Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии





НазваниеФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии
страница1/8
Дата публикации25.02.2015
Размер0.8 Mb.
ТипВопросы к экзамену
100-bal.ru > Философия > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»


КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

ФИЛОСОФИЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

050100 Педагогическое образование – специалитет

Красноярск 2011

Составитель:
доктор философских наук, профессор В.В. Минеев

Рецензент:

доктор философских наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института Сибирского Федерального университета

А.П. Свитин

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии и социологии

"__" _____________2011 г.
Заведующий кафедрой

философии и социологии КГПУ _____________ доктор философских наук,

профессор А.М. Гендин


Одобрено учебно-методическим советом


"____" ___________2011 г.
Председатель _____________________________

СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая модульная программа

Введение

Цели и задачи курса

Требования к уровню знаний, умений, навыков

Структура курса

Краткие методические рекомендации для студентов

Содержание теоретического курса

Примерные темы лекций

Планы семинаров

Технологические карты обучения дисциплине

Протокол согласования учебной программы курса с другими дисциплинами
Контрольно-измерительные материалы

Вопросы к экзамену

Вопросы для самоконтроля

Контрольные работы

Примерные темы рефератов

Примерные темы сочинений

Вопросы для итогового тестирования (см. специальный сайт КГПУ)
Технологическая карта рейтинга учебных достижений студентов
Карта литературного обеспечения дисциплины

Обязательная литература

Дополнительная литература

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Введение

Во Введении обозначим место дисциплины в общекультурном и образовательном пространстве, ее отношение, с одной стороны, к миру человека, к потребностям студента; с другой,– к потребностям общества, социальный заказ которого выполняет педагогический вуз. Раскроем цель и задачи преподавания дисциплины. Остановимся на технологии процесса обучения и, в этой связи, сформулируем несколько общих методических рекомендаций.

Назначение и положение философии в современном мире определено рядом политических документов, принятых ЮНЕСКО, Организацией Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры.

1945 г. В Преамбуле Устава ЮНЕСКО говорится о том, что необходимо укреплять интеллектуальную и нравственную солидарность человечества, а в связи с этим – разъяснять такие понятия, как справедливость, права человека, свобода... Такое разъяснение является задачей философии.

1946 г. Подготовлен «Меморандум о программе ЮНЕСКО в области философии». В этом документе философия названа средством облагораживания людей, сердцевиной их знаний и деятельности, а в качестве приоритетов провозглашаются уважение к личности, миролюбие, неприятие узкого национализма и права грубой силы, солидарность и преданность идеалам культуры. Был разработан план действий, направленный на популяризацию различных философских традиций и на философско-теоретическое осмысление конкретных проблем современности. Для понимания задач предмета особое значение имеет следующий фрагмент Меморандума:

«Недостаточно сообща добиваться научных открытий: каждый должен сознавать, что ценность науки заключается не столько в ее прикладных аспектах…, сколько в освобождении человеческого разума и формировании широкого духовного сообщества, возвышающегося над всеми кланами и империями».

1995 г. Принята «Парижская декларация по вопросам философии». В ней, в частности, подчеркивается, что каждый человек везде должен иметь возможность свободно заниматься философией, преподавание философии должно сохраняться и расширяться там, где оно существует и вводиться в тех местах, где его нет. В документе особо упоминаются три направления деятельности ЮНЕСКО: философия перед лицом глобальных проблем; преподавание философии; развитие философской мысли и философских исследований.

2005 г. Принят очередной важный документ – «Межсекторальная стратегия ЮНЕСКО в области философии». Речь идет, в частности, о популяризации философии, о необходимости философских дискуссиях с теми кто ответственен за принятие решений, о том, что назрела необходимость в правильной диагностике проблем современности.

2009 г. В одобренном на Генеральной конференции ЮНЕСКО документе («Крупная программа III») констатируется, что осуществление Межсекторальной стратегии будет продолжено.

Таким образом, обращение к философии отвечает требованиям времени в полной мере.

Цель курса заключается в том, чтобы средствами учебного предмета, с одной стороны, развить у студентов интерес к философскому и вообще к фундаментальному знанию, сформировать устойчивую потребность в философской оценке фактов действительности, повысить мотивацию к занятиям научно-исследовательской и педагогической деятельностью. А, с другой стороны, содействовать развитию определенных когнитивных способностей студентов, воспитанию определенных интеллектуальных, профессиональных и нравственных качеств. Вот главные из них:

– способность к целостному видению мира, общества, человека; умение оценивать любые события в глобально-исторической (космопланетарной, цивилизационной, биосферно-экологической) перспективе;

– ориентация на систему ценностей, принятую научным сообществом, в сочетании с уважительным отношением к людям, ориентирующимся на иные системы ценностей; толерантность и готовность к сотрудничеству;

– глубоко осознанная заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе коллектива, в процветании России, в благополучии человечества; патриотизм и чувство ответственности за судьбу страны;

– интеллектуальная честность и правдивость высказываний;

– умеренность и воздержанность; бережное отношение к природе, к жизненному пространству и к культурной традиции; готовность оказать сопротивление пропаганде неправильного образа жизни, потребительской гонке, любым процессам, идущим вразрез с принципами устойчивого развития.

В процессе освоения курса предстоит решить несколько собственно учебных задач (которые соответствуют задачам, неоднократно ставившимся в рекомендациях Министерства образования и науки РФ).

1) Сформировать представление о философии, о ее концептуальном аппарате, проблемах, истории, о современных подходах, уделив при этом внимание таким темам, как бытие, сознание, познание, наука, эволюция картины мира, функционирование и развитие общества, взаимодействие общества и природы, формы духовной культуры.
2) Овладеть разнообразными приемами и навыками критической рефлексии, преодолеть, насколько возможно, собственную зависимость от каких бы то ни было авторитетов и, вместе с тем, стать терпимее к мнению других; овладеть навыками ведения научно-философской дискуссии.

3) Углубить понимание мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в различных областях конкретно-научного, обыденного, педагогического знания, научиться обсуждать проблемы, находящиеся на стыке наук или на стыке различных форм культуры, глубже понять отношение приобретаемой специальности к другим наукам, к другим областям человеческой деятельности; преодолеть утилитарно-прагматический взгляд на сущность науки.
Что касается требований к уровню знаний, то студент обязан

иметь ясное и четкое представление о философии, о ее предмете, основных онтологических, гносеологических, социально-философских и этических проблемах, понятиях, теориях, направлениях, представителях, исторически сложившихся формах и школах, а также о ее роли в жизни человека и общества, о времени и предпосылках (причинах) возникновения тех или иных идей, теорий, направлений (в объеме, предусмотренном рабочей программой).
В частности, студент должен показать следующие знания:

а) понимать смысл проблемы бытия, иметь представление о его уровнях и формах (взаимоотношение духовного и телесного, взаимоотношение природного и социального; принципы, законы и категории диалектики; сущность, функции, структура сознания);

б) иметь конкретное представление о гносеологической и эпистемологической проблематике (соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального; концепции истины; особенности, уровни, формы, методы научного познания; социальные проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом и научно-технической революцией);

в) иметь конкретное представление о социально-философской, а также философско-антропологической и философско-этической проблематике (закономерности функционирования и развития общества, концепции истории, общественное производство, взаимодействие общества и природы, глобальные проблемы современности, формы духовной культуры, категории добра, справедливости, свободы).

Что касается умений и навыков, то студент обязан

уметь давать объективную, научно обоснованную оценку любым мировоззренческим, социально-философским, политическим, морально-этическим (а в отдельных случаях – также эстетическим, конкретно-научным и религиозно-теологическим) идеям и концепциям, выявлять их достоинства и недостатки, объяснять механизм воздействия этих концепций на поведение людей, на различные сферы культуры, общественной жизни.
В частности, студент должен показать следующие умения:

а) свободно применять категориальный, концептуальный аппарат философии к решению различных мировоззренческих, конкретно-научных, практически-жизненных задач, уметь правильно, концептуально формулировать вопросы и ответы;

б) вести дискуссии на философские, мировоззренческие темы, корректно и аргументировано отстаивать точку зрения научного сообщества, гуманистические идеалы, общечеловеческие ценности, убедительно пропагандировать здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, к жизненному пространству и к культурной традиции;

в) убедительно демонстрировать внутреннее единство научной объективности и нравственной добродетели, подчинять когнитивно-познавательные процессы задаче формирования у собеседников, у школьников таких человеческих качеств, как честность, трудолюбие, доброжелательность (неагрессивность, способность радоваться успехам других), умеренность.

Структура курса

«Философия» является обязательной дисциплиной общегуманитарного цикла высших учебных заведений. Предлагаемый курс «Философия» (для студентов ОПП, педагогическое образование, специалитет – 050100, очная форма обучения) соответствует традиционно использовавшемуся государственному стандарту и включает, с одной стороны, теоретический материал (информацию о важнейших проблемах, понятиях, теориях философии, об основных этапах ее исторического развития, а также о ее роли в обществе); а с другой стороны, методический материал (задания, итоговые тесты, указатель учебной литературы и т.д.). Содержание курса тщательно сверено с текстами наиболее полных и общепризнанных отечественных учебников по философии на предмет соответствия содержания материала устоявшейся учебной традиции. Мы старались избежать противоречий с учебными дефинициями, получившими распространение в нашей стране.

Курс составлен из расчета 50 аудиторных часов (24 лекционных плюс 26 семинарских) и 22 внеаудиторных часов. Аудиторные занятия включают в себя лекции и семинары. Тематика лекций совпадает с тематикой семинаров лишь частично. На лекции выносятся узловые вопросы курса, а также материал наиболее трудный для самостоятельного изучения, сложный или недостаточно полно освещаемый в учебной литературе. Предназначение лекционного курса заключается в систематическом изложении курса, тогда как роль семинара несколько иная. На семинаре предлагается обсудить несколько вопросов, объединенных общей темой. В процессе обмена информацией происходит одновременно и опрос, и изучение нового материала, и закрепление.
Модульно-тематическая форма изложения учебного материала предполагает выделение крупных смысловых блоков, осмысление которых позволяет студенту глубоко изучить основные аспекты философского знания. Следует учитывать и то, что организация учебного процесса на основе модульной образовательной технологии дает студенту возможность поэтапно осваивать материал с промежуточным закреплением уже изученного материала. Исходя из этого, в учебных целях курс «Философия» разбит на два модуля. В первом модуле рассматривается блок теоретических проблем философии как самостоятельной научной дисциплины. Во втором анализируются отношения и связи внутри таких систем как «природа-человек», «человек-общество», «исторические модели общества».

Краткие методические рекомендации для студентов
Изучение проблем курса основано на анализе научной, учебно-методической и справочно-энциклопедической литературы, списки которой приводятся к программам семинарского курса, самостоятельной работы, а также список основной литературы, рекомендуемой для обязательного использования с учетом наличия книг в библиотечном фонде. Студенту необходимо использовать при изучении лекционного курса и подготовке к семинарам рекомендованные источники, вникнуть в суть представленного в них того или иного подхода, сопоставить их, прийти к собственному выводу и четко сформулировать свою позицию по той или иной проблеме. При работе с различными источниками следует обратить внимание на общее и различное в позициях авторов; полезно найти само основание (то есть объяснить причину) этой общности или различия и только затем попытаться разобраться в собственных установках и предпочтениях, выработать собственную позицию (если, конечно, чувствуете в этом необходимость). Для успешного освоения материала необходимо учитывать рекомендации, изложенные в программе самостоятельной работы для подготовки каждой темы.

В ходе самостоятельной работы по изучения курса «Философия» студенты должны составить конспект проработанного учебного материала по каждой теме, составить словарь основных понятий философии. Особое внимание следует уделить самоконтролю степени усвоения материала. С этой целью студенты должны ответить на все контрольные вопросы по модулю - ответ на один из контрольных вопросов каждого модуля необходимо дать письменно (не менее 1 стр. машинописного текста через 1,5 интервала или соответствующий объем рукописного текста). При возникновении у студентов трудностей в работе над курсом они разрешаются на семинарских занятиях, во время индивидуальных консультаций. Творческое осмысление и освоение фундаментального курса «Философия» – процесс трудный и сложный, но вместе с тем весьма интересный, требующий интеллектуального напряжения и мобилизации волевых усилий. И, тем не менее, данный курс является вполне доступным для каждого.

Раскрывая тот или иной экзаменационный вопрос, необходимо выполнить следующие требования:

– раскрыть содержание (смысл) вопроса кратко и по существу дела, дать ясные, четкие определения основных понятий темы (а по требованию экзаменатора дать четкое определение также любого другого понятия курса);

– объяснить, почему вопрос находится в ведении философии и показать, каким образом то или иное его решение влияет на наши представления о мире, обществе, человеке;

– проследить, насколько возможно, эволюцию представлений о рассматриваемом явлении, сравнить различные точки зрения, продемонстрировать их сильные и слабые стороны;

– показать актуальность затрагиваемой проблематики;

– связать по требованию экзаменаторов данный вопрос с любым другим вопросом курса, а также с проблемами отрасли, в которой специализируется будущий педагог.

Содержание теоретического курса

Раздел 1. Философия: предмет, значение, метод

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Раскроем цель и задачи преподавания дисциплины. Остановимся на технологии процесса обучения и, в этой связи, сформулируем несколько...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Раскроем цель и задачи преподавания дисциплины. Остановимся на технологии процесса обучения и, в этой связи, сформулируем несколько...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Раскроем цель и задачи преподавания дисциплины. Остановимся на технологии процесса обучения и, в этой связи, сформулируем несколько...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Раскроем цель и задачи преподавания дисциплины. Остановимся на технологии процесса обучения и, в этой связи, сформулируем несколько...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconКафедра экономической географии экономическая и социальная
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Кафедра теоретической физики
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» факультет биологии, географии и химии
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Программа составлена д м н., проф. Шиловым С. Н. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconСравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины
Гоу впо «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент напитков» для...
Гоу впо красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 100110. 65...
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа выполнена на кафедре ботаники гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconТ. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Методические условия развития алгоритмического мышления школьников на уроках информатики
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» кафедра философии и социологии iconА. П. Савин Декан факультета «Безопасности жизнедеятельности и физической...
Пожарно-строевая подготовка: Рабочая программа по специальности 280104. 65 «Пожарная безопасность», / Под общей ред. В. С. Артамонова....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск