М. Владиславлев Кант и его школа





Скачать 107.43 Kb.
НазваниеМ. Владиславлев Кант и его школа
Дата публикации20.07.2013
Размер107.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
М. Владиславлев

Кант и его школа.

Нельзя не сожалеть, что время после Вольфа сосредоточило свое внимание преимущественно на первой части его логики и мало работало над самым полезным отделом ее — именно практическим. Если бы оно поступило наоборот, то наша наука не приняла бы того схоластического характера, в котором справедливо укоряют современную формальную логику. Вольфова школа, продолжавшаяся до Канта (Томазий, Баумейстер, которого логика имела ход в наших духовных училищах. Реймарус) ничем в сущности не обновила логики своего учителя: таже в них любовь к определениям, к внешнему аппарату математического метода и те же самые взгляды на свое дело.

План Вольфовской логики в существенных своих подробностях перешел и в школу Канта, хотя у него он обставлен другими философскими взглядами. Но Кант усилил формалистичестй характеръ логики. Остановимся на той формъ, какую дал ей этот основатель критического метода в философии.

Источниками для нас в этом отношении служат:. 1) Logik, изданная в 1800 году одним из учеников Канта, Ение (Jasche) (Werke, hrsg. von Hartenstein В. 1. 323—487); 2) die falsche Spitzfindigkeit der vier syllogistischen Figuren — 1762 (Ibid. 1—18). Конечно, главное значение для нас имеет первое сочинение. Хотя оно издано не самим Кантом, но, судя по рассказанным в предисловии обстоятельствам, Еше только привел в порядок заметки Канта по логике. Мы может рассматривать это сочинение, как прямое выражение его мыслей относительно нашей науки.

Практическая часть логики совершенно опущена, учение о методе излагается весьма кратко. Некоторая часть содержания практической логики и методики излагается Кантом во введены, которое поэтому превращено в логическую пропедевтику и по объему больше, чем изложение самой логики.

Она определяется, как учение о необходимых законах рассудка и разума вообще или о форме мышления (334 р.). Как наука, имеющая дело с мышлением, независимо от его содержания, логика 1) есть основание для всех других наук и пропедевтика к употреблению рассудка; 2) так как она не занимается содержашемъ мышления, то не может быть названа органом науки; 3),она есть канОн (правило), ибо занимается условиями, при которых разумъ может быть согласене с самим собою; 4) она есть наука разума,: ибо правила свои она за-нметвует не из опыта, и 5) как ращональная наука, она есть доказанная теория, demonstrire Theorie. Полное онредление логики поэтому будет следующее: логика есть наука разума не по одной своей форме, но и по содержанию, наука a priori, указывающая необходимые .законы мышление не о каких либо специальных предметах, но о вубх предметах вообще, следовательно, это есть наука о правильном употреблении рассудка и разума вообще (332—337).

Кант опровергает деления логики на аналитику и диалектику, естественную и искусственную, теоретическую и практическую, чистую и прикладную, общую и спекулятивную. Практическая часть логики есть» по его мнению, contradictio in adjecto, так как логика по принципу отвлекается от всяких предметов. Логической формализм Канта здесь вполне обнаруживается (338—344). Опуская заметки о философии вообще, которые действительно имеют пропедевтический характер, и весьма краткие замечания обе истории философии (344—357), мы перейдем к Кантовскому определению познания.

Во всяком познании следует различать форму и содержание. Так как сознание есть необходимое условию всякой логической формы знаний, то логика должна иметь дело только с ясными представлениями. Ей нет нужды исследовать их происхождение; предмет ее составляют правила мышления в понятиях, суждениях и умазаключениях. все представления, к которым прилагаются логические правила, могут быть сравниваемы по ясности и неясности их. Когда мы сознаем в себе целое представление, но не отдаем себе при этом отчета в разнооб-разном содержании его, то представление бывает не ясно. Ясность может быть двоякого рода: чувственная.и интеллектуальная. По источнику своему, знания получаются пли от внешних чувств или от рассудка: первые знания называются воззрениями (наглядными представлениями—Anschauungen), вторые понятиями; на этом и основывается различие между воззрительным (intuitive) и разбегающимся (discursive) познанием (357—363).

Знание может иметь логические и эстетические совершенства. Оно совершенно в логическом смысле, когда по своей количественной стороне имеет всеобщий характер, по качественной — имеет объективную ясность, по категорш отношения—объективную истинность, по своей модальности объективную достоверность. Этим логическим качествам знания соответствуют эстетические: эстетическая всеобщность, ясность, истинность и достоверность.

Каждое из упомянутых качеств Кант подвергает специальному анализу. По категории количества познание должно быть всеобще. Говоря так, мы обсуждаем величину его. Она может быть экстенсивная и интенсивная: первая касается объема познания. и состоит в разнообразии его, последняя состоит в его многозначительности. Рассматривая расширяемость познания в экстенсивном отношении, мы приходим к вопросу, насколько познание соответствует нашим целямъ и, спо-собностямъ, или как велик горизонтъ наших познаний. Он может быть определяем логически, эстетически и практически. Следует рассмотрении несовершенств знания в экстенсивном отношении и предлагаются заметки о значении интенсивных качеств знания (363—375).

По категории отношения познание должно быть истинным. Но что такое истина и какой можно указать верный, прямой критерий познания? Для решения этого вопроса мы должны различить то, что относится, с одной стороны, к содержание, а с другой—к форме его, и сообразно тому поставить его таким образом: 1) существует ли всеобщей материальный критерий истины; 2) существует ли формальный? Первый критерий, конечно, не возможно; ибо чем можно поварить соотвБтств1в, представления предмету? Но так как формальная истина состоит в согласии познания с самим собою, то этого рода критерий истины возможене, т. е. возможно указать обнце логичесше признаки такого соглacия — condicio sine qua поп всякой достоверности. Кант признает три основоположения, как основы для поверки истины:

1) Положение противоречия и тожества, через которое определяется внутренняя возможность познания в проблематических суждениях.

2) Положение достаточная основания (principium rationis sufficieutis), которым новеряется действительность познания в действительных (ассерторических) суждениях.

3) Положение исключенного третьего (principium exclusi medii inter duo contradictoria) служащее основанием необходимости познания в аподиктических познаниях. (376—380). Эти положения в логике Кантовской школы получили ход, как законы мышления, и сделались необходимою принадлежностию почти всякого логического руководства по формальной логике. Конечно, эти основопо-ложения не были выдуманы Кантом. Мы видели в очерк Аристотелевской логики, что принципы противоречия и исключенного третьего высказаны в первый раз самим Аристотелем. Положение тожества

было поставлено с ясностью еще Вольфом. Рассуждая о делении предложений, употребительном в математике, Вольфъ говорить между прочим о предложениях тожественных. Всеобщее тожественное предложение, как бы первообразъ других подобных, есть следующее: idem ens est illud ipsum ens, seu опте A est А. Это предложение Вольф относит к числу недоказываемых аксюмъ (Phil. rationalis, sive Logica—Wolfii, p. 2.60). Принципъ противоречия не высказывается прямо у Вольфа, но только предполагается: говоря объ условиях истинности, Он говорить (ibid 400 р.): fieri non potest, ut idem praedi-catum eidem subjecto sub eadem determinatione una conveniat et non conveniat. Принцип достаточная основания высказане былъ Лей-бницемъ, поставившим его рядом с принципом противоречия. Итак принципы были известны и до Канта. Но с одной стороны, они имъли более метафизическое, чем логическое значение, с другой—выс^зыва-лпсь только по тем и другим поводам, но не были сопоставлены вместе. Со времени Канта они под именемъ законов мышления излагаются в логике, как руководительные нормы логической деятельности ума.

Качественное совершенство познания состоит в ясности. Познание рассудка имеет дискуреивные и характер, т. е. совершается через мышление признаков. Признаки суть частные представления, и на них основывается представление, как одно целое. Признаки могут быть аналитические и синтетичесме, подчиненные и соподчиненные, утвердительные и отрицательные, видимые и невидимые, достаточные н необходимые или недостаточные и случайные. Ясность познания есть первая ступень совершенства, понятность его есть вторая; последняя достигается при полноте признаков. Познание может иметь внешнюю и внутреннюю полноту (385—393).

Совершенство познания по модальности состоит в достоверности его. Кант различает три степени познания: мнение, вера и знание. Думать значить судить проблемматически, верить — ассерторически, знать— аподиктически. 1) Мнение, или предположение по не вполне достаточным в субъективном и объективном отношении основаниямъ, может быть. названо временным суждением (sub conditione suspensiva ad interim).

Мнением большею частно начинается всякое наше познание. 2) Bеpa есть предположение на основании объективно недостаточном, но достаточном субъективно, относящееся к предметам, которые не подлежать ни знанию ни мнению, но относительно которых можно быть уверенным, что в них нет никакого противоречия. Следовательно, предметами веры не могут быть: 1) эмпирические знания, 2) равно познания a priori, как теоретические, так и практические, но 3) только таюя, которые свободно признаются нами, т. е. без объективного и субъективного принуждения. 3) Знание есть предположение на совершенно достаточных субъективных и объективных основаниях. Знание предполагает достоверность эмпирическую или рациональную, т. е. может опираться на опыте или на разуме. Первое имеет характер необходимости и есть аподиктическое, второе ассерторическое (394-401).

От временных суждений нужно отличать предрассудки, которые суть временные суждения, принимаемые за достоверные основоположения. Предрассудок есть принцип ложных суждений. Источники предрассудков суть: подражание, привычка и наклонность. Наиболее обыкновенны из них: предрассудки авторитета (личного, толпы, эпохи) и логического эгоизма. Заметками о вероятности, сомнении, гипотезах, и различением теоретического и практического познания кончается введение в логику (405—418).

Во введены, как мы видели, нашли себе место многие подробности, которые у Вольфа были помещены в практической части логики. Рассуждая о познании, Кант предполагает уже известными почти все основные логические понятия. Он говорит о рассудке как способности пoнятий, разуме как способности умозаключений, прилагает к делу категории и т. д., т. е. то, что может быть понято только из аналитической части логики.

Самая логика разделяется на общее элементарное учение и общее учение о методе.

Прежде всего говорится о понятиях. Познания, т. е. представления сознаниельно относимые к объекту, суть или наглядные представления (auschauungen) или понятия. Последнее есть общее или рефлективное представление. Материя (materie) понятий есть предмет их, форма— всеобщность. Они бывают: эмпирические и чистые, a priori и a posteriori. Понятия образуются по своей форме через сравнивание, рефлексию и отвлечение (эти действия указаны были Вольфом, как мы видели в своем месте). Следуют определения содержания и объема понятия, заметки о высших и низших понятиях, родах и видах, родотворении и видотворении, употреблении понятий ih abstractoи in concreto (418—430).

Суждение определяется у Канта, как представление единства сознания различных представлений или представление отношения их, поскольку они составляют одно понятие. Различия суждений по форме могут быть сведены к четырем главным моментам: качеству, количеству, отношению и модальности. По количеству суждения бывают: общие, частные и единичные; по качеству: утвердительные, отрицательные и бесконечные (в последних отрицание находится не в связке, а отнесено к сказуемому—это схоластическая propositiones infinitae). По отношение суждения разделяются на категорические, условные и разделительные, по модальности на проблематические (возможные), ассерторические (действительные) и аподиктические (необходимые). Рядом с этим главным логическим делением суждений, идет объяснение различных названий их, встречающихся в наук и жизни. Так, Кант говорит о суждениях exponible—это схоластические expoiiibilia, о положениях теоретических и практических, недоказываемых и доказываемых, об основоположениях. Под последними разумеются суждения a priori, которые не. доказываются, но сами служат основанием для доказательства; иначе они называются принципами. Основоположения суть ,воззрительные или дискурсивные; первые осуществляются в наглядном представлении и называются атомами, вторые выражаются понятиями и называются acroamata. Есть положения аналитические и синтетичесния, тождесловные, постулаты (требования) и проблеммы (вопросы), теоремы, королларии (непосредственные следствия из одного из предшествовавших положений, схолии. Наконец есть cyждeния восприятия и опыта (431—446).

Умозаключением называется действие разума, которым одно суждений выводится из другого. Оно бывает посредственное и непосредственное. Последния называются умозаключетями рассудка, первые умозаклю-чениями разума и силы суждения. Непосредственные умозаключенш различаются у Канта по категориямъ: по количеству per judicia subalternata, на основании качества сужденш per judicia opposita, на основании отношения per conversionem, — модальности per judicia contraposita. (446—453).

Умозаключения разума разделяются на категорнчесмя, условные я разделительные. Кант допускает четыре фигуры силлогизмовъ. В свое время Он указывал на ненужную и ложную тонкость в различении четырех фигуръ. Мы разумеемъ его сочинение: die falsche Spitzfindig-keit der vicr syllogistischeii Figuren, появивившееся в 1762 году. В нем он доказывает, что чистое умозаключение разума возможно только по первой фигуре, по остальным же фигурам возможно только смЫнав-ное умозаключение, т. е. всякий другой силлогизм через превращена большей или меньшей посылки может быть сведение к первой фигуре на которой, следовательно, Он и основывается. Kants Werke. В. 1.У 7—12.

Принципом гипотетического силлогизма служит закон достаточного основания, принципом разделительного—закон исключенного третьего. Так как в изложены их ничего нового сравнительно с учениемъ Вольфа мы не встречаем, то останавливаться на них не будем (453—467).

Умозаключеюя силы суждения идут от частных суждений к общим. Таковы индукция и аналогия. По примеру Вольфа, Кант различает простые и сложные силлогизмы; последние могут развиваться через просиллогизмы и эписиллогизмы и бывают или категорические или условные сориты. Между ложными умозаключениями исчисляются: ошибочные силлогизмы, паралогизмы и софизмы, между ошибками в умозаклю-чениях или доказательствах: скачки (saltus), petitio principii, circulus in probando, probatio plus et minus probans (467—472).

Вторая часть логики называется общим учением о методе. Познание, как наука, должно построятся по известному методу. Учение о нем должно указать нам способы к достижение совершенства познания. Совершенство познания состоит в ясности, основаниельности и систематической связности его,, как одного целого. Ясность познания зависит от ясности понятии. Понятие может делаться ясным по содержанию через изложение и определение, — по объему через деление. Определению есть достаточно ясное и точное понятие (definition ist ein zu-reichend deutlicher und abgemessencr Begriff). Оно бывает аналитическим и синтетическимъ: первое происходить через изложение (ехроsition) явлении или пестреете (таковы произвольно построяемые математичесния понятия). Синтетичесюй приодъ не может быть прилагаемъ к опредлению эмпирических понятш; анализом можно расчленять поняти. как a priori, так и a posteriori. Кант различает реальные и номинальные опргд^ления и указывает условия совершенства определений, правила для их поверки и составления. Проходя учение о Деленш, не представляющеыъ ничего оригинального, остановимся на ученш о методее как средств к достижетю основаниельного и систематичного познатя.

Методы можно делить на научные, популярные, систематическое и отрывочные (fragmentarische), аналитические и синтетические, силлогистические и табличные (tabellarische), акрооматические и эротематическое.

Благодаря Канту, логика выиграла в форме, но потерпела важный ущерб в своем содержании. Практическая часть, способная к такому широкому развитие, исчезла из нее. Логика снова возвратилась, за исключением некоторых подробностей, к той форме, в какой мы видели ее в Logique. В этом отношении Кант был причиною регресса в развитии ее. Но в форме своей она несомненно выиграла: многие отрывочные подробности, нарушавшие общий строй, напр. как в la Logique и у Вольфа, устранены Кантом, улучшены многие опредлеюя, содержание в большей степени подчинено систем. Плане логики делалея, очевидно, проще и яснее.

С Кантом логика решительно выступила на путь формализма. Он смотрел на нее как науку, занимающуюся одними только формами и Правилами мышления, независимо от мыслительного содержания, к которому они прилагаются. По его мнению, она не должна входить в анализ практических случаев, и на этом основании не должна пметь прикладной или практической части. Посему логика Канта, а затем и его школы, называется формальною. Действительно, этот же самый взгляд и почти те же подробности излагаются в логпческих трудах fo Кизеветтера (Grundriss der Logik 1791), Гофбауера (Analytik der I Urtheile und Schlusse 1792, Anfangsgmnde der Logik 1794), Фишера ^.(Lehrbuch der Logik 1838) и многих других.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Владиславлев Кант и его школа iconЧему удивлялся Иммануил Кант?
Философия Иммануила Канта (22. 04. 1724 – 12. 02. 1804) привлекает прежде всего систематичностью. Кант – великий систематик, и его...
М. Владиславлев Кант и его школа icon1724 1804 философ-идеалист, родоначальник немецкой классической философии....
Потом в этом же университете Кант был доцентом с 1755 г по 1770 г и, наконец, профессором с 1770 г по 1796 г. Именно в Кёнигсбергском...
М. Владиславлев Кант и его школа iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
М. Владиславлев Кант и его школа iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
М. Владиславлев Кант и его школа iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
М. Владиславлев Кант и его школа iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
М. Владиславлев Кант и его школа iconТема урока Кол
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т д.)
М. Владиславлев Кант и его школа iconУчебники (см список). 13 сент. Философия досократиков
Киренаик Аристипп (435 – 355 гг.) и его школа; Мегарик Евклид (450 – 380 гг.) и его школа; Ксенофонт Афинский (450 – 354)
М. Владиславлев Кант и его школа iconГрезы духовидца, поясненные грезами метафизики ( 1766 ) Иммануил Кант
Охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный...
М. Владиславлев Кант и его школа iconЛекция 14. Теория познания Иммануила Канта. «Коперниканский переворот»
Свою теорию познания – кстати сказать, одну из самых стройных и подробно разработанных за всю историю философии – Кант излагает в...
М. Владиславлев Кант и его школа iconДиалектика и синергетика
«априорных форм рассудка» (И. Кант) и являются логическими средствами упорядочения содержания опыта. Поэтому категории – это не произвольные...
М. Владиславлев Кант и его школа iconРеферат «Соотношение политики и морали. Сократ, Аристотель, Эпикур,...
В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются...
М. Владиславлев Кант и его школа iconА. В. Ахутин. Поворотные времена
Иова или “за коньячком” у Карамазовых. Сюда — в каморку “подпольного” человека, в русский трактир, в келью отчаявшегося монаха, на...
М. Владиславлев Кант и его школа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О классовом строении общества, принципах социальной справедливости, правильном разделении труда писали в IV веках до нашей эры Платон...
М. Владиславлев Кант и его школа iconКонспект урока Нуриева Ильсия Шамиловна мкоу «Бикбаевская основная...
Тема Водород Урок №1 Водород, его нахождение в природе. Получение водорода и его свойства
М. Владиславлев Кант и его школа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Философия и наука, рели­гия, искусство, мировоззрение. Философия как автономный способ бы­тийного самоопределения человека (общества)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск