Скачать 3.84 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ» АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ учебных дисциплин Для студентов направления подготовки 032100.62 «Востоковедение и африканистика» Профиль подготовки: Истрия стран Азии и Африки Квалификация – бакалавр (нормативный срок обучения – 4 года) Форма обучения – очная Москва 2013 Основы философии Содержание учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ Тема 1. Философия: понятие, предмет, структура, функции Проблема определения философии. Философия и наука, религия, искусство, мировоззрение. Философия как автономный способ бытийного самоопределения человека (общества) в действительности. И. Кант об основных вопросах философии. Универсальный, рациональный, критический и мета-физический (рефлексивный) характер философии. Модальные и предметные аспекты отношения «человек – мир» и структура философии. Философия как теория (знание) и как метод (актуальная организованная мысль). Предметная и тематическая структура философского знания (онтология, антропология, социальная философия, философия истории, гносеология, аксиология, праксеология). Философия и философские науки. Методы философского размышления: диалектический, аналитический, критический (трансцендентальный), феноменологический, герменевтический. Философия как самосознание культуры. Философия как методология. Философия как гуманитарное мышление. Философия как «искусство жизни». Философские тексты как наличное бытие философии, их рациональный и экзистенциальный аспекты. Язык философии: понятия, категории, абстракции; метафоры, символы, философемы. Часть занятия проходит в интерактивной форме: групповое обсуждение понятия «философия». ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ФОРМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Философия и история философии. «Реальная философия» и «философия учений и систем» (М. Мамардашвили). Европоцентризм классической истории философии. Типы и категории историко-философского анализа. Тема 2. Философия Древнего мира и Античности Социально-культурные предпосылки возникновения философии в Древней Индии и Древнем Китае. «Осевое время» (К. Ясперс). Восточное философствование как синтез мышления, духовно-религиозных, телесных и социальных практик. Экологическая и этическая направленность основных философских школ в Древней Индии. Ортодоксальные (ньяя, вайшешика, санхья, йога, миманса, веданта) и неортодоксальные (локаята, джайнизм, буддизм) даршаны. Особенности философии Древнего Китая: натурализм, ретроспективизм, социально-нравственный характер; ее основные школы (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм). Античность как тип культуры. «Греческое чудо» и возникновение европейской философии на фоне мифа. Космос, логос, фюсис. Ран-негреческие философы о первооснове мира (милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Сократ: этическое учение и диалектический метод (майевтика). Классическая древнегреческая философия. Учение Платона об идеях – синтез онтологической, гносеологической и социально-этической проблематики. Философская система Аристотеля – этика и политика на основе «первой философии» и логики. Метафизика как модель философии. Академия и Ликей как философские школы. Эллинистическо-римская философия (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм): физика, диалектика и этика. Космоцентризм и универсализм античной философии, ее значение для европейской философии и культуры. Занятие проходит в интерактивной форме: ролевая игра «Философы Древнего мира и Античности». Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения Религиозные и философские истоки средневековой философии. Византийская и арабская философская мысль. Раннеевропейская христианская философия: апологетика, патристика. Историософия Августина. Средневековая схоластика: теологическая проблематика (бытие Бога, теодицея, соотношение веры и разума, спор об универсалиях) и логический инструментарий мышления. Феномен университета. Фома Аквинский – создатель католической доктрины и систематизатор схоластики. Теоцентризм – определяющий принцип философии Средних веков. Феномен Возрождения (Ренессанса) как рефлексии культурных оснований и секуляризации духовной жизни. Ренессансный гуманизм: проблема человеческой индивидуальности, свободы и творчества (Ф. Петрарка, Дж. Пико делла Мирандола, М. Монтень, Эразм Роттердамский). Природа, познание и метод в натурфилософии Возрождения (Николай Кузанский, Л. да Винчи, Дж. Бруно). Г. Галилей и формирование новоевропейского понятия науки. Социально политические концепции эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла). Реформация (М. Лютер, Ж. Кальвин). Антропоцентризм и пантеизм философской мысли Возрождения. Тема 4. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) Новое время и национально-культурная дифференциация европейской философии. Научная революция XVII века и рационалистический проект философии как науки. Субъект-объектная парадигма. Гносео-методологические стратегии эмпиризма (Ф. Бэкон), рационализма (Р. Декарт), сенсуализма (Дж. Локк). Онтология: пантеистический монизм Б. Спинозы и плюралистическая монадология Г. Лейбница. Научная картина мира И. Ньютона. Идея общественного договора и гражданского общества у Т. Гоббса и Ж-Ж. Руссо. Феномен европейского Просвещения: понятие (И. Кант) и формы-свободомыслие (Ф. Вольтер), атеизм и материализм (энциклопедисты), универсализм И. Гете, историзм И. Гердера. Критика рационализма (Дж. Беркли, Д. Юм). Наукоцентризм – ведущий принцип философии XVII—XVIII вв. Тема 5. Классическая философия Нового времени (2-я пол. XVIII-XIX вв.) Европейская история и немецкая философия как ее самосознание. Принципы классического новоевропейского рационализма: трансцендентализм, тождество бытия и мышления, различие природы и культуры, идеализм, диалектика, субъективность, деятельность. Критическая философия И. Канта: условия возможности (априорные формы) и пределы (антиномии чистого разума) научного познания; метафизика нравственности и категорический императив. «Наукоучение» И. Фихте, натурфилософия и система трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга. Философская система Г. Гегеля: абсолютная идея и формы ее саморазвертывания (логика, природа, дух); философия истории (идея свободы) и история философии. Антропологическая (Л. Фейербах, С. Кьеркегор) и натуралистическая (А. Шопенгауэр) критика гегелевской философии. Кризис классического рационализма и опыт социально-практической философии К. Маркса. Критический (проблема отчуждения, превращенные формы сознания, идея практики) и позитивный (материалистическое понимание истории, теория общественно-экономических формаций) периоды в философии К. Маркса. Социологические и культурологические ориентации философии рубежа XIX-XX вв. – позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах), неокантианство (Г. Риккерт, Г. Коген), «философия жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). Тема 6. Западная философия XX века Социально-культурные трансформации XX века, «конец метафизики» и неклассическая рациональность. Человек и история как определяющие цели и ценности философского познания. Предметный и методологический плюрализм современной философии. Антропо- и социоориентированные направления: экзистенциализм (К. Ясперс, Ж-П. Сартр), персонализм, философская антропология (М. Шелер, X. Плесснер), неомарксизм (Г. Маркузе, Э. Фромм), христианские философы (Ж. Маритен, П. Тиллих). Онтология М. Хайдеггера. Коммуникативная рациональность Ю. Хабермаса. Методологические ориентации: феноменология Э. Гуссерля, позитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн), герменевтика (Г-Г. Гадамер, П. Рикер), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг), структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко), деконструкция Ж. Деррида. Предметные поля философских исследований и дискуссий в XX веке: история и культура (О. Шпенглер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, А. Тоффлер), наука и техника (Г. Башляр, К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос). Социальная и культурная ангажированность современной философии, ее возможности и перспективы как интегрирующего фактора культуры. Тема 7. Русская философия Русская философия в контексте российской истории и мировой философии: проблема начала. Особенности русского философствования – практически-нравственная направленность и художественно-публицистическая форма. «Русская идея» как содержательная форма философского самосознания в России от П.Я Чаадаева до И.А. Ильина. Основные ориентации русской философии на рубеже XIX-XX вв.: трансцендентализм (неокантианство, интуитивизм, феноменология), религиозно-метафизические системы (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк), экзистенциализм (Н.А. Бердяев, Л. И. Шестов), «научная философия» (позитивизм, космизм). Марксизм в России (Г.П. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов). «Революция и интеллигенция» как тема и фактор развития русской философия (от «Вех» до «философского парохода»). Философия русского зарубежья. Философия советского периода: идеологическая доктрина «марксистско-ленинской философии»; философское творчество А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, С.С. Аверинцева, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкого и др. Роль академической и вузовской философии в исследовании и решении проблем современной России. Занятие проходит в интерактивной форме: Круглый стол: «Русская идея как содержательная форма философского самосознания в России от П.Я. Чаадаева до И.А. Ильина». ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ Тема 8. Бытие: смысл, понятие, формы Бытие как предмет онтологии: исторический аспект (Парменид, Г. Гегель, М. Хайдеггер), материализм и идеализм в понимании бытия. Феноменология бытия: логический, оптический и онто-логический аспекты. Диалектика бытия: бытие и мышление; бытие и небытие: бытие – ничто – становление; бытие – сущее – субстанция. Категориальная структура бытия: единое – многое, материя – форма, возможность – действительность – необходимость. Модусы бытия сущего: вещи (тела), процессы (отношения), эффекты (события). Аспекты и сферы (уровни) бытия сущего: природа (неорганическая и органическая), культура (материальная и духовная), человек. Изменение, движение и развитие, пространство и время — способы и формы бытия сущего. Характеристики развития: устойчивость и изменчивость; непрерывность и прерывность; цикличность и направленность. Эволюция и прогресс. Субстанциальные и реляционные концепции пространства и времени. Система, структура, организация. Идеи синергетики. Самоорганизующиеся системы в природе и обществе. Взаимосвязь, закономерность, детерминизм. Формы детерминизма. Идея единства мира и картины мира: обыденная, религиозная, научная, философская. Занятие проходит в интерактивной форме: групповое обсуждение основных проблем философии. Тема 9. Проблема сознания в философии Сознание как «человеческое» в человеке, исторические метафоры сознания: душа, ум, совесть. Сознание (как идеальное) и бытие: отношение к миру, к другому, к себе. Философско-феноменологические абстракции сознания: «рациональная структура вещи (мира)», «операциональное сознание», «практика» (М. Мамардашвили). Природные предпосылки сознания: отражение, мозг, психика. Сознание в контексте антропосоциогенеза и истории: сознание и общение (язык, речь, письмо, информационные технологии), сознание и деятельность (труд). Структуры сознания. Мышление: категории рассудка и деятельный разум, понятие и образ, анализ и синтез. Интенциональные феномены сознания: воображение, эмоции, память, воля. Сознание и бессознательное: природные и культурные детерминанты динамики. Интуиция. «Жизненный мир» как горизонт артикулированных форм сознания. Общественное сознание: содержательные формы, обыденное и теоретическое сознание, идеология и психология масс. Сознание как актуальное состояние. Самосознание: самопознание, самоидентификация, самоопределение. Западная (рефлексия) и восточная (медитация) традиции самосознания. Тема 10. Человек: его природа, смысл и ценности существования Проблема человека в философии: от «zoon politikon» до «Das Man». «Утопичность» (X. Ортега-и-Гассет), «эксцентричность» (X. Плесснер) и естественно-искусственная амбивалентность человека в контекстах природы, социума, культуры. Человек как биосоциальное существо: эволюция и история. Биологический субстрат человечности (тело, инстинкты, пол, наследственность) и его трансформация в ходе антропосоциогенеза и истории. Деятельность и ее формы (труд, материальное и духовное производство, общественно-историческая практика) как способы осуществления жизни и преобразования природы человека. Биологическая длительность и социальное время жизни человека. Смерть, ее культурные и технологические альтернативы. Человек в системе социальных и культурных связей: поведение и деятельность, коммуникация и общение. Человек и: семья, социальная группа, нация, поколение, человечество. Социализация и феномен образования. Антиномии социума и культуры. Человек как объект и субъект, личность и индивидуальность. Проблема отчуждения. Творчество как самоосуществление человека, его индивидуальный и социальный смысл. Человек и свобода, необходимость, ответственность, выбор. Истина, добро, красота. Ценности как ориентиры, регулятивы и императивы человеческого общения и взаимодействия. Историческая динамика, многообразие форм и универсализм ценностей. Жизнь, существование и бытие человека. Человек как Dasein и экзистенция (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и экзистенциалы человека: бы-тие-к-смерти, любовь, труд, общение, воля к власти, игра, забота, свобода и др. Смысл человеческого бытия. Занятие проходит в интерактивной форме: групповое обсуждение природы, смысла и ценности существования человека. Тема 11. Общество и история Спекулятивный (метафизика), позитивный (социология) и концептуальный (социальная философия) этапы и типы исследования общества. Социально-деятельностная (М. Вебер) и структурно – функциональная (Т. Парсонс) модели общества. Онтология социального: индивиды, отношение (социальное действие и общение), социальные институты. Категориальная структура социальной реальности: приватное – групповое – общественное; статус – стратификация – иерархия; взаимодействие – управление – власть. Социальная структура: социальные общности (национальные, профессиональные, конфессиональные группы, классы, элиты) и их компетентность. Социальная стратификация и мобильность. Общество как самоорганизующаяся система. Уровни функционирования общества: экономический (собственность и формы производства), социальный (гражданское общество), политический (власть, государство, бюрократия), духовный (культурные универсалии) и их диалектика. Культура и цивилизация как типы целостности социального. История как осуществление общественной жизни. Рефлексия истории и ее формы: философия истории (провиденциализм, исторический материализм, «культурно-историческая монадология», «осевое время»), методология истории (историцизм, идеографизм, «идеальная типология»), теоретическая история (социальный эволюционизм, современная геополитика, миросистемный анализ, экоистория). Парадигмы (всемирная история, глобальная история, тотальная история) и модели истории. Факторы исторического развития: потребности/ресурсы, производство, технология, наука, конкуренция, войны, революции. Типы направленности истории (перспектива [линейная, спиральная, ковариантная], цикл, ризома), вариативность и вероятностный характер конкретных исторических процессов. Периодизация истории. Проблема субъекта истории: нации, классов, элиты, массы, системы. Человек в историческом процессе: личность и массы, свобода и необходимость, стихийность и сознательность. Перспективы истории: логика и цель, ценность и смысл. Занятие проходит в интерактивной форме: Презентация по предыдущему уроку «Человек: смысл и цель его жизни»; групповое обсуждение проблем общества и истории. |