Скачать 225.03 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Философия и методология науки» (наименование по рабочему учебному плану) Направление: 131000 «Нефтегазовое дело» Программы: «Технология вскрытия нефтегазовых пластов в осложнённых условиях», «Бурение горизонтальных скважин», «Техническая диагностика газотранспортных систем», «Эксплуатация скважин в осложнённых условиях», «Физика пластовых флюидов», «Ресурсосберегающие технологии транспорта и хранения углеводородов», «Моделирование разработки нефтяных месторождений», «Разработка нефтяных месторождений», «Трубопроводный транспорт углеводородов», «Бурение в осложнённых условиях», «Технология вскрытия нефтегазовых пластов» Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная Составитель: проф. М.И. Микешин Санкт-Петербург 2012 1. Цели и задачи дисциплины: Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Цель курса — сформировать представления об основах современной научно-философской картины мира, рассматривает формы и методы научного познания, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации. Курс вводит в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, вырабатывает навыки работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Изучение философии и методологии науки, безусловно, способствует лучшему пониманию магистрами процессов в научно-техническом познании, роль научно-технического фактора в обществе, культуре, глобальном переустройстве мира. 3накомство с данной дисциплиной позволит магистрам осмыслить развитие научно-технической и философской мысли, познакомиться со взглядами крупнейших философов и специалистов в области философии науки и техники как России, так и за рубежом, овладеть основами философии науки, получить представление об основах социальной философии и антропологии техники. Поскольку одной из главных функций философии технических наук является методологическая, то изучение этого курса помогает более грамотно и продуктивно участвовать магистрам в решении частных научных задач. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к базовой части общенаучного цикла основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Нефтегазовое дело» и изучается магистрами программ «Технология вскрытия нефтегазовых пластов в осложнённых условиях», «Бурение горизонтальных скважин», «Техническая диагностика газотранспортных систем», «Эксплуатация скважин в осложнённых условиях», «Физика пластовых флюидов», «Ресурсосберегающие технологии транспорта и хранения углеводородов», «Моделирование разработки нефтяных месторождений», «Разработка нефтяных месторождений», «Трубопроводный транспорт углеводородов», «Бурение в осложнённых условиях», «Технология вскрытия нефтегазовых пластов» в течение 9 семестра (5 курс). Для освоения курса обучающиеся должны обладать устойчивыми знаниями в рамках курса «Философия» для бакалавров; специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при изучение других дисциплин магистерской подготовки. Философия науки и технического знания является методологической базой для изучение теоретических и фундаментальных дисциплин профессионального цикла. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование нижеперечисленных компетенций. Обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способность критически оценивать освоенные теории и концепции, переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-3); - способность собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4); - способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); - способность к работе в многонациональных коллективах, в том числе при работе над междисциплинарными и инновационными проектами, создавать в коллективах отношений делового сотрудничества (ПК-7). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: историю зарубежной и отечественной науки и своей дисциплины по профилю, основные вопросы философии науки и технического знания, особенности современной техногенной цивилизации. Уметь: - на научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты свой деятельности, владеть навыками самостоятельной работы в сфере проведения научных исследований (ОК-7); - организовывать работу по повышению научно-технических знаний работников (ПК-17); - организовать и проводить научные исследования, связанные с разработкой проектов и программ, проводить работы по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-19). Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общенаучного и мировоззренческого характера. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Данная дисциплина не является предшествующей для каких-либо специальных дисциплин. Знания, навыки и умения, приобретенные магистром при успешном освоении курса философии технических наук послужат необходимой мировоззренческой и методологической базой при изучении всех дисциплин технического цикла. 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум: не предусмотрен. 7. Практические занятия (семинары):
8. Примерная тематика рефератов:
(и другие по выбору и предложениям магистров c согласия преподавателя). 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: Логос, 2011. 375 с. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 432 с. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 560 с. Лебедев С.А. Современная философия науки: дидактические схемы и словарь: учебное пособие. М.: Изд. Моск. Психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «Модек», 2010. б) дополнительная литература Гуревич П.С. Философский словарь. М.: Олимп, 1997. 320 с. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учебное пособие для магистров, соискателей и аспирантов. Н. Новгород: Изд. ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2004. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М, 2009. 731 с. Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие). М.: Идея-Пресс, 2006. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль, 2010. Русская философия: Энциклопедия / Под ред. М.А. Маслина. М.: Алгоритм, 2007. 736 с. Философия математики и технических наук / Под общей ред. Проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. Философия: энциклопедический словарь / Под. ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2009. 1072 с. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. в) программное обеспечение: не предусмотрено. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Электронные конспекты лекций, методические материалы и коллекции презентаций кафедры философии Горного университета. Список российских Интернет-источников по философии для студентов и аспирантов Горного университета http://www.gornyfilosof.net/sources.html Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru «Энциклопедии и словари» http://enc-dic.com Библиотека Гумер — гуманитарные науки http://www.gumer.info Другие ресурсы Интернет. 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Специализированные аудитории, используемые при проведении лекционных занятий, оснащены мультимедийными проекторами и комплектом аппаратуры, позволяющей демонстрировать текстовые и графические материалы в проходящем и отраженном свете. Специализированные стенды, выполненные на кафедре философии НМСУ «Горный». _____________________________________________________________________________ Разработчики: Кафедра философии НМСУ «Горный» проф. М.И. Микешин |
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Философия и методология истории»... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки» Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия... Рабочая программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом | Рабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы... Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология... | ||
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | Магистерская программа: Уравнения в частных производных Аннотация... Философия и наука. Наукакаксоциокультурный феномен. Методы науки и их роль в познании | ||
«Философия и методология науки» Общие проблемы философии и методологии науки | «философия и методология науки» Часть Философия науки Предмет философии права: традиции и перспективы взаимодействия философии и права | ||
Я. С. Ядгаров история и философия науки История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по... | Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки ... |