Скачать 46.54 Kb.
|
Урок русского языка. 4 класс. Учитель МОУ гимназии № 19 им. Н.З.Поповичевой г. Липецка Бородулина Татьяна Федоровна Образовательная система «Школа 2100» Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е, дополненное.- М.: «Баласс», 2007 (Серия «Свободный ум».) Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 класс.- М.: «Баласс»,2007 Тема. Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления. Цель:
Ход урока: I. Проверка домашнего задания. 1.-Что вы узнали о словах копейка, рубль? Просклоняйте устно эти слова. II. Постановка проблемы. -Все ли имена существительные склоняются? (Предположения детей). III. Решение проблемы. 1.Работа на доске. -Просклоняйте имена существительные бревно, пальто. -Что заметили? (У слова пальто не изменялась никакая часть). -Как бы вы назвали такие слова? (Предположения детей). -Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми. 2.-Запишите предложения. Строгое жюри участвовало в работе конкурса. Старинное фортепиано обладало удивительным звуком. -Определите лексическое значение выделенных слов. Укажите их грамматические признаки. (Несклоняемые имена существительные – среднего рода). 3. Работа по учебнику. 1) Упр.168, с.98. -Найдите общий признак всех имен существительных в этом упражнении. ( Все существительные оканчиваются на буквы- е,-о, все( кроме кофе) среднего рода). -Найдите отличие между ними. (Часть существительных не изменяется по падежам и числам). -Запишите слова в два столбика. Склоняемые сущ. Несклоняемые сущ. окно метро село пальто кино -Можно ли выделить окончание в словах второго столбика? (У несклоняемых имен существительных нет окончания, так как нет изменяемой части слова). -Интересно, почему одни слова среднего рода по падежам изменяются, а другие - нет? 2)Несклоняемые имена существительные-слова иноязычного происхождения. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа… Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая их часть. Чаще всего эти существительные имеют на конце гласную. Среди них есть имена нарицательные и собственные, например: бюро, депо, какао, метро, радио, кафе, жюри, колибри, какаду, кенгуру, шимпанзе, кофе,; Токио, Чикаго, Баку, Тбилиси; Гете, Дюма, Гюго. 3)Примечание. -Хотя несклоняемые существительные не изменяются по падежам, они в предложении имеют значение того или иного падежа, например: Пришей пуговицы к своему пальто. (Слово пальто имеет значение дательного падежа, единственного числа). 4)Упражнение (на доске). -Запишите предложения, вставляя пропущенные существительные. Устно укажите, в значении какого падежа они употребляются. По эскалатору мы спустились к поезду метро. Вечером мы были в кино. В зоопарке мы любовались веселым шимпанзе. IV. Фузкультминутка. (Дети стоя «пишут» указательным пальцем в воздухе). Мы учимся письму Для чего? Почему? Из крючочков, из крючочков, Из кружочков, из кружочков Сможем буквы написать. Если будем мы стараться, Буквы будут получаться. Пальцы наши потрудились И немножко утомились. Дружно все мы их встряхнем И опять писать начнем. V. Сообщение темы и цели урока. (Дети сами формулируют тему). VI. Постановка проблемного вопроса. -Какая трудность может возникнуть при употреблении в речи несклоняемых имен существительных? (Согласование с ними имен прилагательных). -Как же решить, в каком роде, числе и падеже согласовывать имя прилагательное с неизменяемым существительным? VII.Решение проблемы. -Прочитайте предложение, согласуйте прилагательные с несклоняемыми существительными. В московском метро на стене висело огромное табло. -Как вы действовали? (Ставили вопрос, смотрели на предлог. Можно подставить склоняемое существительное). -Обратите внимание на словосочетание огромное табло. Почему у прилагательного окончание - ое? ( Существительное табло среднего рода. По вопросу к прилагательному определим его окончание). VIII.Закрепление изученного. 1.Упр. 169, с.99. (Все имена существительные, данные в упражнении, среднего рода. Но они не относятся ко 2-му склонению, т.к. не имеют окончания, не изменяются по падежам. Это несклоняемые имена существительные). 2.- А что же такое –о, -е на конце этих существительных? Нам поможет ответить упр.170.,с.99 (Под руководством учителя). (Особенность в разборе по составу несклоняемых существительных заключается в том, что у этих слов нет окончания, все слово- основа). Чтение вывода на с.189. IX.Итог урока. -Запишите 5 несклоняемых имен существительных. -Определите ключевые слова урока. (Не изменяются, несклоняемые, нет окончания). X.Домашнее задание. |
Комисарова Л. Ю., Яковлева М. А. Русский язык. 1и 2 классы. Методические... ... | Методические рекомендации для учителя. М.: "Баласс", 2000 Русский... План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику «Русский... «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику... | Бунеев Р. Н. Букварь: 1 класс: учеб ник по обучению грамоте и чтению... Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Примерные основные... | ||
Конспект урока Русского языка во 2 классе по программе Л. Ф. Климановой,... Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,... | Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Русский язык: Учебник для 6 класса основной... Рабочая программа по русскому языку для VI класса создана на основе программы по русскому языку для основной школы Р. Н. Бунеева,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык, 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений,Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина,-4-е изд., М.: Баласс,2010.... | Бунеева Е. В., Пронина, Чиндилова О. В. Уроки литературного чтения... ... | ||
Рабочая программа по русскому языку, 11 класс предмет, класс муниципального... А составлена на основе авторской «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков... | Учитель : Марютина Н. А. Урок русского языка в 5 классе по ос «Школа-2100» Русский язык. 5 класс: учеб для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, Н.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык, 4 класс (часть II) Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Пронина образовательная система «школа 2100», изд. «Баласс»,... | Рабочая программа по русскому языку. Ступень обучения (класс) среднее... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой (Власенков А. И. «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили... | ||
Конспект урока русского языка Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,... | Конспект урока по русскому языку в 5 классе Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,... | ||
Рабочая программа Примак Людмилы Владимировны первая квалификационная... Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. М.: Дрофа, 2012г.,... | Учебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова... Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием) |