Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция





Скачать 141.51 Kb.
НазваниеПолитические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция
Дата публикации24.08.2013
Размер141.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Заикин А.А., аспирант кафедры философии, ТГПИ

г. Таганрог
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Возникновение политических свобод и их эволюция

Термин «политические свободы» возникает впервые в политической философии Франции и получает свое развитие в период Великой французской буржуазной революции и становления Французской республики. Наиболее концентрированно его суть выражена в лозунге Революции: «Свобода, Равенство и Братство».

Именно свержение королевской власти и установление Республики способствовали такому успеху этого лозунга. Однако прежде необходимо было подготовить народ к принятию новой программы жизни, нового типа мышления. Эту задачу с успехом выполнили энциклопедисты.

Именно энциклопедизм как течение и философско-этическое направление способствовал распространению идеалов свободы, прежде всего свободы в познании и публичном выражении своих взглядов. Как течение он находился целиком в русле «проекта Просвещения» и выполнял свою особую миссию, цель которой заключалась в том, чтобы поколебать устои католической церкви. «Проект Просвещения», по мнению Е.Ю. Леонтьевой, сыграл большое значение в изменении образа мышления Европы1.

По сути дела, «проект Просвещения» был проектом по переделу сфер влияния на массы. Католическая церковь в результате реализации «проекта Просвещения» утратила монополию на «контроль за умами», и ее место заняла идеология Просвещения.

Олицетворяя собой внутренне единый, но внешне формально разделенный на сферы влияния социальный институт, «проект Просвещения» осуществляет «захват власти» и «смену собственника» в лице католической церкви на соответствующих руководителей отдельных сфер жизни общества: экономическую, политическую и, конечно же, духовную.

В экономическом плане господство католической церкви было подорвано после 1492 года и начала Великих географических открытий, в реализации которых участвовали капиталы частных лиц и предприятий, в основной своей массе – спекулятивные, а именно нажитые ростовщичеством и иными не вполне законными путями. Эти капиталы были сосредоточены в руках крупной буржуазии, которая по своему религиозному статусу уже давно де-факто не являлась приверженцами католицизма, а де-юре занимала почетные места в представительской церковной иерархии католицизма.

В политике господство глав государств – монархов, олицетворяющих в Средневековье волю Бога на земле (вместе с католическими иерархами), было подорвано крупной буржуазией в результате спровоцированных ими истребительных и разорительных войн, в результате которых королевская казна была опустошена и короли были вынуждены занимать деньги под проценты у крупной буржуазии для пополнения королевского бюджета. В результате король, который олицетворял перед населением страны гаранта справедливости, был просто «куплен», взят в заложники финансовым капиталом, которым владели представители крупной буржуазии. И с этого времени король уже не мог быть самостоятельным в принятии решений. В истории это, как правило, совпадает с появлением парламентаризма. Самые передовые страны Европы, Англия и Франция, естественно самыми первыми и ввели эту меру. Кто же избирался в парламент? Да все те же крупные капиталисты, банкиры. Они составляли и принимали законы, они и осуществляли реальную власть. Чтобы эта власть считалась легитимной в народе, возникло и оправдание в виде «движения за конституцию» против узурпации монархом прав и свобод граждан и за их скорейшую либерализацию.

В духовной сфере господство католической церкви сменилось всеохватным господством науки и идеологии. Они заменили, а точнее сказать, сменили веру средневековых крестьянина и феодала с их отечески-сыновней зависимостью. Наука становится верой для рабочего, которые наполняют города в связи с индустриализацией. Вместе с ней становится верой и либеральная идеология.

Вера в науку, в ее силу и мощь, по словам Ф. Бэкона, способны принести неплохие дивиденды. Неслучайно поэтому многие европейские ученые, в том числе всемирно известные Ф. Бэкон, И. Ньютон и др. активно использовали свои открытия и свое положение для улучшения своей финансовой деятельности.

Наука становится божеством западноевропейского, а потом и американского человека. Ее заявлениям верят не меньше, чем голосу католической церкви в свое время. Наука, и прежде всего рациональное познание, претендуют на исключительность в схватке за разум человека. Научные открытия почитаются больше, чем религиозные догматы. Научные, рациональные методы признаются единственно возможными методами познания мира. Наука в полной мере претендует на роль религии.

Не случайно поэтому наука тесным образом взаимодействует с идеологией, с новыми религиозными направлениями. Идеал «нового человека», «освобожденного» от «лап католической церкви», становится доминирующим именно с подачи науки и либеральной идеологии. Именно они и способствовали возникновению и успеху протестантизма вместе с капиталом крупной буржуазии. Наука и идеология становятся инструментами крупной буржуазии, протестантизм также становится рычагом влияния крупного финансового капитала. Как утверждает А.А. Федоровских, «Вместе с тем, общество не может обходится без идеалов и святынь. Господствующие группы социума неизбежно апеллируют к абсолютному, объективному, истинному, тотальному. Религия как таковая объявляется “ложным сознанием”, и обслуживать идеологию призывается наука, с ее претензией на истинность. Фактически, идеология сама, будучи ложным сознанием, претендующим на господство и объективность, отвергает религию как “свое-иное” (“тень” в терминологии Юнга).»1.

Весьма характерен в идеологическом плане ввод Францией после Великой французской буржуазной революции новой системы мер и весов, названной метрической. Французские энциклопедисты прекрасно понимали, какое воздействие оказывает система мышления на сознание человека. И тем самым эти внешние инструменты: наука (в которой царил рационализм), религия (в лице протестантизма) и идеология (либерализма) были фактически средствами контроля и управления сознанием человека. Таковыми они и остаются, за небольшим исключением, по сей день.

Как же понимались эти составляющие новой системы мышления – «Свобода», «Равенство» и «Братство» - французскими просветителями и энциклопедистами?

«Свобода» прежде всего означала разрыв с сакральным единством католической церкви, которая призывала только к одной свободе – свободе быть с Богом.

И поэтому свобода в философии просветителей означает «свободу от Бога», свободу верить во что и в кого хочется, или вообще не верить, то есть либо свободу религиозного исповедания, либо свободу как открытое выражение отсутствия религиозности.

Это выражение свободы религиозного исповедания было прежде всего продиктовано борьбой двух конфессий – католичества и протестанства, при этом во Франции, как и во всей Европе, после Реформации католическая церковь резко утратила свои позиции.

Еще один аспект рассмотрения свободы – это свобода информации. Она является одним из краеугольных камней французской революционной программы, означающим возможность свободного высказывания альтернативных точек зрения на любые вопросы, прежде всего политические и религиозные. К ней примыкает свобода собраний как выражение своей воли отдельных групп людей. Из нее (свободы собраний) выросли политические партии, каждая из которых обладает своим видением будущего страны, своей концепцией ее преобразования.

Данное понимание свободы можно охарактеризовать только одним словом – десакрализация, то есть удаление или замещение роли религии, прежде всего католической церкви, в деле влияния на умы граждан.

Изменяется понимание свободы, которое теперь характеризуется двумя категориями: «свобода от…» и «свобода для…».

«Свобода от…» именуется еще «негативной» свободой, которая предполагает борьбу против различных негативных факторов, к которым можно отнести: бедность, насилие, преступность и т.д.

«Свобода для…» именуется еще «позитивной» свободой, которая предполагает простор для всего положительного в человеке: свобода для творчества, свобода для проявления своей индивидуальности и т.д.

«Равенство» означало прежде всего политическое равенство, высшим выражением которого стала установка: «один человек – один голос».

«Братство» же предполагало систему политических и общественных объединений по определенному признаку.

Все эти лозунги победившей Французской революции были распространены и на другие западные страны, в том числе и на США как правопреемницу Франции в деле реализации прав и политических свобод.
Политические свободы в современном мире: особенности их трансформации и своеобразие.

США сегодня являются полномочным преемником успехов и побед французской революции. Начиная со статуи свободы, аналог которой установлен в Америке и является ее национальным символом, формы государственного правления и, наконец, теми образцами, которые, являясь на сегодняшний день символами демократии, продолжают оставаться все теми же тремя принципами Великой французской революции.

Свобода является сегодня краеугольным камнем всей Западной цивилизации, особенно Америки как идеального образца западного общества. Американская конституция 1776 года была выработана также представителями «проекта Просвещения», ее основные положения, а также первые поправки – о свободе информации и свободе ношения оружия – целиком находятся в русле притяжения идей французской революции.

Свобода вероисповедания также является в Америке одним из базовых принципов жизни. Здесь существуют и весьма комфортно себя чувствуют как представители традиционных христианских исповеданий, так и различные псевдохристианские религиозные культы, не говоря уже о восточных религиях – буддизме, индуизме и исламе.

Президент Барак Обама разрешает на месте бывших зданий Всемирного Торгового Центра открыть мусульманскую мечеть. «Бизнесмен Шариф Гамаль хочет построить мусульманский культурный центр в двух с половиной кварталах от того места, где до 11 сентября 2011 года стояли башни-близнецы Всемирного торгового центра.» - передает Русская служба Би-Би-Си1.

Равенство в политической сфере доведено как идея до наивысшего ее завершения. Принцип «один человек – один голос» последовательно эволюционировал: сначала голосовать могли только мужчины, и только белые и свободные, затем, после возникновения движения суфражисток и его успехов – и женщины, и лишь недавно, в середине XX века, после выступлений великого борца за свободу Мартина Лютера Кинга, - афроамериканцы.

Братство сегодня представлено двумя официальными политическими партиями: республиканцами и демократами, большим количеством официальных общественных и околополитических движений и бесчисленным множеством официальных и неофициальных сообществ. Американцы любят собираться в сообщества по любому поводу, утверждает М.П. Целых1: как в зависимости от своих расовых, так и от возрастных, половых и иных прочих предпочтений.

Существуют сообщества ученых (по отраслям специальностей), а также юристов, банкиров, писателей, журналистов, бизнесменов и т.д.

Макс Вебер в своем знаменитом произведении «Протестантская этика и дух капитализма»2 упоминает о том, что первыми сообществами американских поселенцев были религиозные братства, или объединения верующих одной конфессии.

Сегодня идея свободы предполагает в Америке прежде всего терпимость к иной религии, помимо христианской.

Равенство как идея доведено до высшей степени ее воплощения, и далее – до абсурда: от равенства гражданских прав мужчин и женщин, белых и афроамериканцев – до равенства полового – на работе, в личной жизни – через признание однополых браков. Более того, возмущает тот факт, что это равенство американская система правосудия стремится перенести и в традиционно закрытую и консервативную религиозную сферу, официально узаконивая так называемое «женское священство».

Братство также сводится к абсурду: возникают многочисленные объединения по примитивному признаку – любители одного сорта кофе, одной марки сигарет, сигарные клубы. Объединения становятся все более свободными, все более короткими по срокам совместного бытия. Получает большое распространение особая форма молодежного протеста – флэшмоб. Все чаще люди собираются вместе по любому поводу и на все более краткое время. Налицо глубинная болезнь западной цивилизации – утрата постоянных социальных связей, боязнь одиночества.
Политические свободы и современные цивилизационные вызовы: стратегия глобального доминирования и смена лидеров.

В современных условиях политические свободы претерпевают значительные изменения. В США был принят закон о борьбе с терроризмом, на основании которого любого подозреваемого в терроризме можно арестовать и допрашивать без санкции прокурора и решения суда. Подозреваемым может стать любой. Чаще всего ими становятся бывшие выходцы с Ближнего Востока, иммигрировавшие в США после войны (в Ираке, Афганистане и др.), а также лица, являющиеся их родственниками, рожденные в США. Их прежде всего замечают в кафе, задерживают для досмотра в аэропортах, на них обращено внимание полицейских и спецслужб, в том числе тайные обыски в их жилищах и прослушивание их телефонов.

Америка осуществляет сегодня стратегию глобального доминирования, презентуя себя главным борцом за демократические права граждан, в том числе и на Ближнем Востоке, и в Юго-Восточной Азии, как, впрочем, и во всем мире. Являясь главным организатором ООН и НАТО, структур, которые являются проводниками их воли, США используют весь потенциал этих организаций для осуществления своих корыстных замыслов, таких, как лоббирование интересов нефтяных компаний и других международных корпораций.

Долгое время идейным противником США был СССР, страна с победившей коммунистической идеологией. И вот Америке вновь угрожает коммунистическая угроза, правда, на этот раз, со стороны Китая, который, помимо обладания ядерным оружием, активно наращивает свое присутствие во всех тех регионах, которые доступны его экономической экспансии. Даже в Киргизии, стране, недавно пережившей очередную революцию, имеются китайские торговые центры. Китай проводит многочисленные совместные учения, активно сотрудничает с Кореей, наконец, Китай является главным поставщиком сырья для Америки и главным ее кредитором. Неслучайно поэтому США ведут информационную войну, стравливая Китай со своими соседями, надеясь ослабить своего противника. «Китай объективно нежизнеспособен в своих нынешних границах. Он должен стать гораздо больше, если не хочет стать гораздо меньше. Он не может обойтись без внешней экспансии для захвата ресурсов и территорий, такова реальность.» - пишет Александр Храмчихин1. Присутствие Китая на мировой политической арене как безусловного лидера неминуемо, это просто вопрос времени.
Политические свободы и будущее мировой цивилизации.

Мировой финансовый кризис принес с собой не только упадок ведущих мировых экономик, но и глобальные политические изменения. Первое по-настоящему крупное политическое объединение – Европейский Союз – стонет под непосильным гнетом долгов стран – экономических аутсайдеров: Греции, Испании и др. Обвальное крушение гигантов мировой банковской сферы – банков Lehman Brothers и Bert Stern – повлияло не только на мировой экономический климат, но и на политический.

У ЕС сейчас два пути: отказаться от долгов и отпустить страны-должники в свободное плавание, исключив их из Евросоюза, либо принять их долги и выплатить их, при этом бремя этих выплат ляжет на население благополучных стран, прежде всего Германии и Франции. В противном случае, как предсказывают многие исследователи, может возникнуть распад Евросоюза.

Америка со своим $13 трлн внешним долгом, чего опасаются многие ее кредиторы, может устроить дефолт по своим долговым обязательствам. В таком случае доллар как мировая платежная валюта обанкротится и станет продаваться за его номинальную стоимость, что может потянуть за собой всю мировую экономику.

Альтернативой может стать плавный переход от доллара как валюты США к единой американской валюте, так называемому «амеро», который свяжет США, Канаду и Мексику в по-настоящему единое экономическое пространство с одной валютой. «20 августа 2007 г. лидеры США, Канады и Мексики провели очередную встречу, на этот раз в канадском Квебеке. Обсуждали они, выражаясь новоязом политиков, идею 'континентальной интеграции'. В переводе на доступный язык лидеры трех держав договаривались о создании аналога Евросоюза уже к 2010 году, что, естественно, означает не только общие границы, но и общую валюту.» - сообщает интернет-сайт Inosmi.ru1.

Политические перспективы введения амеро для указанных выше стран – полная потеря финансовой, но что еще хуже – и политической независимости, и превращение США в Единые североамериканские штаты, чего Америка и добивается.

Учитывая тенденцию США к ограничению политических свобод граждан в последнее время, их захватнические войны и установление подвластных Америке диктаторских режимов в странах своей «зоны влияния», нас ожидает рано или поздно установление такой же диктатуры и внутри страны. Уже сейчас Национальная гвардия в США отрабатывает способы подавления возможных восстаний в связи с поражениями в войне против Ирака и Афганистана, наблюдается всплеск нарушений гражданских свобод под маской «борьбы с терроризмом».

Учитывая тенденцию Америки к глобальному распространению демократии во всех зависимых от нее странах и, как правило, насильственным путем, нас ожидает усиление роли США на мировом политическом пространстве и, учитывая значительную активность Китая как в своем регионе, так и на мировой политической арене, образование региональных центров во главе со странами-лидерами, и в последующем – мировое противоборство региональных центров за сферы влияния, что может привести к открытому конфликту, могущему иметь мировой характер.
Политические свободы в современной России

Как же обстоят дела с реализацией политических прав и свобод в России?

Свобода собраний, как гарантированное Конституцией России право граждан (ст. 31), сегодня находится под негласным запретом, сообщают аналитики. Движение в защиту данной статьи Основного закона действует на сегодняшний момент в довольно затруднительных обстоятельствах: протестные митинги, которые активисты пытаются собрать 31 числа каждого месяца, либо неожиданным образом срываются, либо не получают разрешения на проведение от официальных лиц.

Свобода передвижения как еще одно неотъемлемое право граждан могло быть ограничено запретом правительства на праворульные автомобили. Однако скоординированные действия российских автомобилистов не позволили этому случиться.

Но в России существует еще одна важная проблема, связанная с передвижением: это использование специальных средств, так называемых проблесковых маячков, которые установлены на спецмашинах правительства и автомобилях высокопоставленных чиновников. Недавний случай ДТП с участием вице-президента «Лукойла» спровоцировал всероссийскую акцию автомобилистов «синее ведерко», которой, однако, препятствовали официальные представители российской правоохранительной системы.

Право на свободу распространения информации может осуществляться гражданами без последствий только в сети Интернет. Известного певца Ивана Алексеева арестовали не так давно в Волгограде за публичное исполнение своей песни, в которой городская милиция нашла противоправное содержание. Помимо этого, правительство хочет ввести контроль за сетью Интернет, возложив эту обязанность на сетевых провайдеров, обязуя их хранить IP-адреса своих клиентов и предоставлять их по требованию спецслужб.

Все это, тем не менее, ни в коей мере не отменяет тех демократических инициатив, реализация которых намечена президентом Дмитрием Медведевым.

«Демократию нельзя навязать людям "сверху", она начинается только в том случае, если гражданин скажет сам себе: "Я свободен", - убежден президент России. Глава государства изложил свое мнение о том, каким критериям должно соответствовать государство XXI века, каковы могут быть универсальные стандарты демократии.» - передает «Голос России»1.

Информационное агентство «Росбалт», передавая речь президента на пленарном заседании Мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» в Ярославле, сообщает: «Правительство может сколь угодно долго говорить своим гражданам: «Вы свободны», — отметил президент. Но настоящая свобода приходит только тогда, когда человек сам говорит себе «Я свободен!», хотя сделать это и трудно, отметил Медведев.» 2

Таким образом, движение за демократические свободы, хоть и не без трудностей, все-таки пробивает себе дорогу и как личная президентская инициатива, и как стремление граждан России к реализации своих конституционных прав и свобод без боязни быть непонятыми властью.

Личное президентское решение дорогого стоит: и потому в скором времени нас ждет не просто юридическое их закрепление, но активная реализация, под бдительным оком президента.


1 Леонтьева Е.Ю. Рациональность и ее типы. Генезис и эволюция./ Дисс. … докт. филос. н. – Ростов-на-Дону, 2003.

1 Федоровских А.А. Трансформация сакрального и профанного в обществе: миф-религия-идеология./ Авторефер. … канд. филос. н. – Екатеринбург, 2000, с. 17.

1 Мария Васильева. Мечеть в Нью-Йорке – политический вопрос. // Русская служба Би-би-си, Вашингтон, 17 августа 2010 г. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/08/100816_us_reid_mosque_ground_zero.shtml

1 Целых М.П. Социальная работа зарубежом: Соединенные Штаты Америки. – М.: Академия, 2007.

2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.

1 Александр Храмчихин. Китай против России: победа будет не за нами.// Интернет-журнал «Популярная механика», февраль 2010. URL: http://www.popmech.ru/article/6543-kitay-protiv-rossii/.

1 Амеро – проект банкротства.// Интернет-портал inoСМИ.ru, 4 января 2008.

URL: http://www.inosmi.ru/world/20080104/238746.html

1 Пять требований эталонной демократии.// Интернет-сайт радиостанции «Голос России», 10 сентября 2010 г.

URL: http://rus.ruvr.ru/2010/09/10/19800936.html

2 Президент назвал пять главных требований к демократии.// Интернет-сайт информационного агентства «Росбалт», 10 сентября 2010 г. URL: http://www.rosbalt.ru/2010/09/10/770583.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconПрограмма курса «современные политические идеологии»
«ландшафта» современной России, раскрыть роль и перспективы политических идеологий в специфических условиях социально-политического...
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconМетодическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на...
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconАннотация фундаментального исследования «Глобализация и интеграция страховых рынков»
Объект исследования – экономические отношения, складывающиеся в условиях современной рыночной экономики по поводу организации страховой...
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Развитие России в условиях глобализации»
Объектом исследования является: процесс нового мирового развития, который будет доминировать в обществах грядущего, анализ места...
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconКоммунистическая оппозиция в современной россии: генезис, противоречивость, перспективы
...
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель курса – дать студентам целостное представление об основных проблемах современной внешней политики России в условиях противоречивых...
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconПолитические воззрения А. И. Деникина в России и эмиграции: формирование и эволюция.
Политические воззрения А. И. Деникина в России и эмиграции: формирование и эволюция
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconВыбирается по последним двум цифрам номера зачетной книжки, в случае повтора по предыдущей цифре
России и Востоке, политическая система общества и управление, политические отношения, процессы и участие в политике, политическое...
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти»
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconБедринцев А. К. Государственное регулирование в условиях перехода...
Макроэкономические аспекты взаимодействия национальной и мировой экономики в условиях глобализации
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconПрограмма дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в...
Цель преподавания дисциплины: формирование у студентов комплексного представления о структуре взаимоотношений бизнеса и власти в...
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconОбразовательной программы скульптура. Аннотация к рабочей программе дисциплины «История»
Развитие материальной культуры и ее своеобразие в различных регионах расселения человека. Эволюция общественной организации. Виды...
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconКировской области
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconБаланс интересов как основа политического механизма обеспечения региональной...
Клемешев Андрей Павлович проблема эксклавности в условиях глобализации (па примере калининградской области) Специальность 23. 00....
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция iconБаланс интересов как основа политического механизма обеспечения региональной...
Клемешев Андрей Павлович проблема эксклавности в условиях глобализации (па примере калининградской области) Специальность 23. 00....
Политические свободы в условиях глобализации и специфика их реализации в современной россии возникновение политических свобод и их эволюция icon9 класс базовая группа
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск