Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: "Контур", 1998. 464 с





НазваниеТ. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: "Контур", 1998. 464 с
страница1/37
Дата публикации17.12.2014
Размер5.43 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Т.Г. Лешкевич



вводныи kypc





1998 ГОД



ББК 86.3 Л 33

Т.Г. Лешкевич

Л 33 Философия. Вводный курс - Изд. 2-е, дополненное М.: "Контур", 1998. - 464 с.

Второе дополненное издание учебного пособия предлагает новый нетрадиционный взгляд на периодизацию историко-философского процесса, согласно которому концептуальный потенциал и этическая направленность мудрости герметизма кладется в основание всей последующей философии. Следуя традициям систематического философского образования, наряду с проблемами, связанными со спецификой философии, философской онтологией, атрибутами универсума, научной картиной мира и философской антропологией, включает в себя ряд принципиально инновационных тем, ориентированных на менталитет нации. Рассматривается феномен энергии в оценках ученых и эзотериков, объясняются аномальные явления на основе информационно-энергетических взаимодействий, понятия ноосферы, синергетики, экософии, экологии человека, киборгкультуры и постмодерна.

Предназначено широкому кругу читателей: учащимся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, абитуриентам и студентам, изучающим философию, а также всем интересующимся наукой о мышлении.

ББК 86.3

ISBN 5-86065-006-Х © "Экспертное бюро", 1998

© Оформление "Экспертное бюро-М", 1998 © Т.Г. Лешкевич, 1998

СОДЕРЖАНИЕ

От автора...................................................................................... 21

Введение....................................................................................... 23

Раздел первый. ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ДРЕВНИХ

ТЕМА 1. Возникновение герметической философии в древнеегипетской цивилизации ............................................. 29

Источники изучения древнеегипетской цивилизации: "Книга мертвых", "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", а также труды античных авторов: Геродота, Плутарха. — Ритмичность и цикличность как основа мировосприятия Древнего Египта. — Основные достижения древнеегипетской цивилизации. Египетская магия — тайна, хранимая жрецами. Знаменитая эннеада — девятка богов, почитавшихся во всем Египте. — Исповедь отрицания.

ТЕМА 2. Литературно-мифологический портрет бога Гермеса, его функции и отношения с другими богами........................................................................................... 41

Древнеегипетская, эллинская и римская версии толкования бога Гермеса. — Литературно-мифологический портрет Гермеса. — Функции Гермеса. — Тот (Джехути) — древнеегипетский бог мудрости и письменности. — Гермес в греческой мифологии. — Возникновение образа Гермеса Трисмегиста в период поздней античности. — Римский бог Меркурий.

ТЕМА 3. Проблемы концептуального анализа тайной мудрости. "Священная книга Тота" и "Изумрудная скрижаль" Гермеса Трисмегиста................................................................. 49

Учение, хранимое в тайне. Единство абсолютной реальности. — Трехчастное деление "Священной книги

Тота". — Формула: "Человек живет в мире разума, разумом и в разуме". — Двойственная природа человека. — Тринадцать заповедей "Изумрудной скрижали" Гермеса Трисмегиста. — Трехступенчатый путь познания в формуле "Правильно, верно без лжи и несомненно истинно". — Метод аналогий — основной метод герметизма.

ТЕМА 4. Понятие герметической философии и ее составляющих............................................................................. 55

"Популярная герметика" и "ученая герметика". — Герметика как собрание теософско-оккультных текстов 2 — 3 вв. — Проблема сотворения мира духом как центральный вопрос герметизма. Трактат "Пимандр". — Космогоническая картина и ступени эманации верховного ума-логоса. Многомерный мир герметики. — Семь принципов организации Вселенной: принцип ментализ-ма, соответствия, вибрации, полярности, ритма.причин и следствий, пола. — Энергийный характер герметизма. — "Слово сильнее оружия". — Испытания посвящения. — Адепты и профаны. — Герметизм человеческой дущи. — Герметические аксиомы. Контрольные вопросы................................................................ 67

Темы рефератов.......................................................................... 67

Раздел второй. О СПЕЦИФИКЕ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА 5. Особенности мифологического сознания............ 69

Мифология как наиболее древняя форма духовной культуры. — Антропоморфизм, образность, синкретизм, ге-нетизм, символизм мифологии. — Основные группы мифов и мифологическая картина мира. — Философы и этнологи в поисках ответа на вопрос: "Что такое миф?". — Функции мифотворчества. — Проблема ре-мифологизации (возрождения мифа). Теогония как форма предфилософии. — Возникновение философем. —

Мифология, теогония, натурфилософия. — Мифогенная, гносеогенная и гносеомифогенная концепции возникновения философии. — "Семь мудрецов" и зарождение нравственной рефлексии.

ТЕМА 6. Натурфилософия и софисты.................................... 85

"Фисиологи" и их учения о первоэлементах. — Безлич-ностно-понятийный способ истолкования природы, идея причинности, становления, прозорливые гипотезы. Классическая греческая философия — "италийская философия" (Аристотель). —Дальнейшая рационализация мышления. — Пифагорейцы, элеаты, плюрализм Эмпедокла и Анаксагора. — Атомистика. Софисты и софистика. — Учителя красноречия,"мудрецы за плату". — Перемещение философских интересов в сферу этики, политики, теории познания. — Софизмы — "пути и распутья" словесно оформленной мысли. — Примеры софизмов. — Влияние софистики на весь европейский способ мышления. — Определение софистики. — Две школы софистов. — Релятивизм — признание абсолютной изменчивости. — Софисты и Сократ. — Платон о благе и государстве.

ТЕМА 7. Почему философия не может быть наукой всех наук?.............................................................................................. 99

Соотношение философии и науки. — Объектность науки и универсальность философии. — Естественные, общественные и технические науки, — Понятийный аппарат науки. — Факты науки и умопостигаемые сущности философии. — Точное знание и смысложизненная проблематика. Особенности метода философской рефлексии. — Язык философии. — Связь философии с другими формами общественного сознания. — Философия как совокупный опыт духовного развития человечества. — Философия науки как философская дисциплина и как философское направление.

ТЕМА 8. Смысл и предназначение философии.................... 113

Философия — духовная квинтэссенция своего времени. — Связь философии с жизнью и конец спекулятивного, умозрительного конструирования. — Позиция духовной выдержки. — Философия — любовь к мудрости. — Облик философа-мудреца. — Содержательный анализ понятия "мудрость". — Философия как образ жизни, школа мысли. — Способность и ответственность суждения. — Философия — целостное постижение универсума.

ТЕМА 9. Философское мировоззрение.................................. 127

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени". — Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения. Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целеполагаю-щих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

ТЕМА 10. Что такое философия? Спор дефиниций............. 135

Анализ существующих определений философии. — Философия как форма общественного сознания, как система взглядов на мир в целом, как одна из форм мировоззрения. — Нетрадиционные интерпретации специфики философского знания. — Философия — "это мышление

вслух"(М. Мамардашвили). — Философия — "культура всеобщего взаимопредполагания мысли и бытия" (В. Библер). — Философия как "вопрошание сущего" (М. Хайдеггер), "притязание обрести смысл жизни"(К. Ясперс).

ТЕМА 11. Русская философия в поисках подлинной сущности философского знания .......................................................... 140

Русская философия — концентрированное выражение духовного опыта нации. — В.Н. Татищев: "Филозофия не токмо полезна, но и нуждна вере". — А.Н. Радищев. "О человеке, о его смертности и бессмертии" — первый научный подход к антропологизму. — Творчество славянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. — Убеждение в непосредственном постижении реальности — отличительная особенность всей русской философии. — Направленность на поиск цельного знания о цельном бытии Вл. Соловьев. — "Философия как добросовестное искание достоверной истины". — Метафизика — "критическая наука идей о сущем " (С.Н. Трубецкой). — Философия как переживание, "душевно-духовное делание" (И.А. Ильин). —"Учение о смысле человеческого существования" ( Н.А. Бердяев). — Ответ С.Л. Франка на вопрос "Что делать?".

ТЕМА 12. Основной вопрос и функции философии ........... 151

Формулировка основного вопроса философии. — Его структура и терминологические эквиваленты. — Соотношение предмета философии и ее основного вопроса. — О критерии различения материализма и идеализма.— Основной вопрос философии и многообразие философских дисциплин. — Специфика современных философских направлений сквозь призму основного философского вопроса: аналитическая философия, философия науки, экзистенциализм, философия

жизни, прагматизм, интуитивизм, феноменология, герменевтика. — Мировоззренческая функция философии. — Методологическая функция философии. — Ее операциональная и конструктивная составляющие. Контрольные вопросы................................................................ 157

Темы рефератов.......................................................................... 158

Раздел третий. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О БЫТИИ

ТЕМА 13. Бытие как философская проблема....................... 159

Личностно-индивидуальный смысл проблемы бытия. — Конкретно-исторический способ бытия. — Танатология. — Тропы бытия: быть или иметь; бытие как самореализация; бытие как долженствование. Возникновение и внутренняя логика развития проблемы бытия. — Парадокс Парменида: "Сущее есть, не-сущего нет". — Бытие как трансцендирование (Платон). — Panta rei — бытие как становление. — Бытие как реальный процесс жизнедеятельности.

ТЕМА 14. Постмодерн как тип современного бытия.......... 171

Постмодерн — "новая" страница в истории человеческой бытийственности. — Возраст постмодерна. — Что значит "пост"? — Новый тип человека в постмодерне. — Две версии постмодерна. — Размышления о логике постмодерна. — Ведет ли постмодерн ко всеобщему кризису духовности? — Что такое киборгкультура? — Бытие или небытие? — "Трактат о небытии".

ТЕМА 15. Основные формы бытия.......................................... 181

Онтология. Философское понимание бытия природы. — Специфика человеческого бытия. — Бытие духовного: индивидуализированное и объективированное бытие. — Бытие социального. — Соотношение мира естественного

и мира искусственного. — О двух формах объективного процесса. — Бытие и существование. — Типологии и классификации форм бытия. — Общественное бытие. — Иллюстративная карта.

ТЕМА 16. Прогресс и его критерии......................................... 195

Понятие прогресса. — Идея общественного прогресса. — Прогресс и регресс. — Источники прогресса. — Фаталистическое, волюнтаристское, идеалистическое и материалистическое понимание источников прогресса. — Критерии общественного прогресса. Относительный характер прогресса, его противоречивый характер. — Прогресс и идеалы.

ТЕМА 17. Философское учение о материи............................ 200

Об этимологии термина "материя". — Субстратное понимание материи и его альтернативы. — Формирование представлений о материи в истории философии. — О методологии определения категории "материя". — Материя как объективная реальность. — Определение понятия материи и его связь с принципом развития. — Соотношение философского понимания материи и конкретно-научных представлений о ее строении и свойствах.

ТЕМА 18. Приемлема ли категория субстанции в современной философии?.............................................................. 211

Субстанция как причина самое себя. — Проблема субстанции в истории философии. — Монизм, дуализм, плюрализм. — Атрибуты и модусы субстанции. — Субстанция и субстрат. — Основные идеи о субстанции в философии Декарта. — Развитие категории субстанции в философии Спинозы. — Теоретические характеристики субстанции и парадокс субстанциональности. — Субстанциональное единство бытия как единство сущности и существования, материального и духовного.

ТЕМА 19. Системная организация универсума ................... 219

Основные типы материальных систем. — Эвелюция материи и ее структурные уровни. — Характеристики микро-, макро- и мегамира. — Парадоксальные эффекты микромира. — Место человека в иерархии структурных уровней материи. — Геоцентрические и негеоцентрические типы материальных систем. — Человеческое общество как целостная развивающаяся система.

ТЕМА 20. Ноосфера — сфера разума .................................... 225

Биосфера как пленка жизни. — О термине "ноосфера". — Ноосфера как эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии. — Значимость гуманистической научной мысли.—Границы ноосферы. — О значении нового вида энергии. — Два сценария развития ноосферных процессов. — Необходимость "экологического императива". — "Мысль — сила, и ничто не остановит ее" (В.И. Вернадский). — Соотношение науки и философии.

ТЕМА 21. Научная картина мира и ее эволюция................ 231

Характеристики и функции научной картины мира. — Классическая, неклассическая и постнеклассическая научная картина мира. — Активность индивида и современная постнеклассическая методология бельгийской школы И. Пригожина. — Понятийный аппарат постнеклассической методологии. — Учение о самоорганизации материи и синергетика Г. Хакена. — Типологии хаоса.

ТЕМА 22. Феномен энергии в оценках ученых иэзотериков................................................................................ 241

Представление об энергии. — Понятие "силы" как ведущее понятие 17 в. — Сила — источник изменения вещей. — Определение энергии. — Энергетизм и критика

10

концепции тепловой смерти Вселенной. — Современная типология видов энергии. — Что такое энергия? Ответ Рерихов. — Свойства тонких энергий. — Энергия мысли и воображение. — Энергия как план астраль-ности. — Энергия и проблема зла. —Проблема обращения с высшей энергией.

ТЕМА 23. Что мы знаем об энергоинформационном обмене?.......................................................................................... 257

Концепция универсальной космической голограммы. — Попытка объяснения аномальных явлений на основе информационно-энергетического (ИЭ) обмена. — Понятие биоинформатики. — Типы взаимодействий ЭМ (энерго-материальные), МЭ (материально-энергетические), ЭИ (энергоинформационные и информационно-энергетические). — О пятом фундаментальном физическом взаимодействии информационного типа. — Торсионные поля. — Три класса информационных взаимодействий: Человек — Земля — Космос . Контрольные вопросы................................................................ 261

Темы рефератов.......................................................................... 262

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е Ростов н/Д:...
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconКурс лекций по предмету «аудит» Подготовила преподаватель
Алборов Р. Л. Аудит в организациях промышленности, торговли и апк. 3-е изд., доп. М.: Дело и Сервис, 2003. 464 с
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconПрограмма курса античная литература специальность №020100 философия Москва- 1998
Программа предназначена для студентов философского факультета ( 1 курс, 2 семестр)
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconБунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский язык. 4-й класс. Методические...
...
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconВводный курс информатики учебно-методический комплекс дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Вводный курс информатики» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconВопросы для повторения по курсу «История и философия науки» («Философия науки»). Апрель 2011г
Белоусов А. И., Ткачев С. Б. Дискретная математика: Учеб для вузов / Под ред. В. С. Зарубина и А. П. Крищенко. – 4-е изд. М. Изд-во...
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconМоя педагогическая философия
Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т....
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconУчебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М.,...
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: учеб пособие для вузов, 27-е изд. Ростов н/Д : Феникс,...
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconЗанятие №1 Учебные материалы Гранин Д. А. Эта странная жизнь
Гранин Д. А. Зубр. Эта странная жизнь: Повести. Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 1998. 464 с
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconУчебник для студ пед вузов. М.: Гуманит изд центр владос, 1998. 272 с
История детской психологии: Учебник для студ пед вузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1998. – 272 с
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconТема Предмет и функции философии
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Тк велби. Изд-во Проспект, 2010. – Гл. 1-3
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconКонтрольные вопросы по дисциплине. Методические установки и задания...
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconОкружающий мир — вводный курс истории и обществознания "Мое Отечество"...

Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconПлан Факт Лексика Грамматика 1 Вводный урок: урок обобщающего повторения,...

Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconУправление по развитию предпринимательства пензенской области организация...
Алборов Р. Л. Аудит в организациях промышленности, торговли и апк. 3-е изд., доп. М.: Дело и Сервис, 2003. 464 с
Т. Г. Лешкевич л 33 Философия. Вводный курс Изд. 2-е, дополненное М.: \"Контур\", 1998. 464 с iconМосковский Государственный Институт Электроники и Математики (Технический...
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск