Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании





Скачать 290.02 Kb.
НазваниеФилософско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании
страница1/2
Дата публикации21.02.2015
Размер290.02 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2



На правах рукописи


Мкртычев Сергей Борисович
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ГУМАНИЗМА

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВОПОНИМАНИИ
09.00.08 – философия науки и техники


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Ростов-на-Дону – 2007

Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении

«Северо-Кавказский научный центр высшей школы»
Научный руководитель: доктор философских наук

Контарев Анатолий Александрович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Шпак Виктор Юрьевич;

доктор философских наук, профессор

Матяш Дмитрий Владимирович
Ведущая организация: Ростовский филиал Российской академии правосудия

Защита состоится 14 февраля 2007 г. в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в Ростовском государственном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Ростовского госуниверситета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 12 января 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.М. Шульман

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется той противоречивой ситуацией, сложившейся в современном российском праве в связи его модернизацией, начало которой положено принятием Конституции Российской Федерации 1993 года. Существует несколько групп противоречий, характеризующих формирование и функционирование правового поля страны. Первая группа противоречий определяется кругом проблем в сфере формирования правовых норм и институтов, противоречащих лежащим в основе правовой системы принципам и правовым идеям. Вторая – выражается в плохой корреляции нормативно-правового поля с традиционно-ментальными факторами населения, определяющими альтернативную культивируемой правом императивность жизнедеятельности.

Следует сказать, что данные группы противоречий стали различаться с первых шагов правовой модернизации. Однако нужно признать, что острота обозначенных проблем постоянно снижалась благодаря корректировке правовой политики, в которой со временем стал доминировать не формально-рецептивный подход к формированию правового поля, а ориентация на решение проблем правового регулирования, исходя из его потребностей с учетом социокультурных особенностей и исторического опыта. Тем не менее, указанные противоречия остаются актуальными и сегодня, поскольку причины их возникновения не устранены.

По нашему мнению, основной предпосылкой данной проблемной ситуации является формальное, поверхностное понимание некоторых основополагающих для выбранного направления правовой модернизации ценностей, играющих системообразующую роль в этом процессе. В первую очередь речь идет о гуманизме как определенной аксиологической системе и его роли в генезисе права. Если для Западной Европы гуманизм является продуктом длительной эволюции ее культуры, создавшим необходимые духовные и интеллектуальные условия для возникновения современного права, то в России гуманизм есть результат внешнего влияния, и долгое время он не оказывал воздействия на нормативно-правовую сферу. Представляется, что такая ситуация во многом характерна и для современной правовой системы страны, которая хотя и признает гуманизм в качестве ведущего принципа ее модернизации, но не опирается на его содержательную интерпретацию, что во многом обусловлено стереотипами российского правосознания и правопонимания, являющимися составной частью правовой системы и ведущими, в складывающихся обстоятельствах, к правовому нигилизму. Кроме того, обращает на себя внимание и дегуманизация многих гражданских прав как тенденция, которая, в конечном счете, имеет исток также в формальном понимании принципа гуманизма в праве.

Но не только внутренние факторы обусловливают актуальность обращения к исследованию гуманизма в современном российском праве. Внешний фактор состоит в тех правовых трансформациях, которые закономерно возникают в связи с процессами современной глобализации. Прежде всего это касается переосмысления роли и значения концептуализировавшей гуманизм современной концепции прав и свобод человека, роли ООН в их обеспечении, редукции государственного суверенитета и как результата, сокращения объема и значения социального законодательства, гражданских прав во многих странах. Государства, входящие в мировой глобальный процесс, вынуждены строить свою правовую систему с учетом этих тенденций. Между тем гуманистическое содержание прав и свобод человека остается важнейшим фактором международных отношений, обеспечивающим многополярность мира, реализацию жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В данных условиях процесс правовой модернизации делает актуальным обращение к философско-правовому исследованию гуманизма в современном российском правопонимании.

Степень научной разработанности проблемы. Следует отметить, что в современной российской философско-правовой науке нет специальных исследований, посвященных анализу этой темы. Однако достаточно давно стали традиционными некоторые аспекты проблемы в исследованиях философов, юристов, политологов, социологов, которые имеют непосредственное отношение к ее постановке и разработке методологии решения. Так, исследование реализации свободы в пространстве отношений личности и государства, концептуализируемое в нормативно-правовой регламентации, получило развитие в работах Гегеля, Т. Гоббса, И. Канта, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Фихте и других классиков философской и философско-правовой мысли, а также в работах классиков русской философской и философско-правовой мысли – Н. Алексеева, Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Новгородцева, Л. Петражицкого, Вл. Соловьева, Н. Чичерина и др. Большое значение для настоящего исследования имели работы М. Бакунина, А. Герцена, А. Григорьева,
Н. Данилевского, К. Кавелина, П. Сувчинского, П. Чаадаева, А. Хомякова и др., в которых рассматривались противоречия между российскими и западноевропейскими социокультурными стереотипами.

В рассмотрении гуманизма как феномена западноевропейской культуры автор настоящей работы во многом опирался на работы Л. Баткина,
А. Горфункеля, В. Давидовича, М. Корелина, Д. Маккоуна, М. Петросяна, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, В. Холичера, а также Н. Бердяева,
Б. Вышеславцева, П. Гуревича, Н. Моисеева, Т. Панфиловой, Ю. Школенко и других авторов.

Следует отметить роль философско-правовых исследований таких современных ученых, как С.С. Алексеев, П.П. Баранов, В.Ю. Верещагин, В.Л. Гинзбург, А.А. Контарев, В.А. Кувакин, В.С. Нерсесянц, Е.Е. Несмеянов, А.С. Панарин, Е.Я. Режабек.

Изучение работ указанных авторов позволило выработать адекватную предмету исследования и задачам, стоящим в диссертации, методологию, раскрыть содержание категориального аппарата, используемого в анализе, структуру и содержание проблемы. Однако следует подчеркнуть, что это также сделало очевидным необходимость философско-правовых исследований проблемы гуманизма в современном российском правопонимании.

Объект диссертационного исследования представляет собой гуманизм как фактор регуляции общественных отношений.

Предметом диссертационного исследования является концептуализация идеи гуманизма в современном российском правопонимании.

Цель диссертационного исследования заключается в философско-правовом анализе гуманизма как мировоззренческого фактора становления современного российского права.

Цель диссертационного исследования реализуется посредством решения следующих основных задач:

– рассмотреть основные философские и правовые интерпретации понятия гуманизма;

– проанализировать сущность гуманистического правопонимания;

– дать философско-правовую оценку современной концепции прав и свобод человека в контексте гуманистического правопонимания;

– провести системный анализ трансформаций гуманистического правопонимания в контексте современной глобализации;

– исследовать формирование парадигм государственности и законности в истории философии и права России;

– систематизировать основные философско-правовые подходы к проблеме реализации принципа гуманизма в праве.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В реализации поставленных задач были использованы современные научные методы, применяемые в философии и праве: системный, сравнительно-правовой, логико-правовой, социально-правовой подходы, методы философской и юридической компаративистики и конфликтологии, контент-анализ газет, журналов и другие методы. Эмпирическая база диссертационного исследования включает в себя: международное и российское законодательства, монографические, информационные источники, содержащие оценки действующего российского права и правоприменения в контексте реализации принципов гуманизма; изучение научной и публицистической литературы по данному вопросу.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

– дано определение гуманизма как нормативного фактора формирования социальной действительности и общественных отношений;

– раскрыта сущность гуманистического правопонимания;

– выявлены роль и значение идеи гуманизма в формировании современного права;

– классифицированы парадигмы российского правопонимания;

– показана ведущая роль гуманистического правопонимания в формировании современного российского права;

– обоснована императивность гуманизма в построении системы национальной безопасности России.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Гуманизм есть совокупность социальных, философских, политических, правовых представлений о роли и значении человека в мире как субъекта социальных отношений – личности. Философское содержание идеи гуманизма состоит в рассмотрении человека как автономного и универсального существа. Такое понимание гуманизма, концептуализированное западноевропейской антропоцентрической философией нового времени, придает ему нормативную значимость в отношении социальной действительности и формирования общественных отношений. В праве гуманизм реализован в качестве принципа формирования содержания норм и институтов, способа регулирования правоотношений на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Философско-правовое содержание проблемы гуманизма в праве заключается в трудностях правовой концептуализации его идеи как основной прогрессивной тенденции формирования правовых систем в современном мире.

  2. Гуманистическое правопонимание основано на интерпретации права как продукта социокультурной эволюции, показателя прогрессивности общественной системы, где автономия личности рассматривается в качестве главной ценности аксиологической иерархии. В отличие от коммунистического, юридического и легистского правопонимания, сущность гуманистического заключается в сведении его типологического критерия к степени осознания свободы в праве. Такое правопонимание лежит в основе правовых систем большинства современных государств.

  3. Идея гуманизма, концептуально оформленная в эпоху Возрождения и Нового времени, стала духовной предпосылкой формирования, становления и развития современного права как нормативного закрепления свободы, равенства и справедливости, характеризующих природу человека. Наиболее полное выражение на международно-правовом уровне идея гуманизма нашла в современной концепции прав и свобод человека как основы международного правопорядка и системы международной безопасности. Главное воплощение идея гуманизма в этой концепции нашла в нормативном признании высокой ценности государственного суверенитета, гарантирующего реализацию всего объема прав и свобод человека и гражданина. Современная глобализация ведет к таким правовым трансформациям, когда государственный суверенитет не признается в качестве основного условия реализации прав и свобод человека. Поэтому тенденции правовых трансформаций как следствие глобализации ведут к релегитимации идеи гуманизма в праве.

  4. В российской истории культивировались две основные – идеократическая и гуманистическая парадигмы, государственности и законности, критерием разграничения которых выступают понимание и способ реализации свободы. Для идеократической парадигмы характерна доминанта в понимании свободы как коллективного служения надиндивидуальному духовно-нравственному идеалу, основанному на любви к ближнему. Реализация такого идеала возможна на основе доминирования коллективного начала, легитимируемого моральной, а не правовой ответственностью верховной государственной власти. Гуманистическая парадигма основывается на признании идеала личной свободы как основы общественных отношений, а государство и закон рассматриваются в качестве способов ее реализации. Приоритет моральной регламентации общественных отношений над правовой в рамках первой парадигмы ведет к признанию тоталитарного государства и не-правового закона в качестве основных способов реализации свободы. Идеал личной свободы в рамках второй парадигмы ведет к признанию правового государства и правового закона в качестве доминирующих институциональных условий ее реализации.

  5. Современное право вступило в новый этап своего развития – гуманистический, когда юридическая сис­тема выстраивается в соответствии с началами прав человека – признается приоритет и высшая юридическая значимость неотъемлемых прав и свобод человека. В России модернизация права в рамках указанной тенденции предполагает: гуманизацию идей права; развитие общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры; совершенствование правоотношений.

  6. Система безопасности как совокупность санкционируемых государством взаимосвязанных и взаимообусловленных способов и средств предотвращения и ликвидации опасности в качестве угроз личности, обществу и государству, обусловлена историческим, социальным и культурным контекстами. Поэтому формируемая система безопасности во многом определяется духовностью народа, которая на концептуальном уровне выступает в виде идеи безопасности. Функционирующее в России законодательство основано на признании гуманизма в качестве ведущего императива построения системы безопасности. Это определяется тем, что общий правовой контекст делает безопасность личности приоритетной в функционировании системы безопасности, благодаря доминированию гражданско-правового начала. При этом критериальной основой охраняемого государством права, реализуемого через такие аксиологические доминанты, как свобода, равенство, справедливость, становится частная собственность (неприкосновенность частной собственности).

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно имеет системный характер и практическую направленность, а также актуализирует задачи, связанные со смежными науками (юриспруденцией, политологией, государственным управлением). Предложения и выводы диссертационного исследования способствуют более полному и глубокому пониманию философско-правовых проблем формирования правовой системы России, некоторых юридических коллизий правоприменения, что расширяет возможности дальнейших исследований, а также применения полученных результатов в практической деятельности по формированию и интерпретации правовых норм. Диссертационные материалы могут быть использованы в процессе преподавания философских, политических и правовых дисциплин в высших учебных заведениях.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты исследования отражены в трех научных публикациях, общим объемом 1,1 п.л., его основные положения докладывались на четырех международных и научно-практических конференциях.

Структура и основное содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconЕдиноборства и их спортивная традиция: философско-метанаучный анализ
Введение. Актуальность и основные задачи философско-метанаучного исследования единоборств
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconСоциологический факультет Кафедра социологии безопасности Кузнецов В. Н. Программа спецкурса
Iii. Социологический анализ проблем идеологии в современном российском обществе
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconТемы курсовых работ и рефератов по предмету теории и методики физической...
Курс на расширение массовости и совершенствование качества физкультурного движения в современном российском обществе
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconРеферат
Особенности правового регулирования договора дарения в современном российском гражданском праве
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconПсихология человека в современном мире том 6 Духовно-нравственное...
Советом по оснащению содержания регионального образования квалифицированными авторскими программами при институте усовершенствования...
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconИгра в рекламной коммуникации: философско-методологический анализ
Ведущая организация: «мати» Российский государственный технологический университет
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconРабочая учебная программа дисциплины б в. 8 Права человека (индекс...
Профиль 03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль»,...
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconСоциальная ответственность государства в российском обществе: социологический анализ

Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconГенезис идеи и принципов гуманизма в современном европейском орбразовании
Защита состоится «25» июня 2008 года в 15. 00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 13 по философским наукам в...
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconМетодическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном...
Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconХудожественное пространство второй половины ХХ века: философско-культурологический анализ
Специальность 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология и философия культуры по философским наукам
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconАнализ работы библиотеки за 2012-2013 учебный год
Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,гражданственности, свободного развития личности
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconТаможенное дело №4 2007 год ст. 46-48. О некоторых причинах этнического...
Конкурсной комиссии по вскрытию поступивших конвертов на открытый одноэтапный конкурс без предварительного отбора
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторительно – обобщающий урок «Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе»
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconМежгенерационные отношения в современном российском обществе: динамика...
Диссертационная работа выполнена в гоу впо «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический...
Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании iconФеномен социального одиночества в современном российском обществе
І. теоретико-методологические основы исследования феномена социального одиночества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск