Скачать 330.39 Kb.
|
На правах рукописи Раевский Александр Николаевич ДВИЖЕНИЕ NEW AGE КАК КВАЗИРЕЛИГИОЗНАЯ СУБКУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 09.00.14 - Философия религии и религиоведение АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Ростов-на-Дону - 2012 Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии ФГАОУ ВПО "Южный федеральный университет"
Защита состоится 18 апреля 2012 года в 15:00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 140, конференц-зал. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 148. Автореферат разослан «_____»_____________2012 года. Ученый секретарь диссертационного совета М.М. Шульман I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы. Конфессиональная ситуация в нашей стране сложилась таким образом, что рядом с православием и исламом, буддизмом и иудаизмом, которые являются традиционными для России религиями, возникло множество, так называемых, новых религиозных движений (НРД). Демократический курс развития страны, взятый руководящей элитой в начале 90-х годов ХХ века, в том числе и через принятие либерального государственно-конфессионального законодательства, обеспечил всем гражданам России свободу совести и выбора религии. Попытка копирования западного общества в политическом, экономическом и культурном плане привело к становлению в России, пользуясь выражением Элвина Тоффлера, «рынка духовных товаров». Через открытые границы в Россию проникли не только пророки новых религий, но и западный образ жизни, включающий в себя интерес к мистике, магии, эзотерике, уфологии. Успех новых религиозных движений, пусть и весьма незначительный, по некоторым оценкам вряд ли был бы возможен без формирования в России сообщества культурного подполья общества так называемой культовой среды1. В среде последователей традиционных религиозных верований, существует стабильное негативное отношение к НРД: общераспространен взгляд на них как на подавляющие всякое критическое мышление, деструктивные организации. Поэтому возникает необходимость системного, целостного анализа и оценки, как деятельности данных религиозных организаций, так и мировоззрения их последователей. Изучению особенностей вероучения, организации различных новых религиозных движений уделялось значительное внимание со стороны философов, религиоведов и культурологов, однако проблема культовой среды и особенно движения New Age остается малоисследованной, хотя именно данный феномен культуры является подлинным айсбергом, от которого заметна лишь верхушка в форме институциональных новых религиозных движений. В этом плане весьма актуальным представляется изучение НРД, как целостного явления и особенно тех из них, исследование которых проливает свет на мировоззренческие позиции не только адептов данного движения, но и той части общества, которую можно обозначить как культовую среду, являющуюся «питательной почвой» для НРД. Актуальным является всестороннее прояснение следующего вопроса: произошла ли при становлении новых общественных отношений массового общества, отличных по своим характеристикам от отношений в традиционном типе культуры, трансформация религиозной сферы общества и в какой форме. Соответственно актуальным является тематика взаимовлияния массовой культуры и новой религиозности. В конечном счете, необходимо ответить на вопрос о социокультурном значении движения New Age, который можно сформулировать следующим образом: является ли данное движение недолговечным пережитком архаичных эзотерических представлений или, наоборот, благодаря своей сетевой структуре и обращению к распространенным религиозным мировоззренческим позициям оно представляет собой прообраз религии будущего? Актуальность темы исследования обусловлена и тем, что при ее рассмотрении, научному анализу подвергся малоизученный материал, в котором концептуализированы идеи, взгляды деятелей движения New Age и мировоззренческие позиций людей составляющих ядро современной культовой среды. Степень разработанности проблемы. Феномен новых религиозных движений и движения New Age в частности можно рассматривать с позиций различных направлений – религиоведения, социологии и социальной философии, психологии, культурологии и т.д. К данной теме обращаются многие исследователи, но до сих пор целый ряд аспектов появления и функционирования новых религиозных движений изучены поверхностно. Исследование новой формы религиозности можно условно разделить на два направления – светское и конфессиональное. В светском религиоведение рассматриваются новые религиозные движения с позиции социологии, антропологии, философии религии, и в философско-культурологическом аспекте, раскрывающем характер взаимоотношений между религией и различными аспектами культуры. Конфессиональное направление в изучении НРД подходит с собственных позиции собственных догматов и в основном с целью показа полной несостоятельности последних в плане их духовно-нравственной установки. Имеется значительное количество зарубежных и отечественных работ, посвящённых феномену новых религиозных движений. Исследования новых религиозных движений (НРД) были начаты с конца 1960-х гг. и интенсивно продолжаются по сей день. Основные особенности этих движений были проанализированы как западными учеными (А. Баркер, Б. Уилсон, Р. Старк, Р. Элвуд, Д. Бромли, В.С. Бэйнбрайт, Дж. Салиба, П. Кларк и др.), так и отечественными (П.С. Гуревич, Л.Н. Митрохин, С.Б. Филатов, Е.Г. Балагушкин , Л.И. Григорьева, И.Я. Кантеров, Д.А. Таевский, Е.В Бурлуцкая., О.В. Воронкова и др.) На Западе, начиная с 80-х годов, вышел целый ряд работ посвященных движению New Age. Из наиболее значительных авторов монографий можно выделить С. Сатклифа, Д. Кемпа, П. Хиласа, Дж. Г. Мелтона, К. Бочингера, М. Йорка, М. Вуда, А. Поссами. Кроме того, в зарубежном религиоведении, стало своего рода нормой, посвящать движению New Age специальную главу в исследованиях посвященных НРД, глобализации, секуляризации и современной культуре. До сих пор работы большинства пишущих на эту тему авторов не переведены на русский язык. Более того, большинство из вышеприведенного списка авторов даже не упоминаются в русскоязычных работах посвященных НРД в целом и движению New Age в частности. К сожалению, российские религиоведы еще недостаточно исследовали проблему генезиса и эволюции движение New Age. Из отечественных работ, как наиболее значимых в аспекте нашей диссертации можно отметить труды Кантерова И.Я., Григорьевой Л.И., Пендюриной Л.П. и Воробьевой М.В. Большой интерес представляет фундаментальное исследование Волтера Ханеграафа «New Age и западная культура. Эзотеризм в зеркале светской мысли» 1996 года2, в котором детально рассматриваются основные направления New Age, раскрываются их связи с культовой средой и процессами секуляризации. Изучение движения New Age предполагает анализ специфики организационной структуры НРД. Данный вопрос получил свое освещение в целом ряде работ религиоведов социологов. Здесь следует отметить концепции В.С. Бэйнбрайт и Р. Старка, предложивших методологию типологизации культов, выделив среди них аудиторные, клиентурные и институциональные3. Также значительный вклад в социологическое изучение, новой религиозности был внесен Колин Кэмпбел. Предложенное данным автором понятие культовой среды активно используется для описания движения New Age. Значительный фактический и аналитический материал представляют конфессионально ориентированные авторы – представители конфессионального религиоведения. Выступая с критикой новых религий и движения New Age, они провели значительную работу по систематизации и анализу мировоззрения последователей движения New Age: Ф. Локхаас, У. Мартин, А. Дворкин, Р. Родос, Д. Ньюпорт, А. Кураев, Дж. Макдауэлл, Д. Стюарт. Конечно, данные работы обладают своей спецификой, в силу определенной конфессиональной принадлежности авторов, но это не является причиной для исключения их из поля исследования. Поскольку наше исследование включает в себя социокультурный анализ движения New Age, мы также использовали труды отечественных и зарубежных авторов-специалистов в области массовой культуры. Исторические и теоретические аспекты феномена массовой культуры исследуются в работах Н.Б. Кирилловой, А.В. Костиной, Х. Ортеги-и-Гассета, Л.Г Ионина, Г.К. Ашина. Особое внимание уделяется работе Ю.В. Рыжова «”Ignoto Deo”: новая религиозность в культуре и искусстве», в которой новая религиозность рассматривается как социокультурный феномен, возникающий благодаря современной массовой культуре. Под всесторонним рассмотрением движения New Age мы подразумеваем классическое религиоведческое исследование, основанное на системном подходе. Данный подход включает в себя описание исторических связей, основных мистических и ритуальных элементов, организационной специфики и социокультурного значения конкретного НРД. Объект исследования – характер духовно-религиозных движений, возникших в США и России, в 60-х годах ХХ века. Предмет исследования – специфика и тенденции развития движения New Age как элемента современного социокультурного процесса. Цель исследования – дать комплексный, системный анализ движения New Age, показать его специфику и на данном основании обозначить возможные сценарии развития движения New Age. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Теоретико-методологические основы исследования. Сложность и специфика объекта и предмета исследования приводит к необходимости применения междисциплинарного подхода, соединяющего как системные представления, так и частные знания. Теоретической базой диссертационного исследования является широкий спектр положений, разработанных в отечественной и зарубежной философской и религиоведческой мысли, отвечающих задаче, поставленной в исследовании. Автор разделяет взгляды Волтера Ханеграаф рассматривающего движение New Age как в определенной мере осмыслившую себя в конце 70-х годов культовую среду, проявления которой характеризуются критикой массовой культуры Запада, выраженной посредством секуляризированного эзотеризма. Методологическую основу работы составляют методы философского анализа. В ходе анализа использовано типологическое исследование и сравнительный анализ, принципы всесторонности и развития, преемственности, сравнения, историзма, структурно-функциональный анализ. Используемые источники можно разделить на три основных типа. Во-первых, нами используются данные социологических исследований, предоставляющие конкретные данные о религиозных представлениях людей в современном обществе. Во-вторых, активно привлекались к работе диссертационные исследования, монографии Западных исследователей, авторефераты, журнальные статьи, посвященные теме НРД, движению New Age и другим духовно-религиозным движениям. Также источником для нашего исследования являются тексты авторов относимых к движению New Age. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
Основные положения, выносимые на защиту:
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по религиоведению, культурологии, философии, политологии, философской антропологии, психологии, а так же для дальнейших теоретических разработок проблемы. Результаты исследования также могут найти практическое применение в сфере государственно-конфессиональных отношений. Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора общим объёмом п.л. Различные аспекты диссертационного исследования обсуждались: – на конференциях: – в рамках чтения лекций по курсам «новые религиозные движения» и «современное религиозное мировоззрение» Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, составляющих 8 параграфов, заключение и список использованной литературы списка литературы, включающего 130 наименований. Общий объем диссертации – 148 страниц. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, формулируется цель, задачи и методы исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, научная новизна, формируются основные положения диссертации, выносимые на защиту. |
Темы рефератов Конвергенция в сми. Современные аспекты и подходы.... Диалогизация медиасреды как основополагающая характеристика современного информационного общества | Конспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе ... | ||
Ислам в контексте религиозно политического экстремизма: философско религиоведческий анализ Работа выполнена на кафедре философии религии факультета философии и культурологии Южного федерального университета | Учебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор... Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества» | ||
Темы контрольных работ и рефератов по социологии Социология современного общества (теории «постиндустриального общества», «информационного общества») | Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях... Защита состоится «23» декабря 2009 г в 13. 00 на заседании диссертационного совета д 212. 208. 01 по философским и социологическим... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура... «молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д | Пояснительная записка Курс «Великие реформаторы России» Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения,... | ||
Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление... Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное... | Кол-во часов Структура и сущности современного общества. Различные подходы к его определению. Понятие «общество» в различные исторические эпохи:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека,... | ||
Гайдаровский Тимур и тимуровское движение Тимур и его команда. (Анализ повести) Живые характеры, согретые добрым юмором Продолжение Тимура. Тимуровское движение в стране | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роль информации в жизни современного общества. Информатизация. Периоды процесса информатизации. Информационное общество. Информационная... | ||
Субкультура, ее основные направления и позиции Вступление. Цель работы над рефератом «Субкультура, ее основные направления и позиции» 3 | Тема. Реактивное движение Демонстрации: взаимодействие г-образной трубки с движущейся водой в ней, движение воздушного шарика при выходе воздуха из него, таблицы... |