Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ





Скачать 459.57 Kb.
НазваниеИслам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ
страница1/2
Дата публикации11.12.2014
Размер459.57 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2



На правах рукописи


ЗАБРОДА Татьяна Николаевна


ИСЛАМ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО - ПОЛИТИЧЕСКОГО

ЭКСТРЕМИЗМА: ФИЛОСОФСКО - РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Специальность: 09.00.13 – религиоведение,

философская антропология, философия культуры.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Ростов – на – Дону
2007

Работа выполнена на кафедре философии религии факультета философии и культурологии Южного федерального университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Капустин Николай Стратонович



Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Матяш Тамара Петровна




кандидат философских наук, доцент

Воронцов Сергей Алексеевич

Ведущая организация Ростовский государственный университет

путей сообщения

Защита состоится 30 января 2008 г. в 1500 на заседании Диссертационного совета Д. 212.208.13 по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу : 344006, г. Ростов-на -Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148


Автореферат разослан 29 декабря 2007 г.
Учёный секретарь

Диссертационного совета Шульман М. М.

Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования. На рубеже XX-XXI веков мир столкнулся с беспрецедентной активизацией исламского фундаментализма и экстремизма, а также такой крайней формой проявления экстремизма, как терроризм, что способствовало распространению в сознании многих людей взглядов об «исламской угрозе» мировой цивилизации.

У большинства восточных государств, где подавляющая часть населения исповедует ислам, пока нет возможности достойно противостоять экономической, идеологической и политической экспансии западного европейско-американского мира в адекватной форме. Сегодня их негативная реакция на социально-экономический диктат находит свое выражение в такой извращенной форме, как террористические акции, от которых страдают сотни тысяч ни в чём неповинных людей. Вместе с тем, исследователи исламского мира с тревогой отмечают, что экономический потенциал благодаря нефтяным и другим сырьевым богатствам этих стран быстро растёт и не трудно предугадать, что будет в условиях противостояния «Восток-Запад», когда у экстремистских группировок некоторых восточных стран появится возможность овладеть оружием массового уничтожения. Известно, что Саудовская Аравия, Иран, Египет и некоторые другие мусульманские страны ведут разработку ядерного оружия, а Пакистан уже имеет его.

Вполне реальна и перспектива «исламского передела» мира, если учитывать демографическое соотношение населения планеты. Социологи утверждают, что численность мусульман, например, в США составляет по разным данным от 4 до 6 млн. человек. В ближайшие годы ислам, возможно, обгонит в Соединённых Штатах иудаизм и станет крупнейшей нехристианской религией в стране. В странах Западной Европы в настоящее время проживает около 20 млн. мусульман. Согласно прогнозам, к 2020 г. мусульмане составят 30% населения Земли.

Если на рубеже XIX –XX веков на карте мира имелось всего три исламских государства: Оттоманская империя, традиционно шиитский Иран и Афганистан, где никогда не придавали особого значения идеологии, то в наши дни только «Организация исламской конференции» объединяет 45 государств Азии и Африки, что позволяет политикам говорить об исламском наступлении на Америку, Европу, Россию.

Начало возрождения ислама многие исследователи связывают с победой Исламской революции 1978 – 79 годов в Иране. Усиление же роли ислама в политической жизни многих стран мусульманского мира началось гораздо раньше (в 50-60-х годах прошлого века). В этот период резко возросла роль движений, получивших название «фундаменталистских», наиболее яркими представителями которых считаются организации «Хизбалла» в Ливане, «Исламский фронт спасения» в Алжире, «Аль - Гамаа аль Исламия» в Египте и др. Эти организации относят к так называемому «политическому исламу», а их сторонников называют «исламистами».

Усилению «исламского фактора» в политической сфере способствовали и изменения в общественном сознании населения мусульманских стран, под влиянием видных представителей философско-теологической мысли ислама. Так Джамал–аад-Дин аль- Афгани сформулировал космополитическую идею солидарности мусульман, вылившуюся в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение в мусульманском мире. Параллельно с панисламизмом, предполагавшим объединение мусульман на конфессиональной основе, широкое распространение получил мусульманский национализм, требующий обособления мусульманских общин от представителей других конфессий. Национализм в считанные годы пропитал все направления мусульманской общественной мысли, принимая всё более агрессивный, экстремистский характер. Все эти процессы требуют углублённого изучения на основе их философского и религиоведческого анализа.

Известно, что мусульманские политические лидеры и общественные движения всегда используют символические абстракции, разнообразные метафорические образы Корана в качестве инструментария для достижения своих идеологических и политических целей. Мистический полисемантизм коранических текстов даёт возможность сакрального «обоснования» практически любых националистических идей, что наглядно прослеживается, например, в суфийских вариантах исламского вероучения. Психологическая «подпитка» политических лозунгов и призывов мусульманскими правовыми нормами и нравственными принципами оказалась весьма эффективной формой привлечения «на свою сторону» широких масс в странах исламского мира.

Механизм взаимодействия ислама, представляющего собой в целом вполне миролюбивую мировую религиозную систему, с идеями политического экстремизма приводит к образованию их «взрывоопасного сплава», ещё недостаточно прояснённого в нашей философской и религиоведческой литературе. Необходимо раскрыть те условия и предпосылки, которые способствуют проявлению определённой закономерности во взаимодействии политических экстремистских систем с определенными компонентами исламского вероучения и культа. Слабо изучена связь и взаимовлияние исламского фундаментализма, «интегризма» с идеями сепаратизма и национализма.

В свете всего вышеотмеченного актуальность данного исследования становится вполне очевидной.

Степень научной разработанности проблемы. Одними из первых, кого обеспокоил рост политической значимости ислама в современном мире были американские историки–исследователи - востоковед Б. Льюис и исламовед Д. Эспозито. Последний в книге «Исламская угроза: миф или реальность» отмечал, что в основе возрождения ислама лежит призыв к восстановлению исламской идентичности в борьбе за то, чтобы «…быть верным прямому пути, указанному Богом»1.

В работах Б. Льиса проанализированы истоки «мусульманской ярости», которые он усматривает в противостоянии цивилизаций. Это иррациональная, но в историческом плане вполне понятная реакция древнего соперника, направленная против иудео-христианской цивилизации, с её секуляризмом и глобализмом, разрушающим традиционное общество.

_______________________

Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? N.Y., Oxford,1992,р.32-33.

Понятие «столкновение цивилизаций» ввёл в научный оборот С. Хантингтон, который отмечал: «Мусульмане опасаются мощи Запада и противятся ей и той угрозе, которую она несет их обществу и их убеждениям. Они рассматривают западную культуру как материалистическую, коррумпированную, декадентскую и аморальную»1.

В дискуссии по исламскому возрождению обозначились два подхода: одна группа ученых (Д.Эспозито, А.Менк, Г.Филлер и др.) придерживается той точки зрения, согласно которой опасения Запада во многом надуманны, связаны либо с непониманием сути ислама и возрожденческих мусульманских движений, либо с нетерпимостью, граничащей с ксенофобией и даже расизмом ко всему неизвестному. Некоторые ученые этой группы считают, что исламские движения не могут представлять серьезной угрозы в силу своей многоликости. Так, А. Менк отмечал, что ислам не может сыграть по отношению к Западу роль коммунизма, т.е. монолитного и предсказуемого врага, потому что ему не хватает единообразия, сплоченности, солидарности2.

Иной подход к этой проблеме прослеживается у известного исследователя исламского фундаментализма М. Крамера, который пришел к выводу о несовместимости ислама с демократией. М. А. Хермаси полагает, что концепция «умеренного исламизма» практически мертва. Насилие, ранее являвшееся исключением из правил, теперь используется как метод и как стратегия для достижения власти в исламском мире 3.

Российская исламоведческая школа, созданная трудами В. В. Бартольда, Е. А. Беляева, Е. Э. Бертельса, И. Ю. Крачковского, А. А. Семёнова и др. в условиях господства атеистической идеологии свои выводы подчиняла партийным пропагандистским идеям. Ислам именовали не иначе, как реакционной, антинаучной, тормозящей прогресс идеологической доктриной, уводящей трудящиеся массы от активной социальной жизни, и распространяющей среди них покорность.

В советской истории можно выделить период (время «холодной войны»), когда проблемы взаимодействия ислама и политики использовались в борьбе с идеологическими противниками, что и было отражено в научных дискуссиях и политических публикациях таких авторов как - О. Ф. Акимушкин, П. А. Грязневич, С. М. Прозоров, А. Б. Хамидов и другие. СССР всё больше представал в качестве «мусульманской державы и лучшего друга ислама», надёжного союзника, борющегося вместе с угнетенными мусульманскими народами против неверных, которых олицетворяли США и их союзники.

В постсоветский период, всё более актуальными становятся вопросы, связанные с реформацией ислама, с зарождением и развитием мусульманских политических партий и занимаемыми ими позициями. Среди российских ученых-востоковедов, в работах которых рассматриваются не только общетеоретические проблемы ислама, но и анализируются пути преодоления религиозно-политического экстремизма, следует отметить следующих: В. Х. Акаев, А. В. Кудрявцев, А. В. Малашенко, В. В. Наумкин, И. П. Добаев, А. И. Ионова, А. А. Игнатенко, З. С. Арухов, Г. И. Мирский, М. Т. Степанянц, А.В. Коровиков, И. В. Кудряшова, Л. Р. Полонская, Е. А. Дорошенко, Ф. И. Хачим, М. Я. Яхьяев и др. Однако до сих пор в религиоведческих и философских работах ещё недостаточно разработаны вопросы предпосылок и причин возникновения и развития религиозно-политического экстремизма и терроризма, а также методов их предупреждения и предотвращения. Далеко ещё не прояснён механизм влияния религиозных факторов на этнонациональные и политические чувства и воззрения. Нет общепризнанного, целостного понимания феномена терроризма с учетом его специфики в различных регионах мира.

Объект диссертационного исследования – ислам в контексте религиозного и политического экстремизма.

Предмет диссертационного исследования - механизм взаимовлияния исламского фундаментализма и политического экстремизма.

Цель и задачи исследования – дать целостный анализ специфики религиозно-политического экстремизма. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих исследовательских задач:

- выявить характер взаимоотношения фундаментализма и экстремизма, показать причины агрессивности исламского фундаментализма;

- уточнить сущность политического экстремизма;

- раскрыть особенности религиозного экстремизма;

  • исследовать механизм влияния религии на политический экстремизм и образования религиозно-политического экстремизма;

  • проанализировать специфику ислама в странах Ближнего Востока и государствах постсоветского пространства;

- прояснить специфику религиозной идентификации в контексте социальной и политической жизни общества;

- определить пути преодоления религиозно–политического экстремизма и выяснить формы правового противодействия этому феномену.

Теоретические и методологические основы исследования. Исследование, в силу его междисциплинарного характера, опирается на многоплановую комплексную методологию с использованием, в частности, методов философского, религиоведческого, историко – философского и культурологического анализа, широконаучный подход к исламу и феноменам исламского фундамента­лизма, религиозно–политического экстремизма и терроризма, опирается на данные исто­рии мусульманизации различных народов, демографические ситуации и связанные с ними особенности специфики ислама в различных регионах планеты. Сделана попытка определения психологических и нравственных причин женского терроризма. Диссертант использует методы историко-религиоведче­ского исследования, компаративного анализа, опирается на такие принципы диалектики, как - историзм, причинно-следственная связь, конкретность, системный подход, эволюционизм, всесторонность, использует концепцию религиозного синкретизма и т.д. Теоретическую основу исследования составили классические историко–философские и религиоведческие исследования, работы отечественных и зару-

бежных ученых–востоковедов, изучающих психологические, философско-правовые и геополитические аспекты противостояния международной религиозно-экстремистской и террористической деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования.

  1. Дано определение и выявлена специфика такого синкретического феномена как религиозно-политический экстремизм;

  2. Определены истоки исламского фундаментализма и раскрыта его прямая связь с религиозно-политическим экстремизмом;

  3. Выделена совокупность признаков, раскрывающих сущность терроризма и установлена религиозная мотивация деятельности террористических организаций;

  4. Показана специфическая роль религиозного экстремизма в обострении общественно-политического кризиса на Северном Кавказе;

  5. Выяснены психологические аспекты и истоки женского терроризма и его особенности на Северном Кавказе с учетом структуры и обычаев этнонациональных сообществ;

  6. В сравнительном плане рассмотрено положение женщины у народов Северного Кавказа и ее статус в обществе ряда стран Ближнего Востока;

  7. Раскрыты в системном плане философско-религиоведческие и геополитические подходы в анализе международной террористической деятельности;

  8. Проработаны религиоведческие методы изучения, предупреждения и преодоления терроризма.

Тезисы диссертационного исследования, выносимые на защиту.

  1. Исламский фундаментализм – это, с одной стороны, борьба определённых социальных групп исламского мира за чистоту своего вероучения, за возвращение к первоначальным истокам ислама, «незамутнённых» последующими дополнениями. Аналогичные фундаменталистские тенденции имеют место во всех конфессиях. С другой стороны, при малейшей абсолютизации фундаментализм перерастает в религиозный экстремизм, подпитываемый религиозным фанатизмом, который используется различными политическими группами в исламском обществе для достижения своих идеологических и иных целей. Здесь и происходит «взрывоопасное» объединение политического и религиозного экстремизма. Это объединение носит закономерный характер. Механизм взаимопроникновения религиозного и политического экстремизма – синкретизм.

  2. Крайнее проявление религиозно-политического экстремизма – терроризм, в котором реализуется идея достижения политических целей любой ценой. В политическом плане следует различать террористов и камикадзе, т.к. последние направляют свои действия исключительно на военные объекты.

  3. Уникальным феноменом в террористической деятельности является женский терроризм (шахидизм). Использование женщин в террористических актах противоречит всему укладу жизни, обычаям и традициям народов Кавказа. И только извращение и антигуманная трансформация нравственных норм традиционного общества способствует созданию условий, при которых женщины участвуют в этих бесчеловечных акциях.

  4. Взаимодействие ислама и политики – закономерная черта восточного мусульманского мира, так как для большей части народных масс Востока в силу неразвитости и практической недоступности освоения ими таких форм общественного сознания как политика, философия, искусство, мораль, право, именно религия превратилась в образ жизни, синкретически впитавшей и подчинившей себе и политику, и право, и философию, и искусство, и мораль в их светских формах выражения. Это способствовало формированию специфического восточного исламского менталитета, базирующегося в основном на нормах традиционного общества, обеспечивающих психологическую защищенность человеку и дающих ему ощущение своей идентичности.

  5. Исламская религиозная система не может сохраняться в своём «чистом», первоначальном виде. Она испытывает на себе социально-экономическое, политическое, идеологическое и культурное воздействие Запада и определённым образом реагирует на него. Внешне это выглядит как противостояние двух цивилизаций. Мировому сообществу необходимо предотвращать разрастание постоянно возникающих противоречий в конфликтных регионах (как реакцию на глобализацию) в мировое противостояние Востока и Запада.

  6. Важнейшей задачей исследования религиозно-политического экстремизма является раскрытие механизма взаимодействия религиозных компонентов с национальными, политическими, экономическими и социокультурными воззрениями и чувствами. Известно, что противоречия, возникающие в экономической и политической сферах, выливаются в сепаратистские, националистические движения. Политическая элита, заинтересованная в «разжигании» этих противоречий, осознаёт, что последние без психологической подпитки могут быстро заглохнуть, и всячески стремится подключить к ним религию, затрагивающую глубины этнонациональных чувств, что и удаётся ей вопреки утверждениям конфессинальных лидеров о том, что их религия не имеет никакого отношения к политическому, экономическому и военному противоборству.

  7. Политики широко используют в своих целях интегративные и дезинтегративные функции религиозных систем, манипулируя религиозным сознанием народа. В этом плане религия всегда выступала как механизм реализации солидаристских идеалов народа и нации.

  8. Ислам, в свою очередь, с неизбежностью политизируется, идеологизируется и этизируется, и этот процесс также приобретает закономерный характер, который необходимо учитывать при анализе современной социокультурной ситуации в исламском мире.

  9. Политический и религиозный экстремизм - девиантные феномены, несущие серьезную опасность для общества и государства. Этой угрозе необходимо противопоставить систему конституционно-правового противодействия.

Научно – практическая значимость исследования обусловлена конкретными выводами и рекомендациями, вытекающими из изучения такого сложного явления, как религиозно-политический экстремизм. Результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов по религиоведению и культурологии, а также политологии при раскрытии проблем «исламской угрозы», определения конфликтогенных факторов в потенциально нестабильных регионах, изучения демографических и миграционных процессов и решения проблемы толерантности в отношении к мигрантам со стороны коренного населения, а также роли духовенства в решении этих вопросов. Последнее обстоятельство имеет важное значение в северокавказском регионе, поскольку беженцы и вынужденные переселенцы из республик Северного Кавказа расселяются на территориях Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области, значительная часть населения которых - казачество, в свою очередь подвергавшееся гонениям и репрессиям в период тоталитаризма и остро реагирующее на реальное или кажущееся им ущемление и посягательство на их территориальные права и свободы.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора. Идеи и положения диссертационного исследования докладывались на III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (СКНЦ ВШ Ростов-на-Дону, 2002 г.), международной научно-практической конференции «Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму» (Ростов-на-Дону, 2003 г.), на межрегиональной научно – практической конференции «Человек и этносы в транс­формирующемся обществе: социальные девиации и пути их преодоления» (СКНЦ ВШ, Ростов-на-Дону, 2004 г.).

Результаты диссертационного исследования дважды обсуждались на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии Южного федерального университета.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка используемой литературы, включающей 120 наименований. Общий объем диссертационного исследования 187 стр.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, освещается степень разработанности проблемы, теоретические и методологические основы исследования, предлагается постановка цели и задач исследования.

В первой главе «Экстремизм как объект религиоведческого исследования» рассматриваются сущность экстремизма, раскрываются причины политической активности ислама, принципы «религиозной солидарности» в мусульманском мире, выделяются факторы, порождающие экстремизм: социально – экономические и политические причины. К последним следует отнести деформацию политических институтов, тоталитарный характер режима, подавление властями оппозиции, стремление социальных или политических групп ускорить и силовыми методами решить выдвигаемые ими задачи.

Предлагается классификация экстремизма по его направленности: экономической, политической, экологической, военной, межнациональной, религиозной и его проявление в культуре. Особо выделяется криминальный экстремизм и выявляются его психологические мотивы.

В первом параграфе «Природа и сущность религиозного экстремизма» даётся определение и проводится анализ классификации данного феномена. Выделяются такие его формы как антиконфессиональный; антимодернизационный; антисистемный; сектантский; спецэкстремизм. При всех различиях все они объединены некоторыми сходными чертами:

Во–первых, устремлённость к истокам «чистого» ислама, обращение к ранним моделям ислама, которые формировали социальный образ определенного типа. М.Вебер подчеркивал, что ислам – это «религия воинов-завоевателей», «борцов за веру». К. Поппер уточняет, что ислам – это сословно организованная военная религия. Воинственность, аскетичность, орденская закрытость организации привлекает молодых адептов.

Во-вторых, во всех этих формах религиозный экстремизм является не только порождением идеалов раннего ислама, но и такими современными стереотипами, как отчуждение индивида от экономических и политических структур государства, выливающихся в системный кризис общества и личности.

Лидеры экстремистских группировок большое внимание придают обоснованию правильности и необходимости своих экстремистских действий с точки зрения исламских принципов, потому что успех или неудача этих экстремистских групп зависит не столько от их религиозной активности или властных полномочий, сколько от поддержки и понимания их действий среди широких народных масс. В мусульманском обществе, где религия имеет определяющее влияние, учение экстремистских исламистских групп воспринимается некоторыми слоями населения в качестве истинных принципов ислама. Идеология экстремистов стремится «встроиться» в религиозное учение и часто объединяется с традиционной враждебностью к Западу во главе с США, покровительствующего Израилю и евреям, которых лидеры экстремистских групп относят к злейшим врагам мусульман. Это обстоятельство усиливает решимость населения вести войну ислама с Западной идеологией с одной стороны, а с другой стороны стимулирует экстремистские тенденции, убеждает новых сторонников исламистов в необходимости строго и последовательно выполнять религиозные обязанности в ведении джихада. Широкие массы рядовых мусульман воспринимают джихад как священную войну между порочным Западом и всем исламским миром.

В параграфе делается вывод о том, что США и их Западные союзники противостоят не только Усаме Бен Ладену и его идейным соратникам из многих радикальных исламских групп, а фактически большей части мусульманского мира, который оказывает поддержку экстремистским группам, лигитимизируя их действия, придавая им общественную значимость. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что накал экстремистской деятельности не снизится с физическим устранением У. Бен Ладена, поскольку исламский религиозный экстремизм вбирает в себя не только религию, но политику и идеологию.

В параграфе анализируются факторы, способствующие трансформации экстремистских идей в террористические акты. Рассматривается так называемая «философия бомбы», основоположником которой принято считать немецкого политического радикала Карла Гейнцгейна. Последний считал, что в политической борьбе допустима физическая ликвидация сотен и даже тысяч людей, если она оправдана высшими интересами человечества. Он считал, что для достижения своих целей можно применять отравляющий газ, ракеты и требовал поиска новых эффективных средств уничтожения людей.

Концепция «философии бомбы» своеобразно переплетается с «теорией разрушения» М. Бакунина, который в своих работах настаивал на разрушении всего, что препятствует достижению поставленной цели. В качестве средств борьбы вполне уместны яд, нож и верёвка. Революционеры, считал Бакунин, должны быть глухи к просьбам обреченных и не должны идти ни на какие компромиссы.

Далее проводится анализ существующих определений терроризма, в том числе, американского профессора Р. Фалка, российского исследователя этого феномена А. В. Коровикова, и др., определение, данное госдепартаментом США, а также дефиниция, приведенная в российском законодательстве.

Данный анализ позволяет выделить в качестве главного признака терроризма его политическую мотивировку, что коренным образом отличает его от мафиозных «разборок» или гангстерских войн, даже если по своему характеру и применяемых в них методов борьбы они ничем не отличаются от политических акций. Критически оцениваются некоторые спорные определения террористической деятельности. Так, американский ученый М. Креншо выделяет в качестве определяющего признака терроризма его групповой характер, подчёркивая, что в динамике терроризма группа намного важнее, чем индивид. Членами террористических организаций многие становятся из-за того, что ощущают необходимость принадлежать к сообществу единомышленников. Группа достигает огромной власти над личностью. Однако история знает множество примеров террористических актов, совершаемых смертниками–одиночками.

Довольно спорным является и определение Р. Фалка, рассматривавшего терроризм как адекватное моральное или юридическое действие, направленное против «невинных личностей». Подобные критерии могут быть истолкованы по-разному в зависимости от тех или иных политических убеждений исследователей.

При рассмотрении данной проблемы особо выделен феномен женского терроризма, (шахидизм), получивший распространение среди некоторой части женщин Северного Кавказа. Здесь анализируется структура кавказского (в частности чеченского) общества, место в нем женщины, отличие в положении женщин на Кавказе от положения женщины, например, в ряде восточных стран.

Рассматривается распространенный на Кавказе обычай похищения женщин, а в последствии и мужчин с целью получения выкупа, анализируются и некоторые другие обычаи и нормы народов Северного Кавказа. Отмечается, что ослабление с распадом Советского Союза вертикали власти, реализация принципа свободы вероисповедания и предоставление всем конфессиям возможности широко и открыто вести пропаганду своих религиозно–нравственных ценностей, возродили на Кавказе идеи объединения мусульман в самостоятельные независимые государства на основе Корана и шариата. Для достижения этих целей можно применять любые средства (включая террор), и неважно, что при этом страдают невинные люди, ибо чем по более «чувствительному месту» будет нанесен удар, тем быстрее можно достичь своих политических целей. Следствием такой «ментальности» и явились взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, захват больницы в Буденовске и школы в Беслане и т.д.

Исследуется в этой главе и феномен «кровной мести», сравнительно недавно в историческом плане распространённый среди народов Северного Кавказа. Анализ этого обычая для нашего исследования интересен в социально-психологическом аспекте, т.к. именно здесь реализуется принцип «неразличимости личности», когда любой человек из племени обидчика становится ответственным за нанесение ущерба «нашему соплеменнику».

В определённой мере подобные специфические взаимоотношения, характерные для традиционного общества, сохраняющиеся внутри «исламского мира» были перенесены на отношения между различными этносами, народами и нациями «иных миров», например, с народами «христианского мира». Именно здесь коренятся, по нашему мнению, психологические истоки «борьбы» исламской и христианской цивилизаций.

По мнению Д.Эспозито история часто ставила христианское и мусульманское сообщества в положение конкурентов, «…а временами сводила в смертельной схватке за землю, власть и души»1,а Б.Льюис утверждал, что исламская цивилизация была единственной цивилизацией, которая ставила под сомнение само выживание Запада.

В качестве причин конфликта между исламским и христианским мирами (между Востоком и Западом) на современном этапе можно выделить следующие:

  1. Слабая экономическая база «исламского мира», в условиях безудержного роста мусульманского населения, увеличивает число безработных и недовольных молодых людей, которые и пополняют экстремистские организации;

  2. Феномен исламского Возрождения даёт мусульманам уверенность в «превосходстве» их цивилизации и нравственных ценностей над Западными;

  3. Демонстрации Западом своего военного и экономического превосходства, а также его вмешательство во внутренние дела и конфликты мусульманского мира;

  4. Падение коммунистической системы привело к тому, что исчез «общий враг» христианства и ислама и они остались в состоянии противостояния друг другу.

Зарождение экстремизма в исламе многие исследователи связывают с возникновением в 657 году теологических разногласий и разделением ислама на суннитов и шиитов. В параграфе проводится анализ идеологии ваххабизма, как фундаменталистского ответвления ханбалийского масхаба, являющегося частью суннизма. Социальная платформа ваххабизма обладает ярко выраженным стремлением к установлению патриархального равенства и размыванию социальной иерархии. Ваххабизм утверждал принципы «братства» мусульман и их равенства перед Аллахом, отвергая сословные и прочие общественные деления между ними. Такое братство предполагало особый тип организации с внутренней дисциплиной, гораздо большей, чем в обычной мусульманской общине, ярко выраженным единоначалием, круговой порукой и т.д.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconЕдиноборства и их спортивная традиция: философско-метанаучный анализ
Введение. Актуальность и основные задачи философско-метанаучного исследования единоборств
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconФеномен политического лидерства
Целью данного спецкурса является философский анализ феномена политического лидерства как проявления власти. Этот анализ опирается...
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconСибирский федеральный университет
Охватывают весь возможный спектр религиозно-ментальной самоидентификации человека. Шесть церквей охватывают мировые конфессии (иудаизм,...
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconПрограмма минимума кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 02 «Отечественная история»
В ней отражены ведущие тенденции политического, социально-экономического, религиозно-конфессионального и культурного развития Российского...
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconДвижение new age как квазирелигиозная субкультура современного общества: религиоведческий анализ
Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии фгаоу впо "Южный федеральный университет"
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconПрограмма дисциплины-семинары «Религиозно-философские традиции Востока. Арабский Восток. Ислам»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconУчебник по обожению человека любой национальности [1, 2], включает...
Охватывают весь возможный спектр религиозно-ментальной самоидентификации человека. Шесть церквей охватывают мировые конфессии (иудаизм,...
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconИгра в рекламной коммуникации: философско-методологический анализ
Ведущая организация: «мати» Российский государственный технологический университет
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconХудожественное пространство второй половины ХХ века: философско-культурологический анализ
Специальность 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология и философия культуры по философским наукам
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconА. В. Прокопчук буддизм, христианство, ислам
Прокопчук, А. В. Буддизм, христианство, ислам (из истории мировых религий) [Текст] : учеб пособие / А. В. Прокопчук. – Владивосток...
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconПлан мероприятий по профилактике экстремизма, насилия и жестокости,...
Организационно-управленческое методическое обеспечение работы по профилактике экстремизма
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ислам- одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем...
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconПрограмма дисциплины "Ислам во внешней политике и международных отношениях"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Юриспруденция»...
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ icon«Формирование духовно – нравственных ценностных ориентаций: опыт...
Охватывают весь возможный спектр религиозно-ментальной самоидентификации человека. Шесть церквей охватывают мировые конфессии (иудаизм,...
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconИнтеграционное взаимодействие стран СНГ в контексте реформирования...

Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ iconФилософско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании
Защита состоится 14 февраля 2007 г в 15. 00 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212. 208. 13 по философским наукам в Ростовском...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск