Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие)





НазваниеМосковский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие)
страница1/16
Дата публикации04.04.2015
Размер2.79 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Московский государственный областной университет

Л.А. Демина Теория аргументации

(учебное пособие)




[Введите имя автора]

Москва - 2009


Данное учебное пособие предназначено для студентов МГОУ, изучающих теорию аргументации в качестве учебного курса. Учебное пособие отражает авторскую позицию, сложившуюся в процессе чтения в течение ряда лет курсов логики и теории аргументации на юридическом, филологическом и физико-математическом факультетах университета. От традиционных учебников по теории аргументации оно отличается расширенным рассмотрением основ языковой коммуникации, а также введением новых разделов: «Модели аргументации» и «Аргументация в деловом общении», что позволяет перейти от теории к практике аргументации. Рекомендуется сопровождать изучение теоретического материала, изложенного в данном пособии, сопровождать выполнением практических заданий (Л.А. Демина. Практикум и тесты к курсу «Теория аргументации». М.: Изд-во МГОУ, 2009).

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Бузук Г.Л.

Кандидат философских наук, доцент Малюкова О.В.





Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………4

ГЛАВА 1. Аргументация: история и теория

§1. Формирование основных идей теории аргументации…6

§2. Теория аргументации и логика…………………………16

ГЛАВА 2. Язык и речь: семиотика и теория коммуникации

§1. Семиотические основы анализа языка ………………..20

§2. Теория речевых актов ………………………………….28

ГЛАВА 3. Модели аргументации

§1. Теория доказательства как идеальная модель

аргументации ………………………………………………40

§2. Коммуникативная модель аргументации …………….50

ГЛАВА 4. Обоснование и классификация способов аргументации

§1. Принцип достаточного основания и обоснование

аргументации ………………………………………………62

§2. Виды аргументации: универсальная аргументация….64

§3. Контекстуальная аргументация ………………………85

ГЛАВА 5. Спор: виды, стратегия и тактика

§1. Характеристика спора и его виды ……………………99

§2. Стратегия спора ………………………………………108

§3. Тактика спора …………………………………………123

ГЛАВА 6. Аргументация в деловом общении

§1. Технология делового общения ………………………156

§2. Виды и формы делового общения.

Вопросно-ответные техники ……….. …………………..159

§3. Особенности публичной речи и письменной

аргументации …………………………………………….173

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………...189

Введение
Аргументация и коммуникация традиционно считаются основными средствами просвещения. Насколько это значимо в наш «жестокий век», когда изощренные пропагандистские технологии власти, казалось бы, опровергают этот тезис и претендуют в значительно большей степени на умы и души человеческие? Насколько сохраняется значение рациональности, критического мышления? Возможно, именно в связи с этими вопросами, сегодня особые надежды возлагаются на коммуникативный диалог как средство достичь взаимопонимания людей, разделенных экономическими, политическими, идеологическими, культурными границами. Коммуникативный процесс включает в себя не только обмен информацией, но и более широкое взаимодействие, направленное на преодоление предрассудков и достижения консенсуса относительно ценностей и социальных институтов. Политики и военные, технократы и гуманитарии, люди, живущие по разные стороны идеологических барьеров, говорят на разных языках и по-разному оценивают стратегии общественного развития. Коммуникативные изменения, происходящие в обществе обнаруживают тесную связь языка с формами жизни, человеческого существования. Именно этим обстоятельством вызван возрастающий интерес к аргументации, как формы человеческой рациональности, критического мышления, способного к самостоятельному и свободному рассуждению, способа исследования ошибок и заблуждений, иллюзий и сознательных манипуляций, обоснования собственных взглядов, точек зрения и умения убедить в них других.

Собственно, это все составляет проблемное поле образования, как создания образа – специалиста, профессионала, как преобразование самого человека. Коммуникация – в широком смысле этого слова - это и способ познания мира и человека в мире.

Университеты, сложившиеся в Европе в средние века как самоуправляемые корпорации с признанными привилегиями и правовой автономией, становятся коммуникативными центрами, в которых оттачиваются методы речевого воздействия и взаимодействия, формируются такие аргументационные практики как диспут и дискуссия. Именно в них закладывается ставшая классической в последующем модель вхождения в научный мир: дискуссия – защита диссертации - признание научным (и не только) сообществом. Немаловажной чертой университетской системы с самого начала являлась ее открытость по отношению к свободному обсуждению.

Как известно, в XIX веке университеты обретают государственную поддержку, университетское образование рассматривается как обязательное для занятия государственных должностей (например, в Германии); в то же время университеты становятся организационной формой для развития научных исследований. Но академизация образования несет в себе и негативные черты в виде склонности к механическому зазубриванию, цитированию и мелочному комментированию старых текстов, интеллектуальному консерватизму. Это же относится к традиционно сложившейся нарративной (повествовательной) манере преподавания и экзаменационной системе.

Что же происходит в обществе «третьей волны», в информационном, постиндустриальном обществе, к которому мы неуклонно приближаемся? Какие вызовы перед образованием ставят происходящие информационно-коммуникативные сдвиги? Технологическая революция несет с собой новые возможности для развития и проявления в человеке индивидуального начала, субъективного выбора.

Происходит индивидуализация и демассификация слушающей и читающей аудитории (падают тиражи массовых газет и журналов, увеличивается количество специализированных изданий, радио- и телестанций, увеличивается доля технических средств с обратными системами информирования). По некоторым данным, сумма научной и технической информации сегодня за год увеличивается на 10 %, а способности общества потребить эту информацию – всего на 3-4 %, т.е. увеличивается число «ответов на вопросы, которые никто не задает».

Традиционные подходы к образованию также, по-видимому, вступают в противоречие с вызовами информационного общества, которые требуют новых образовательных практик. Формируется интерактивная телекоммуникационная образовательная среда, которая в значительной мере изменяет традиционные отношения «учитель-ученик», способствуя выработке новых типов коммуникации (в частности, дистанционное обучение). Учащиеся становятся уже не просто «объектами» обучения, а активными познающими субъектами. Такая модель должна, прежде всего, ориентировать на выработку методов добывания нового знания.

В сложившихся условиях особое значение приобретает исследование новых аргументационных процессов, новых типов дискурса, что отвечает интересам всех членов общества, так как способствует выявлению норм и правил общения, достижению консенсуса и компетентности, анализу социальных институтов, философскому осмыслению и реконструкции скрытых предпосылок коммуникации, историческому научению и сохранению традиций. Именно этому и призвано способствовать изучение курса «Теория аргументации».

Глава 1. Аргументация: история и теория
§ 1. Формирование основных идей теории аргументации
Человек разумный есть человек аргументирующий. Независимо от того, осознает он это или нет, человек вовлечен в аргументационную деятельность. В установлении научной истины, в решении политических проблем, в судебных разбирательствах, в обсуждении вопросов обыденной жизни – во всем этом значительное место занимает аргументация. Лекция, ответ на экзамене, защита диссертации (также как и написание) – это все виды аргументационных практик. Что же такое аргументация?

Сначала дадим несколько общих подходов. Словом «аргументация» называют: 1) процедуру приведения аргументов в пользу какого-либо положения; 2) саму совокупность таких аргументов; 3) обоснование – в той или иной степени – истинности некоторого суждения.

Для аргументации характерны следующие черты (выделены крупнейшими современными специалистами в области теории аргументации Франсом ван Еемереном и Робом Гроотендорстом):

  1. Аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или высказанных утверждений;

  2. Аргументация является целенаправленной деятельностью, цель аргументации – убеждение;

  3. Аргументация – это социальная деятельность, поскольку направлена на человека, предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы.

  4. Аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

В простейшей модели аргументационной деятельности можно выделить два главных действующих лица: аргументатор и реципиент (адресат). Термином «аргументатор» обозначается лицо, осуществляющее аргументацию. «Реципиент» (адресат) – лицо, которому она адресована.

Аргументация относится к гуманным средствам воздействия на человека. Реципиент обладает свободой воли, он может принять аргументы или отвергнуть их. В аргументационной деятельности реципиент не является объектом жесткого управления. Цель этой деятельности – внутреннее принятие тезиса аргументатора реципиентом.

На убеждения человека можно воздействовать насилием, пыткой, гипнозом, внушением, подсознательной стимуляцией, психотропными средствами, наркотиками. Эти методы воздействия явно выходят за рамки аргументационных. К неаргументационным средствам относятся также приказы, угрозы, все виды физического воздействия, «промывание мозгов».
Из истории развития теории аргументации

  1. Древняя Греция.

В Европе теория аргументации зарождается во времена древнегреческой классики. Прежде всего, мне представляется важным подчеркнуть неразрывную связь коммуникативных процессов с истолкованием и пониманием, предполагающими интерактивное взаимодействие его участников. Говоря об античности, отметим, что первоначально речь шла об истолковании устных текстов (пророчества с их последующей интерпретацией уполномоченными людьми – в смысле теми, чьё право на эту деятельность признало общество – жрецами и т.п.).

Устная коммуникация всегда предполагает наличие определенных «скрытых смыслов» - отсюда и потребность в интерпретации, т.е. извлечении этих смыслов. Кроме того, коммуникативные акты, диалог в широком смысле слова, преследуют определенные цели, желательно общие для его участников, из чего вытекают такие важные его функции как обоснование (собственной точки зрения) и убеждение. Для этого должны быть использованы адекватные средства, способствующие достижению взаимопонимания участников.

Все сказанное можно применить к наиболее раннему периоду развития идей теории аргументации, которая в это время, конечно, не существует в виде самостоятельной теории, а является частью сложного комплекса логико-риторического знания. Причем, в этот период, герменевтические, логические и риторические подходы к построению и анализу высказываний, а впоследствии текстов, сливаются воедино, и мы их можем найти практически у одних и тех же авторов, и даже в одних и тех же работах.

Так, Платон в диалоге «Федр» излагает основы искусства красноречия, показывая, как надо правильно строить речь и называя это искусство диалектикой. Метод же состоит в следующем: во-первых, в «способности охватывать все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрознено», во-вторых, в «способности разделять все виды на естественные составные части» (Платон, т.2, с. 176). В более развитом виде данный принцип истолкования получил название «герменевтического круга».

В другом платоновском диалоге – «Горгий» - разговор опять-таки идет об искусстве красноречия. На вопрос Сократа, что такое красноречие, Горгий отвечает, что это то, «что поистине составляет величайшее благо и дает людям как свободу, так равно и власть над другими людьми», это «способность убеждать словом и судей в суде, и советников в Совете, и народ в Народном собрании, да и во всяком ином собрании граждан». Что же значит «убеждать»? Далее диалог развивается так:

«Сократ. Кажется ли тебе, что это одно и то же – узнать» и «поверить», «знание и вера» - или же что они как-то отличны?

Горгий. Я думаю, Сократ, что отличны.

Сократ. Правильно думаешь, и вот тебе доказательство. Если бы тебя спросили: «Бывает ли, Горгий, вера истинной и ложной?» - ты бы, я полагаю, ответил, что бывает.

Ну а знание? Может оно быть истинным и ложным?

Горгий. Никоим образом.

Сократ. Стало быть, ясно, что это не одно и то же… А между тем убеждением обладают и узнавшие, и поверившие… Может быть, тогда установим два вида убеждения: одно сообщающее веру без знания, другое – дающее знание?.. Какое же убеждение создается красноречием в судах и других сборищах?.. То, из которого возникает вера без знания или из которого знание?

Горгий. Ясно, Сократ, что из которого вера…

Сократ. Значит, оратор в судах и других сборищах не поучает, что справедливо, а что нет, но лишь внушает веру и только. Ну, конечно, ведь толпа не могла бы постигнуть столь важные вещи за такое малое время». (Платон, т.1, с. 486-487).

Что перед нами? Трактат по риторике или герменевтический текст, в котором, может быть, впервые обращается внимание на значение дологических форм познания и понимания, роль внушения в процессе диалога? Но в то же время, это важный отрывок для логического анализа контекстов знания и мнения, знания и веры, их истинностных значений, различению в них коммуникативных ролей говорящего и слушающего, их целей и коммуникативных намерений, а соответственно – успешности или неуспешности диалога.

Развитие искусства речи в Древней Греции (начиная с 6-5 вв. до н.э.) опирается на определенный тип общественного устройства, диктующий те или иные ситуации коммуникации. Свободный гражданин Афин объективно, в силу демократической организации политической власти, был наделен той степенью свободы, которая позволяла ему использовать силу слова при решении как личных, так и государственных дел. Кроме того, он и субъективно был обязан делать это: например, выступая на суде (где, как мы помним, каждый был обязан самостоятельно отстаивать свою позицию). Адресуя свои речи себе подобным, он обращался к суду, арбитрам – таким же субъектам речевой коммуникации, как он сам. Таким образом, возникал интерактивный диалог при равноправном участии обеих сторон.

В античности различают два вида диалогического спора: диалектический – спор, целью которого является поиск нового знания, спор ради истины, и эристический – спор ради победы, который широко практиковался софистами. Поскольку софистов отличал не только гносеологический, но и этический релятивизм, то целью спора выступал успех и практическая выгода, которые достигались различными способами, в том числе с помощью уловок и софизмов – сознательно допущенных логических ошибок.

Так, в диалоге Платона «Эвтидем» рассказывается, как два софиста (бывшие учителя фехтования, перешедшие в более выгодный бизнес) запутывают простодушного афинянина по имени Ктесипп.

    • Скажи, есть ли у тебя пес?

    • Да, и очень злой, - отвечал Ктесипп.

    • А щенята у него есть?

    • Есть, тоже очень злые.

    • Этот пес, значит, им отец?

    • Да, - отвечал Ктесипп.

    • Ну что же, разве это не твой пес?

    • Конечно, мой.

    • Следовательно, будучи отцом, он твой отец, так что отцом твоим оказывается пес, а ты сам – брат щенятам.

    • Ответь мне еще самую малость (продолжил софист, не дав Ктесиппу сказать ни слова): бьешь ли ты этого пса?

    • Да, - рассмеявшись, ответил Ктесипп, - клянусь богами! Ведь не могу же я прибить тебя.

    • Значит, ты бьешь своего отца?

Анализируя тексты античных авторов, мы можем наблюдать «мирное сосуществование» еще только зарождающихся дисциплин: логики, теории аргументации и герменевтики. Сама аристотелевская силлогистика возникает во многом из потребностей аргументации, ораторского искусства. В античной риторике доказательства строились либо прямо и непосредственно: как ссылка на факты, примеры, либо как вывод из аргументов. В этом последнем случае многое зависело от оратора, его умения, склонности к софизмам и уловкам, т.е. его этической позиции. Вопрос состоял в том, можно ли решить проблему убеждения независимо от этих субъективных факторов? Аристотелевская силлогистика и является теоретическим решением этой проблемы.

Силлогизмы Аристотеля – это не доказательства. Не выводы, а предложения, которые являются истинными в силу своей формы, но именно в силу этого же они и являются убедительными. Таким образом, область исследования аристотелевской силлогистики не научные рассуждения, а ораторское искусство. Первая в истории европейской цивилизации строгая логическая теория имела своей целью теоретически осмыслить здравый смысл, выраженный в естественном языке. Возможно, именно эти черты сделали учение Аристотеля практически нестареющим и широко используемым, в частности, для построения юридической аргументации, и в настоящее время.

Итак, в итоге развития античной познавательной практики мы видим стремление к достижению универсальности понимания и, прежде всего, смысла как предмета понимания. Рождается интеракционная картина смысла – постижение смысла как результат взаимообсуждения, взаимоистолкования тех или иных понятий (что мы видим, например, в диалогах Сократа-Платона). Развивается и понимание как форма деятельности – именно такого рода деятельностное понимание происходит во взаимодействии оратора и аудитории. С этим связана разработка правил построения речи и искусства убеждения. При этом процесс понимания смысла рассматривается в неразрывной связи с постижением истины – отсюда создание специальных методов, позволяющих выявить истинный смысл высказываний.

Античный Рим, воспринявший греческое наследство, развил дальше многие приемы и методы аргументации. Главное внимание в этот период уделяется публичным дискуссиям государственных деятелей и судебным разбирательствам. Значительный вклад в развитие риторики и теории аргументации внес выдающийся оратор Марк Туллий Цицерон. В его трактатах «Оратор», «Об ораторе», излагаются основы ораторского искусства, при этом подчеркивается необходимость сочетания красноречия с убедительной последовательной аргументацией. Наследие Цицерона развил Марк Фабий Квинтилиан. Юлий Цезарь был не теоретик, а практик аргументации. Благодаря ему в моду вошел особый стиль ораторского искусства – аттицизм – который считался «истинно римским»: холодным, мужественным, суровым. (Оратор невозмутимо и высокопарно произносил речь, не обращая внимания на реакцию аудитории - это было уже, конечно, не цицероновское красноречие).


  1. Древняя Индия.

В отличие от классических античных школ, ни одна индийская философская система не появилась на свет усилиями одного учителя-схоларха, с которого начиналась непрерывная цепочка последователей, разрабатывавших его идеи. Все традиционные основатели индийских философских школ - фигуры либо мифические, либо полумифические. К числу таких мифических персонажей относится основатель школы ньяя – школы, в которой были наиболее последовательно разработаны основы диалектики, логики и теории аргументации. Эта школа поражает не только систематичностью и рациональностью, но и теми прозрениями, в которых она более чем на двадцать веков опередила европейскую философскую мысль, заложив основы и философского анализа языка, и теории аргументации и доказательства, включая также отдельные семиотические и герменевтические мотивы (но, конечно, надо учитывать, что всё это – в контексте своего времени и своей культурной традиции).

Легендарным основателем школы ньяя называют Акшападу, или Акшачарану, что буквально означает «тот, у кого глаза на ногах». (Согласно легенде, этот философ однажды настолько погрузился в медитацию, что упал в пруд, из которого его удалось извлечь с большим трудом. Тогда Божество милостиво одарило его глазами на ногах, чтобы впредь не повторялось подобных ситуаций). Нередко его отождествляют с Готамой – основателем древнейшего и знатнейшего брахманского рода, восходившего еще к временам Ригведы. (Вспомним, что и Будда ведет свой род от Гаутамов – потомков Готамы). Все это указывает на глубокую укорененность ньяи в древнеиндийской философской традиции, причем, ортодоксального плана, т.е. опирающейся на авторитет Вед.

Начала диалектики появляются в древнеиндийской мысли еще в брахманический период, когда спорящие друг с другом представители различных жреческих школ выдвигают для победы в диспуте аргументацию, которая не сводится к доводам от здравого смысла, от мифологических толкований, а является уже рациональной, логической, строящейся, как правило, по силлогистической схеме.

В V в. до н.э. – веке Джины и Будды – в Древней Индии появляются неортодоксальные учения, отрицающие авторитет Вед и являющиеся альтернативами брахманскому мировоззрению (локаята, джайнизм, буддизм). Не случайно именно эта эпоха стала временем диспутов и споров, а Индия, как отмечают некоторые авторы, превратилась в страну «профессиональных аргументаторов» - ведь каждая из противостоящих сторон стремилась отстоять свою мировоззренческую позицию, завоевать слушателей и последователей.

Возвращаясь вновь к истории школы ньяя, отметим, что ее реальные (а не мифические) исторические истоки относятся к середине I тыс. до н.э., когда она формируется как совокупность учительских традиций, дискурсивных методов, включая практическое преподавание диалектики и отчасти логической аналитики преимущественно для брахманской элиты. Переработка практики дискуссий периода «борьбы школ» в виде теории аргументации осуществляется в ранней ньяе в I-III вв. н.э. Одновременно складывается и буддийская теория аргументации, с которой школа ньяиков находится в сложных отношениях взаимообмена и взаимной критики.

Приведем несколько примеров из сборника основных текстов школы ньяя, известного как «Ньяя-сутры».

Вот как представлены основные категории, описывающие сущее и соответственно - цель философии ньяя: «Вследствие истинного познания источников знания, предметов знания, сомнения, мотива, примера, доктрин, членов силлогизма, рефлексии, удостоверенности, диспута, софистики, эристики, псевдоаргументов, словесных ухищрений, псевдоответов и причин поражения в споре – достижение высшего блага» (Ньяя-сутры, с.145). Как видим, здесь перечислены все категории, которые и составляют предмет теории аргументации в современном ее понимании. Но для ньяя – это и философия, так как здесь описаны способы получения истинного знания, цель которого – достижение высшего блага и обретение освобождения (это объясняет, почему дискуссиям придавалось столь большое значение).

Далее приведенные категории получают свое развернутое определение. Например: «Диспут – это совокупность высказываний участников дискуссии, предпринимающих обоснование противоположных положений; он завершается удостоверенностью в одном из них»; «Слово – то, посредством чего передается, т.е. обозначается, познается смысл»; «Слово – это свидетельство авторитета»; «Авторитет – тот, чьи добродетели очевидны и чье свидетельство мотивировано лишь желанием сообщить о предмете в соответствие с тем, как он его достоверно знает»; «Члены силлогизма – это тезис, аргумент, иллюстративный пример, применение и заключение»; «Тезис – указание на то, что должно быть обосновано»; «Аргумент – само обоснование того, что обосновывается через сходство с иллюстративным примером».

Каждая категория, каждое вновь вводимое понятие подвергаются детальному рассмотрению и истолкованию. В связи с искусством спора разбираются словесные ухищрения, связанные с «переиначиванием смысла слов», рассматриваются различные виды высказываний (утверждения, предписания, одобрения, порицания, упоминания, повторения) и практика их использования; анализируются логические ошибки и уловки: потеря тезиса, подмена тезиса, подмена аргумента, «невразумительность», «бессвязность», непоследовательность, повтор, недостаточность или избыточность в аргументации и ряд других.

Поистине, «Ньяя-сутры» могут и сегодня использоваться в качестве учебника по теории аргументации. К сожалению, высота рационалистической мысли, достигнутая на определенном этапе индийской философией, впоследствии оказалась частично утраченной, частично законсервированной в полурелигиозных, полумистических учениях и, во всяком случае, не оказала должного влияния на развитие сходных идей и тенденций в европейской философии.


  1. Роль университетов в развитии средневековой системы аргументации.

Университеты в средневековой Европе возникают в результате сочетания экспансии монастырей и расширения власти Римской церкви в конце XII-XIII вв. По мере усиления конкуренции среди монастырских школ, сеть учителей выделялась в самостоятельные специализированные организации, часть из которых была преобразована в университеты, которые специализировались на теологии, а также на подготовительных предметах к ней. Вскоре университеты становятся подлинными центрами интеллектуальной жизни, причем, творчество в сфере абстрактных идей достигает в них наибольших высот как раз в «подготовительных» предметах – логике, философии и естественных науках. Европейский университет являлся самоуправляемой корпорацией с признанными привилегиями и правовой автономией по отношению к местной власти. Большинство университетов представляли собой гильдии преподавателей, которые отстаивали свое право присуждать ряд последовательных степеней на основе внутренней автономии.

Во всех средневековых университетах двумя основными методами обучения были лекция и диспут. Наиболее интересной формой были диспуты – своего рода диалектические поединки, проходившие под председательством одного или нескольких преподавателей.

Э. Жильсон в своей книге «Философия в средние века» описывает их так: «Ставился вопрос, и каждый студент выступал «за» или «против» определенного решения с помощью аргументов, представлявшихся ему наиболее убедительными. После такого упражнения, которое могло длиться несколько дней, преподаватель суммировал и упорядочивал аргументы «за» и «против» и объявлял решение. Некоторые диспуты проводились регулярно через одну-две недели, и преподаватели, курсы которых они дополняли, старались выбрать для них темы таким образом, чтобы их совокупность составляла единое целое».

В то же время из преподавания постепенно исчезает искусство «красноречия», столь значительно развившееся в римский период, особенно в трудах Цицерона. Изящная словесность все больше заменяется логикой. Говоря словами А. де Либера «средневековый университет был вместилищем Разума». Это не всегда понималось противниками схоластики, которые свою критику обращали именно на практику диспута.

Вот, например, карикатурное описание диспута автором уже другой эпохи – эпохи Возрождения – Хуаном Луисом Вивесом: «Диспутируют до обеда, диспутируют во время обеда, диспутируют после обеда, диспутируют на публике, без нее, повсюду и в любое время… Сопернику не оставляют времени на объяснения. Стоит ему начать развитие своей мысли, как кричат: «К делу! К делу! Отвечай решительно!» Об истине не беспокоятся, стремясь лишь защитить ранее сказанное. Возражения слишком настойчивы? Их избегают уловками, нагло все отрицают, разят, не глядя, вопреки всякой очевидности. На самые настойчивые возражения, показывающие абсурднейшие следствия посылок, отвечают попросту: «Я признаю это, ибо таковы следствия моего тезиса». Если кто-то защищается лучше других, его считают умельцем. Диспут портит характер не меньше, чем ум. Кричат до хрипоты, бранясь, оскорбляя, угрожая. Дело доходит даже до тумаков».

Автор данного шаржа явно не учитывает учебного, игрового характера диспута, проводимого специально для проработки разного рода парадоксов – семантического или прагматического плана.

В целом, практика аргументации является важной составляющей университетского образования того времени – и не только философского, но и богословского. Это время глобальных споров: Абеляра и Бернарда Клервоского, реалистов и номиналистов, францисканцев и доминиканцев, скотистов и томистов. В этих спорах развивалась философская и теологическая мысль.
4. Новое время и ХХ век: дальнейшее развитие теории аргументации и риторики.

После некоторого упадка интереса к логико-аргументативным исследованиям в эпоху Возрождения, обращение к ним вновь происходит в Новое время: это и критика заблуждений человеческого разума Ф. Бэкона, в совокупности с разработанным им индуктивным методом, и грамматика и логика Пор-Рояля во Франции, и учение о методе Р. Декарта. Выдающимся немецким мыслителем Г.В. Лейбницем высказывается идея создания «универсального языка», в котором можно было бы ясно и недвусмысленно выразить все философские понятия; большое значение для теории аргументации имеет рассмотрение им природы законов логики, особенно впервые введенный в научный оборот закон достаточного основания.

В России развитие искусства аргументации идет по линии филологическо-риторических изысканий. Русская школа риторики начинает складываться благодаря трудам М.В. Ломоносова. Первым профессором красноречия стал поэт и ученый В.К. Тредиаковский. Можно отметить также работы М.М. Сперанского (1792), И.С. Рижского (1796), А.С. Никольского (1807), А.И. Галича (1830), К.П. Зеленецкого (1846).

В начале ХХ века выходят книги, сохраняющие свое значение для теории и практики аргументации и по сегодняшний день: это книга П.С. Пороховщикова «Искусство речи на суде» (1910), в которой разрабатываются требования к юридической аргументации и даются образцы ее применения (переиздана под псевдонимом П. Сергеич в 1988 году) и замечательная работа С.И. Поварнина «Спор. О теории и практике спора» (1918; переиздана в 1996 году).

В 1918 году в Петрограде был создан уникальный Институт Живого Слова, в работе которого принимали участие такие выдающиеся ученые и общественные деятели как А.Ф. Кони, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт, С.И. Поварнин, Ф.Ф. Зелинский и др. В институте преподавались: теория красноречия, теория спора, теория словесности и многое другое. Институт просуществовал до 1924 г. и был закрыт по политическим причинам, а риторика исключена из программ обучения учебных заведений.

В середине ХХ века начинается становление теории аргументации как самостоятельной дисциплины. Во многом это связано с возникновением новых подходов к анализу языка как коммуникативного процесса, ориентированных в большей степени не на классическую формальную логику, а на теорию аргументации, которую иногда называют «неформальной» или «информальной» логикой. Это «новая риторика», разработанную Х. Перельманом и Л. Олбрехт-Тытекой, теория речевых актов Д. Остина и Д. Серля, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, прагма-диалектическая теория аргументации амстердамской школы.

Значительное влияние на развитие теории аргументации оказывают семиотика, аналитическая философия, герменевтика.

Аналитическая философия – широкое и довольно разнородное течение ХХ века, объединяющее различные группировки, направления и отдельных философов, которые усматривают задачу философии в анализе языка с целью прояснения содержания проблем, традиционно считавшихся философскими При таком «прояснении» соответствующая проблема может оказаться либо псевдопроблемой, либо носить логико-лингвистический характер, либо предполагать конкретное содержательное исследование. Аналитическая философия получила распространение главным образом в США и Великобритании. В широком смысле аналитическую философию можно трактовать как определенный стиль философского мышления, характерными чертами которого являются строгость, точность используемой терминологии, осторожное отношение к широким философским обобщениям. Для философов аналитической ориентации сам процесс аргументации важен не менее, чем достигаемый с его помощью результат. При этом аргументированной убедительности идей отдается явное предпочтение перед их эмоциональным воздействием. Язык, на котором формулируются философские идеи, рассматривается не только как важное средство исследования, но и как самостоятельный объект исследования. Многие аналитики при этом предпочитают опираться на формальную логику, данные науки.

Герменевтика – как практика истолкования текстов, пророчеств, предсказаний возникает в Древней Греции (название «герменевтика» происходит от имени бога Гермеса – покровителя, в частности, общения, который является посредником между богами и людьми, донося до людей божественные послания). Как теория истолкования текстов разработана в XVIII- XIX вв. Большой вклад в развитие герменевтики внесли Ф. Шлейермахер и В. Дильтей. Так, с точки зрения последнего, герменевтика есть учение об искусстве истолкования и понимания письменно зафиксированных проявлений жизни. В современной философии герменевтика приобретает характер философского направления, центральными проблемами которого являются проблемы интерпретации, понимания, смысла. Герменевтическая методология исследования человеческого познания противопоставляется аналитической, так как предполагает учет познающего субъекта (человека), историчности его существования, наличия в познании таких структур как пред-знание, пред-понимание. В то же время, в ряде работ аналитического плана герменевтические методы используются для анализа условий человеческой коммуникации, как инструмент критики «ложного сознания» и извращенных форм коммуникации.

Семиотика (от греч. semeion – знак) – дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем, от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Понятия и методы семиотики приобретают большое значение в связи с развитием теории и практики рационального хранения и автоматической обработки информации; в этой области семиотика тесно соприкасается с кибернетикой. Основные принципы семиотики впервые были сформулированы американским логиком Ч. Пирсом (к. XIX – нач. ХХ вв.), впоследствии систематизированы и изложены философом Ч. Моррисом («Основы теории знаков», 1938).

§ 2. Теория аргументации и логика

Аргументация предполагает наличие доказательства, однако не сводится к нему. Доказательство – логическая основа аргументации. При этом для аргументации требуется наряду с доказательством еще и убеждающее воздействие. Вынуждающий, необходимый характер доказательства, его безличность составляют главное отличие доказательства от аргументации. Аргументация имеет невынуждающий характер, ее правильность не может быть установлена механическим путем. Сравнивая результаты аргументации и доказательства иногда говорят: «Доказал, но не убедил». (А логики говорят иначе: «Когда не могут доказать, тогда аргументируют»).

В целом, если характеризовать отношения логики и теории аргументации, то можно сказать, что обе эти дисциплины изучают приемы и формы организации мышления. Но, в соответствии со своими задачами и методологией, они делают это по-разному. Символическая (т.е. современная формальная) логика изучает проблему обоснованности наших рассуждений в аспекте их доказательности, используя при этом строгие математические методы. Методы символической логики эффективны для решения круга проблем, допускающих формализацию. Теория аргументации вводит в научное рассмотрение более широкий класс контекстов и живых речевых ситуаций, называемых дискурсами, которые лишь отчасти могут быть формализованы. Таковы рассуждения философии, юриспруденции, социологии, истории и других гуманитарных дисциплин. И в этом смысле, например, тщательно разработанная в течение многих веков юридическая аргументация, опирающаяся на эмпирически установленные суждения и вещественные доказательства, не считается логически обоснованной аргументацией.

Но, с другой стороны, мы не должны забывать, что аргументация является рациональной формой убеждения, так как в ней убеждение основывается на доводах разума и логики, а не на эмоциях, чувствах и тем более не на волевом и ином воздействии или принуждении. Обычно аргументация принимает логический характер, хотя использующий ее человек может и не знать законов логики, подобно тому, как грамотно пишущий человек не может точно назвать правил грамматики. В данном случае законы и правила применяются бессознательно, автоматически, как само собой разумеющиеся нормы, поскольку они приводят к верным результатам. Но когда возникают ошибки в рассуждениях или в письменной речи, тогда именно законы логики или правила грамматики дают возможность не только обнаружить их, но и объяснить причины их появления. Вот почему логика и грамматика играют такую важную роль в процессе убеждения.

Поскольку в суждениях логики выражается отношение наших мыслей к действительности, и они характеризуются как истинные или ложные, постольку логике принадлежит приоритет в рациональной аргументации. Разумеется, самыми убедительными доводами в аргументации являются, в конечном счете, факты, но они должны быть соответствующим образом упорядочены, систематизированы, а этого можно добиться только при помощи логических суждений и умозаключений. В конце концов, разумное убеждение достигается с помощью логически правильных рассуждений, в которых заключения выводятся или подтверждаются посредством истинных посылок. В случае, когда заключение следует из посылок по правилам логического вывода, рассуждение называют дедуктивным. Если же заключение лишь подтверждается и обосновывается посылками, то рассуждение будет не дедуктивным, а, например, заключением по индукции или аналогии, или статистическим выводом.

Аргументация – это наука и искусство как сделать свое мнение обоснованным и убедить в нем другого человека. Обоснование и убеждение – эти два фундаментальных принципа аргументации – придают ей двойственность. С одной стороны, теория аргументации является логической дисциплиной, базирующейся на логической методологии, поскольку доказывание является обязательным условием при выдвижении и защите своей позиции и в научном исследовании, и в публичной дискуссии. С другой стороны, аргументация включает риторический компонент из-за принципиально коммуникативного характера доказывания – мы всегда доказываем что-то кому-то – человеку, аудитории.

Важнейшая область применения аргументации - это споры и дискуссии. Аргументативный диспут в античности называли диалектикой, под которой понимали искусство речевого взаимодействия, интеллектуальную игру в вопросы и ответы. Такое понимание диалектики отличает ее от простого спора – эристики. Спор зарождается на почве конфронтации мнений, он может проходить как игра без правил, где имеются разрывы в рассуждении, отсутствует логическое сцепление мыслей. Диалектика, напротив, предполагает в качестве необходимого условия наличие логических контактов, сцеплений, которые придают течениям мысли характер последовательного рассуждения. Диалектический процесс является процессом, направленным на поиск знаний или достижение соглашений.

Кроме этого, Аристотель, которого по праву можно назвать основателем не только логики, но и теории аргументации, и риторики, придавал диалектике еще один смысл – это искусство правдоподобных (вероятностных) рассуждений, которые имеют дело не с точными знаниями, а с мнениями. Собственно, это именно то, с чем мы сталкиваемся в дискуссиях, где обсуждаются те или иные точки зрения – мнения по тем или иным общественно значимым или представляющим научный интерес вопросам.

Как мы уже отмечали, теория аргументации имеет дело с доказательством в широком смысле – как всем тем, что убеждает в истинности какого-либо суждения. В этом смысле аргументация всегда диалогична и шире логического доказательства (которое по преимуществу безлично и монологично), поскольку аргументация ассимилирует не только «технику мышления» (искусство логической организации мысли), но и «технику убеждения» (искусство согласования мыслей, чувств и воль собеседников). То есть, можно сказать, что в аргументации не меньшую роль, чем способы рассуждения, играют психологические, эмоциональные, волевые и иные действия, которые принято относить к психологическим и прагматическим факторам. Кроме них заметное влияние на убеждение оказывают нравственные установки личности, ее социальные ориентации, индивидуальные привычки, склонности и т.п.

В аргументации выделяются следующие уровни:

  1. Информационный – это уровень содержания сообщения, направленного адресату; та информация, прежде всего, о фактах, событиях, явлениях, состояниях, которую стремятся довести до его сведения.

  2. Логический – уровень «организации» сообщения, его построение (последовательность и взаимная непротиворечивость аргументов, их организация в логически приемлемый вывод, системная связность).

  3. Коммуникативно-риторический - совокупность приемов и способов убеждения (в частности, формы и стили речевого и эмоционального воздействия).

  4. Аксиологический – те системы ценностей (общекультурных, научных, групповых), которых придерживаются аргументатор и реципиент, и которые обусловливают подбор аргументов и способов аргументации.

  5. Этический – уровень «практической философии», применения нравственных установок личности на практике, в ходе коммуникативного диалога, нравственная приемлемость или неприемлемость определенных аргументов и техник ведения спора, дискуссии.

  6. Эстетический – уровень художественного вкуса, эстетики общения, построение диалога как интеллектуальной игры.


Фундаментальным понятием теории аргументации является понятие обоснования. Обоснование, или подведение оснований под довод или суждение, предполагает наличие критических шагов по размышлению над сущностью обсуждаемого предмета. Наряду с рациональными доводами в современной теории аргументации в виды обоснований включают, например, аргументы к личному опыту, так как для отдельного человека его личный опыт – самый естественный критерий истины и убедительности, аргументы к вере и ряд других.

Природа аргументации изначально двойственна – она включает доказательность (обоснованность в объективном смысле) и убедительность (обоснованность в субъективном смысле). Доказательность в науке, как правило, совпадает с убедительностью (правда, в рамках той или иной парадигмы). В реальном общении часто бывает наоборот – для ряда аргументативных практик (спор, деловые переговоры) искусство убеждения выходит на первый план.

В результате проведенного рассмотрения феномена аргументации мы можем дать следующее полное определение:

Аргументация – это вербальная, социальная и рациональная деятельность, имеющая целью убеждение разумного субъекта в приемлемости (неприемлемости) точки зрения путем выдвижения некоторого множества высказываний, которое составляется для оправдания (или опровержения) данной точки зрения.
Данное определение разработано амстердамской школой прагмадиалектики. Сократив и упростив это (и другие, аналогичные ему) определение, мы получим «рабочую» версию:

Аргументация – это коммуникативная деятельность, направленная на формирование или изменение взглядов (убеждений) другого человека путем приведения рационально обоснованных аргументов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconДоброгорская Екатерина Николаевна Образование: 2009-2014 Universität...
Московский государственный областной педагогический университет (бывш. Мопи им. Крупской)
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconН. Р. Шишкина Экономическая теория Учебное пособие
Экономическая теория: Учебное пособие для заочной формы обучения с применением дистанционных технологий./ Под ред проф. А. Н. Зайцевой....
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д 212. 155. 09 по защите докторских диссертаций по специальности 13. 00. 08 – теория и методика профессионального образования в гоу...
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconМаленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие
М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. Isbn 5-93134-169-2
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconУчебное пособие Чебоксары 2003 м инистерство образования Российской...
Пастухова Л. Б. Функционально-семантическая характеристика слова в тексте: Учебное пособие. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им....
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconСовременные т ех нологии обучения: теория и практика учебное пособие
Современные технологии обучения: теория и практика: Учебное пособие / А. О. Блинов, Т. Н. Парамонова, Е. Н. Шереметьева, Г. В. Погодина....
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) icon«липецкий государственный технический университет» Е. И. Козлова...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconУчебное пособие по дисциплине «Теория государства и права»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по очной, заочной формам, в том числе с использованием дистанционных технологий...
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconДальневосточный государственный университет открытый университет двгу
М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного...
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconУчебное пособие министерство образования российской федерации гоу...
Учебное пособие предназначено для курса «История музыкального образования», который входит в федеральный компонент учебного плана...
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconФедеральное агенство по образованию и науке московский государственный...
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского...
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconПервый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»...
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconПрограмма дисциплины «экономическая теория»
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconМосковский государственный областной университет
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа), реализуемая вузом по направлению подготовки 030900....
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория аргументации (учебное пособие) iconМосковский государственный областной университет
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа), реализуемая вузом по направлению подготовки 030900....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск