Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации21.01.2015
Размер0.56 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Факультет истории, социологии и международных отношений

Кафедра философии

Учебно-методический комплекс дисциплины
ФИЛОСОФИЯ
Для образовательной программы по направлениям юридического факультета:

Курс 1

030500.62 (юриспруденция) бакалавриат

ОФО: 36 лек., 18 практ., 1 СРС, 45 экз., ИТОГО 100

ЗФО: 6 лек., 2 практ.. 162 СРС, ИТОГО 170
030501.65 (правоохранительная деятельность) специалитет

ОФО: 18 лек., 36 практ., 28 СРС, 36 экз., ИТОГО 118

ЗФО: 4 лек., 4 практ., 101 СРС, 9 экз., ИТОГО 118


Составитель: доктор философских наук, профессор кафедры философии КубГУ С.Б. Кожевников
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «20» сентября 2011 г. (протокол № 2)
Зав. кафедрой ____________________________ доктор философских наук, профессор В.Г.Сидоров


Краснодар 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Цели преподавания – курс направлен на развитие и углубление культуры мышления, освоение понятийного арсенала философской мысли и приобретение навыков корректного использования категориального аппарата философии. Целью курса является обучение навыкам философской рефлексии для их дальнейшего применения в профессиональной деятельности юриста. Приоритеты курса выстраиваются в контексте комплексной подготовки квалифицированного специалиста в сфере юриспруденции.
Задачи преподавания :

  • приобретение современных форм научного и философского мировоззрения;

  • освоение принципов философской рефлексии;

  • приобщение к истории мировой духовной культуры;

  • обучение навыкам самостоятельной исследовательской работы в области философии.


Основные задачи преподавания осуществляются в процессе последовательной реализации специальной программы, которая предполагает прохождение ряда этапов:


  • ознакомление с предметной областью философии и со спецификой логической и философской аргументации;

  • обнаружение тенденций историко-философского процесса в аспекте политико-правовой проблематики;

  • изучение социально-политических и этических теорий на материале классических и современных философских доктрин;

  • анализ современного состояния философской мысли;

  • применение полученных знаний в профессиональной деятельности юриста



Требования к знаниям и умениям по завершению изучения дисциплины:


  • способность корректно определять предмет философии, видеть специфику философской аргументации;

  • знание философских теорий античности, средних веков, Ренессанса, эпохи Просвещения, немецких мыслителей ХIX века;

  • знание принципов натурализма, гедонизма, эгоизма, утилитаризма, эвдемонизма;

  • знание условий и обстоятельств формирования неклассической философии;

  • способность давать компетентную оценку философским концепциям ХХ века;

  • знание современных концепций рациональности, понимание особенностей постановки метафизических проблем в философии;

  • способность выявлять и анализировать нравственный смысл поступков;

  • умение высказывать аргументированные суждения;

  • способность самостоятельно анализировать философские проблемы с использованием категориального аппарата философии;

  • видение прикладного значения философских проблем.



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ» ГСЭ.Ф.09.
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары




1

Философия, ее предмет и место в культуре

2

2




2

Исторические типы философского знания. Философские традиции

10

2




3

Западная философия ХХ в. Современные тенденции в философии

4

2




4

Философская онтология

2

2




5

Теория познания

2

2




6

Философия и методология науки. Техника и проблемы НТП

2

2




7

Социальная философия и философия истории

6

2




8

Философская антропология. Философия ценностей

8

2




9

Философские проблемы в области профессиональной деятельности юриста

-

2







Творческая работа (эссе)













Всего

36

18





ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (СОДЕРЖАНИЕ КУРСА)

РАЗДЕЛЫ КУРСА, ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре.

Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

Философия и культура. Мир человека как мир культуры. Мировоззрение и философия: потребность самоопределения человека в мире. Повседневное существование как исток философских проблем. Влияние обыденного опыта, ценностно-практических и теоретических установок на формирование философии.

Познавательное, практическое, ценностное отношение человека к миру. Рефлексия. Структура философского знания. Универсальность философии, система ее функций. Мифология, религия, философия. Философия и наука. Историческое изменение предмета философии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Многообразие философских учений. Место философии в современном мире.
Тема 2. Исторические типы философского знания. Философские традиции.

Возникновение философии. Периодизация истории философии. Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

Генезис философии: путь от мифа к логосу. Соотношение мифо-религиозного и рационально-теоретического освоения мира. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии.

Космологизм античного мировоззрения и формирование основ европейского типа рациональности. Философия как сфера умопостигаемого, противоположность знания и мнения.

Поиск единого основания сущего в ранней греческой философии: проблема субстанции. Логос Гераклита. Учение Парменида о сверхчувственном и умопостигаемом бытии.

Греческая философия классического периода: поворот к человеку. Сократ: требование рефлексии (диалектика как искусство исследования понятий с целью достижения истины), понятийное знание - основа морали. Открытие идеальной реальности в философии Платона; идея как образец, причина и цель вещи. «Идея» Платона и «форма» Аристотеля. Аристотель: философия как система наук. Учение о четырех причинах как модель бытия и образец научного объяснения. Диалектика формы и материи. Разработка категориального языка европейской философии и науки.

Теоцентризм средневекового миросозерцания. Поворот от космоса и логоса к трансцендентному Богу и сверхразумной вере. Философия как рациональное обоснование истин христианской веры. Проблема соотношения веры и разума, христианской доктрины и античной философии. Существование философии в форме истолкования текстов Священного писания.

Философия Августина – образец латинской патристики. Августин и неоплатонизм. Принцип достоверности самопознания. «Верую, чтобы понимать». Догмат творения как основа средневековой онтологии. Дуализм Бога и мира, проблема происхождения зла, теодицея. Бог и человек. Творение по «образу и подобию Божьему», грехопадение и пути спасения – основа христианской этики и философии истории. Сакральный характер исторического бытия. Град земной и град небесный.

Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики. Переориентация средневековой философии на Аристотеля, тенденция к согласованию разума и веры. Космологические доказательства бытия Бога. Спор об универсалиях и свободе воли в философии XIII – XIV вв.: реализм и номинализм.

Феномен Возрождения: всемирно-историческая переориентация культуры. Антропоцентризм и открытие уникальной индивидуальности. Синтез традиций античной и христианской духовности в светском мировоззрении. Понятие humanitas и проблема достоинства человека. Пико делла Мирандола и его речь «О достоинстве человека». Культ творца и художника, эстетический характер философствования. Пантеизм натурфилософии Возрождения и начало формирования новоевропейской картины мира. Идея бесконечности и принцип совпадения противоположностей в философии Н. Кузанского. Политическая философия Н. Макиавелли.

Научная революция XVII в. и новый образ науки. Деизм как принцип философии Нового времени. Ф. Бэкон: проблема рационального господства человека над природой. «Знание – сила». «Картезианская революция» в философии: «Мыслю, следовательно, существую». Самосознание как предельное основание классической новоевропейской философии. Метафизика субъективности. Проект новой рациональной культуры. Проблема метода научного познания, обоснования достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Дуализм духа и материи, свободы и природы в философии Р. Декарта.

Философия Просвещения: коллизия эгоистического индивида и человека как носителя разума и права. Д. Локк: идея неотчуждаемых прав человека. Естественное право и общественный договор. Разработка концепции правового государства. Идея общественного прогресса.

Идея деятельной социально-исторической сущности человека в философских системах немецкого классического идеализма.

Трансцендентальная философия И. Канта: проблема возможности и границ научного познания. Разграничение сфер науки и метафизики; знание и нравственность. Проблема специфики нравственного поступка и обоснования свободы личности. Автономия доброй воли: категорический императив. Человек как гражданин двух миров. Свобода, Бог и бессмертие души – постулаты практического разума.

Принцип тождества мышления и бытия в философии Г. В. Ф. Гегеля. Абсолютная идея как субстанция-субъект. Философская система Гегеля как изображение «исторического процесса человека». Диалектический метод мышления: абстрактное и конкретное, истина как тотальность. Гегель о человеке, обществе, истории. Свобода как субстанция духа. Труд и борьба за признание – путь к самосознанию человека. История как прогресс в сознании свободы. Разрушение трансценденции в философии Гегеля. Замкнутый характер системы мирового разума. Разложение гегелевской философии. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Религия как отчуждение родовой сущности человека. «Философия будущего»: от философии абсолюта к философии человека; гуманистическая этика.

Философия К. Маркса. «Ранний» Маркс: идея критической социальной теории. Философия практики: предметно-деятельная сущность человека. Отчужденный труд и дегуманизация человека. Коммунизм: устранение отчуждения, универсальный человек. Материалистическое понимание истории. Сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Общество как система. Общественно-экономическая формация – единица теоретического анализа общества. Концепция сознания в работах Маркса: исследование превращенных форм. «Тайна» идеологии и товарного фетишизма. Исторические судьбы философии марксизма. Версии марксизма в западной философии XX века.

Традиции русской духовности и проблемы формирования русской философии. Русская философия и европейская философская традиция. Западники и славянофилы. Вопрос о судьбах мира и человека: тема спасения. Философия как «сверхнаучное интуитивное знание о мировоззрении» (С. Франк). Русская философия в поисках целостности. Философия всеединства Вл. Соловьева: пафос преодоления хаоса посредством Логоса. Проект философии как цельного знания: синтез веры, разума и нравственности. Онтологизм религиозной этики как особенность русского философствования. «Правда» - религиозно-нравственный принцип мироздания. Соборность русского духа: «Мы-философия». Религиозная этика коллективного человечества. Критика европейской цивилизации как воплощения рационализма и индивидуализма. Судьба России как «вечный» вопрос русской философии. «Серебряный век» русской культуры и философии, его деятели. От марксизма к идеализму и христианству. Философия всеединства в XX в. Русская экзистенциальная философия: от Ф.М. Достоевского к Л. Шестову и Н. Бердяеву. Трагическая судьба русской философии.
Тема 3. Западная философия ХХ века. Современные тенденции в философии.

Две эпохи в развитии новоевропейской философии: классика и современность. Кризис европейской цивилизации и гуманизма, трансформация основных философских проблем, смена ценностей и мировоззренческих ориентиров.

Философия Ф. Ницше: «духовный порог» XX века. «Смерть Бога», европейский нигилизм. «Переоценка всех ценностей». Ницше и христианство. Жизнь и воля к власти. Вечное возвращение и сверхчеловек.

Феноменология Э. Гуссерля. Феноменологическая концепция сознания. Кризис европейской рациональности и «жизненный мир» человека. Феноменология в философии XX в.

«Духовная ситуация времени» и экзистенциализм. Экзистенция и мир объективации, экзистенция и трансценденция. Проблема свободы. Христианский и «атеистический» экзистенциализм. Онтологический проект М. Хайдеггера.

З. Фрейд: психоаналитическое истолкование природы человека, возможностей и целей человеческого бытия. Сознание и бессознательное. Конфликтность человеческого существования. Освобождающий смысл психоанализа как этико-терапевтической доктрины.

Аналитическая философия: неклассический рационализм. Критико-рефлексивный анализ языковых форм как задача философии. Проблемы и тенденции западной философии конца XX в. Философская герменевтика. Постмодернизм.
Тема 4. Философская онтология.

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

Понятие онтологии, ее место в системе философского знания. Бытие как центральная категория онтологии. Бытие и сущее; бытие, небытие, ничто. Объективная и субъективная реальность. Проблема бытия в античной онтологии. Парменид об умопостигаемом характере бытия. Демокрит и Платон: бытие как материя и бытие как идея. Онтология Средневековья: бытие Бога и сотворенного мира. Гносеологический поворот в философии Нового времени и отказ от традиционной онтологии. Проблема бытия в философии марксизма. Общественное бытие. Бытийность сознания: объективные мыслительные формы. Онтологический поворот в философии XX в. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

Проблема многообразия и единства мира. Монизм, дуализм и плюрализм в онтологии. Материя как объективная реальность, субстанция и субстрат в материалистической онтологии. Разум как субстанция в онтологии идеализма. Движение и развитие. Многообразие форм движения и структурные уровни материи. Пространство и время как проблемы онтологии. Законы и категории диалектики. Принцип детерминизма, его исторические формы.
Тема 5. Теория познания.

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.

Сознание как атрибут человека. Сознание и бытие, проблема идеального. Происхождение и природа сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. Мышление и язык.

Сознание и познание, познавательное отношение человека к миру. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения. Скептицизм и агностицизм против гносеологического оптимизма в теории познания. Познание как деятельность, субъект и объект познания. Единство познания и предметной деятельности, практического и теоретического (познавательного) отношения человека к миру. Творческая природа познавательной деятельности.

Формы познания: чувственные (ощущение, восприятие, представление) и сверхчувственные, теоретические (понятия, суждения, умозаключения).

Знание и мнение, знание и вера. Проблема соответствия знаний действительности. Истина и заблуждение. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины. Поиски критерия истины (интеллектуальная интуиция, чувственная достоверность, логическая непротиворечивость, практика, верификация, фальсификация, интерсубъективность). Истина как процесс: диалектика абсолютного и относительного. Конкретность истины. Экзистенциальный характер истины. Проблема понимания. Своеобразие гуманитарного знания.
Тема 6. Философия и методология науки. Техника и проблемы НТП.

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Наука и философия. Культурно-исторические типы рациональности. Наука как деятельность по получению нового знания. Специфика научного знания. Научная картина мира. Проблема развития научного знания, понятия научной парадигмы, научно-исследовательской программы и научной революции. Классификация наук. Естественно-научные, технические и социально-гуманитарные науки. Методология научно-познавательной деятельности. Уровни научной методологии: философский, общенаучный, дисциплинарный, частный.

Наука как феномен культуры. Место и роль знаний и науки в традиционном и техногенном обществах. Социальные функции современной науки. Наука и жизненный мир человека. Ценностно-смысловые проблемы современной науки. Этика ученого.

Техническое отношение человека к миру – объект философии техники. Понятия «техника» и «технология». Проблема смысла и сущности техники: естественное и искусственное. Техническая реальность, техническая деятельность. Инструментальный и целерациональный характер технического мироотношения. Два основных течения в философии техники – методологизм и антропологизм.

Глобальные проблемы человечества и социально-гуманитарные последствия НТП. Отчужденный характер технического мирооотношения – основная проблема техногенного общества. Концепция технологического детерминизма. Технократия: социальная группа, стиль мышления и поведения, социально-политическая установка. Проблемы модернизации современного российского общества: социально-философская и гуманитарная экспертиза.
Тема 7. Социальная философия и философия истории.

Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (социальные идеалы эпохи Просвещения, теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

Марксистская концепция общества. Общественное бытие и общественное сознание. Специфика социальной связи, социальной закономерности. Социальность как форма общественных взаимодействий людей. Структура общества: экономическая, социальная, политическая сферы общественной жизни. Социальное время и социальное пространство как характеристики социального бытия. Структура общественного сознания.

Проблема логики и смысла истории. Линейная и циклическая концепции исторического процесса.

Личность и общество как фундаментальная проблема социальной философии. Соотношение социального и индивидуального в различных философских концепциях (марксизм, психоанализ, экзистенциализм). Различие отношения Я и Другого в классической и неклассической философии.

Повседневная жизнь как интерсубъективный мир. Повседневность как процесс формирования человека и общества, как место образования смысла и формирования социальных правил. Практики повседневности. Ценность повседневного опыта.
Тема 8. Философская антропология. Философия ценностей (аксиология).

Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.

Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Человек, индивид, личность. Человеческая телесность как феномен культуры. Мужское и женское начала человека. Тело, душа, дух. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие в различных концепциях человека. Свобода как условие человеческого существования. Свобода воли и свобода выбора. Феномен отчуждения и самоотчуждения личности.

Аксиология как раздел философского знания. Ценностное отношение человека к миру. Место ценностей в структуре мировоззрения. Тождество бытия и блага в классической философской традиции. Кантовское разграничение теоретического и практического разума как исток аксиологии. Специфика культурно-исторической реальности в неокантианстве. Науки о природе и науки о культуре. Трансцендентальная, психологическая, культурно-историческая, социологическая трактовки ценностей.

Этика как раздел аксиологии. Мораль как отношение к миру с позиции должного. Мораль и нравственность. Этическое как одно из основных измерений человеческого существования. Основные категории этики. Рационализм и натурализм в этике. Иерархия ценностей в современном мире. Кризис классического гуманизма и поиск новых духовных ориентиров в ХХ-ХХI вв. Возвращение этического измерения в социальное познание и практику.
Тема 9. Философские проблемы в области профессиональной деятельности юриста.

Философские аспекты правового мышления, особенности политического дискурса, проблемы социальной справедливости, общественного блага, этика социальной ответственности, политические идеалы в истории культуры


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


ТЕМА 1. Философия, её предмет и место в культуре.


  1. Мировоззрение и его историко-культурный характер.

  2. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

  3. Предмет философии. Философия и обыденное знание. Философия как самосознание культуры.

  4. Функции философии. Разделы философского знания.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введение в философию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2004.

  2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вольф Р.П. О философии. М.,1996.

  2. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

  3. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. М., 1993.

  4. Ильенков Э.Ф. Философия и культура. М., 1991.

  5. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

  6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

  7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

  8. Сознание и теория мировоззрения. М., 1992.

  9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.



ТЕМА 2. Исторические типы философского знания.

Философские традиции.


  1. Античная философия.

  2. Средневековая философия

  3. Научная революция и философия Нового времени.

  4. Немецкая классическая философия.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введение в философию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2004.

  2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

  2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

  3. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. М., 1989.

  4. Клопстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

  5. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1988.

  6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1986.

  7. Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Мееровский Б.К. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1999.

  8. Майолров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

  9. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

  10. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1999.

  11. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

  12. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

  13. Чёсле В. Гении философии Нового времени

  14. Целлер Э. Очерки истории древней философии. М., 1996.

  15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.


ТЕМА 3. Западная философия ХХ в. Современные тенденции в философии.


  1. Философия Ф. Ницше: «духовный порог» XX века.

  2. Феноменология Э. Гуссерля. Феноменологическая концепция сознания.

  3. «Духовная ситуация времени» и экзистенциализм.

  4. З. Фрейд: психоаналитическое истолкование природы человека.

  5. Аналитическая философия: неклассический рационализм. Критико-рефлексивный анализ языковых форм как задача философии.

  6. Проблемы и тенденции западной философии конца XX в. Философская герменевтика. Постмодернизм.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Введение в философию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2004.

2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденциит. Кн. 1-2. М., 1997.

  2. Воронина Т.П. Современная западная философия. М., 1997.

  3. Зотов А.Ф., Мельвилль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1998.

  4. Проблема человека в западной философии ХХ века. М., 1988.

  5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1-4СПб., 1994-1997.

  6. Сумерки богов. М., 1989.


ТЕМА 4. Философская онтология.


  1. Понятие бытия. Онтология как философская наука о бытии.

  2. Основные концепции бытия в истории философии: монизм, дуализм, плюрализм.

  3. Понятие материи. Материальное бытие: природа, пространство и время, движение.

  4. Идеальное бытие: сознание, мышление, язык. Объективный и субъективный идеализм.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введение в философию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2004.

  2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

  2. Карпенко М.А. Вселенная разумная. М., 1992.

  3. Мельникова Н.А. Образ мира. М, 1998.

  4. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993.

  5. Стёпин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.



ТЕМА 5. Теория познания.


  1. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека.

  2. Понимание и объяснение. Познание и творчество.

  3. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы.

  4. Проблема истины в философии. Концепции истины.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введение в философию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2004.

  2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Автономова Н.С. В поисках новой рациональности // Вопросы философии. 1981. № 3.

  2. Автономова Н.С. Разум, рассудок, рациональности. М., 1988.

  3. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX в. // Вопросы философии. 1991. № 6.

  4. Гуревич П.С. Поиск новой рациональности (по материалам трёх всемирных конгрессов) // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.209 – 224.

  5. Стёпин В.С. Философская мысль на рубеже двух столетий // Философия и жизнь. Философия в современном мире (размышления советских философов о XVIII Всемирном философском конгрессе в Брайтоне). Вып. 11. М.:Знание, 1990.

  6. Касавин И.Т., Сокулер З.Д. Рациональность в познании и практике. М., 1989.

  7. Касавин И.Т. О ситуациях проблематизации рациональности // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.187 – 208.

  8. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. М., 1985.

  9. Мудрагей Н.С. Рациональное – иррациональное: взаимодействие и противостояние // Исторические типы рациональности. Т.1. М.,1995. С. 71 – 87.

  10. Трубников Н.Н. Кризис европейского научного разума. Философия науки и философия жизни // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С. 143 – 170.



ТЕМА 6. Философия и методология науки.

Техника и проблемы НТП.


  1. Наука как вид духовной деятельности, её специфика.

  2. Этапы и уровни научного познания.

  3. Формы и методы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория.

  4. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Понятие парадигмы.

  5. Философия техники. Проблемы научно-технического прогресса.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введение в философию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2004.

  2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Автономова Н.С. Рациональность: наука, философия, жизнь // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.56 – 90.

  2. Гуревич П.С. Поиск новой рациональности (по материалам трёх всемирных конгрессов) // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.209 – 224.

  3. Апресян Р.Г. Нормативные модели моральной рациональности // Мораль и рациональность. М., 1995. С.94 – 119.

  4. Порус В.Н. Парадоксы научной рациональности и этики // Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995. С. 317 – 335.

  5. Никитин Е.П. Спецрациональность // Исторические типы рациональности Т.1. М., 1995. С.56 – 70.

  6. Когнитивные аспекты научной рациональности. Фрунзе, 1989.



ТЕМА 7. Социальная философия и философия истории.


  1. Сущность общественных отношений. Структура общества. Общество как саморазвивающаяся система.

  2. Гражданское общество и государство.

  3. Культура и цивилизация: критерии типологии.

  4. Философские концепции исторического процесса.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введение в философию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2004.

  2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Происхождение человека и общества. М., 1988.

  2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

  3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

  4. Межуев В.М. Культура и история. М., 1991.

  5. Момджяе К.Х Социум и история. М., 1994.

  6. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.

  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


ТЕМА 8. Философская антропология. Философия ценностей.


  1. Биологическое и социальное в человеке.

  2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

  3. Специфика человеческой деятельности. Человек как творческое существо.

  4. Жизнь человека, смерть, бессмертие. Экзистенциальные проблемы: смысл жизни и человеческая судьба.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введение в философию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2004.

  2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Ануфриев Е.А. Личность и поведение. М., 1991.

  2. Артамонов В.А. Об особенностях личности. М., 1993.

  3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993.

  4. Личность и общество. М., 1990.

  5. Освобождение духа. М., 1991.

  6. О человеческом в человеке. М., 1991.

  7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  8. Философия биологии: вчера, сегодня завтра. М., 1996.

  9. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. Кн. 1-2. М., 1991-1995.


ТЕМА 9. Философские проблемы в области

профессиональной деятельности юриста.


  1. Философские аспекты правового мышления, особенности политического дискурса.

  2. Политические идеалы в истории культуры.

  3. Проблемы социальной справедливости и общественного блага.

  4. Этика социальной ответственности в профессиональной деятельности юриста.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Введение в философию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2004.

  2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Деррида Ж. Есть ли у философии свой язык.

  2. Анкин Д.В. К семиотике философии.

  3. Авоян Р.Г. Значение в языке. Философский анализ. М., 1985.

  4. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

  5. Поляков И.В. Проблема референции языка философии // Философские основания научной теории. Новосибирск, 1985. С.154 – 177.

  6. Брутян Г.А. Природа языка философии // Философские науки. 1976. № 1. С.24 – 30.

  7. Брутян Г.А. Концептуализация философского знания // Вопросы философии. 1980. № 11. С.87 – 95.

  8. Петров В.В. От философии языка к философии сознания (Новые тенденции и их истоки) // Философия. Логика. Язык. М., 1987. С.3 – 17.

  9. Даммит М. Что такое теория значения? // Философия. Лгика. Язык. М., 1987. С. 127 – 212.

  10. Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 259 – 273.

  11. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём // Теория метафоры. М., 1990. С. 387 – 415.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск