КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич





Скачать 283.23 Kb.
НазваниеКонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич
страница1/2
Дата публикации22.01.2015
Размер283.23 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
  1   2


Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет философии и политологии

Кафедра истории философии
КонцеПция логоса у филона АЛЕКСАНДРИЙСКОГО В КОНТЕКСТЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Сильян Михаил Сергеевич

Санкт-Петербург

2008

Содержание

  1. Введение………………….………….………………...……..……1

  2. Понятие «Логос» в греческой философии…………….…….…...6

    1. Логос Гераклита…………………………………………………...6

      1. Жизнь и учение Гераклита………………………….……….7

      2. Концепция Логоса в философии Гераклита……..……...…..8

    1. Понятие Логоса в стоической философии……………...………13

      1. Стоическая физика в свете концепции Логоса…...….…….14

      2. Логос в учении стоиков…………..…………………………15

  1. Логос Филона Александрийского………………………..……..18

    1. Биографические свидетельства…………………………………18

    2. Концепция Логоса у Филона Александрийского…….………..20

  1. Заключение…………………………………………….….….…..23

Список литературы…………………………………………………………..27

О Небо, преподай урок,

Чтоб сердцем крохотным я мог

Объять весь мир необозримый!

Фэн Чжи (1905-1997)

        1. Введение.

Проблеме развития концепции Логоса и роли этого понятия в истории мировой философии посвящено необычайно большое количество монографий и статей. Причиной этого можно назвать фундаментальный гносеологический характер проблемы. Само понимание слова «Логос» как философской категории зародилось, как отмечают многие исследователи, в переломный для развития науки момент. Позднейшие обращения к данному понятию также характеризовались кризисами, когда вставал вопрос о направлении дальнейших исследований и о возможности самого исследования. Гераклит, у которого мы впервые встречаем данный термин в онтологическом смысле, стал первым философом, фактически поставившим вопрос о возможности существования достоверного знания, о соотношении индивидуального и всеобщего разума (56 DK). Ю. А. Шичалин в своей монографии «История античного платонизма» определяет философию Гераклита началом (monh́), а доктрину Филона Александрийского завершением (ẻpistrofh́) одного и того же процесса. И если фрагменты первого в нашей стране широко изучаются, то учение Филона Александрийского, носящее ярко выраженный эклектичный характер, находится как бы в тени, хотя на Западе исследование его философии идет весьма активно. К сожалению, на русском языке не издано даже собрания сочинений данного автора.

Филон Александрийский стал транслятором, который начал процесс адаптации определяющих понятий греческой философии на почву иудаизма. Из последнего они позднее, уже в измененной форме, перейдут в христианское богословие. Одним из таких определяющих терминов и является понятие «Логос», сыгравшее важную роль в истории европейской и русской философии. В качестве примера усвоения последнего христианской мыслью можно назвать Евангелие от Иоанна, в котором Логос частично отождествляется с Христом.

Наконец, применительно к сегодняшнему дню, можно говорить о кризисе в современной науке, который, по словам Б. Г. Кузнецова, возможно «закончится поворотом, аналогичным тем поворотам, которые произошли в первой половине и даже в первой четверти столетия»1. Таким образом, в наши дни на первый план выступают все те же проблемы достоверности, истинности знания, и, следовательно, направления дальнейших исследований и самой их возможности. Физик Вернер Карл Гейзенберг уже в середине прошлого столетия совершил попытку применения философии элеатов в области квантовой механики, занявшись выведением «формулы мира», т.е. в некотором смысле посягнул на математическое описание Логоса.

В связи со всем вышеописанным можно говорить об актуальности исследования концепции данного понятия в контексте греческой философии.

Целью данного реферата является рассмотрение того, как и почему учение о Логосе было усвоено Филоном Александрийским, а также того, как эллинская мысль подготовила дальнейшее развитие христианской и иудейской экзегетики. Для этого необходимо вкратце описать доктрины, в которых сформулирована концепция Логоса, а именно учения Гераклита и стоической школы. Мы подразумеваем, что данное понятие нашло своё развитие не только в них, но выступило как внутренний мотив всей греческой философии; однако в рамках реферата возможен лишь краткий обзор доктрин двух обозначенных школ. Далее необходимо провести сравнительный анализ концепций Логоса у стоиков и у Гераклита с концепциями Логоса в философии Филона Александрийского.

Приступая к исследованию, мы считаем необходимым внесение ряда предварительных замечаний.

1. В первую очередь, в связи со всем вышесказанным следует подчеркнуть, что, по мнению большинства исследователей, Филон не стремился создать систематизированную и логически связанную доктрину; в работах, написанных в разные периоды творчества, мы зачастую встречаем противоречия. Касается это и концепции Логоса: английский исследователь Кеннет Шенк отмечает, что «Филон, судя по всему, использует термин [Логос] в различных его значениях»2.

2. Вторым замечанием можно обозначить полемичность научных подходов к философии Филона Александрийского. В данном исследовании при анализе философии самого Филона мы опираемся в основном на сочинения 3х авторов: это труды С. Н. Трубецкого, Кеннета Шенка и Джона Диллона; и если Трубецкой рассматривает философию Филона с точки зрения, основанной на доктрине объективного идеализма, то Диллон и Шенк видят в Филоне лишь один из пунктов развития среднего платонизма. В ходе проведения данного исследования мы попытаемся, балансируя между русским религиозным идеализмом и платонизмом, посмотреть на доктрину Филона как на область пересечения греческой, христианской и иудейской мысли, оказавшую немалое влияние на дальнейшее развитие всех их.

3. Следующим пунктом вступления хотелось бы еще раз поставить акцент на том, что в данной работе учение Филона Александрийского рассматривается в контексте греческой философии, понимание которой невозможно без изучения культуры древних греков. Филона можно равно характеризовать как эллинизированного иудея, и как грека, обращенного в иудаизм (напомним, что Филон родился и прожил большую часть жизни в Александрии, центре эллинистической культуры), а значит и понимать его философию следует с учетом особенностей греческого мировоззрения. В анализе его доктрины с указанной позиции мы будем в основном руководствоваться материалом книги К. Г. Юнгера «Греческие мифы», в которой автор блестяще описывает особенности мира древнего грека, исходя из анализа античной культуры.

5. Наконец, перед тем, как перейти собственно к исследованию, хотелось бы пояснить значение цитаты, вынесенной в эпиграф работы. Фэн Чжи, автор строк, является авторитетным, мало изученным, - к сожалению, - и практически не переведенным в нашей стране поэтом, переводчиком сонетов немецких авторов на китайский язык. Интерес к нему в связи с изучаемой нами темой оправдан – однако смысл и назначение данной цитаты раскроется в полной мере в ходе исследования. Поэтому во вступлении мы лишь позволим себе в очередной раз подчеркнуть её значимость.

II. Понятие «Логос» в греческой философии.

Данная категория у Филона Александрийского служит связующим звеном его концепции с предшествующей ему эллинской мыслью. Впервые данный термин мы находим во фрагментах Гераклита; затем, уже в модифицированном виде, - у стоиков. Для того чтобы понять, почему Филон адаптировал именно это понятие для своей философии, а также для анализа аспектов, привнесенных им самим, необходимо рассмотреть концепцию Логоса в её развитии.

  1. Логос Гераклита.

§1. Жизнь и учение Гераклита.

Исследовать философию Гераклита необходимо в её связи с политической и общественной обстановкой, сформировавшейся к моменту начала и расцвета творческой деятельности философа.

Согласно Диогену Лаэрцию, акмэ Гераклита приходится на 69-ю Олимпиаду (504-501 г.г.). У Ф. Х. Кессиди3 приведена примерная дата рождения философа – 544 г. (возможно, 540-541 гг.) до н.э . О том, когда он умер, мы можем лишь догадываться; по предположению Диогена Лаэрция, Эфесец скончался около 484-481 гг. до н.э. Не подлежит сомнению факт знатного происхождения Гераклита; по некоторым источникам, он отказался от сана царя, уступив престол своему брату.

Примечательна политическая ситуация в Эфесе, сложившаяся в годы жизни Гераклита. Мы располагаем немногой информацией о ней; однако, вслед за Кессиди, можем выдвинуть гипотезу о том, что, как и в соседнем Милете, в Эфесе имело место противостояние демократов и сторонников аристократии; Гераклит, член царской семьи и претендент на трон, поддерживал последних. Также нам известно, что в середине – второй половине VI века до н. э. ведущими центрами греческой цивилизации становятся ионийские города на побережье Малой Азии – Милет и Эфес4. Находясь на пересечении торговых путей, они - место пересечения греческих и ближневосточных цивилизаций; в них процветает торговля, которая способствует внешним контактам и расширению кругозора ионийцев.

Теперь следует подробнее рассмотреть культурные изменения, происходившие во всей Элладе в тот период, так как они напрямую обуславливают появление философии Гераклита5. Ю. А. Шичалин указывает на распространение в Греции описываемого периода папируса, который позволил фиксировать информацию; в связи с этим поэзия, до того рассматриваемая как не подлежащий сомнению источник мудрости, теряет свои позиции, и на сцену выходит новая зарождающаяся форма мировоззрения – философская. Время жизни Гераклита как раз приходится на период, ставший переломным для греческой культуры, период проблематичного взаимовлияния поэзии, мифа и зарождающейся философии.

С распространением папируса распространялась и письменность: следствием этого стало появление фиксированных законов в городах. Таким образом, власть теряла свой сакральный характер: теперь закон рассматривается как установление людей. Как следствие, в ряде городов сформировались демократические группировки. Борьба традиции и философии отождествлялась с борьбой аристократии и сторонников демократии. Из вышеприведенного можно сделать вывод: Гераклит, оставаясь на стороне аристократии, стремился вновь возвратить эпоху господства мифа. По выражению Шичалина, отсюда проистекает подчеркнутая анахроничность Гераклита, его тоска по премудрости невразумительных высказываний Дельфийского бога6 (93 DK). Таким образом, вся философия Гераклита была направлена на возвращение к истокам, к мудрости древних. Однако, оказавшись не в силах повернуть развитие философии вспять, Гераклит стал ступенью в перенесении мифологического мышления на почву философии, к их «примирению». Мы видим, что понимание понятия «Логос», ведущего понятия в философии Гераклита, коренится в греческом предфилософском мировоззрении. Вкратце рассмотрим основные черты Логоса Гераклита.

§2. Концепция Логоса в философии Гераклита

Как сказано выше, Гераклит критикует философское мировоззрение, основываясь на поэзии аэдов, а также черпая вдохновение из орфических и дионисийских гимнов. Из этого следует логическая несвязность концепции Гераклита: в целом, сложно говорить о его единой систематизированной доктрине. По меткому выражению Шичалина, сам факт того, что сочинения Гераклита дошли до нас лишь в виде отдельных разрозненных высказываний, как бы мозаики, напоминает нам о том, что его учение носит характер народной мудрости, основанной на личном опыте и традиции, а не на исследованиях. Сам Гераклит считает себя последним мудрецом. Отсюда проистекает и стиль Гераклита, близкий стилю ритуальных песнопений (подробнее об этом – от Мифа к Логосу). Таким образом, концепция Логоса его весьма туманна и с трудом поддается какой-либо классификации (так как сам автор умышленно не делал из неё системы). В пример приведем явное противоречие отрывков 35DK и 40DK. Мы попытаемся, опираясь на сведения различных исследователей, вкратце выделить основные черты Логоса Гераклита. На наш взгляд, уместно будет разделить аспекты понимания Геркалитом Логоса на 3 категории: Логос как река, Логос как Слово, и Логос как Бог.

А. В связи с фрагментами 102DK и 86DK, о том, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды, часть исследователей приписывает Гераклиту концепцию крайнего релятивизма. Безусловно, в данных отрывках, такая идея присутствует:7 «никто из мыслителей, живших до и после Гераклита, не выразил идею всеобщего движения и изменения столь впечатляюще и рельефно, как это сделал Гераклит». Однако говорить о Гераклите как о стороннике абсолютного релятивизма, неустойчивости и видеть в нем прямого предшественника софистов и скептиков неправильно. В отрывке В49 читаем: «В одну и ту же реку входим и не входим, существуем и не существуем». Теперь обратимся к фрагментам 74DK, 111DK и 60DK: «одно и то же живое и мертвое…», «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых», «Путь вверх-вниз один и тот же». В заключение сравним их с отрывком 50DK: «..мудрость в том, чтобы все знать как одно». В первом фрагменте мы видим, что реке приписывается свойство содержать в себе существование и не-существование. В последующих трех отрывках говорится о взаимосвязи противоположностей. В последнем приведенном отрывке видим стремление Гераклита объединить противоположности в причастности некоторому третьему началу. Следовательно, образ текущей реки можно понимать и так: постоянно изменяясь, содержа в себе противоположности, переходящие друг в друга, она остается той же самой рекой (все-как-одно). Итак, «если вслед за Платоном и Аристотелем акцентировать внимание лишь на одной из сторон гераклитовского образа реки, а именно на всеобщей изменчивости и текучести, и опустить противоположную сторону этого образа, связанную с постоянством и неизменностью… то вывод об иррационализме, агностицизме и релятивизме Гераклита оказывается неизбежным».8 Там же: «Таким образом, предпосылкой сдержанности… оптимизма Эфесца является признание им единства изменчивости и постоянства движения и покоя, а не одностороннее утверждение о всеобщем изменении». Теперь приведем фрагмент 30DK: «этот космос… есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». Можно предположить, что Гераклит отождествляет меру с Божеством-Логосом, соединяющим противоположности, определяющим закон их взаимного перехода друг в друга. Применительно к образу реки, это Божество-Логос-меру можно назвать скоростью течения.

А’. На данном этапе исследования необходимо внести замечание об особенности древнегреческого мироощущения. Мир для грека предстает как единое целое; в этом смысле можно понимать и слова Парменида о том, что бытие есть, а небытия нет. Вопрос «что есть за пределами Космоса?» для грека представлялся грубейшей тавтологией; мир есть все то, что есть, и ничего сверх того. Мир был единым полотном, на котором находились все сущее; как то, которое может быть оценено положительно, так и то, к чему люди относились предосудительно. Таким образом, противоположности немыслимы друг без друга, т.к. находятся на едином «полотне». Можно предположить, что даже боги находились для греков на том же полотне, что и смертные; «полотно» же сознавалось представителями античного мировоззрения конституирующим условием. Боги, как же, как и люди, были вынуждены подчиняться общим закономерностям Космоса.

Юнгер на примере культа Диониса иллюстрирует чувство единства противоположностей у эллинов9. Дионисийские мистерии, по мнению автора, носят сакральный характер постольку, поскольку они упраздняют всякие границы между царством Диониса и царством Аида. Пиры и танцы есть способ приведения человека в состояние, близкое к трансу, т.е. в состояние, напрямую граничащее со смертью, когда, не умирая, человек как никогда чувствует близость первоначального хаоса. Именно неполнота перехода в стадию смерти, как бы парение меж двух миров делает ритуал сакральным. Лишь тот, кто вкушает жизнь в абсолюте, в котором она сливается со смертью, способен приблизиться к динамике меры «разжигания и угасания» мирового огня. Вспомним легенду о дочерях Миния, которые отказались принять участие в празднике и волей Диониса обезумели и растерзали своих детей. Из этой притчи видно, что для грека человек, не умеющий чувствовать жизнь во всех её красках, отвергает законы Космоса, так как отвергает тем самым и смерть. Однако человек, нарушающий порядок ради самого порядка с необходимостью должен одолеть себя, перешагнуть страх смерти и хаоса. Такое преодоление является частью любого приобщения к Мере: так воин входит в боевой транс, и рожающая мать приближается к смерти, порождая новую жизнь. Гармония включает в себя взаимосвязь всех аспектов существования человека; поэтому чувствовать не-существование можно лишь в полноте жизненных удовольствий, доведенной до крайности.

Основываясь на традиции, Гераклит сохраняет в своей доктрине дух дионисийских мистерий, делает его неотъемлемой частью формирующегося научного мировоззрения.

В. Логос Гераклита выражается в Слове. Мистичность стиля дает Эфесцу возможность играть со смысловыми значениями: в некоторых фрагментах Логос, обозначающий Закон, Всеобщий Разум, Божество, может подразумевать и человеческую речь (26DK).

Сакрализация слова, по мнению Кессиди10, связана опять-таки с подчеркнутой анахроничностью стиля Гераклита и подражанием священным мистериальным гимнам. «Слова и словесные наименования вещей (имена) – это не случайные и произвольно установленные этикетки:… они находятся в определенной связи с вещами или в зависимости от них выражают природу последних, их сущность»11. Следуя логике Э. Тайлора, можно сказать о том, что данное явление уходит корнями в первобытную мистификацию слова, выразившуюся в таких явлениях как заговор и сакрализацию имени. (Если принимать во внимание общее индоевропейское происхождение народов Греции и славян, то можно привести в пример обычай последних давать ребенку два имени: ложное и настоящее).

Сравним фрагмент B 113DK и 1DK. Все люди, обладая даром речи, причастны к общему Логосу in potentiam. Однако истинное познание возможно лишь через приобщение к истинному всеобщему Логосу. Мы видим здесь соотношения субъективного и объективного Логосов у Гераклита: «субъективный логос людей имеет все возможности быть в согласии с объективным логосом (B 113DK, В 116DK), но «большинство» людей в силу обывательского самомнения и умонастроения находятся в разладе с ним».12 (Говоря об этом, уместно будет вспомнить царское происхождение Гераклита, его ощущение собственной избранности). Для постижения истинного логоса следует «прислушаться», услышать Божество, меру всего, проявляющее себя в речи. Отсюда и игра слов Гераклита, его внимание к стилю. Из этого следует и высказывание о том, что «многознание уму не научает»: «одна мудрость: познать смысл того, что управляет всем через все» (В 41DK). Исходя из того же фрагмента: «В сфере речи, слова или учения гераклитовский «логос» определяет смысл всех наших слов и речей через слова… логос (мудрое) отличается от мира единичных предметов и явлений, слов и речей о них… вместе с тем слово «отличен» не означает полной оторванности от вещей, существования вне и независимо от многообразия предметов и явлений». 13

В связи с этим можно сделать вывод о терминологоческом аспекте в понятии «логос» у Гераклита: будучи приобщенным к логосу потенциально, человек может истинно познавать, лишь согласовав внешний и внутренний Логосы. Сделать это можно, следую Гераклиту, через исследование самой речи.

В. Нередко синонимами у Гераклита оказываются слова «логос» и «Бог». Рассмотрим отрывок B 67DK: «Бог: день-ночь, зима-лето, война-мир, избыток-нужда…». Теперь сравним его с фрагментами 60DK: «путь вверх-вниз один и тот же», и B 41DK: « Ибо Мудрым [существом] можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной». Вновь возвращаясь к материалу §1-А, можно заключить, что Логос у Гераклита носит характер Всеобщего Разума. Неясен вопрос о персонификации Логоса: хотя ряд фрагментов это отчасти подтверждает (В14, В23, В77, В79, В91, В92 DK), отрывок B 30DK заставляет в этом посомневаться.

Вывод: Гераклит Эфесский, критикуя зарождающееся научное мировоззрение, тем не менее, стал важнейшим этапом в процессе перенесения на его почву идей, характерных для предфилософского сознания. В его доктрине раскрывается ощущение единства мира, подчиненность его общим закономерностям и утверждение соотносимости этих закономерностей с разумом человека через мысль и слово.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconПрок о пий
Род и жил в г. Газе, где руководил школой риторики. Кроме светских произведений, ему принадлежат толкования почти на все книги вз....
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconКонцепция национального самоопределения в России в контексте философии права
Охватывают национальные отношения в целом в плане институционализации прав и свобод, а значит, гарантируют общие правовые условия...
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconОбщая характеристика римской философии
Философия Древнего Рима находилась под сильным влиянием греческой традиции. Собственно идеи античной философии были в последующем...
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconРеферат по философии на тему: «идеальное государство платона»
...
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconИслам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ
Работа выполнена на кафедре философии религии факультета философии и культурологии Южного федерального университета
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconРефератов и философских сочинений тема философия как социокультурный...
Рационально-этическая концепция Сократа и ее роль в раз­витии античной философии
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconАппиана Александрийского «Сирийские войны»
Аппиана Александрийского «Сирийские войны» (ближе к концу), книга Юстина «Книга Маккавейская» (11, 13, 14, 15 главы) и книга Иосифа...
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconТема введение 8 ч
Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая....
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconСтановление философии биологии в контексте научной философии
В целях совершенствования информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации Правительство Российской Федерации...
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconПланы семинарских занятий по Истории современной западной философии для факультета философии
Периоды развития западной цивилизации, ее отличие от других мировых культур. Концепция “Расколдования мира” (М. Вебер)
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconПопов Михаил Сергеевич Правовой статус международных экономических организаций
П. И. Данилова с соавторами, В. С. Пажетнова, Д. Г. Пикунова, В. С. Пучковского, А. В. Сицко и др., опыт охотничьих инспекций – Смоленской,...
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconПланы семинарских занятий по истории современной западной философии...
Периоды развития западной цивилизации, ее отличие от других мировых культур. Концепция “Расколдования мира” (М. Вебер)
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по философии цели освоения дисциплины
Для достижения поставленных целей задействуется комплекс теоретических представлений классических и современных мыслителей о сущности...
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconКонцепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» иеё значение в развитии философии истории
Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconФридрих ницше и его концепция сверхчеловека
«больше поле битвы, чем человек» (19, с. 13). «Тщетно было бы переизлагать философию Ницше на стандартный манер: реконструировать...
КонцеПция логоса у филона александрийского в контексте греческой философии сильян Михаил Сергеевич iconДепутатский запрос губернатору Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко...
Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск