки: пособие для аспирантов / под ред. С. В. Девятовой. - М., 1994.- Ч.1. - С. 266-298.

5. Стёпин В. С. Философия науки и техники / В. С. Стёпин, В. Т. Горохов, М. А. Розов. - М., 1995. - С. 27-41.

1. 3. Функции науки

Наука и мировоззрение. Цели и ценности социальной деятельности научного работника. Наука как фактор социальной регуляции. Культурная функция науки. Проективно-конструктивная функция научного знания; прогностическая функция науки. Наука как производительная сила общества.

Литература:

1.Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / Кохановский В. П. [и др.]. - Ростов н/Д., 2004. - Гл. 1, п.1.

2.Философский энциклопедический словарь. - Изд. 2-е.- М., 1989. - С. 394-395.

3.Голубенцев В.О. Философия для технических вузов / В. О. Голубенцев, А. А. Данцев, В. С. Люченко. - Ростов н/Д., 2003. - Гл. 6.

4.Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М., 2002.

5.Осипов Г. В. Научное познание в социальном измерении / Г. В. Осипов // Вопросы философии. - 2005. - № 3.- С.29-37.
1. 4. Генезис и основные этапы развития науки

Преднаука и наука. Стратегии возникновение научного знания: как обобщения практического опыта и как конструирование теоретических моделей, выходящих за рамки сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление теоретической науки. Механика, астрономия и математика античности. Роль средневековых университетов в развитии научных форм мышления. Алхимия, астрология, магия и становление науки. Христианская теология и научное знание. Взаимосвязь опытной науки и новоевропейской культуры. Социокультурные предпосылки формирования экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Образ науки как особого вида профессиональной деятельности.

Основная литература:

1. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – Гл. 2.

2. Стёпин В. С. Философия науки и техники: учебное пособие для высших учебных заведений / В. С. Стёпин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М., 1999. – Разд. I, Гл.2.

3. Философия науки: общий курс / под ред. С. А. Лебедева. – М.: Академический проект; Трикста, 2004. – С.32-128.

Дополнительная литература:

1. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки / П. П. Гайденко. – М., 1980.

2. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: учебное пособие для вузов / Т. Г. Лешкевич. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – С.155-191.

3. Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи / И. Д. Рожанский. – М.: Наука, 1988. – 448 с.

4. Философско-религиозные истоки науки. – М.: Мартис, 1997. – 319 с.
1. 5. Философия и наука. Роль философии в возникновении науки

Соотношение науки и философии. Специфика понятийного аппарата философии и науки. Античная философия и становление рационально-теоретического отношения к миру. Натурфилософия как преднаука. Функции философии в научном познании. Позитивистская традиция в истолковании соотношения философии и науки.

Литература:

1. Философия науки: общий курс / под ред. С. А. Лебедева.- М.: Академический проект; Трикста, 2004.- С. 649-684.

2. Философия для аспирантов: учебное пособие.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д., 2003.- С.151-169; с. 319-338.

3. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / Кохановский В. П. [и др.].- Ростов н/Д., 2004.- С. 36-51.

4. Философия и методология науки: пособие для аспирантов / под ред. С. В. Девятовой.- М., 1994.- Ч.1.- С. 94-112; Ч.2.- С. 42-46.

5. Стёпин В. С. Философия науки и техники / В. С. Стёпин, В. Г. Горохов, М. А. Розов.- М., 1995.- С. 45-65.
1. 6. Структура научного знания.

Эмпирическое и теоретическое знание

Структура эмпирического и теоретического уровней знания. Критерий различения эмпирического и теоретического знания. Научные методы эмпирического исследования. Научные методы теоретического исследования. Структура и функции теории. Проблема единства эмпирического и теоретического.

Литература:

1. Философия науки: общий курс / под ред. С. А. Лебедева.- М.: Академический проект; Трикста, 2004.- С.135-274.

2. Философия для аспирантов: учебное пособие. - Изд. 2-е.- Ростов н/Д., 2003.- С.243-300.

3. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / Кохановский В. П. [и др.].- Ростов н/Д., 2004.- С. 168-216.

4. Философия и методология науки: пособие для аспирантов / под ред. С. В. Девятовой.- М., 1994. - С. 112-128.

5. Стёпин В. С. Философия науки и техники / В. С. Стёпин, В. Г. Горохов, М. А. Розов.- М., 1995. - С. 179-212.
1.7. Позитивистская философия науки

Основные черты позитивистского направления в философии. Три волны позитивизма. О. Конт о трёх стадиях развития человечества. Эмпириокритицизм. Э. Мах и Р. Авенариус о научном познании. Аналитическая философия. Неопозитивизм. Проблема языка науки. Протокольные предложения. Верификация. Критика позитивизма.

Литература:

1. Аналитическая философия: избранные тексты. – М., 1993. – 181 с.

2. Зотов А. Ф. Западная философия ХХ века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М., 1994. – С.334-426.

3. Конт О. Дух позитивной философии / О. Конт // Западно-европейская социология XIX века: тексты. – М., 1996. - С.7-93.

4. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д., 1999. – С.77 – 79, 501 – 560.

5. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т.18. – М., 1980. – С. 7 - 96.

6. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология / А. Л. Никифоров. – М.,1998. – Гл.1.
1.8. Постпозитивистская философия науки

Критический рационализм К. Поппера. Теоретическая нагрузка на факт. Рациональная процедура. Принцип фальсифицируемости. Требования к теории. Взгляды И. Лакатоса. Критика наивного фальсификационизма. Методология исследовательских программ.

Литература:

1. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания / К. Р. Поппер. – М., 2004. – 638 с.

2. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания: избранные работы / К. Р. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

3. Лакатос И. Методология исследовательских программ / И. Лакатос. – М., 2003. – 380 с.

4. Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы / И. Лакатос. – М., 1967.

5. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология / А. Л. Никифоров. – М., 1998. – Гл. 2.
1. 9. Проблема оснований науки

Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Литература:

1. Микешина Л. А. Философия науки / Л. А. Микешина. – М.: Прогресс Традиция и др., 2005. – С. 317-362.

2. Огурцов А. Л. Дисциплинарная структура науки: Её генезис и образование / А. Л. Огурцов. – М.: Наука, 1988. – С. 222-234.

3. Степин В. С. Философия науки и техники / В. С. Стёпин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. - М.: Контакт-Альфа, 1995. – С. 212- 226.

4. Структура и развитие науки. – М., 1978.

5. Философия / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995. – С. 487-503.
1. 10. Динамика науки, научные традиции и научные революции

Движущие силы развития науки. Контекст открытия и контекст обоснования в науке. Кумулятивные и некумулятивные модели развития науки. Концепция личностного знания М. Полани. Неявное знание, традиция, наука и эстетика.

Теория научных революций Т. Куна. Нормальная наука, парадигма, научная революция. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

Литература:

1. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М., 1975.

2. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие для вузов / Т. Г. Лешкевич. – М., 2001. – С.310 – 347.

3. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология / А. Л. Никифоров. – М., 1998. – Гл. 3, 4.

4. Полани М. Личностное знание / М. Полани. - М., 1985.

5. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986. – С.125 – 466.

6. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д., 2006. - С.148 – 193, 241 – 252.
1. 11. Научная рациональность, ее типы и ценности

Полисемантизм понятия «рациональность». Специфика и назначение научной рациональности. Логико-математическая, естественнонаучная, инженерно-технологическая и социо-гуманитарная рациональность как основные ее типы. Их специфика и ценностное содержание.

Смена исторических типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая модели науки.

Основная литература:

1. Философия науки: учебное пособие для аспирантов / Кохановский В. П. [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 118-144, 380-404.

2. Философия науки: общий курс / под ред. С. А. Лебедева.– М.: Академ. проект: Трикста, 2004. – С. 8-16.

3. Микешина Л. А. Философия науки: учебное пособие / Л. А. Микешина. – М.: Прогресс Традиция [и др.], 2005 – С. 73-87.

4. Степин В. С. Философия науки и техники / В. С. Стёпин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М., 1991.- Разд. IV, Гл. 10. – С. 275-290.

Дополнительная литература:

1. Вернадский В. И. О науке. Т.1: Научное знание. Научное творчество. Научная мысль / В. И. Вернадский. - Дубна, 1977. – С. 118-126.

2. Гайденко П. П. Проблема рациональности на исходе ХХ века / П. П. Гайденко // Вопросы философии.- 1991.- № 6.- С. 3-14.

3. Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер.- М., 1996.

4. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский.- М., 2000.

5. Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – С. 325-375.

6. Швырев В. С. Рациональность в современной культуре / В. С. Швырев // Общественные науки и современность.- 1997.- № 1. – С.105-116.
1. 12. Современная постнеклассическая наука

Особенности современного этапа развития науки. Социокультурные и идейные основания постнеклассической науки. Многомерность (нелинейность) познавательных стратегий. Новые направления научного поиска: синергетика, глобальный эволюционизм. Современная научная картина мира. Возрождение ценностного и целерационального смысла научного поиска.

Необходимость и задача гуманитарной, экологической, и этической экспертизы современных научно-технических проектов.

Русский космизм и учение о ноосфере (концепции К. Циолковского, А. Чижевского, В.И. Вернадского) Идеи экологической этики на Западе (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфилд).

Основная литература:

1. Философия науки: учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- С. 405-474.

2. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: учебное пособие для вузов / Т. Г. Лешкевич. – М.: Приор, 2001. – С. 122-147, 371-403.

3. Степин В. С. Становление норм и идеалов постнеклассической науки / В. С. Степин // Проблемы методологии постнеклассической науки. - М., 1986.

4. Философия науки: общий курс / под ред. С. А. Лебедева. – М.: Академ проект: Трикста, 2004. – С. 103-132

Дополнительная литература:

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. - М., 1998.

2. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как общепланетарное явление / В. И. Вернадский.- М., 1978.- 520 с.

3. Данилов-Даниэльян В. К. Экологический вызов и устойчивое развитие / В. К. Данилов-Даниэльян.- М., 2000.

4. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / А. Койре.- М., 1985.

5. Мамчур Е. А. Проблема социокультурной детерминации научного знания / Е. А. Мамчур.- М.: Наука, 1987. – С. 8-46

6. Моисеев Н. Человек и ноосфера / Н. Моисеев.- М., 1990.

7. Ракитов А. И. Наука в эпоху глобальных трансформаций / А. И. Ракитов // Свободная мысль.- 1997.- № 5;7.

8. Урсул Л. Д. Ноосферная модель науки и образования в ХХ веке / Л. Д. Урсул // Социально-политический журнал.- 1996.- № 4.

9. Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен. - М., 1980.

10. Хахлвег К. Системный подход к эволюции и эволюционная эпистемология / К. Хахлвег // Современная философия науки: хрестоматия. – М.: Наука, 1994. – С. 117-131

11. Хунинг А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности / А. Хунинг // Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989. – С. 404-419.
1. 13. Традиционалистский и техногенный типы цивилизаций

Традиции как алгоритм социального наследования. Воспроизведение образа жизни предков (верований, ценностей, технологий деятельности и т.д.) – основа функционирования ранних цивилизаций. Проблема святости традиций. Мимесис и миф как идеологии, освящающие традицию.

Проблема преемственности в развитии. Новации вместо традиций. Наука и изобретательство. Наука и техническое проектирование.

Проблема взаимодействия традиционалистского и техногенного типов цивилизаций.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей
Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей и содержит материалы, необходимые для организации их аудиторной и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconМетодическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых...
Основные принципы проведения клинических испытаний (на примере испытаний лекарственных препаратов)…5
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconПрограмма кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconМетодические указания для аспирантов и соискателей по подготовке...
Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных...

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск