Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/26
Дата публикации13.05.2014
Размер3.84 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ»

АННОТАЦИИ
РАБОЧИХ ПРОГРАММ

учебных дисциплин

Для студентов направления подготовки

032100.62 «Востоковедение и африканистика»
Профиль подготовки: Истрия стран Азии и Африки
Квалификация – бакалавр (нормативный срок обучения – 4 года)

Форма обучения – очная

Москва

2013

Основы философии
Содержание учебной дисциплины
ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Философия: понятие, предмет, структура, функции

Проблема определения философии. Философия и наука, рели­гия, искусство, мировоззрение. Философия как автономный способ бы­тийного самоопределения человека (общества) в действительности. И. Кант об основных вопросах философии. Универсальный, рациональ­ный, критический и мета-физический (рефлексивный) характер фило­софии.

Модальные и предметные аспекты отношения «человек – мир» и структура философии. Философия как теория (знание) и как метод (актуальная организованная мысль). Предметная и тематическая струк­тура философского знания (онтология, антропология, социальная фило­софия, философия истории, гносеология, аксиология, праксеология). Философия и философские науки. Методы философского размышле­ния: диалектический, аналитический, критический (трансценденталь­ный), феноменологический, герменевтический.

Философия как самосознание культуры. Философия как мето­дология. Философия как гуманитарное мышление. Философия как «ис­кусство жизни».

Философские тексты как наличное бытие философии, их ра­циональный и экзистенциальный аспекты. Язык философии: понятия, категории, абстракции; метафоры, символы, философемы.

Часть занятия проходит в интерактивной форме:

групповое обсуждение понятия «философия».
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ФОРМЫ

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Философия и история философии. «Реальная философия» и «философия учений и систем» (М. Мамардашвили). Европоцентризм классической истории философии. Типы и категории историко-философского анализа.
Тема 2. Философия Древнего мира и Античности

Социально-культурные предпосылки возникновения филосо­фии в Древней Индии и Древнем Китае. «Осевое время» (К. Ясперс). Восточное философствование как синтез мышления, духовно-религиозных, телесных и социальных практик. Экологическая и этиче­ская направленность основных философских школ в Древней Индии. Ортодоксальные (ньяя, вайшешика, санхья, йога, миманса, веданта) и неортодоксальные (локаята, джайнизм, буддизм) даршаны. Особенно­сти философии Древнего Китая: натурализм, ретроспективизм, соци­ально-нравственный характер; ее основные школы (даосизм, конфуци­анство, моизм, легизм).

Античность как тип культуры. «Греческое чудо» и возникнове­ние европейской философии на фоне мифа. Космос, логос, фюсис. Ран-негреческие философы о первооснове мира (милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Сократ: этическое учение и диалектиче­ский метод (майевтика). Классическая древнегреческая философия. Учение Платона об идеях – синтез онтологической, гносеологической и социально-этической проблематики. Философская система Аристотеля – этика и политика на основе «первой философии» и логики. Метафизи­ка как модель философии. Академия и Ликей как философские школы. Эллинистическо-римская философия (эпикуреизм, скептицизм, стои­цизм, неоплатонизм): физика, диалектика и этика. Космоцентризм и универсализм античной философии, ее значение для европейской фило­софии и культуры.

Занятие проходит в интерактивной форме: ролевая игра «Философы Древнего мира и Античности».
Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения

Религиозные и философские истоки средневековой философии. Византийская и арабская философская мысль. Раннеевропейская хри­стианская философия: апологетика, патристика. Историософия Авгу­стина. Средневековая схоластика: теологическая проблематика (бытие Бога, теодицея, соотношение веры и разума, спор об универсалиях) и логический инструментарий мышления. Феномен университета. Фома Аквинский – создатель католической доктрины и систематизатор схо­ластики. Теоцентризм – определяющий принцип философии Средних веков.

Феномен Возрождения (Ренессанса) как рефлексии культурных оснований и секуляризации духовной жизни. Ренессансный гуманизм: проблема человеческой индивидуальности, свободы и творчества (Ф. Петрарка, Дж. Пико делла Мирандола, М. Монтень, Эразм Роттердам­ский). Природа, познание и метод в натурфилософии Возрождения (Николай Кузанский, Л. да Винчи, Дж. Бруно). Г. Галилей и формиро­вание новоевропейского понятия науки. Социально политические кон­цепции эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла). Реформация (М. Лютер, Ж. Кальвин). Антропоцентризм и пантеизм философской мысли Возрождения.
Тема 4. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)

Новое время и национально-культурная дифференциация евро­пейской философии. Научная революция XVII века и рационалистиче­ский проект философии как науки. Субъект-объектная парадигма. Гносео-методологические стратегии эмпиризма (Ф. Бэкон), рационализма (Р. Декарт), сенсуализма (Дж. Локк). Онтология: пантеистический мо­низм Б. Спинозы и плюралистическая монадология Г. Лейбница. Науч­ная картина мира И. Ньютона. Идея общественного договора и граж­данского общества у Т. Гоббса и Ж-Ж. Руссо. Феномен европейского Просвещения: понятие (И. Кант) и формы-свободомыслие (Ф. Вольтер), атеизм и материализм (энциклопедисты), универсализм И. Гете, исто­ризм И. Гердера. Критика рационализма (Дж. Беркли, Д. Юм). Наукоцентризм – ведущий принцип философии XVII—XVIII вв.
Тема 5. Классическая философия Нового времени (2-я пол. XVIII-XIX вв.)

Европейская история и немецкая философия как ее самосозна­ние. Принципы классического новоевропейского рационализма: транс­цендентализм, тождество бытия и мышления, различие природы и культуры, идеализм, диалектика, субъективность, деятельность. Крити­ческая философия И. Канта: условия возможности (априорные формы) и пределы (антиномии чистого разума) научного познания; метафизика нравственности и категорический императив. «Наукоучение» И. Фихте, натурфилософия и система трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга. Философская система Г. Гегеля: абсолютная идея и фор­мы ее саморазвертывания (логика, природа, дух); философия истории (идея свободы) и история философии.

Антропологическая (Л. Фейербах, С. Кьеркегор) и натурали­стическая (А. Шопенгауэр) критика гегелевской философии. Кризис классического рационализма и опыт социально-практической филосо­фии К. Маркса. Критический (проблема отчуждения, превращенные формы сознания, идея практики) и позитивный (материалистическое понимание истории, теория общественно-экономических формаций) периоды в философии К. Маркса.

Социологические и культурологические ориентации философии ру­бежа XIX-XX вв. – позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах), неокан­тианство (Г. Риккерт, Г. Коген), «философия жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).
Тема 6. Западная философия XX века

Социально-культурные трансформации XX века, «конец мета­физики» и неклассическая рациональность. Человек и история как оп­ределяющие цели и ценности философского познания. Предметный и методологический плюрализм современной философии. Антропо- и социоориентированные направления: экзистенциализм (К. Ясперс, Ж-П. Сартр), персонализм, философская антропология (М. Шелер, X. Плесснер), неомарксизм (Г. Маркузе, Э. Фромм), христианские фи­лософы (Ж. Маритен, П. Тиллих). Онтология М. Хайдеггера. Коммуни­кативная рациональность Ю. Хабермаса.

Методологические ориентации: феноменология Э. Гуссерля, позитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн), герменевтика (Г-Г. Гадамер, П. Рикер), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг), структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко), деконструкция Ж. Деррида.

Предметные поля философских исследований и дискуссий в XX веке: история и культура (О. Шпенглер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, А. Тоффлер), наука и техника (Г. Башляр, К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос).

Социальная и культурная ангажированность современной фи­лософии, ее возможности и перспективы как интегрирующего фактора культуры.
Тема 7. Русская философия

Русская философия в контексте российской истории и мировой философии: проблема начала. Особенности русского философствования – практически-нравственная направленность и художественно-публицистическая форма. «Русская идея» как содержательная форма философского самосознания в России от П.Я Чаадаева до И.А. Ильина. Основные ориентации русской философии на рубеже XIX-XX вв.: трансцендентализм (неокантианство, интуитивизм, феноменология), религиозно-метафизические системы (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк), экзистенциализм (Н.А. Бердяев, Л. И. Шестов), «научная философия» (позитивизм, космизм). Марксизм в России (Г.П. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов).

«Революция и интеллигенция» как тема и фактор развития рус­ской философия (от «Вех» до «философского парохода»). Философия русского зарубежья. Философия советского периода: идеологическая доктрина «марксистско-ленинской философии»; философское творчест­во А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, С.С. Аверинцева, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкого и др. Роль академической и вузов­ской философии в исследовании и решении проблем современной Рос­сии.

Занятие проходит в интерактивной форме:

Круглый стол: «Русская идея как содержательная форма философского самосознания в России от П.Я. Чаадаева до И.А. Ильина».
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Тема 8. Бытие: смысл, понятие, формы

Бытие как предмет онтологии: исторический аспект (Парменид, Г. Гегель, М. Хайдеггер), материализм и идеализм в понимании бытия. Феноменология бытия: логический, оптический и онто-логический ас­пекты. Диалектика бытия: бытие и мышление; бытие и небытие: бытие – ничто – становление; бытие – сущее – субстанция. Категориальная структура бытия: единое – многое, материя – форма, возможность – действительность – необходимость.

Модусы бытия сущего: вещи (тела), процессы (отношения), эффекты (события). Аспекты и сферы (уровни) бытия сущего: природа (неорганическая и органическая), культура (материальная и духовная), человек.

Изменение, движение и развитие, пространство и время — спо­собы и формы бытия сущего. Характеристики развития: устойчивость и изменчивость; непрерывность и прерывность; цикличность и направ­ленность. Эволюция и прогресс. Субстанциальные и реляционные кон­цепции пространства и времени.

Система, структура, организация. Идеи синергетики. Самоор­ганизующиеся системы в природе и обществе. Взаимосвязь, закономер­ность, детерминизм. Формы детерминизма. Идея единства мира и кар­тины мира: обыденная, религиозная, научная, философская.

Занятие проходит в интерактивной форме:

групповое обсуждение основных проблем философии.
Тема 9. Проблема сознания в философии

Сознание как «человеческое» в человеке, исторические метафо­ры сознания: душа, ум, совесть. Сознание (как идеальное) и бытие: от­ношение к миру, к другому, к себе. Философско-феноменологические абстракции сознания: «рациональная структура вещи (мира)», «операциональное сознание», «практика» (М. Мамардашвили).

Природные предпосылки сознания: отражение, мозг, психика. Сознание в контексте антропосоциогенеза и истории: сознание и обще­ние (язык, речь, письмо, информационные технологии), сознание и дея­тельность (труд).

Структуры сознания. Мышление: категории рассудка и дея­тельный разум, понятие и образ, анализ и синтез. Интенциональные феномены сознания: воображение, эмоции, память, воля. Сознание и бессознательное: природные и культурные детерминанты динамики. Интуиция. «Жизненный мир» как горизонт артикулированных форм сознания. Общественное сознание: содержательные формы, обыденное и теоретическое сознание, идеология и психология масс.

Сознание как актуальное состояние. Самосознание: самопозна­ние, самоидентификация, самоопределение. Западная (рефлексия) и восточная (медитация) традиции самосознания.
Тема 10. Человек: его природа, смысл и ценности существования

Проблема человека в философии: от «zoon politikon» до «Das Man». «Утопичность» (X. Ортега-и-Гассет), «эксцентричность» (X. Плесснер) и естественно-искусственная амбивалентность человека в контекстах природы, социума, культуры.

Человек как биосоциальное существо: эволюция и история. Биологический субстрат человечности (тело, инстинкты, пол, наследст­венность) и его трансформация в ходе антропосоциогенеза и истории. Деятельность и ее формы (труд, материальное и духовное производст­во, общественно-историческая практика) как способы осуществления жизни и преобразования природы человека. Биологическая длитель­ность и социальное время жизни человека. Смерть, ее культурные и технологические альтернативы.

Человек в системе социальных и культурных связей: поведение и деятельность, коммуникация и общение. Человек и: семья, социаль­ная группа, нация, поколение, человечество. Социализация и феномен образования. Антиномии социума и культуры. Человек как объект и субъект, личность и индивидуальность. Проблема отчуждения. Творче­ство как самоосуществление человека, его индивидуальный и социаль­ный смысл. Человек и свобода, необходимость, ответственность, выбор. Истина, добро, красота. Ценности как ориентиры, регулятивы и импе­ративы человеческого общения и взаимодействия. Историческая дина­мика, многообразие форм и универсализм ценностей.

Жизнь, существование и бытие человека. Человек как Dasein и экзистенция (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и экзистенциалы человека: бы-тие-к-смерти, любовь, труд, общение, воля к власти, игра, забота, сво­бода и др. Смысл человеческого бытия.

Занятие проходит в интерактивной форме: групповое обсуждение природы, смысла и ценности существования человека.
Тема 11. Общество и история

Спекулятивный (метафизика), позитивный (социология) и кон­цептуальный (социальная философия) этапы и типы исследования общества. Социально-деятельностная (М. Вебер) и структурно – функциональная (Т. Парсонс) модели общества.

Онтология социального: индивиды, отношение (социальное действие и общение), социальные институты. Категориальная структура социальной реальности: приватное – групповое – общественное; статус – стратификация – иерархия; взаимодействие – управление – власть. Социальная структура: социальные общности (национальные, профес­сиональные, конфессиональные группы, классы, элиты) и их компе­тентность. Социальная стратификация и мобильность.

Общество как самоорганизующаяся система. Уровни функцио­нирования общества: экономический (собственность и формы произ­водства), социальный (гражданское общество), политический (власть, государство, бюрократия), духовный (культурные универсалии) и их диалектика. Культура и цивилизация как типы целостности социально­го.

История как осуществление общественной жизни. Рефлексия истории и ее формы: философия истории (провиденциализм, историче­ский материализм, «культурно-историческая монадология», «осевое время»), методология истории (историцизм, идеографизм, «идеальная типология»), теоретическая история (социальный эволюционизм, со­временная геополитика, миросистемный анализ, экоистория). Парадиг­мы (всемирная история, глобальная история, тотальная история) и мо­дели истории.

Факторы исторического развития: потребности/ресурсы, произ­водство, технология, наука, конкуренция, войны, революции. Типы на­правленности истории (перспектива [линейная, спиральная, ковариантная], цикл, ризома), вариативность и вероятностный характер конкрет­ных исторических процессов. Периодизация истории. Проблема субъ­екта истории: нации, классов, элиты, массы, системы. Человек в исто­рическом процессе: личность и массы, свобода и необходимость, сти­хийность и сознательность. Перспективы истории: логика и цель, цен­ность и смысл.

Занятие проходит в интерактивной форме:

Презентация по предыдущему уроку «Человек: смысл и цель его жизни»; групповое обсуждение проблем общества и истории.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск