Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 44.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.05.2014
Размер44.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
«Твой милый образ, незабвенный»

(по лирике Ф.И. Тютчева).
Цель урока: увидеть поэтов не только как явление социальное, а почувствовать их духовный мир, прикоснуться к «поэзии сердца».

«Силою любви к женщине сотворена вся красота жизни».

А.М. Горький

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем знакомиться с лирикой Ф.И. Тютчева. И разговор сегодня пойдёт о любовной лирике. Но урок мы посмотрим таким образом, что бы сначала совершить небольшой экскурс в литературу первой половины и вспомнить некоторые странички из лирики.

Древние греки создали красивую легенду, рождённую стремлением познать мир. На горе Геликон – в Греции существовал родник. Возник он от удара копыта Пегаса о землю и стали его называть Иппокрена – источник коня.

- А кто такой Пегас?

- Это крылатый конь, который родился из туловища Горгоны Медузы, позже стал конём поэтов.

Словарь: Пегас, Иппокрена. Геликон – гора, место пребывания муз.

Да, Пегас был не простой лошадью, и струи хлынувшие из - под его копыта оказались волшебными. В их водах черпали вдохновения поэты.

Свой художественный материал поэт берёт из жизни, и в этом смысле она является тем самым волшебным источником вдохновения, той самой Иппокреной, припадая к живительным струям которой мастер создаёт свои произведения.

Но иногда достаточно мгновения, чтобы вызвать импульс творчества, пробудить желание творить.

Часто такое мгновение наступало при встрече с женщиной. Любовь к избраннице высекала искру вдохновения и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики.

В этом смысле любовная лирика Ф.И. Тютчева не исключение. Но прежде, чем говорить о « жизни сердца» поэта, давайте вспомним имена Муз, ставших путеводными звёздами в океане чувств А.С. Пушкина, Конст. Ник. Батюшкова, М.Ю. Лермонтова.

Среди мимолётных видений, захвативших сердце поэта, были чудные мгновения, позволившие прочитать нам сердечную жизнь А.С. Пушкина

(презентация)

« Чистейшей прелести, чистейшим образцом стала для А.С. Пушкина его жена – Н.Н. Гончарова.

Константин Николаевич Батюшкой назвал свою возлюбленную «мой гений»

(презентация)

Бесконечная потребность любви мучила и юного Михаила Юрьевича Лермонтова, пока не откликнулась судьба и он обрёл любовь к Вареньке Лопухиной, которая, увы, оказалась неотделимой от страданий.

(презентация)

Ф.И. Тютчев стал живым воплощением преемственности поколений в движении русской литературы, стал поэтом, «без которого нельзя жить».

Он – поэт – философ, поэт – космист, поэт любви и нежности, Страдания и Счастья, Преданности и воплощённой в любви Вечности.

После смерти его первый жены Элеоноры на жизненном небосклоне Ф.И. Тютчева засверкали две звезды, одинаковые по силе, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа, два ангела, охраняющие его Творчество и жизнь.

Эти звёзды – две женщины – Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева, Нести и Леля. Это их слёзы, чистые, как горное озеро, и горячие, словно огненная лава вулкана, обжигали душу поэта, заставляя её страдать, очищаться и возноситься в поэтическое мировоззрение вселенского вдохновения. Об одной из них и пойдёт речь.

(презентация)

Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» вы читали дома.

Я приглашаю вас поделиться впечатлениями от прочитанного.

  1. Чему оно посвящено?

- последним часам жизни Е.А. Денисьевой.

2. Общая тональность стихотворения, трагическая. Звучит боль об утрате близкого человека. Автор вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шёл августовский дождь, весело журча по листьям. Денисьева вслушивалась в шум дождя, осознавая, что умирает, но всё ещё тянется к жизни.

3. Состояние лирического героя? – Убит горем. Он понимает, что так любить как любила героиня, « нет, ни кому ещё не удавалось».

Герой страдает, видя, как гаснет жизнь в любящей женщине, человек всё может пережить, а боль в сердце остаётся: О господи! И это пережить.

Средство художественного образа: плавность женской и мужской рифмы. [ш],[л] – аллитерация: шёл тёплый, летний дождь.

- его струи по листьям весело журчали, многосоюзие.

Характерные восклицательные предложения.

Тяжелое душевное состояние лирического героя передают междометия, многоточия.

Художественных троп мало, но как они точны:

Эпит - тёплый летний дождь, метафора: «убитый, но живой», «сердце на клочки».

Вывод: стихотворение посвящено конкретному человеку, но выражает боль любого человека, теряющего близкого, любимого. Этим оно созвучно каждому.

Стихи этого цикла звучат как исповедь. Это строки исключительной силы и высочайшего совершенства.

Никогда, кажется, русская поэзия не открывала в любви такую многогранность, такой драматизм.

Давайте прочитаем ещё одно стихотворение 1851 г. «О как убийственно мы любим…»

Это сжатая в 10 четверостиший драма – не только личная, но и социальная: она выражает состояние морали и духовной культуры общества, в ней соединяется индивидуальное и общечеловеческое.

Драма, развивающаяся перед читателем, течёт стремительно, но за каждым стихом тесниться множество событий, не изображенных, а открытых читательскому воображению:

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для неё была

И незаслуженным позором

На жизнь её она легла.

– Вдумайтесь ребята!

Это не протест, а сознание собственной вины, самообвинение и покаяние, и только слова «Незаслуженным», кажется, таит в себе надежду на человеческое милосердие. Но надежда оказывается тщетной:


И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в гряз втоптала

То, что в душе её цвело

Последнее четверостишье повторяет печальное. Только после финального восклицательного знака идёт ещё и многоточие, обозначающее необходимость ещё что -то доказать и додумать. Кольцо разомкнуто. Горестное недоумение, звучавшее в начале, побуждавшее понять, откуда же эта родство любви и смерти, сменилось интонацией отверждение: да это чудовищное единство – закономерность. Но почему она существует? Вечно ли она? Или это проклятье, наваждение, от которого люди способны когда-нибудь избавиться?

Этих вопросов нет в стихотворении. Но они возникают в сознании читателя, который долго ещё находится под впечатлением прочитанного.

Итак, полюбив, Тютчев уже не мог, не умел разлюбить. И это всё нашло отражение в его поэзии. А поэзия существует для того, чтобы помочь каждому, если только ему в принципе доступно, вырастить собственную душу, конечно, не только в страдании – и в счастье, в любви, в радости, во всём, что дарит жизнь, но более всего – в страдании, потому что им более всего испытывается человек.
Закончим урок мы сегодня романсом «Я встретил вас», написанном на стихи Тютчева. Это стихотворение посвящено не Е.А. Денисьевой, а другой женщине – Амалии Лерхенфельд, о взаимоотношениях с которой мы поговорим завтра. И вы дома проведёте сравнительный анализ двух стихотворений:

А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение» и

Ф.И. Тютчева «Я встретил вас…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск