Аристократизм как социальное явление





Скачать 262.24 Kb.
НазваниеАристократизм как социальное явление
страница1/3
Дата публикации28.12.2014
Размер262.24 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Нуралин Максим Валерьевич


АРИСТОКРАТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ


Специальность 09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


ТВЕРЬ 2010

Диссертация выполнена на кафедре политологии

Тверского государственного университета
Научный руководитель Доктор политических наук, профессор

Гусев Владимир Алексеевич
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Шибаева Михайлина Михайловна

кандидат философских наук

Буланов Владимир Владимирович
Ведущая организация Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования (г. Москва)

Защита состоится «11» июня 2010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (ДМ 212.263.07) в Тверском государственном университете по адресу: 170000, Тверь, ул. Желябова, д.33.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, Тверь, ул.Скорбященская, д. 44а. Реферат диссертации представлен на сайте: http: //www.university.tversu.ru/aspirants/abstracts
Автореферат разослан «7» мая 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, С.П. Бельчевичен

кандидат философских наук, доцент
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Аристократизм – неоднозначно воспринимаемое в обществе явление, оценка роли и значения которого варьируется от положительной ("эталон общества") до крайне негативной ("пережиток прошлого"). Разнообразие мнений и оценок объясняется многогранностью аристократизма, данное явление затрагивает практически все стороны общественной жизни. По этой же причине различные научные дисциплины пытались обосновать аристократизм по-своему, каждая наполняла его содержание чем-то новым и часто смешивала с другими понятиями. Так, в политологии возникла теории элит, в философии – философия неравенства, в этике – идеи ценностного сознания центра и периферии и т.д. Фрагментарное изучение такого важного достояния человечества как аристократизм привело к утрате им изначальной целостности, что не способствует его объективному пониманию и создает препятствия для проведения исследований, в которых в той или иной степени оно затрагивается. Таким образом, существует необходимость в исследовании аристократизма как единого целостного явления. Восстановить его целостное восприятие и понимание возможно с помощью междисциплинарного подхода, в основе которого будет лежать социальная философия.

Актуальность темы исследования. После исчезновения родового аристократизма в конце XIX - начале XX в. интерес к его исследованию в научных кругах можно охарактеризовать как незначительный, о чем свидетельствует, в частности, малочисленность работ по этой тематике. Подобная тенденция не способствовала пониманию последнего, и хотя отдельные стороны этого явления затрагивались в тех или иных социальных исследованиях, тем не менее, как целостное явление аристократизм остается малоизученным.

Актуальность данной темы видится и в контексте ценностного кризиса современного общества, связанного с утратой им нравственных ориентиров и общественных идеалов. Все увереннее заявляющая о себе вседозволенность отражается на обществе негативным образом и угрожает привести его, в конченом счете, в тупик социального развития. В подобных условиях очевидна необходимость в более ясном понимании таких ценностных ориентиров, которые способствовали бы самоидентификации члена общества как ответственного субъекта общественной жизни. Этому могло бы способствовать исследование личностного аристократизма, его сущности и содержания, акцентируемого в трудах Платона, Аристотеля, Сенеки, а позже А. де Токвиля, Ф. Ницше, О. Шпенглера, Х. Ортега-и-Гассета, Б. Рассела, К.Н. Леонтьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и других философов, понимавших аристократизм прежде всего как способность к ценностному сознанию (поступанию).

Обнаружение ценностных оснований аристократизма дает возможность экстраполировать их на современное общество с тем, чтобы рассмотреть происходящие в современном мире социальные процессы под новым углом зрения. Это позволяет проанализировать стороны общественной жизни, которые традиционно мало принимались во внимание или даже необоснованно игнорировались.

Степень разработанности проблемы. Наибольшее развитие тема аристократизма получила в XIX - начале XX вв., на что в значительной степени оказали влияние социальные изменения, в ходе которых сословный аристократизм прекратил свое существование. Прежде всего, в этой связи стоит отметить произведения таких русских философов как К.Н. Леонтьев, Н.А. Бердяев и И.А. Ильин1. К.Н. Леонтьев, исследуя национальные движения XIX в., во многом предсказал демократизацию и милитаризацию европейских государств, также последовавшие за ними господство «средних людей», «средних способностей» и гибель аристократизма. Рассматривая причины подобных социальных изменений, мыслитель проанализировал не свойственные аристократизму рационализм, эгалитаризм, космополитизм идей и чувств. Леонтьев пришел к выводу, что настоящий духовный обмен возможен только при культурном разнообразии и, наоборот, невозможен до тех пор, пока не будет достигнута точка насыщения равенством и однородностью. Н.А. Бердяев, остро переживая утрату аристократизма, в своих трудах попытался обосновать социальную значимость такового, проанализировать его слабые стороны, приведшие к минимизации его влияния на общество. Хотя мыслителю и не удалось избежать противоречий, в частности по вопросу соотношения аристократизма личностного и родового, он одним из первых обратил внимание на социальную значимость привилегий и ведущую роль аристократизма в социально-культурном развитии общества. И.А. Ильин исследовал аристократизм, определив его как ранговое миросозерцание в противовес эгалитарному и обозначив тем самым одну из наиболее существенных черт этого феномена. Философ обосновал природное различие и своеобразие людей, указав на справедливость общественной дифференциации, а также на ключевую роль, которую играет в эволюции общества степень соответствия действительного ранга человека его социальному статусу. Также следует обратить внимание на исследования Ф.Ф Куклярского2, внесшего вклад в развитие философии неравенства и индивидуализма.

Из зарубежных авторов, обращавшихся к анализу феномена аристократизма в XIX-XX вв., следует отметить работы таких авторов как А. де Токвиль, Ф. Ницше, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, Б. Рассел и др3. Будучи аристократом по происхождению и в то же время исследуя феномен демократии в Америке, французский исследователь А. де Токвиль попытался объяснить невидимые его современникам причины происходящих социальных изменений, приведшие к отмиранию сословных привилегий. Он рассмотрел социально-историческое содержание таких явлений как свобода, равенство, ответственность и попытался понять скрытые мотивы революций, таким образом приоткрыв завесу, за которой скрывалось желание обогатиться любой ценой, вкус к деловым операциям, беспрепятственная погоня за благополучием и наслаждением. Исследователь полагал, что во Франции аристократия была единственным реальным противовесом тиранической власти королей, а затем и революционных правительств. Многие из сделанных им выводов оказались столь точными, а предположения относительно будущего развития человечества настолько верными, что его труды до сих пор оказывают значительное влияние на социальные исследования, в том числе изучение аристократизма.

Немецкий философ Ф. Ницше подошел к исследованию аристократизма с точки зрения «воли к власти», таким образом, придав аристократизму личностный характер, что сближает его понимание аристократизма с тем, как его трактовали Платон и Аристотель. Тем не менее, Ницше не отрицал влияние наследственности, уделив достаточно внимания психологическому портрету аристократа. Интересно, что Ницше поставил развитие человечества в непосредственную зависимость от той роли, которую занимает в нем аристократизм.

Другой немецкий философ О. Шпенглер попытался подвести солидный философско-исторический базис под ницшеанскую критику европейской культуры. Согласно мыслителю, цивилизация проникнута стремлением к равенству и апеллирует к количеству, поэтому цивилизация по своей сути демократична. Культура же, напротив, аристократична. На многочисленных исторических примерах Шпенглер рассмотрел условия, при возникновении которых существование сословной аристократии и развитие высокой культуры становятся невозможными.

Испанский философ Ортега-и-Гассет, анализируя становление демократических государств в XX в., вслед за Токвилем попытался объяснить зависимость происходящих социальных изменений (как положительных, так и негативных) от внутренних потребностей народных масс, их сущностной природы. Философ выявляет последствия отказа от аристократических ценностей в Европе, показывает и анализирует скрытые причины стремительного разрушения общественных устоев, складывавшихся на протяжении многих веков.

Возвращаясь к отечественным авторам, следует отметить, что в советское время тема аристократизма практически не исследовалась, и лишь к концу XX в. она получила свое дальнейшее развитие. Отдельные стороны аристократизма рассматривались в работах М.М. Бахтина, Г.К. Ашина, П.Л. Карабущенко, Ю.М Лотмана, О.С. Муравьевой, Р.Г. Апресяна и других авторов4. М.М. Бахтин понимал аристократизм как способность личности к настоящему поступку. В дальнейшем одним из основных направлений анализа стал исторический аристократизм. Муравьева О.С., Лотман Ю.М. и многие другие авторы обратились к истории дворянского сословия, дворянского образа жизни и дворянского воспитания. В работах же Г.К. Ашина и П.Л. Карабущенко прослеживается иное направление в изучении аристократизма – основное внимание уделено аристократизму личностному. К примеру, Г.К. Ашин ставит понимание аристократизма в зависимость от ценностных трансформаций, определяющих вектор общественного развития. Карабущенко, обращаясь прежде всего к античным авторам, попытался вернуть изначальный смысл аристократизма, под которым понимался «человек величавый».

В современной зарубежной литературе преобладает внимание к сословному аристократизму, в частности стоит отметить таких авторов как Д. Белл, Э. Вассон, Л. Доминик, Д. Каннадин5. Личностный аристократизм, представляющий для данной диссертации наибольший интерес, затрагивается в работах Ж. Бодрийяра, П. Ворстхорна, А. Макинтайра, A. Фушара, М. Янга, М. Оссовской и других авторов6.

Вместе с тем, в существующей научной литературе до сих пор не сложилось целостного теоретического осмысления явления аристократизма. Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого является аристократизм в динамике его исторических форм, а предметом – отличительные особенности аристократизма как целостного социального явления.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является исследование аристократизма как значимого явления социальной жизни во взаимосвязи с историческими процессами и явлениями современности. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

– понятийно разграничить личностный и сословный аристократизм, исследовать их соотношение и взаимозависимость;

– выявить основные качества личности в феноменологии аристократического самосознания;

– рассмотреть ранговое мировоззрение как основу аристократического самосознания;

– исследовать основания кризиса аристократизма и появление его философии;

– изучить влияние становления общества формальной рациональности на аристократизм и его ценности;

– проанализировать нормативно-ценностные последствия утраты оснований аристократизма;

– провести анализ граней общества потребления в контексте дихотомии массового общества и аристократизма;

– раскрыть соотношение современного ценностного сознания и аристократических ценностей.

Источниками исследования, прежде всего, стоит назвать произведения Аристотеля, Платона, Сенеки, являющихся основоположниками изучения аристократизма, а также теоретическое наследие А. Токвиля, Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Леонтьева, Н. Бердяева, И. Ильина и других авторов, чье идейное наследие сформировало тематическое поле исследования аристократизма. К числу источников следует отнести также произведения философов Античности, Нового времени и современности, касающиеся данной проблематики. Источниковая база диссертации включает новейшие исследования современных российских и зарубежных авторов, посвятивших свои труды изучению аристократизма.

Методологические основы исследования. Используемые методы исследования определены особенностями темы. В диссертационном исследовании используется структурно-функциональный метод. Он позволяет систематизировать различные аспекты аристократизма, затрагиваемые в научных дисциплинах. Применение метода сравнительного анализа, в частности сравнительно-исторического метода, дает возможность сопоставить явление аристократизма с личностными качествами его представителей. В контексте работы были также использованы герменевтический и реконструирующий методы.

Структура диссертации и ее основное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации – 160 страниц.

Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности поставленной проблемы, определяется объект, предмет, цели и задачи диссертационной работы, раскрывается методологическая основа диссертации, а также научная новизна и положения, выносимые на защиту.

Глава 1 «Социальное измерение аристократизма» посвящена анализу социальных аспектов аристократизма.

В первом параграфе «Аристократизм личностный и сословный: понятия и соотношение» исследуются понятия аристократизма, соотношение и взаимозависимость аристократизма личностного и аристократизма сословного, обладающих различной социальной природой и единой ценностной основой.

Во втором параграфе «Ранговое мировоззрение как основа аристократического самосознания» демонстрируются основополагающие черты рангового и эгалитарного мировоззрений и их принципиальное различие.

В третьем параграфе «Основные качества личности в феноменологии аристократического самосознания» раскрыты основные качества личности, присущие аристократизму, а также причины и условия возникновения аристократизма как социально-политического явления.

В четвертом параграфе «Кризис аристократизма и возникновение его философии» исследуются основания кризиса сословного аристократизма в XIX – начале XX веков и возникновение философии аристократизма как результат его рефлективного осмысления.

Глава 2 «Аристократизм и современность» сфокусирована на роли и значении аристократизма и аристократических ценностей в современном мире.

В первом параграфе «Становление общества формальной рациональности и аристократизм» выявлены ценностные основы аристократизма, а также рассмотрено соотношение аристократизма и профессионализма в современном мире.

Во втором параграфе «Девальвация аристократизма в современном обществе» проанализированы нормативно-ценностные последствия утраты оснований аристократизма для современного общества.

В третьем параграфе «Социальные грани общества потребления: ценностное утверждение массового человека» рассмотрены грани общества потребления в контексте дихотомии массового общества и аристократизма.

В четвертом параграфе «Современное ценностное сознание и аристократические идеалы» исследованы ценностные основы современного общества сквозь призму идеалов аристократизма, а также связанные с указанными ценностными основами глобальные проблемы человечества и способы их разрешения.

В «Заключении» подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы его основные выводы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аристократизм как социальное явление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: увидеть поэтов не только как явление социальное, а почувствовать их духовный мир, прикоснуться к «поэзии сердца»
Аристократизм как социальное явление iconТема Политика, как социальное явление. Политика как компонент структуры...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Аристократизм как социальное явление iconПлан работы по антикоррупционному образованию, антикоррупционному...
Рефераты, исследовательские работы по темам: «Коррупция, как сложное социальное явление», «Коррупция как фактор нарушения прав человека»,...
Аристократизм как социальное явление iconТемы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки...
Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,...
Аристократизм как социальное явление iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология...
Аристократизм как социальное явление icon«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова
А как к проблеме социального неравенства относятся дети? Ведь школа никогда не существовала в отрыве от мира взрослых и всегда являлась...
Аристократизм как социальное явление iconКонфликт: виды, структура, стадии
Конфликт — явление социальное, порождаемое са­мой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны...
Аристократизм как социальное явление iconГлобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Аристократизм как социальное явление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Игра – это элемент культуры, исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности, свойственный человеку. Под игрой...
Аристократизм как социальное явление iconПрограмма дисциплины Библия как явление культуры для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Аристократизм как социальное явление iconТемы рефератов I курс II семестр 2010 уч г
Цензура как принцип и как реальное явление (по ст. К. Маркса «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции»)
Аристократизм как социальное явление iconВоскресенская Н. О
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Аристократизм как социальное явление icon«Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе»
Тема: «Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе»
Аристократизм как социальное явление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Аристократизм как социальное явление iconРеферат Авторская работа «Восточные единоборства как явление субкультуры»

Аристократизм как социальное явление iconТамбовский филиал
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск