Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция)





Скачать 326.96 Kb.
НазваниеСуфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция)
страница1/3
Дата публикации06.04.2015
Размер326.96 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи






СОЛТАМУРАДОВ Магомед Дикалович


СУФИЗМ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА

(идейно-философская эволюция)

09.00.03 – история философии

24.00.01 – теория и история культуры

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Ростов-на-Дону – 2007
Диссертация выполнена на кафедре философии

Чеченского государственного университета

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Акаев Вахит Хумидович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Добаев Игорь Прокопьевич
доктор философских наук, доцент

Ляушева Светлана Аслановна


Ведущая организация: Дагестанский государственный

университет


Защита состоится 26 апреля 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Южном Федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет философии и культурологии Южного Федерального университета, ауд. 427.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южного Федерального университета по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат диссертации разослан марта 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.В. Заковоротная

Общая характеристика диссертации

Актуальность темы исследования. Тема суфизма в системе культуры народов Северо-Восточного Кавказа (Дагестана, Чечни и Ингушетии) продолжает оставаться малоизученной в историко-философском и культурологическом ракурсах. Недостаточно раскрыты идейные основания этого сложного мозаичного феномена мусульманской культуры, оказывающего влияние на этнокультурные особенности региона. Должной историко-философской и культурологической интерпретации не подверглись арабо-графические тексты местных авторов, переведенные на русский и чеченский языки, отражающие суфийское учение. Слабо раскрыты причины появления и распространения в данном регионе тариката накшбандийа как основополагающего мистико-философского направления суфизма, трансформировавшегося в региональных социокультурных условиях в мюридизм, составивший идейную основу имамата Шамиля.

Требуют системного анализа социокультурные предпосылки распространения и эволюции тариката кадирийа в Чечне и Ингушетии, а также его идейно-философское содержание.

Современные духовные, религиозно-политические процессы на Северо-Восточном Кавказе сложно понять без изучения идейно-философских оснований и ритуальной практики суфизма, что во многом определяет особенности бытования ислама и его культуры в данном регионе.

Составной частью культуры суфизма на Северном Кавказе являются арабо-графические тексты, отражающие его идейные, догматические положения, оказывающие влияние на формирование нравственных ценностей и мировоззренческих установок.

Суфийские персоналии (шейхи и устазы) на Северном Кавказе, их образы жизни, учения, несмотря на более чем столетнюю давность, прочно сохраняются в духовной культуре народов. Их имена, духовно-нравственные высказывания часто воспроизводятся в религиозном дискурсе, ритуалах и песнопениях (назмах). Их деяния и места захоронений - зиярты окутаны мистической таинственностью. Учения шейхов и устазов занимают важное место в религиозном мировоззрении народов Северо-Восточного Кавказа. Суфийский ислам – достаточно укорененная духовно-нравственная традиция аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, ингушей.

В начале 20-х годов ХIХ века в Дагестане появляется и распространяется учение накшбандийа, прошедшее здесь ряд эволюционных этапов, каждый из которых раскрывается в содержательной части диссертации. В конце 50-х годов ХIХ века в Чечне появляется новое суфийское учение - тарикат кадирийа, отличающийся от накшбандийа как по идейной, так и практической направленности. Он также проходит соответствующую духовную и религиозно-политическую трансформацию, получившую название зикризм. В конце ХIХ века кадирийа в Чечне сегментизируется, дробится на более мелкие группы, зикристские вирды. В ходе эволюции он приобретает автономную, религиозно-политическую самостоятель-ность.

Традиционные суфийские группы (накшбандийского и кадирий-ского тарикатов) на Северо-Восточном Кавказе, почитающих своих основателей, не остались в прошлом, они существовали в ХХ веке и существуют сегодня, оказывая духовное и политическое влияние на этнические культуры, поведение верующих. Анализ истории появления, идейного и практического функционирования этих групп позволяет лучше понять их современные взаимоотношения, роль в общественной жизни, значимость для социокультурной, в том числе и духовной реальности, складывающейся в регионе.

Традиционный ислам, составляющий важную часть региональной культуры народов Северного Кавказа, сегодня позиционирует себя в качестве противника идей и практики ваххабизма. Тщательное изучение идейно-философских оснований и ритуальных особенностей суфийского ислама необходимо не только для научно-познавательных целей, но и для выработки адекватных мер противодействия религиозному радикализму и экстремизму.

Степень разработанности проблемы. Значительное внимание исследованию общих проблем суфизма, формирования и эволюции его идейных основ и ритуальных особенностей, воздействия на духовную и социокультурную жизнь народов уделено в работах отечественных ученых: М. А. Абдуллаева, А. В. Авксентьева, В. Х. Акаева, А. А. Баранец, М. И. Билалова, Е. Э. Бертельса, Т. К. Ибрагима, А.А. Игнатенко, Г. М. Керимова, А. В. Крымина, А. Д. Кныша, К. Мамадова, В. В. Орлова, Ю. Г. Петраша, И. П. Петрушевского, А. В. Смирнова, М. Т. Степанянц, Е. А. Фроловой, И. М. Фильштинского, А. А. Хисматулина, Г. Шайхмухамбетовой1 и др.

В произведениях крупнейших мыслителей арабо-мусульманской философии Абу Хамида ал-Газали и Ибн Араби2, переведенных на русский язык, раскрыты духовно-нравственные, мистико-философские, социальные аспекты суфизма, которые оказали значительное влияние не только на идейное и культурное развитие мусульманского мира, но и на средневековую западную духовную культуру.

На широкой источниковедческой базе эти и другие вопросы, в частности, взаимоотношение ислама и суфизма, мистико-психологические, интеллектуальные, организационно-политические особенности суфизма получили освещение в трудах зарубежных исследователей: И. Гольдциера, Л. Массиньона, Р. А. Николсона, Джавада Нурбахша, Ф. Роузенталя, Дж. Тримингэма, Сейид Х. Насра, Хазрат Инайят Хана, Идриса Шаха, Аннемари Шиммель, К. Эрнста3 и др.

Общетеоретические и конкретно-региональные аспекты проявления суфийского ислама, а также его противоречивое взаимодействие с исламским радикализмом, рассмотрены в исследованиях ученых: М. А. Абдуллаева, А. Г. Агаева, В. Х. Акаева, А. К. Аликберова, С. Е. Бережного, М. В. Вагабова, В. Ю. Гадаева, И. П. Добаева, А. Зелькиной, М. М. Керимова, С. А. Ляушевой, М. Г. Магомадова, Д. В. Макарова, З. Д. Мугадиева, М. М. Мустафинова, Ш. Ю. Пашаевой, Н. И. Покровского, Г. М. Садыки, Н. А. Смирного, К. М. Ханбабаева, С. Ц. Умарова, В. Н. Шевелева, А. Д. Яндарова, С.-У. Г. Яхиева4 и др. рассмотрены социальные, политические и духовные особенности появления и распространения суфизма. При этом установлена эволюция учения накшбандийа-халидийа, роль суфийских персоналий в духовной жизни мусульман Северо-Восточного Кавказа, раскрыта роль идеологии мюридизма в народно-освободительной борьбе горцев, рассмотрены социокультурные особенности появления кадирийского тариката, сегментация его на вирдовые братства и их роль в политических и духовных процессах.

В осуществленных исследованиях в недостаточной мере отражены история появления и распространения тарикатов накшбандийа и кадирийа, выявлены их идейно-философские основания, организационные и ритуальные особенности.

Отмечая важность, полученных результатов исследования, диссертант считает, что проблема становления и развития суфийских течений в Дагестане, Чечне и Ингушетии, а также их идейная взаимосвязь, проявление ритуальных особенностей не получили системного исследования.

Обращение к истории становления и развития суфийской мысли на Северо-Восточном Кавказе, рассмотрение ее динамики в условиях освободительной борьбы кавказских горцев, а позже и установления русского владычества – расширяет исследовательский и познавательный горизонт, дает ключ к пониманию современных духовных, религиозных процессов, протекающих в этом регионе, что позволяет принимать адекватные социально-политические решения.

К объекту диссертационной работы относится суфизм как религиозно-философское учение в мусульманской культуре, в том числе и в культуре мусульманских народов Северо-Восточного Кавказа.

Предмет исследования – изучение места и роли суфизма в культуре народов Северо-Восточного Кавказа, его идейно-философских и ритуальных проявлений, обусловленных социально-экономическими, политическими и религиозно-культурными факторами.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить эволюцию учения суфизма на Северо-Восточном Кавказе, ритуально-практические изменения, а также степень его воздействия на мировоззрение мусульманского населения.

Достижение поставленной цели диссертационной работы предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть идейно-философские основания, нравственно-гуманистическое содержание суфизма;

- выявить основные этапы эволюции учения накшбандийа в культуре народов Дагестана и Чечни;

- раскрыть религиозно-философское содержание местных арабо-графических текстов, отражающих учение накшбандийа;

- эксплицировать социокультурные предпосылки распространения тариката кадирийа в традиционной культуре чеченцев и ингушей;

- осуществить теоретический анализ содержания арабо-графических текстов кадирийа;

- раскрыть особенности сегментации тариката кадирийа на Северо-Восточном Кавказе и эволюционные изменения идей и культовой практики суфийских братств.

Теоретико-методологическую основу исследования составили историко-философские методы, раскрывающие развитие культуры и общественной мысли. Важная роль при этом отводится принципу преемственности культур, в том числе и религиозной. В ходе исследования применяется системно-интегративный метод, позволяющий выстроить модель целостного бытия культуры, при этом осмысливается структура, архитектоника и механизмы функционирования суфизма как субкультуры мусульманской культуры. Знание общих подходов позволяет понять конкретные процессы проявления суфийского учения на Северо-Восточном Кавказе, являющегося вариацией инвариантного, в нашем случае модификацией общих тенденций суфизма в мусульманском мире.

В ходе изучения многообразной литературы, посвященной суфийскому учению, диссертант определил собственные методологические предпочтения, которые проявляются при интерпретации тех или иных фактов, событий региональной социокультурной реальности.

Анализ объекта и предмета исследования осуществлен на основе применения теоретико-методологических подходов таких известных отечественных востоковедов и философов, как В. В. Бартольда, С. Н. Григорьяна, И. Ю. Крачковского, В. В. Соколова, А. В. Сагадеева, М. Т. Степанянц, А. В. Смирнова, И. М. Фильштинского, Е. А. Фроловой, А. А. Хисматулина, В. К. Чалояна, Г. Б. Шаймухамбетовой и др. На основе учета исследовательского опыта этих авторов сосредоточено внимание на проблемах становления и развития идейно-философского содержания суфизма и его практики на Северо-Восточном Кавказе.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что суфизм рассматривается в динамике, при этом выделяются его идейно-философские основания, основные этапы распространения и развития на Северо-Восточном Кавказе. Выявлены существенные трансформации, происшедшие с учением северокавказского суфизма, составляющие его предметные задачи. Основные пункты новизны:

1. Раскрыты идейно-философские основания и нравственно-гуманистическое содержание суфизма.

2. Выявлены основные этапы эволюции суфийского учения накшбандийа в этнических культурах народов Дагестана и Чечни. Рассмотрены разновекторность мистического и политического составляющих в суфизме, их содержательные особенности, различия, основанные на социокультурных изменениях в мусульманском обществе, а также его влияние на духовный мир верующих.

3. Проанализированы основные положения учения тариката накшбандийа, отраженные в местных арабо-графических текстах - «Асар» Мухаммада Ярагского, «Адабуль-Марзия» Джамал-Эддина Казикумухского и «Книга воспоминаний» Абдурахмана из Газикумуха.

4. Осуществлен теоретический анализ содержания арабо-графических текстов кадирийа - «Нохчийн а, 1арбийн а маттахь Иласхана-юьртарчу Хьажин жайна» («Книга хаджи из Иласхан-юрта на чеченском и арабском языках»), «Поучения достойного шейха и совершенного устаза Кунта-Хаджи Чеченского». При этом уточнен целый ряд новых положений религиозно-философского учения чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева, оставившего глубокий след в духовной культуре чеченцев и ингушей.

5. Установлены социокультурные причины, приведшие к сегментации накшбандийского и кадирийского тарикатов на Северо-Восточном Кавказе, а также – эволюционные изменения в идейно-философской и практической деятельности суфийских братств в данном регионе.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Суфизм как феномен мусульманской культуры, религиозно-философское учение основан на базисных положениях ислама, которым придается мистико-иррациональный, пантеистическо-рациональный характер. Анализ различных учений суфизма, в том числе таких его основных направлений как накшбандийа и кадирийа, получившие распространение на Северо-Восточном Кавказе и приобретшие здесь духовно-культурные и социальные особенности, позволяет более основательно раскрыть диалектику общего и особенного в развитии суфизма.

2. В эволюции суфизма прослеживаются разновекторные ориентации, связанные с разными подходами к социальному бытию, пониманию отношения человека к Богу. Они выражены в отходе от социальной действительности, или в протесте, что проявляется через подчеркнутый аскетизм и мистицизм. С другой стороны, ориентации выражены в социально-политической активности, даже в политической борьбе, опирающейся на идеологию газавата (священной войны). Подобные процессы заметны во всех странах, где происходили антифеодальные и антиколониальные выступления, активными участниками которых являлись суфийские братства.

3. Каждое основополагающее суфийское направление в ходе своего исторического развития претерпевает различные трансформации, проходит соответствующие эволюционные этапы. Подобная динамика характерна и для тариката накшбандийа, который в истоках своих являлся учением, социально пассивным, мирным, мистическим. Но со временем он приобретает активный политический характер, превращается в радикалистскую религиозную систему. На Северном Кавказе он трансформировался в мюридизм, составивший идейно-политическую основу имамата Шамиля, основанного на специфическом понимании газавата, ориентирующего верующих на борьбу против неверных-завоевателей. Такая радикалистская психологическая и культурная установка ставила горцев в жесткое противостояние, не допуская мирное развитие ситуации в регионе.

4. В духовной культуре народов Северо-Восточного Кавказа важное место занимают арабо-графические тексты, написанные известными дагестанскими алимами. В текстах, принадлежащих суфийским шейхам Мухаммаду Ярагскому, Джамаледдину Казикумухскому, а также Абурахману Газикумухи, изложены история появления и распространения накшбандийа в Дагестане, отдельные события периода Кавказской войны, идейно-философские положения, которые раскрыты в диссертационном исследовании.

5. Кадирийский тарикат как в прошлом, так и сегодня занимает важное место в этнических культурах чеченцев и ингушей, которые продолжают выполнять соответствующие ритуальные обряды, предписываемые данным учением. В самосознании верующих присутствуют различные высказывания шейха Кунта-Хаджи, распространивший данный тарикат, которыми многие его сторонники руководствуются в своих духовно-нравственных поступках.

На основе анализа арабо-графического текстов («Книга хаджи из Иласхан-юрта на чеченском и арабском языках»), составленного и изданного местным арабистом М. Асхабовым, «Поучения достойного шейха и совершенного устаза Кунта-Хаджи чеченского» раскрыты основные религиозно-философские и нравственные идеи Кунта-Хаджи, призывающие верующих к милосердию, взаимной помощи, преодолению греховных наклонностей.

6. Эволюционные изменения в идеологии и практике суфийских братств на Северном Кавказе связаны с сегментацией суфизма и образованием вирдовых братств во главе с новыми лидерами, продолжавшими проповедовать идеи накшбандийа и кадирийа в новых социально-политических условиях. Этому способствовали окончательное утверждение царизма в крае, преследование в царское и советское время суфийских групп. Такая ситуация вынуждало их функционировать в условиях подполья, но сохраняя свое влияние на религиозно-культурную жизнь народов.

Теоретическое и практическое значение исследования. Выявление эволюции идеологии и практики суфизма на Северном Кавказе в ХIХ веке в рамках историко-философского дискурса имеет познавательное и культурное значение для народов региона, придерживающихся традиционных мусульманских ценностей. Осуществленный анализ позволяет установить широкую взаимосвязь социально-культурных предпосылок и особенностей религиозно-политической и духовно-культурной ситуации, складывающейся в условиях завоевательной политики царизма, что расширяет исследовательский горизонт изучения особенностей суфизма на Северном Кавказе.

Практическое значение осуществленного исследования состоит в том, что его результаты позволяют понять историю становления суфизма в регионе, его идейные основания, а также особенности деятельности суфийских братств в современных условиях, что очень важно для практических целей, – использования возможностей традиционного ислама в организации противодействия радикалистским и экстремистским установкам и практике.

Апробация исследования. Полученные результаты исследования апробированы в ходе чтения спецкурсов студентам исторического факультета Чеченского государственного университета, на научных конференциях преподавателей вузов Чеченской Республики, на Всероссийском научном семинаре «Мусульманские духовные структуры» (7 декабря 2006 года, г. Ростов-на-Дону), а также в работе Всероссийской научно-теоретической конференции «Изучение культурного наследия народов России – актуальная задача» (8 декабря 2006 года, Дагестанский научный центр РАН, г. Махачкала).

По теме диссертации опубликованы 6 статей.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, использованных источников и литературы. Объем диссертации – 165 страниц.

Основное содержание диссертации
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconУчебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для...
Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа»....
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconУчебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для...
Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа»....
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconКраснодарский край расположен в пределах Северо-Западного Кавказа....
Краснодарский край расположен в пределах Северо-Западного Кавказа. Протяжённость с севера на юг составляет около 400 км, с запада...
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconКраснодарский край расположен в пределах Северо-Западного Кавказа....
Краснодарский край расположен в пределах Северо-Западного Кавказа. Протяжённость с севера на юг составляет около 400 км, с запада...
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Департамент образования Северо-Восточного окружного управления образования города Москвы
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconРеферат по истории народов Северного Кавказа «Выселение народов Северного...
Внезапно тишину нарушил какой-то непонятный нарастающий гул, вдалеке замелькали, постепенно приближаясь, десятки огоньков. То был...
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconСуфизм на северо-восточном кавказе: возникновение, идеология, практика
Работа выполнена на кафедре философии фгбоу впо «Чеченский государственный университет»
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconИстория Адыгеи
Ф. Энгельс. Составной частью этой международной проблемы являлся черкесский вопрос — вопрос о внешнеполитическом статусе Северо-Западного...
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconКавказская война Содержание
Ф. Энгельс. Составной частью этой международной проблемы являлся черкесский вопрос — вопрос о внешнеполитическом статусе Северо-Западного...
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconВ. В. Гудаков После первоначального заселения Северо-Западного Кавказа...
Центральной России и на Украине, и, самое главное, создать солидную базу в предгорьях Кавказа для дальнейшего продвижения и выхода...
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconВходит в Сеть президентских школ рс (Я), является Ассоциированной...
...
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconАнализ деятельности моу «Южно-российский лицей казачества и народов...
Самоанализ деятельности моу «Южно-российский лицей казачества и народов Кавказа» города-курорта Железноводска за 3 года
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconРабочая программа по дисциплине «Камень в культуре народов мира»
«Камень в культуре народов мира» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconРабочая программа предмета «География»
Цент образования «школа здоровья» №287 им. С. К. Годовикова северо-восточного административного округа г. Москвы
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оснуться с ним настоящее богатство для любого человека. Живет он в природе Кавказа, его сыновьях, традициях и культуре, в том числе...
Суфизм в культуре народов северо-восточного кавказа (идейно-философская эволюция) iconПочвенные данные для оценки садопригодности земель северного кавказа савин И. Ю
Северо-Кавказский зональный нии садоводства и виноградарства Россельхозакадемии, г. Краснодар


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск