ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Философия»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Петрозаводский государственный университет кафедра философии УТВЕРЖДАЮ
Заведующая кафедрой туризма _____________/ Э.Н. Павлова /
«____» _________ 2009 г РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ФИЛОСОФИЯ
для специальности Социально-культурный сервис и туризм
квалификация «Специалист по сервису и туризму» ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г. Форма обучения - очная курс: I
семестр: II
лекции: 19 (час.)
Зачет: нет
Экзамен: II семестр
Практические (семинарские) занятия: 19 (час.)
Самостоятельная работа: 22 (час.)
Лабораторные занятия: 0 (час.)
Курсовая работа (проект) по дисциплине: нет
Количество контрольных работ: нет
Всего часов: 60.
2009 г. Рабочая программа составлена на основании Примерной программы по Философии, утвержденной МО РФ 3 июля 2000 года.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «___» __________ 2009 г.
Заведующий кафедрой ________________ /Волков А.В./
Пояснительная записка
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
Целью изучения философии является формирование у студентов самостоятельного, критико-рефлексивного мышления, интереса к фундаментальным знаниям и потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.
Вышеозначенная цель предполагает решение следующих задач в рамках преподавания дисциплины:
— раскрыть специфику, место и роль философии в жизни человека на различных этапах социально-исторического развития
— познакомить с основными этапами развития философской мысли, с разнообразием философских концепций, направлений, школ
— приобщить студентов к основам философского мировоззрения и способствовать овладению методами и приемами философского анализа проблем
— сформировать устойчивый интерес студентов к изучению и обсуждению философских проблем
К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Философия» относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения школьных дисциплин «История», «Обществознание».
В ходе изучения дисциплины «Философия» студент должен освоить следующие вопросы: «Что есть философия», «История философии», «Философия бытия», «Философия познания», «Научное познание», «Философия человека», «Социальная философия».
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
— об истории философии;
— об основных течениях современной философской мысли;
знать:
— основные понятия, принципы и законы философии;
уметь:
— осуществлять философский анализ окружающей действительности.
В ходе изучения дисциплины «Философия» студент должен освоить следующие дидактические единицы согласно ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.:
-
ГСЭ.Ф.10
| Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
| МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Требования к знаниям и умениям по курсу философии По окончании курса философии студент должен:
1. Иметь представление:
- о своеобразии философии, ее истории и месте в культуре, о научных, философских и религиозных картинах мира и смысле жизни человека в этих картинах;
- о многообразии форм бытия и человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни.
2. Понимать:
- смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к обществу и современных противоречий существования человека в нем;
- роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.
- роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов;
3. Знать:
- основные вехи исторического развития философии (Античность – Средневековье – Возрождение – Новое время – Новейшее время): конкретные персоналии и их философские учения.
- основные типы и формы бытия, законы диалектики, структуру, формы и методы научного познания, основные модели развития научного знания.
- основные философские концепции, освещающие природу человека, сущность культуры, истории, общества. Выполнение данных требований подразумевает систематическое посещение студентом лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу студента.
На лекциях преподаватель знакомит студентов с предметной областью исследуемых тем и вопросов, конкретизирует внимание на наиболее сложных и узловых проблемах. Лекция призвана стимулировать активную познавательную деятельность студентов, способствовать формированию у них творческого мышления, определить направления самостоятельной работы студентов и содержание семинарских занятий. Она является активным средством формирования теоретического мировоззрения, изложения главных, узловых проблем философской науки, развития творческого мышления студентов, определения направлений самостоятельного изучения предмета.
До лекции рекомендуется:
- прочитать учебник по теме предстоящей лекции;
- выделить для себя ключевые проблемы и зафиксировать их;
- записать основные категории (понятия), которые будут рассматриваться в лекции.
Во время лекции необходимо:
- правильно записать номер, название темы, план, рекомендованную литературу, актуальность проблем и цели лекции;
- быть внимательным, полностью сосредоточиться на совместной работе с преподавателем, понять структуру излагаемого вопроса, уяснить основные положения, их доказательство и записать их;
- работая на лекции, следует использовать общепринятые сокращения или же собственное, схематическое изложение материала.
После лекции следует:
- уточнить ее содержание и наметить план дальнейшей работы над темой;
- определить основные понятия, рассмотренные на лекции и записать в словарь их определение.
Семинар есть средство углубления и закрепления знаний, форма контроля знаний, полученных в ходе изучения темы. Он помогает дополнить и обогатить лекционный материал, способствует формированию навыков и умений самостоятельной работы, публичного выступления перед слушателями.
Главными задачами при проведении семинарских занятий являются:
- углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над научной, учебной литературой и произведениями выдающихся философов;
- привитие навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала;
- выработка умений использовать полученные знания при анализе научных и социальных процессов, происходящих в нашем обществе;
При подготовке к семинару, сообщению, при изучении отдельных тем курса работу необходимо построить в следующем порядке:
- изучить план семинарского занятия, содержание изучаемой темы в учебной программе по курсу «Философия», объем и содержание рекомендованной литературы;
- изучить материал законспектированных по теме семинара лекций, доработав их, и соответствующих глав учебников и учебных пособий;
- законспектировать необходимое содержание рекомендованной литературы;
- ответить на контрольные вопросы, помещенные в данном пособии по изучаемой семинарской теме;
- выписать в словарь по философии определение категорий, рассмотренных в лекциях и изучаемых на данном семинаре;
На семинаре необходимо:
- внимательно выслушать вступительное слово преподавателя, тщательно продумать вопросы, на которые он обратил внимание;
- следить за докладом, научными сообщениями, выступлениями на семинаре, анализировать их научно-теоретическое содержание и методическую сторону, быть в готовности сделать разбор выступлений, дополнить их;
- в своем выступлении не стремиться излагать содержание всего вопроса семинара, а брать его отдельную проблему; излагать материал свободно, а не зачитывать текст выступления; делать необходимые обобщения и выводы; использовать законспектированные философские и научные тексты, дополнительную литературу.
Освоение курса по философии предполагает помимо лекционных и семинарских занятий, самостоятельную работу студента.
Основными видами обязательной самостоятельной работы по курсу «Философия» являются:
- работа на лекциях и семинарах;
- отработка текущего материала по конспектам и рекомендуемой литературе;
- подготовка к семинарским занятиям;
- подготовка к плановым контрольным мероприятиям различного вида;
- подготовка к зачетам и экзаменам;
- написание рефератов, выполнение научно-исследовательских работ.
Реферат должен быть самостоятельной работой, показывающей знакомство автора с реферируемыми текстами. Во введении к реферату необходимо дать краткое обоснование актуальности темы, определить цель работы. Реферат должен содержать ссылки на используемую литературу.
Реферат должен быть соответствующим образом оформлен:
На титульном листе указывается название темы, фамилия, имя и отчество автора, факультет, курс, номер группы, а также место и год написания реферата. После титульного листа помещается план реферата. К реферату прилагается список использованной литературы. Реферат должен быть отпечатан через два интервала, сброшюрован и подписан. Объем основного текста - 20-25 страниц. Список тем для рефератов по философии
Философская деятельность и учение Сократа.
Учение об «идеях» Платона.
Концепция «идеального государства Платона».
Учение Аристотеля о четырех причинах сущего.
Концепция государственного управления и общественного устройства Аристотеля.
Бог, человек и мир в философии Августина.
Проблема универсалий в средневековой философии.
Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения.
Учение об «ученом незнании» Н. Кузанского.
Учение о методе познания в философии Р. Декарта и Ф. Бэкона.
Концепция просвещенного абсолютизма Вольтера.
Концепция правового государства Монтескье.
Теория гражданского общества Ж.-Ж. Руссо.
Учение о познании И. Канта.
Этическая доктрина И. Канта.
Философская система Г. В. Ф. Гегеля.
Философско-антропологическая концепция А. Шопенгауэра.
Учение о «воли к власти» и «сверхчеловеке» Ф. Ницше.
Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора.
Теория общественно-экономических формаций К. Маркса.
Становление философии в России: спор западников и славянофилов.
Оценка российской истории и историософия П.Я. Чаадаева.
Учение о «всеединстве» В. Соловьева
Философия свободы и творчества Н. Бердяева.
Мистический интуитивизм. Н. Лосского.
Философия личности Л. Карсавина.
Религиозный экзистенциализм Л. Шестова.
Метафизика С. Франка.
Религиозно-этическая философия И. Ильина.
Морфология культуры О. Шпенглера.
Концепция «бессознательного» З. Фрейда.
Феноменологическая философия Э. Гуссерля.
Концепция понимания в герменевтической философии.
Проблема человека в философии экзистенциализма.
Философия абсурда А. Камю.
Проблема свободы и ответственности человека в философии Ж.-П. Сартра.
Гуманистический психоанализ Э. Фромма.
Учение о «коллективном бессознательном» и «архетипах» К.-Г. Юнга.
Концепция диалектической теологии Р. Нибура.
Философия неотомизма.
Учение о человеке Тейяра де Шардена.
Философия диалогизма. М. Бахтина.
Философия языка Л. Витгенштейна.
Критический рационализм К. Поппера.
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
Парадигмальная концепция развития науки Т. Куна.
Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.
Теория постиндустриального общества Д. Белла.
Концепция «трех волн» общественно развития Э. Тоффлера.
Концепция «власти-знания» М. Фуко.
Примерные экзаменационные вопросы по курсу философии
Особенности и основные направления религиозно-философской мысли в Древней Индии и Древнем Китае.
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Происхождение, предмет и функции философии.
Досократическая философия (основные школы, проблематика и представители).
Софисты и Сократ.
Философия Платона.
Философия Аристотеля.
Эллинистическая философия (основные школы, идеи и представители).
Своеобразие средневековой христианской философии. Патристика. Учение Августина.
Схоластическая философия (основная проблематика, этапы и представители).
Антропоцентризм и гуманизм философской мысли эпохи Возрождения.
Своеобразие философии Нового времени. Становление механистической картины мира.
Проблема метода познания и субстанции в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
Основные философские идеи эпохи Просвещения.
Философия И. Канта.
Философия Г. В.Ф. Гегеля.
Становление философских рефлексий в России. Оценка российской истории П.Я. Чаадаева.
Проблема культурно-исторического своеобразия России. Спор славянофилов и западников.
Русская религиозная философия к. XIX – нач. XX вв. (основная проблематика, направления и представители).
Философия жизни (основная проблематика и представители).
Позитивизм (основная проблематика, этапы и представители).
Американский прагматизм (темы, идеи, мыслители).
Основные идее феноменологической философии.
Аналитическая философия в XX веке и ее эволюция.
Постмодернистская философия: программы и результаты.
Философия бытия. Материя и ее атрибуты.
Диалектика как учение о становлении и развитии. Основные категории и законы диалектики.
Понятие сознания. Структура и источники сознания. Сознание и бессознательное.
Философия познания. Познавательные способности человека.
Понятие истины. Аспекты, формы и критерии истины. Ложь и заблуждение.
Уровни, формы и методы научного познания.
Основные модели роста и развития научного знания.
Проблема специфики человеческого бытия в философской антропологии XX века.
Проблема понимания в современной философской герменевтике.
Проблема свободы и ответственности личности в философии экзистенциализма.
Понятие культуры в современной философии. Культура и ценности. Культура и цивилизация.
Проблема единства человечества и многообразия культур.
Основные формы культуры (мораль, искусство, миф, религия, наука).
Социальная философия: ее возникновение и основные этапы развития.
Основные сферы общественной жизни, их специфика и взаимосвязь.
Социальная структура общества. Социальные общности и их виды.
Власть и право как общественные явления. Понятие государства, его структура и функции.
Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания.
Личность и общество. Проблема социального отчуждения.
Научно-технический прогресс и становление информационного общества.
Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации.
Список учебных и справочных пособий по курсу философии
Основная:
История философии: учебное пособие / В.В. Васильев, А.А. Кротов, Д.В. Бугай. М.: Академический Проект, 2005.
Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. Дополнительная:
Алексеев П.В. Социальная философия. М.: Проспект, 2004.
Асмус А.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2009.
Барулин В.С. Социальная философия : Учеб.для вузов. - 2-е изд.,испр. и доп. - М. : ГРАНД,Фаир-пресс, 2002.
Губин В.Д. Некрасова Е.Н. Философская антропология: Учебное пособие /. - М.: Форум, 2008.
Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М.: Издательство Российского Гуманитарного Университета, 1998.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - М.:Рольф, 2001.
Гуревич П.С. Культурология : учеб. пособие. — 3-е изд., стер. — М. : Гардарики, 2005.
Евлампиев И.И. История русской философии. М.: «Высшая школа», 2001.
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2009.
Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: Проспект, 2005.
История русской философии: учебное пособие. Под ред. Маслина М.А. М.: КДУ, 2008. — 640 с.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: учебник. - 2–е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.
Марков Б. В. Философская антропология : учеб. пособие / Б. В. Марков. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., 1994-1998.
Философия западноевропейского Средневековья : учебное пособие / О. Э. Душин, А. Г. Погоняйло, Р. В. Светлов и др.; отв. ред. Д. В. Шмонин. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005.
Философия науки / С.А. Лебедев: Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007.
Интернет-ресурсы:
htpp://www.philosophy.ru
htpp://www.anthropology.ru
htpp://www.elenakosilova.narod.ru
htpp://www.auditorium.ru
htpp://www.lib.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ В основу данной рабочей программы по курсу философии положены требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине «философия». В соответствии с этим ключевыми разделами по курсу философии должны быть:
«Что есть философия».
«История философии».
«Философия бытия».
«Сознание и познание».
«Научное познание»
«Философия человека».
«Социальная философия».
При преподавании дисциплины используются активные и интерактивные формы обучения: лекции, практические занятия (семинары), контрольные работы, круглые столы, эссе, подготовка конспектов, презентаций, портфолио.
В ходе лекций преподавателем задаются рамки изучения каждой конкретной темы, даются необходимый терминологический аппарат, формулируются и разбираются наиболее сложные проблемы. Отдельные темы курса, содержащие большее количество конкретного материала, целесообразно читать с использованием мультимедийных презентаций. Они позволяют четко структурировать объем лекционного материала, иллюстрировать лекцию схемами и таблицами, предоставляя возможность их копирования студентами для самоподготовки и подготовки к экзамену. Презентация позволяет преподавателю экономить время, затрачиваемое на написание на доске терминов, имен, схем, что дает возможность увеличить объем излагаемого материала. Кроме того, презентация позволяет иллюстрировать лекцию не только схемами и рисунками, которые есть в учебном пособии, но и фотографиями, портретами философов и т.д. Электронная презентация позволяет отобразить материал в динамике, что позволяет улучшить его восприятие.
Завершается изучение каждой темы программы на семинаре, где более глубоко и полно обсуждается одна из затронутых на лекции проблем. Проведение практических занятий целесообразно строить следующим образом:
Вводная часть преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
Беглый опрос пройденного и текущего лекционного материала.
Обсуждение вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение.
Обсуждение докладов и рефератов, подготовленных студентами.
Проверка знаний студентов путем тестирования или письменного ответа на вопросы (при необходимости).
Формулирование и закрепление основных теоретических и практических выводов из рассматриваемого материала.
Проведение практических занятий предусматривает активные формы обучения. Среди них могут быть формы научно-теоретического творчества (коллоквиумы, конференции, творческие задания и эссе), игровые творческие технологии обучения (диспуты, сократические диалоги, «мозговой штурм», «защита идей», и т.д.). Они позволяют выявить и раскрыть творческий потенциал студентов, реализовать индивидуальный подход к обучению, максимально содействовать формированию навыков самостоятельного мышления, личностному пониманию философских проблем.
Вопросы, оставшиеся у студентов после аудиторных занятий, разрешаются в ходе индивидуальных консультаций.
Важнейшую роль в овладении философией играет самостоятельная работа студентов. В процессе учебы студент выполняет следующие виды самостоятельной работы:
— знакомство с первоисточниками по философии: либо непосредственно с работами отдельных авторов, либо на основании хрестоматии (рекомендуемые источники и хрестоматии приведены в списках литературы). Данный вид работы направлен прежде всего на выработку навыка восприятия текстуальной информации, умения ее обобщать, анализировать, выделять в ней главное. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, а так же при индивидуальном собеседовании с преподавателем на консультации.
— подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, студенческих конференциях. В процессе данной работы формируется способность к логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу, вырабатывается навык критико-рефлексивного мышления, развивается способность к коммуникации, диалогу, к дискуссии.
— подготовка эссе, портфолио, презентаций. Данные виды работы ориентированы на проявление творческих качеств личности, стимулируют потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Кроме того, написание эссе, составление портфолио, подготовка доклада вырабатывают важные для культуры научного мышления навыки самостоятельного поиска научной информации, составления библиографии (списка литературы) и цитирования источников по изучаемой теме. Учебно-методическая карта дисциплины ФИЛОСОФИЯ Специальность Социально-культурный сервис и туризм, I курс
-
Номер недели
| Номер темы
| Тема
| Примечания
| Темы для самостоятельной работы
| Формы контроля
| 1
| 1
| Раздел №1
Что есть философия. Мировоззрение его структура и исторические типы. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 1.
| Аналитический конспект статьи
М. К. Мамардашвили «Происхождение философии на фоне мифа»
| Проверка конспектов лекции. Назначение индивидуальных консультаций.
| 1
| 2
| Раздел №2
История философии
Становление философии в Древней Греции: первые онтологические учения.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
| Философия Древнего Востока.
| Проверка конспекта статьи М. К. Мамардашвили «Происхождение философии на фоне мифа».
| 2
| 3
| Поворот к человеку: софисты и Сократ.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
| Анализ сочинения Платона «Федон».
| Обсуждение вопросов плана на семинаре.
Проверка рефератов.
| 3
| 4
| Учение об идеях Платона.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
| Учение Платона об идеальном государстве.
| Проверка конспектов. Назначение индивидуальных консультаций.
| 3
| 5
| Метафизика Аристотеля.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
| Этические и политические воззрения Аристотеля. Анализ текста Аристотеля “Никомахова этика”(Книга 1, 2).
| Проверка конспектов. Назначение индивидуальных консультаций.
| 4
| 6
| Эллинистическая философия: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
|
| Опрос на семинаре, проверка письменных работ (Анализ текста Аристотеля “Никомахова этика”(Книга 1, 2).)
| 5
| 7
| Своеобразие средневековой философии. Патристика.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
| Анализ произведения Августина «Исповедь».
| Обсуждение вопросов плана на семинаре.
Контрольно-проверочная работа по теме «Античная философия»
| 6
| 8
| Схоластика (основная проблематика, периодизация и представители).
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
|
| Опрос на семинаре. Проверка конспектов произведения А.Августина «Исповедь».
| 6
| 9
| Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
| Ренессанс и становление новоевропейской науки
| Обсуждение вопросов плана на семинаре. Проверка конспектов.
Тест по теме «Средневековаяхристианская философия».
| 7
| 10
| Проблема метода познания в новоевропейской философии: эмпиризм и рационализм
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
| Основные идеи эпохи Просвещения. Французский материализм и атеизм XVIII века.
| Обсуждение вопросов плана на семинаре.
Назначение индивидуальных консультаций.
Проверка
конспектов.
| 8
| 11
| Немецкая классическая философия.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
| Проблема субстанции в философии Нового времени.
| Опрос на семинаре
| 9
| 12
| Философия К. Маркса.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
| Антропологический материализм Л.Фейербаха. Подготовка к тесту по теме «Философия эпохи Нового времени».
| Опрос на семинаре. Проверка конспектов.
| 9
| 13
| Становление философии в России. Славянофилы и западники. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX века
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел I, Тема 3.
| Анализ произведения П. Чаадаева «Философические письма» (1-ое письмо)
| Обсуждение вопросов плана на семинаре. Тест по теме «Философия эпохи Нового времени».
| 10
| 14
| Раздел № 3
Философия бытия. Бытие как проблема философии. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел II, Тема 1.
| Материя и ее атрибуты.
| Обсуждение вопросов плана на семинаре.
| 11
| 15
| Понятие диалектики, ее основные принципы, категории, законы. Исторические типы диалектики.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел II, Тема 1.
|
| Опрос на семинаре.
Проверка рефератов.
| 12
| 16
| Раздел № 4
Философия познания. Понятие сознания. Проблема сущности и происхождения сознания. Структура сознания.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел II, Тема 2.
| Подготовка к контрольно-проверочной работе по теме: «Философия бытия».
| Обсуждение вопросов плана на семинаре. Проверка конспектов.
| 13
| 17
| Уровни, формы и методы научного познания. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел II, Тема 2.
| Основные модели роста и развития научного знания.
| Обсуждение вопросов плана на семинаре.
Тест.
| 14
| 18
| Проблема истины и ее критериев Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел II, Тема 2.
|
| Проверка конспектов. Назначение индивидуальных консультаций.
| 15
| 19
| Раздел № 6
Философия человека
Проблема сущности человека в современной философии.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел III, Тема 1.
| Анализ работы Ж.-П. Сартра Экзистенциализм – это гуманизм. Подготовка к контрольно-проверочной работе по теме «Философия познания».
| Обсуждение вопросов плана на семинаре. Проверка конспектов.
| 16
| 20
| Философское понятие культуры. Культура и натура. Культура как мера человеческого достоинства.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел III, Тема 2.
| Проблема единства человечества и многообразия культур.
| Тест по теме «Философия познания».
Обсуждение вопросов плана на семинаре. Проверка конспектов.
| 17
| 21
| Раздел № 7
Социальная философия
Предмет социальной философии: ее возникновение, проблематика и этапы развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел III, Тема 3.
| Основные сферы общественной жизни, их специфика и взаимосвязь.
| Обсуждение вопросов плана на семинаре.
| 18
| 22
| Социальная структура общества. Социальные общности и их виды. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел III, Тема 3.
| Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания.
| Проверка конспектов.
| 19
| 24
| Глобальные проблемы современной цивилизации и их особенности в России.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
| Философия (планы семинарских занятий и контрольные вопросы). Петрозаводск, 2009. Раздел III, Тема 3.
|
| Назначение индивидуальных консультаций.
Проверка рефератов.
|
Преподаватель:_________________________ дата: «____»_____________2009 г. |