Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая





Скачать 250.61 Kb.
НазваниеВо всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая
страница1/2
Дата публикации01.12.2014
Размер250.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2


Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая направляет действия на пользу людей. Во-вторых, умей изменить своё мнение, если кто-то указал на твою ошибку или сумел переубедить тебя.

Марк Аврелий.
Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства.

Марк Аврелий.


Марк Аврелий.
Марк Аврелий - римский император из династии Антонинов, правивший в 161—180 гг., родился в 121 г. и умер 180 г. Он принадлежал к древнему италийскому роду Анниев Веров, претендовавшему на очень древнее происхождение, однако включенному в число патрицианских лишь при Веспасиане. Дед его, Анний Вер был дважды консулом1 и префектом Рима2, а отец умер в должности претора3. Марк был усыновлен и воспитан своим дедом. Уже с раннего детства он отличался серьезностью. Уже в юном возрасте он был поручен выдающимся наставникам. Еще мальчиком он увлекся философией, а когда ему пошел двенадцатый год, он стал одеваться как философ и соблюдать правила воздержания. Наставником его в философии стал известный стоик Аполлоний Халкедонский. Рвение Марка к философским занятиям было так велико, что, уже, будучи принят в императорский дворец, он продолжал ходить учиться на дом к Аполлонию. Философию перипатетиков4 он изучал у Юния Рустика, которого и потом очень уважал. Впоследствии он часто советовался с ним и по государственным, и по частным делам. Изучал он также право, риторику и грамматику и положил на эти занятия столько труда, что даже расстроил свое здоровье. Впоследствии он больше внимания уделял спорту.

Вообще римским императором Марк Аврелий стал случайно. Дело в том, что император Адриан, приходившийся ему дальним родственником, покровительствовал Марку с самого детства. На пятнадцатом году Адриан помолвил его с дочерью Луция Цейония Коммода. Когда умер Луций Цезарь, Адриан стал искать наследника императорской власти; он очень хотел сделать Марка преемником, но оставил эту мысль из-за его молодости. В результате он усыновил Антонина Пия, однако с тем условием, чтобы сам Пий усыновил Марка и Луция Вера. Таким образом, Адриан как бы загодя готовил Марка в преемники самому Антонину. Говорят, что Марк принял усыновление с большой неохотой, а домашним жаловался, что вынужден сменить счастливую жизнь философа на тягостное существование наследника принцепса. Тогда он впервые вместо Анния стал называться Аврелием.

Когда Антонин Пий в 138 г. сделался императором, он женил Марка на своей дочери Фаустине. Затем он пожаловал его наименованием Цезаря и назначил консулом на 140г. Несмотря на сопротивление своего юного зятя, император окружил Марка подобающей ему роскошью, велел поселиться во дворце Тиберия и принял в 145 г. в коллегию жрецов. Когда же у Марка Аврелия родилась дочь, Антонин вручил ему трибунские полномочия и проконсульскую власть вне Рима. Марк достиг такого влияния, что Антонин никогда никого не продвигал без его согласия. В течение двадцати трех лет, которые Марк Аврелий провел в доме императора, он выказывал к нему такое почтение и послушание, что между ними не было ни одной размолвки. Умирая в 161 г., Антонин Пий без колебания объявил Марка своим преемником.

Приняв власть, Марк Аврелий немедленно назначил своим соправителем Луция Вера с титулами Августа и Цезаря, и с этого времени они совместно управляли государством. Тогда впервые Римская империя стала иметь двух Августов. Правление их было отмечено тяжелыми войнами с внешними врагами, эпидемиями и стихийными бедствиями. С востока напали парфяне, на западе начали восстание британцы, Германии и Реции грозили каты. Против парфян Марк в 162 г. отправил Вера, против катов и британцев — своих легатов, а сам остался в Риме, так как городские дела требовали присутствия императора: наводнение произвело сильные разрушения и породило в столице голод. Благодаря своему личному присутствию он сумел восстановить город и значительно уменьшить число жертв голода.

Делами он занимался помногу и очень вдумчиво, сделав в государственном механизме много полезных улучшений. Однако на годы его правления пришлось очень много различных бедствий и войн. Например, когда римские войска возвращались домой после победы над парфянами, жившими на самой восточной границе империи, они занесли в Италию чуму. Зараза быстро распространилась и свирепствовала с такой силой, что трупы вывозили из города буквально на телегах. Тогда Марк Аврелий установил очень строгие правила насчет изоляции больных и погребений покойников, запретив хоронить в черте города. При этом многих бедняков он похоронил за государственный счет. Однако, когда чума была побеждена, началась долгая и трудная война. В 166 г. все племена от Иллирика5 до Галлии6 объединились против римской державы; это были маркоманы, квады, вандалы, сарматы, свевы и многие другие. С великим трудом и лишениями, проведя три года в тяжелых походах и в условия, когда тяжкая моровая язва погубила много тысяч воинов, Марк Аврелий сумел усмирить восставших и закончить войну. По возвращении в Рим в 172 г. он справил триумф.

Война с варварами истощила государственную казну. Однако Аврелий даже не подумал требовать от провинций каких-нибудь чрезвычайных поборов для компенсации затрат. Вместо этого он устроил торги принадлежащих императору предметов роскоши: продал золотые и хрустальные бокалы, императорские сосуды, шелковую золоченую одежду жены, даже драгоценные камни, которые он нашел в большом количестве в потайной сокровищнице покойного императора Адриана. Эта распродажа длилась два месяца и принесла столько золота, что он смог успешно продолжить борьбу с маркоманами7 и сарматами8 на их собственной земле, добиться новых побед и достойно наградить воинов.

Завершить войну он хотел созданием за Дунаем двух новых провинций, Маркомании и Сарматии. Но не успел. В 175 г. в Египте вспыхнул мятеж. И для его подавления Марк Аврелий поспешил на юг. Однако мятеж был погашен до его приезда. Тем ни менее Аврелий добрался до Александрии, во всем разобрался и очень милостиво обошелся с мятежниками и египтянами. Объехав по пути восточные провинции и заехав в Афины, он возвратился в Рим. В 178 г. Аврелий отправился в Виндобоны9, откуда опять выступил в поход против маркоманов и сарматов. На этой войне он провел еще два года и здесь же, заразившись чумой, нашел свою смерть.

На протяжении всей своей жизни Марк Аврелий отличался аскетизмом, спокойствием духа и твердостью характера. Современники говорили, что выражение его лица никогда не менялось ни от горя, ни от радости. И даже кончину свою он тоже принял спокойно и мужественно. После смерти императора в его походном шатре была найдена рукопись, которая впоследствии была опубликована под названием “Размышления” или “К самому себе”10, и ее автора стали называть философом на троне. Под этим именем он и вошел в историю.

После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Он исповедовал принципы стоицизма11, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.
По своим философским взглядам и жизненной позиции Марк Аврелий был стоиком, книга которого может рассматриваться как последнее завершение античного стоицизма. Поэтому для понимания его философии необходимо остановиться на основах стоического учения. В те годы стоицизм был одной из ведущих философских школ. Его предтечами были Гераклит, Сократ и особенно Зенон (336-264гг. до н.э.), который считается основоположником и главным теоретиком стоицизма. А название этого направления в философии возникло потому, что Зенон беседовал со своими учениками в афинской стое12 на крытой рыночной площади.

Зенон и его преемники развили целостную философскую систему, включившую в себя эпистемологию13, метафизику, логику, этику, политическую философию религии и т.п. Сердцевиной этой системы был метафизический материализм, который позволил стоикам описывать вселенную как чисто природную целостность, функционирующую сообразно закону, позволяющему найти нишу для Бога. Переворот, совершенный стоиками в философии, можно назвать, если воспользоваться современным термином, “экзистенциальным”, т.е. чем безразличнее становится стоический мудрец к окружающему его миру (в том числе и к социальному), тем сильнее он проникает в сокровенные глубины собственного Я, обнаруживая в своей личности целую вселенную ранее совершенно ему неведомую и недоступную. Без этого открытия “внутреннего мира” человека, совершенного стоиками, едва ли была бы возможна победа христианства. Поэтому стоицизм, в определенном смысле, можно назвать рассматривать как “подготовительную школу” христианства. Хотя сами стоики были язычниками. И даже гонителями христиан.

Стоицизм пришел в Рим вскоре после того, как в середине второго века до н.э. римляне покорили Грецию. В период ранней империи он играл ведущую роль в умственной жизни Рима. До Марка Аврелия его крупнейшим представителем в Риме был Эпиктет, этнический грек, затем римский раб, затем римский вольноотпущенник и, наконец, основатель римского стоицизма. Вторым крупнейшим римским стоиком был Марк Аврелий. Его книга “Размышления” или “К самому себе”, написанная в 170-е гг. в форме личных записей в жанре диатрибы14, является одним из лучших памятников античной моралистической литературы. А то, что писалась эта книга в интервалах между военными походами императора (170-е годы - это как раз время его интенсивных войн), только подчеркивает тот факт, что философские взгляды автора книги не расходились с его жизненными принципами.

Свой дневник Марк Аврелий писал по гречески, и его античные поклонники читали его на греческом языке, хотя, повидимому, переводы на латынь тоже были. Однако первый официальный перевод книги на латинский язык был опубликован только в 1558г. Впоследствии она была переведена на другие европейские языки. На русский язык дневники Марка Аврелия впервые перевел с немецкого и опубликовал С.С.Волчков в 1738–1739 гг. Первый полный перевод книги в XIX веке сделал князь Л.Д. Урусов, единомышленник Льва Толстого, который, кстати, тоже очень высоко ценил книгу Марка Аврелия и называл его “величайшим мыслителем” и “великим мудрецом”.
“Размышления”
Рассматриваемая книга ”Размышления” была задумана автором как личный дневник и, повидимому, не предназначалась для обнародования и опубликования. Вероятно, что Марк рано начал вести интимный дневник своего внутреннего состояния. Он вносил туда изречения, то, что вспоминалось из любимых авторов, отрывки из моралистов, которые всего сильнее на него действовали, принципы, которые его поддерживали в течение дня. Иногда жалобы на собственную слабость, беспомощность и ничтожество. Поэтому изложенные в ней мысли, записанные для себя, зачастую фрагментарны, часто грешат повторами, им недостает завершенности правильного философского трактата, а весь том сочинения – чрезвычайно личный. В итоге, читая эту книгу, порой трудно понять, что хочет сказать автор, или проследить за его линией аргументации, приводящей автора к тому или иному выводу. Тем ни менее, совершенно ясно, что “Размышления” – это изложение мировоззрения человека, которое смело можно назвать авторской трактовкой стоицизма.

“Размышления” Марка Аврелия разделяются на 12 книг, каждая из которых состоит из нескольких десятков часто независимых друг от друга параграфов, каждый из которых содержит свою мысль. Но их порядок чисто внешний. Некоторым единством обладает лишь первая книга, где Марк Аврелий вспоминает своих родных, наставников и близких людей и объясняет, чем он им обязан, заканчивая перечислением всего того, чем он обязан богам. Остальные трудно разделить по каким-либо темам. Скорее, это был дневник, куда автор заносил свои мысли, появившиеся у него именно в этот день. Поэтому мы имеем своеобразный дневник не внешних событий, а мыслей и настроений, более важных в глазах автора, чем внешние события.

В этом сочинении Марк Аврелий обращался лишь к самому себе - он хотел закрепить переживания, которые могли служить моральной поддержкой и побуждением. Он никогда не думал этими строками влиять на других или исправлять их. Отсюда глубокая искренность, которая интуитивно воспринимается всяким читателем “Размышлений” и которой так не достает многим автобиографиям и исповедям, отсюда и непринужденность формы. Ведь он писал только для себя. Поэтому же нет в книге никакой риторики, но выражения в ней всегда точно и ясно передают не только мысль, но и окружающий ее душевный фон.

Выше уже было отмечено, что, судя по образу жизни автора и содержанию книги, Марк Аврелий был стоиком. Но, судя по его дневнику, нет ничего ошибочнее, чем видеть в нем догматического последователя стоицизма, поскольку догматизм совершенно чужд Марку Аврелию. И это сразу бросается в глаза каждому читателю его дневника. А прочность моральных истин связана для него не с каким - либо догматическим представлением о мире, а с твердыми нравственными началами, к которым обращается человек, и которые для него очевидны. И дело здесь не только в том, что интерес Марка Аврелия сосредоточен на этих нравственных началах, и не только в его сомнениях относительно возможности постигнуть истину. Истина для него важнее всего, и даже если по какому-то вопросу оказываются правы не стоики, а, например, эпикурейцы, и, если миром управляет не единый закон, а случай, побуждения человека к добру этим не устраняются и привязанность к миру не усиливается. Эта мысль повторяется чрезвычайно часто.

Отметим здесь же, что это отсутствие догматизма освобождает Марка Аврелия от сектантского духа. Когда он находит родственные ему мысли у представителей других философских школ, например, у Эпикура, он не боится их брать, и не боится признать в представителе другой философской школы мудрого учителя жизни. Например, когда в “Размышлениях” мы читаем, что человеческому телу свойственны элементы, огненные, воздушные, водяные и земляные, мы видим, что автор пользуется лишь распространенной гипотезой и не возводит ее в степень категорической истины.
А теперь обратимся к самой книге и попытаемся сформулировать и обосновать главные идеи, изложенные в ней автором:

1. Вселенная управляется разумом, который есть Бог.

2. В разумно устроенном мире все, что случается, является не только необходимым, но и благим.

3. Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом.

4. Дурные поступки других не вредят нам; нам вредят наши мнения об этих поступках.

5.Человек – это продукт природы и подчиняется законам природы. Кроме того, он существо коллективное, и не может отделить себя от общества, в котором живет. А раз так, то он является гражданином мира, в котором живет, и обязан быть ему полезным.

6. Разумный индивидуум не должен бояться смерти, так как она естественное событие жизни.

Ниже мы постараемся рассмотреть и обосновать мысли более подробно, а также привести их авторскую аргументацию.


  1. Вселенная управляется разумом, который есть Бог.

Непосредственно такой фразы в сочинении Марка Аврелия нет. Однако подобный вывод напрашивается при ее чтении, поскольку автор неоднократно указывает на разумность мироустройства и на то, что это достигается благодаря некой высшей силе, богам. Например, он пишет: ”Не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с божественным.” Однако, придерживаясь этого мнения, он не настаивает на своей правоте, поскольку считает, что никто не может претендовать на исключительное право раскрытия людям божественной тайны. Какова она неизвестно. Тем ни менее, повторяю, наличие в мире высшей силы для него несомненно, и отрицать ее, по мнению автора, просто глупо. ”Какую цену может иметь для меня жизнь в мире, где нет богов или нет провидения. Но, конечно, боги есть, и человеческие дела близки их сердцу”, - пишет он. Но что представляют собой эта сила и являются ли она лишь аспектом созидающего разума, о котором учили стоики, или это нечто иное? Неизвестно. И сколько их? Тоже неизвестно. И все - таки, отвечая на этот вопрос, мы найдем в рассуждениях Аврелия определенную тенденцию к монотеизму. Это следует из той его мысли, что, если мир един, то един наполняющий его бог, един и общин закон, едина и истина. Тем ни менее, Марк Аврелий никогда не был другом христиан. Единственное место в его “Размышлениях”, где упоминается о христианах, показывает, что он оставался холодным перед их готовностью принять мученье и смерть за свое исповедание; в этой готовности он усматривал даже нечто суетное и театральное.

Марк Аврелий поощрял официальный культ, тщательно выполнял все свои жреческие обязанности и усердно участвовал в языческих богослужениях. Более того, дело для него никоим образом не ограничивалось этой чисто формальным и гражданским отношением к религии. Размышляя о способах общения человека с божеством, автор считает, что это общение осуществляется прежде всего самопознанием, а уже затем молитвой. При этом первое для Марка Аврелия несравненно важнее второго: молитвы есть ее лишь словесное выражение внутреннего чувства, и как таковое она должна быть проста и свободна. А учитывая беспомощность человеческой личности, ее невероятное ничтожество перед высшими силами, обращение к божеству для него процесс очень интимный, внутренний, связанный с отрешением от всего внешнего, погружением в собственную душу.
2. В разумно устроенном мире все, что случается, является как необходимым, так и благим.

Действительно, если, как было сказано выше, Вселенная по мнению Аврелия управляется разумом, то в силу этого всему случающемуся на Земле определенно случаться именно так, а не иначе. Значит это и необходимо и благостно. Но где тогда остается ли место для свободы человека? Что в этом мире зависит от человека. И он разрешает эту проблему, проводя тонкое различие. Если понимать под свободой выбора между равно открытыми альтернативами, то такой свободы, конечно же, не существует. Но у свободы есть и другое значение: принимать все происходящее как часть благого миропорядка и отвечать на события разумом, а не эмоциями. Индивидуум, живущий таким образом, настаивает автор, является подлинно свободной личностью. Такой человек не только свободен, но еще и праведен. Так как разумность вселенной является основанием его благости, все происходящее во вселенной должно только укреплять эту благость. Следовательно, разумная личность, принимая события, не только отвечает на внешнее благо, но и вносит личный вклад в ценность мирового целого. Говоря современным языком: свобода – это осознанная необходимость. И потому: “Свойства разумной души: самое себя видит, себя расчисляет, делает себя такой, какой хочет, плод свой сама же пожинает”.

Но в этом тезисе есть еще один аспект. Согласно Аврелию, человек есть частица мира; его поведение входит в общий план судьбы или промысла. Поэтому, если помнить, что порочный человек не мог действовать вопреки своей природе, то и гневаться на его поступки не следует. В основе греха по Аврелию тоже часто лежит заблуждение и незнание. Поэтому он свободен от беспощадности в оценке людей заблуждающихся и погрязших в грехах. Но это не означает, что у них отнята всякая свобода и снята всякая ответственность. “Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой”- пишет он.


  1. Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом.

Согласно Марку Аврелию человеческое счастье заключено в добродетели, совести и согласии со всеобщим разумом. Поэтому для обретения счастья он призывает, во-первых, обратиться “к самому себе” и сообразовать свое разумное начало с природой целого. Так, по его мнению, можно обрести “бесстрастие”, которое необходимо мыслящему человеку для счастья, поскольку все предопределено от века, а мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий. А во-вторых, нужно руководствоваться следующим правилом: “Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой”.

Таким образом, будучи убежден, что счастье человека заключается в его умении жить в согласии с природой и разумом, по совести, а совесть - это то качество характера которое дает душе ощущение сопричастности с божественным, он заклинает: «Гляди, не оцезарей, не пропитайся порфирой — бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким захотело тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования — праведный душевный склад и дела на общую пользу… Пусть Божество в тебе будет руководителем существа мужественного, зрелого, преданного интересам государства, римлянина; облеченного властью, чувствующего себя на посту, подобного человеку, который, не нуждаясь ни в клятве, ни в поручителях, с легким сердцем ждет зова оставить жизнь… Нежно люби человеческий род и повинуйся Богу… Нужно жить с ним!»

И еще: “Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым”.
4. Дурные поступки других не вредят нам; нам вредят наши мнения об этих поступках.

Обсуждая этот ворос Марк Аврелий пишет: ”Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности. Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе”. Другими словами из этой фразы следует, что когда некто обращается с тобой плохо, следует принять дурное обхождение, но, не унижаясь, сохранить собственное Я, поскольку “если мы сами этого не позволим, никакой вред не может быть причинен человеку вопреки его воле”.

Однако мне кажется, что это утверждение справедливо только до какой-то определенной степени. И последующая мысль автора, ”Что бы ни случилось с твоим имуществом и даже с твоим телом, твое внутреннее и истинное “Я” остается невредимым до тех пор, пока оно отказывается признать, что ему причинен ущерб”, достаточно спорна, и абсолютизировать ее может только философ или император. Да, в морально-нравственном плане с ним можно согласиться. Человека можно оскорбить, доставить ему неприятность, унизить, но все это пока сам человек не почувствует этого унижения и оскорбления будет лишь внешним проявлением ущерба. Настоящее унижение и оскорбление человек чувствует лишь тогда, когда признает правоту оскорбителя и соглашается с ним. Однако если дело касается физического или материального унижения, оскорбления, нанесения ущерба, то здесь оно наступает независимо от того признаем мы его или нет. Человека можно искалечить, ограбить, лишить близких ему людей. А поскольку “у сильного всегда бессильный виноват”, то даже, если внутреннее Я осталось невредимым и человек не признает правоту бандита, реальный вред в этих случаях бывает очень даже чувствителен.


  1. Человек – это продукт природы и подчиняется законам природы. Кроме того, он существо коллективное, и не может отделить себя от общества, в котором живет. А раз так, то он является гражданином мира, в котором живет, и обязан быть ему полезным.

Это одна из главных мыслей, которая пронизывает весь дневник Марка Аврелия. Автор действительно чувствует себя членом человеческого сообщества и ощущает потребность быть его полезным членом. ”Люди рождены друг для друга”, “Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней”, “Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него”. Наконец, его наиболее известный тезис: “Я Антонин, и мое отечество - Рим; я человек, и мое отечество - мир”. Словом, примеров много. И если первые тезисы констатируют его физическую принадлежность к человеческому сообществу, то последняя подчеркивает его гражданскую общность с ним и то, что главное для него - это все-таки быть гражданином мира. А Рим – это часть мира, и потому, являясь гражданином Рима, он одновременно и гражданин всего мира.

И потому он подчиняется общечеловеческим законам и одновременно законам своего государства, которые, между прочим, должны согласовываться с общечеловеческими. И потому он пишет: “Тому, кто по природе гражданин, не вредит то, что не вредит городу; городу же не вредит то, что не вредит закону. А из тех так называемых бедствий ни одно не вредит закону. Ну, а не вредит закону, так ни городу не вредит, ни гражданину”. И здесь же: ”Как ты сам - один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено – непосредственно или отдаленно - с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой; оно мятежно, как тот из народа, кто, в меру своих сил, отступает от общего лада”. Звучит современно даже сегодня, спустя почти 2000 лет.

И это утверждение автор относил на свой счет тоже. И даже на свой счет в первую очередь. Например, из “Размышлений” явствует со всей очевидностью, что Марк Аврелий без восторга относился к своему высокому положению римского императора. Оно тяготило его, он почти наверняка предпочел бы провести свою жизнь вдали от государственных дел наставником или ученым. Но судьба поставила его императором. Следовательно, его долг - принять свое положение в жизни и в меру своих способностей исполнять возложенную на него задачу. И он так и поступил. Стал императором, и большую часть жизни провел в военных походах и исполнении обязанностей главы крупнейшего государства. И по общему мнению он был одним из лучших императоров Рима. И естественно, что этого же он ожидал и от остальных соотечественников. Хотя дневник этот личный и не предназначался для них.


  1. Разумный индивидуум не должен бояться смерти, так как она естественное событие жизни.

Вопросу о смерти и бессмертии Марк уделяет достаточно много места. Человек разумный не будет бояться смерти. Будучи природным явлением, смерть не может быть злом; напротив, она причастна к благу, которое свойственно всякому природному явлению. После смерти мы просто перестаем существовать.

Рассуждая о смерти, автор пишет об эфемерности человеческой жизни вообще. Земля есть лишь точка в бесконечном пространстве, а человеческая жизнь - ничтожный миг времени. Марк Аврелий дает прямо-таки классические выражения этому чувству отчаяния и безысходности: “Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава – недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму”. Таких мест у Марка Аврелия можно найти множество. Действительно, огромное большинство людей, умирая, исчезает из памяти окружающих; лишь некоторые превращаются в мифы, но и эти мифы обречены на забвение. Поэтому нет более суетной заботы, чем забота о посмертной славе. Реален лишь настоящий миг. Но что он значит перед лицом бесконечности в прошлом и в будущем? Поэтому “Следует покидать жизнь со смирением, как падает созрелая оливка, благословляя землю, свою кормилицу, и принося благодарность дереву, которое ее взрастило”.

И еще. Марк Аврелий разделяет стоическую доктрину, согласно которой душа умирает вместе с телом, разлагаясь на первоэлементы. Лишь однажды то, что кажется ему истиной, исторгает у него вздох благородного сожаления: “Как случилось, что Бог, который так хорошо и с такой добротой к людям распределил все вещи, забыл только об одном: почему истинно добродетельные люди, которые в течение всей жизни были в известных сношениях с Божеством, которые были любимы им за свое благочестие, не воскресают после смерти, а погасают навсегда!” Но и здесь он остается стоиком и одергивает себя: “Ты видишь хорошо, что делать подобные изыскания — это значит спорить с. Богом о его правах… Либо ты живешь здесь — и уже привык, либо уходишь отсюда и этого захотел, либо умираешь и уже отслужил. Кроме этого — ничего. Будь же весел”.

И, наконец, о самом Аврелии. Сенека сказал, что жизнь не бывает незавершенной, если прожита честно. Марк Аврелий честно прожил свою жизнь. В ”Рассуждениях” есть такие слова: “Человек! Ты был гражданином этого великого града. Что же тут страшного, если тебя высылает из города не деспот, не судья неправедный, но введшая тебя в него природа? Словно комедианта отзывает занявшийся им претор. “Но я же сыграл не все пять актов, три только“. Превосходно, значит, в твоей жизни всего три действия. Потому что свершения определяет тот, кто прежде был причиной соединения, а теперь распадения, и не в тебе причина как одного, так и другого. Так уходи же кротко, ведь и тот, кто тебя отзывает, кроток”. Марк Аврелий прожил свою жизнь честно. И это последнее его высказывание свидетельствует о том, что и смерть свою он принял достойно.
Стоицизм Марка Аврелия.
В этом разделе мы рассмотрим несколько аспектов стоицизма, присущих именно книге Марка Аврелия. Чтобы понять стоицизм ее автора во всей его целостности, необходимо отталкиваться от его метафизики. В этом вопросе он в ортодоксален, т.е по его мнению Вселенная – это материальный организм, состоящий из четырех основных элементов: земли, воды, воздуха и огня. Все случающееся причинно обусловлено, поэтому в мире нет места случайности. Другим способом выразить ту же мысль, на котором делает акцент Марк Аврелий, является утверждение, что Вселенная управляется высшим законом и порядок вещей есть манифестация разума. Из этого, по мысли Аврелия, следует, что существует правящий Вселенной разумный законодатель, или Бог. Причем Бог в его понимании не некое материальное существо, вступающее в личные взаимоотношения с человечеством, а, скорее имманентный разум15, определяющий ход всемирной истории. А отсюда следует, что, поскольку Вселенная целиком и полностью разумна, постольку, она является также и благой. Таким образом, полагать, будто нечто, случающееся в естественном порядке вещей, есть зло, значит совершать фундаментальную ошибку. Все заранее предусмотрено и спланировано высшим разумом. Следовательно, учение Марка Аврелия настраивает его читателя на некий своеобразный космический оптимизм. Если можно так выразиться.

Как и у других стоиков позднего периода у Марка Аврелия мы находим и множество ортодоксальных положений о самодостаточности, о независимости мудреца и т. д. В этом проявляется античный характер его философии. Достижение внутренней гармонии внутреннего порядка и покоя рассматривается у него как основная и единственная цель философии.

Кроме того, необходимо сказать, что, несмотря на всю упадочность в оценках человеческого субъекта у Марка Аврелия, этот человеческий субъект кое-где выступает у него все же с эстетической терпимостью. Как-никак, Марк Аврелий – стоик. И потому мыслит возможность гармонического и вполне упорядоченного внутреннего состояния человека. Он настолько низкого мнения о человеческой душе, что единственный выход для них - это только милость божья. И тем не менее у него хватает внутренней силы для того, чтобы проповедовать моральную гармонию души
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconРеферат по физике т е м а: тепловые свойства воды
Вода – это большая часть циркулирующей в нашем теле крови. И так не только у людей: большая часть тела всех живых существ это вода....
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconДополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении – это та душевная пустота, которая...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconЛинейное неравенство с двумя переменными
Образовательные: дать определение решению неравенств с двумя переменными, ввести понятие линейного неравенства с двумя переменными;...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconКонкурсное сочинение Учителю посвящается Наш классный
Учитель – это одна из древнейших профессий, которая всегда была нужна обществу. Я вкладываю в понятие «Учитель» не только смысл «человеке,...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconКнига может быть полезной не только для специалистов, но и для всех...
Актуальность проблемы определяется тем, что затянувшийся кризис во всех сферах жизни российского общества обостряет взаимоотношения...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Под укладом жизни школы понимается такая соорганизация всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая задаёт стиль, дух,...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconВед Что прямо сейчас? Страшновато как-то… Ты только посмотри – Девчонки-...
Но сегодня у нас особенный день! Мы отправляем в космос наших первых учеников! Мы гордимся нашими питомцами! Вы увидите обитаемые...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconЛинейное уравнение с двумя переменными
...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconЗначение ситуации успеха в процессе обучения. Актуальность изучаемой проблемы
Но школа – это не только учреждение, в котором учат писать и читать. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Озёрска. Во-первых, наверное, потому что почти все ребята родились в этом краю. Пусть даже это и не город Озёрск, а Гусев или Калининград,...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconУрока: суффикс цели урока
Учащиеся должны знать, что суффикс – это часть основы, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс имеет...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconСимфония из бисера
Цветы из бисера позволили осуществить это желание. Работы радуют не только меня одну, но и всех окружающих, служат украшением интерьера,...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И помни: момент, когда тебе надо будет сделать своё дело, может придти через годы. Но ты каждую секунду должен быть готов выполнить...
Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я приветствую всех вас! Сегодня фантастический день, потому что сегодня – первый день остатка вашей жизни! Вы все великолепно ведете...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск