«философия»





Скачать 257.35 Kb.
Название«философия»
Дата публикации21.02.2015
Размер257.35 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Философия > Курсовая
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

Петрозаводский государственный университет

Кафедра философии

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой туризма

Кандидат педагогических наук

Э.Н.Павлова

__________________________

"___" _______________ 2008г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине ФИЛОСОФИЯ
для специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм

специализация - «Гостиничный сервис»

квалификация «Специалист по сервису и туризму»
ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"  рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.
Форма обучения - заочная

Курс - 1

Семестр - 1, 2

Лекции - 6 (час.)

Практические (семинарские) занятия - 4 (час.) Экзамен: во 2 семестре

Лабораторные занятия: 0 (час.)

Курсовая работа (проект) по дисциплине - нет

Количество контрольных работ - 1

Всего часов – 10. Самостоятельная работа: 50 (час.)

Итого трудозатрат на дисциплину (для студента) – 60 часов.


2008 г.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы по Философии, утвержденной МО РФ 3 июля 2000 года.
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры «___» __________ 2008 г. протокол №______


Заведующий кафедрой ________________ А.В. Волков
Пояснительная записка

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Целью изучения  философии  является формирование у студентов самостоятельного, критико-рефлексивного мышления, интереса к фундаментальным знаниям и потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.

Вышеозначенная цель предполагает решение следующих задач в рамках преподавания дисциплины:

— раскрыть специфику, место и роль философии в жизни человека на различных этапах социально-исторического развития

— познакомить с основными этапами развития философской мысли, с разнообразием философских концепций, направлений, школ

— приобщить студентов к основам философского мировоззрения и способствовать овладению методами и приемами философского анализа проблем

— сформировать устойчивый интерес студентов к изучению и обсуждению философских проблем

По окончании курса философии студент должен:

1. Иметь представление:

- о своеобразии философии, ее истории и месте в культуре, о науч­ных, философских и религиозных картинах мира и смысле жизни человека в этих картинах;

- о многообразии форм бытия и человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в че­ловеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни.

2. Понимать:

- смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к обществу и современных противоречий существования человека в нем;

- роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

- роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, цен­ность научной рациональности и ее исторических типов;

3. Знать:

- основные вехи исторического развития философии (Античность – Средневековье – Возрождение – Новое время – Новейшее время): конкретные персоналии и их философские учения.

- основные типы и формы бытия, законы диалектики, структуру, формы и методы научного познания, основные модели развития научного знания.

- основные философские концепции, освещающие природу человека, сущность культуры, истории, общества.

В ходе изучения дисциплины «Философия» студент должен освоить следующие вопросы: «Что есть философия», «История философии», «Философия бытия», «Философия познания», «Научное познание», «Философия человека», «Социальная философия».

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Философия» относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения школьных дисциплин «История», «Обществознание».

В ходе изучения дисциплины «Философия» студент должен освоить следующие дидактические единицы согласно ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"  рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.:





ГСЭ.Ф.10

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.



Объем дисциплины и виды учебной работы

№раздела

Название раздела

Количество часов

Аудиторная

работа


Самост.раб.


Всего

лек

Семинар

1 семестр

1

Философия, ее предмет и место в культуре

2










2

Исторические типы философии

2










3

Философская онтология




2







2 семестр

4

Философия познания и сознания. Научное познание.







11




5

Философия культуры




1

10




6

Философия человека

2




10




7

Социальная философия




1

10







Экзамен







9







Всего

6

4

50

60

Общая трудоемкость дисциплины составляет 60 часов: 10 часов аудиторных (6 ч. лекций и 4 ч. семинаров) и 50 час самостоятельная работа.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ



По окончании курса философии студент должен:

1. Иметь представление:

- о своеобразии философии, ее истории и месте в культуре, о науч­ных, философских и религиозных картинах мира и смысле жизни человека в этих картинах;

- о многообразии форм бытия и человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в че­ловеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни.

2. Понимать:

- смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к обществу и современных противоречий существования человека в нем;

- роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

- роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, цен­ность научной рациональности и ее исторических типов;

3. Знать:

- основные вехи исторического развития философии (Античность – Средневековье – Возрождение – Новое время – Новейшее время): конкретные персоналии и их философские учения.

- основные типы и формы бытия, законы диалектики, структуру, формы и методы научного познания, основные модели развития научного знания.

- основные философские концепции, освещающие природу человека, сущность культуры, истории, общества.

Выполнение данных требований подразумевает систематическое посещение студентом лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу студента.

На лекциях преподаватель знакомит студентов с предметной областью исследуемых тем и вопросов, конкретизирует внимание на наиболее сложных и узловых проблемах. Лекция призвана стимулировать активную познавательную деятельность студентов, способствовать формированию у них творческого мышления, определить направления самостоятельной работы студентов и содержание семинарских занятий. Она является активным средством формирования теоретического мировоззрения, изложения главных, узловых проблем философской науки, развития творческого мышления студентов, определения направлений самостоятельного изучения предмета.

До лекции рекомендуется:

- прочитать учебник по теме предстоящей лекции;

- выделить для себя ключевые проблемы и зафиксировать их;

- записать основные категории (понятия), которые будут рассматриваться в лекции.

Во время лекции необходимо:

- правильно записать номер, название темы, план, рекомендованную литературу, актуальность проблем и цели лекции;

- быть внимательным, полностью сосредоточиться на совместной работе с преподавателем, понять структуру излагаемого вопроса, уяснить основные положения, их доказательство и записать их;

- работая на лекции, следует использовать общепринятые сокращения или же собственное, схематическое изложение материала.

После лекции следует:

- уточнить ее содержание и наметить план дальнейшей работы над темой;

- определить основные понятия, рассмотренные на лекции и записать в словарь их определение.

Семинар есть средство углубления и закрепления знаний, форма контроля знаний, полученных в ходе изучения темы. Он помогает дополнить и обогатить лекционный материал, способствует формированию навыков и умений самостоятельной работы, публичного выступления перед слушателями.

Главными задачами при проведении семинарских занятий являются:

- углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над научной, учебной литературой и произведениями выдающихся философов;

- привитие навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала;

- выработка умений использовать полученные знания при анализе научных и социальных процессов, происходящих в нашем обществе;

При подготовке к семинару, сообщению, при изучении отдельных тем курса работу необходимо построить в следующем порядке:

- изучить план семинарского занятия, содержание изучаемой темы в учебной программе по курсу «Философия», объем и содержание рекомендованной литературы;

- изучить материал законспектированных по теме семинара лекций, доработав их, и соответствующих глав учебников и учебных пособий;

- законспектировать необходимое содержание рекомендованной литературы;

- ответить на контрольные вопросы, помещенные в данном пособии по изучаемой семинарской теме;

- выписать в словарь по философии определение категорий, рассмотренных в лекциях и изучаемых на данном семинаре;

На семинаре необходимо:

- внимательно выслушать вступительное слово преподавателя, тщательно продумать вопросы, на которые он обратил внимание;

- следить за докладом, научными сообщениями, выступлениями на семинаре, анализировать их научно-теоретическое содержание и методическую сторону, быть в готовности сделать разбор выступлений, дополнить их;

- в своем выступлении не стремиться излагать содержание всего вопроса семинара, а брать его отдельную проблему; излагать материал свободно, а не зачитывать текст выступления; делать необходимые обобщения и выводы; использовать законспектированные философские и научные тексты, дополнительную литературу.

Освоение курса по философии предполагает помимо лекционных и семинарских занятий, самостоятельную работу студента.

Основными видами обязательной самостоятельной работы по курсу «Философия» являются:

- работа на лекциях и семинарах;

- отработка текущего материала по конспектам и рекомендуемой литературе;

- подготовка к семинарским занятиям;

- подготовка к плановым контрольным мероприятиям различного вида;

- подготовка к экзамену;

- выполнение контрольной работы.

Контрольная работа выполняется в форме реферата. Реферат должен быть самостоятельной работой, показывающей знакомство автора с реферируемыми текстами. Во введении к реферату необходимо дать краткое обоснование актуальности темы, определить цель ра­боты. Реферат должен содержать ссылки на используемую литературу.

Реферат должен быть соответствующим образом оформлен:

На титульном листе указывается название темы, фамилия, имя и от­чество автора, факультет, курс, номер группы, а также место и год написания реферата. После титульного листа помещается план реферата. К реферату прилагается список использованной литературы. Реферат должен быть отпечатан через два интервала, сброшюро­ван и подписан. Объем основного текста - 20-25 страниц.
Список тем для контрольной работы по философии


  1. Философская деятельность и учение Сократа.

  2. Учение об «идеях» Платона.

  3. Концепция «идеального государства Платона».

  4. Учение Аристотеля о четырех причинах сущего.

  5. Концепция государственного управления и общественного устройства Аристотеля.

  6. Бог, человек и мир в философии Августина.

  7. Проблема универсалий в средневековой философии.

  8. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения.

  9. Учение об «ученом незнании» Н. Кузанского.

  10. Учение о методе познания в философии Р. Декарта и Ф. Бэкона.

  11. Концепция просвещенного абсолютизма Вольтера.

  12. Концепция правового государства Монтескье.

  13. Теория гражданского общества Ж.-Ж. Руссо.

  14. Учение о познании И. Канта.

  15. Этическая доктрина И. Канта.

  16. Философская система Г. В. Ф. Гегеля.

  17. Философско-антропологическая концепция А. Шопенгауэра.

  18. Учение о «воли к власти» и «сверхчеловеке» Ф. Ницше.

  19. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора.

  20. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса.

  21. Становление философии в России: спор западников и славянофилов.

  22. Оценка российской истории и историософия П.Я. Чаадаева.

  23. Учение о «всеединстве» В. Соловьева

  24. Философия свободы и творчества Н. Бердяева.

  25. Мистический интуитивизм. Н. Лосского.

  26. Философия личности Л. Карсавина.

  27. Религиозный экзистенциализм Л. Шестова.

  28. Метафизика С. Франка.

  29. Религиозно-этическая философия И. Ильина.

  30. Морфология культуры О. Шпенглера.

  31. Концепция «бессознательного» З. Фрейда.

  32. Феноменологическая философия Э. Гуссерля.

  33. Концепция понимания в герменевтической философии.

  34. Проблема человека в философии экзистенциализма.

  35. Философия абсурда А. Камю.

  36. Проблема свободы и ответственности человека в философии Ж.-П. Сартра.

  37. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

  38. Учение о «коллективном бессознательном» и «архетипах» К.-Г. Юнга.

  39. Концепция диалектической теологии Р. Нибура.

  40. Философия неотомизма.

  41. Учение о человеке Тейяра де Шардена.

  42. Философия диалогизма. М. Бахтина.

  43. Философия языка Л. Витгенштейна.

  44. Критический рационализм К. Поппера.

  45. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

  46. Парадигмальная концепция развития науки Т. Куна.

  47. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

  48. Теория постиндустриального общества Д. Белла.

  49. Концепция «трех волн» общественно развития Э. Тоффлера.

  50. Концепция «власти-знания» М. Фуко.


Примерные экзаменационные вопросы по курсу философии


  1. Особенности и основные направления религиозно-философской
    мысли в Древней Индии и Древнем Китае.

  2. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

  3. Происхождение, предмет и функции философии.

  4. Досократическая философия (основные школы, проблематика и представители).

  5. Софисты и Сократ.

  6. Философия Платона.

  7. Философия Аристотеля.

  8. Эллинистическая философия (основные школы, идеи и представители).

  9. Своеобразие средневековой христианской философии. Патристика. Учение Августина.

  10. Схоластическая философия (основная проблематика, этапы и представители).

  11. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли эпохи Возрождения.

  12. Своеобразие философии Нового времени. Становление механистической картины мира.

  13. Проблема метода познания и субстанции в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

  14. Основные философские идеи эпохи Просвещения.

  15. Философия И. Канта.

  16. Философия Г. В.Ф. Гегеля.

  17. Становление философских рефлексий в России. Оценка российской истории П.Я. Чаадаева.

  18. Проблема культурно-исторического своеобразия России. Спор славянофилов и западников.

  19. Русская религиозная философия к. XIX – нач. XX вв. (основная проблематика, направления и представители).

  20. Философия жизни (основная проблематика и представители).

  21. Позитивизм (основная проблематика, этапы и представители).

  22. Американский прагматизм (темы, идеи, мыслители).

  23. Основные идее феноменологической философии.

  24. Аналитическая философия в XX веке и ее эволюция.

  25. Постмодернистская философия: программы и результаты.

  26. Философия бытия. Материя и ее атрибуты.

  27. Диалектика как учение о становлении и развитии. Основные категории и законы диалектики.

  28. Понятие сознания. Структура и источники сознания. Сознание и бессознательное.

  29. Философия познания. Познавательные способности человека.

  30. Понятие истины. Аспекты, формы и критерии истины. Ложь и заблуждение.

  31. Уровни, формы и методы научного познания.

  32. Основные модели роста и развития научного знания.

  33. Проблема специфики человеческого бытия в философской антропологии XX века.

  34. Проблема понимания в современной философской герменевтике.

  35. Проблема свободы и ответственности личности в философии экзистенциализма.

  36. Понятие культуры в современной философии. Культура и ценности. Культура и цивилизация.

  37. Проблема единства человечества и многообразия культур.

  38. Основные формы культуры (мораль, искусство, миф, религия, наука).

  39. Социальная философия: ее возникновение и основные этапы развития.

  40. Основные сферы общественной жизни, их специфика и взаимосвязь.

  41. Социальная структура общества. Социальные общности и их виды.

  42. Власть и право как общественные явления. Понятие государства, его структура и функции.

  43. Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания.

  44. Личность и общество. Проблема социального отчуждения.

  45. Научно-технический прогресс и становление информационного общества.

  46. Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации.


Список учебных и справочных пособий
по курсу философии


Основная:

История философии: учебное пособие / В.В. Васильев, А.А. Кротов, Д.В. Бугай. М.: Академический Проект, 2005.

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.  3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
Дополнительная:

Алексеев П.В. Социальная философия. М.: Проспект, 2004.

Асмус А.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2009.

Барулин В.С. Социальная философия : Учеб.для вузов. - 2-е изд.,испр. и доп. - М. : ГРАНД,Фаир-пресс, 2002.

Губин В.Д. Некрасова Е.Н. Философская антропология: Учебное пособие /. - М.: Форум, 2008.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М.: Издательство Российского Гуманитарного Университета, 1998.

Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - М.:Рольф, 2001.

Гуревич П.С. Культурология : учеб. пособие. — 3-е изд., стер. — М. : Гардарики, 2005.

Евлампиев И.И. История русской философии. М.: «Высшая школа», 2001.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2009.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: Проспект, 2005.

История русской философии: учебное пособие. Под ред. Маслина М.А. М.: КДУ, 2008. — 640 с.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: учебник. - 2–е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.

Марков Б. В. Философская антропология : учеб. пособие / Б. В. Марков. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., 1994-1998.

Философия западноевропейского Средневековья : учебное пособие / О. Э. Душин, А. Г. Погоняйло, Р. В. Светлов и др.; отв. ред. Д. В. Шмонин. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005.

Философия науки / С.А. Лебедев: Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007.

Интернет-ресурсы:

htpp://www.philosophy.ru

htpp://www.anthropology.ru

htpp://www.elenakosilova.narod.ru

htpp://www.auditorium.ru

htpp://www.lib.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ
В основу данной рабочей программы по курсу философии положены требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине «философия». В соответствии с этим ключевыми разделами по курсу философии должны быть:

  1. «Что есть философия».

  2. «История философии».

  3. «Философия бытия».

  4. «Сознание и познание».

  5. «Научное познание»

  6. «Философия человека».

  7. «Социальная философия».


При преподавании дисциплины используются активные и интерактивные формы обучения: лекции, практические занятия (семинары), контрольные работы, круглые столы, эссе, подготовка конспектов, презентаций, портфолио.

В ходе лекций преподавателем задаются рамки изучения каждой конкретной темы, даются необходимый терминологический аппарат, формулируются и разбираются наиболее сложные проблемы. Отдельные темы курса, содержащие большее количество конкретного материала, целесообразно читать с использованием мультимедийных презентаций. Они позволяют четко структурировать объем лекционного материала, иллюстрировать лекцию схемами и таблицами, предоставляя возможность их копирования студентами для самоподготовки и  подготовки  к экзамену. Презентация позволяет преподавателю экономить время, затрачиваемое на написание на доске терминов, имен, схем, что дает возможность увеличить объем излагаемого материала. Кроме того, презентация позволяет иллюстрировать лекцию не только схемами и рисунками, которые есть в учебном пособии, но и фотографиями, портретами философов и т.д. Электронная презентация позволяет отобразить материал в динамике, что позволяет улучшить его восприятие.

Завершается изучение каждой темы программы на семинаре, где более глубоко и полно обсуждается одна из затронутых на лекции проблем. Проведение практических занятий целесообразно строить следующим образом:

  1. Вводная часть преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

  2. Беглый опрос пройденного и текущего лекционного материала.

  3. Обсуждение вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение.

  4. Обсуждение докладов и рефератов, подготовленных студентами.

  5. Проверка знаний студентов путем тестирования или письменного ответа на вопросы (при необходимости).

  6. Формулирование и закрепление основных теоретических и практических выводов из рассматриваемого материала.

Проведение практических занятий предусматривает активные формы обучения. Среди них могут быть формы научно-теоретического творчества (коллоквиумы, конференции, творческие задания и эссе), игровые творческие технологии обучения (диспуты, сократические диалоги, «мозговой штурм», «защита идей», и т.д.). Они позволяют выявить и раскрыть творческий потенциал студентов, реализовать индивидуальный подход к обучению, максимально содействовать формированию навыков самостоятельного мышления, личностному пониманию философских проблем.

Вопросы, оставшиеся у студентов после аудиторных занятий, разрешаются в ходе индивидуальных консультаций.

Важнейшую роль в овладении философией играет самостоятельная работа студентов. В процессе учебы студент выполняет следующие виды самостоятельной работы:

— знакомство с первоисточниками по философии: либо непосредственно с работами отдельных авторов, либо на основании хрестоматии (рекомендуемые источники и хрестоматии приведены в списках литературы). Данный вид работы направлен прежде всего на выработку навыка восприятия текстуальной информации, умения ее обобщать, анализировать, выделять в ней главное. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, а так же при индивидуальном собеседовании с преподавателем на консультации.

— подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, студенческих конференциях. В процессе данной работы формируется способность к логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу, вырабатывается навык критико-рефлексивного мышления, развивается способность к коммуникации, диалогу, к дискуссии.

— подготовка эссе, портфолио, презентаций. Данные виды работы ориентированы на проявление творческих качеств личности, стимулируют потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Кроме того, написание эссе, составление портфолио, подготовка доклада вырабатывают важные для культуры научного мышления навыки самостоятельного поиска научной информации, составления библиографии (списка литературы) и цитирования источников по изучаемой теме.
Учебно-методическая карта дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Специальность Социально-культурный сервис и туризм, I курс


Номер темы

Тема лекции


Тема семинара

Примечания

Темы для самостоятельной работы

Формы контроля

1

Раздел №1

Что есть философия

Мировоззрение его структура и исторические типы Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. (2 ч.).

-

Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2007. Раздел I, Тема 1.


Аналитический конспект статьи

М. К. Мамардашвили «Происхождение философии на фоне мифа» (1 ч.)

Проверка конспектов лекции. Назначение индивидуальных консультаций.

2 - 13

Раздел №2

История философии
Становление философии в Древней Греции: первые онтологические учения (2 ч.).

-

Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2007. Раздел I, Тема 3.


Раздел №2

История философии

Философия Древнего Востока. Поворот к человеку: софисты и Сократ. Расцвет древнегреческой философии: Платон и Аристотель. Эллинистическая философия: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм. Своеобразие средневековой философии. Патристика. Схоластика (основная проблематика, периодизация и представители). Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Проблема метода познания в новоевропейской философии: эмпиризм и рационализм. Немецкая классическая философия. Философия К. Маркса. Становление философии в России. Славянофилы и западники. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX века (20 ч.)

Проверка подготовки и выполнения контрольных работ.

14



-

Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2007. Раздел II, Тема 1.


Раздел № 3

Философия бытия.

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Понятие диалектики, ее основные принципы, категории, законы. Исторические типы диалектики Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. (4 ч.).




15




-

Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2007. Раздел II, Тема 2.


Раздел № 4

Философия познания.

Понятие сознания. Проблема сущности и происхождения сознания. Структура сознания. Уровни, формы и методы научного познания. Основные модели роста и развития научного знания. Проблема истины и ее критериев. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. (4 ч.)


.

16



Раздел № 5

Философское понятие культуры. Культура и натура. Культура как мера человеческого достоинства (2 ч.).

Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2007. Раздел III, Тема 2.


Проблема единства человечества и многообразия культур (4 ч.).


Обсуждение вопросов плана на семинаре.


17

Раздел № 6

Философия человека

Проблема сущности человека в современной философии Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. (2 ч.)

-

Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2007. Раздел III, Тема 1.


Анализ работы Ж.-П. Сартра Экзистенциализм – это гуманизм.

Проверка конспектов по теме лекции и самостоятельной работы.

18




Раздел № 7

Социальная философия

Предмет социальной философии: ее возникновение, проблематика и этапы развития Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

(2 ч.).

Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2007. Раздел III, Тема 3.


Социальная структура общества. Социальные общности и их виды. Основные сферы общественной жизни, их специфика и взаимосвязь. Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания (4 ч.).

Обсуждение вопросов плана на семинаре. Проверка контрольных работ.



Преподаватель:_________________________
дата: «____»_____________2008 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
«философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
«философия» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
«философия» iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
«философия» iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
«философия» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
«философия» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
«философия» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
«философия» iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
«философия» iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
«философия» iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
«философия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
«философия» iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
«философия» iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
«философия» iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
«философия» iconИ. Б. Муравьев философия диалога
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск