Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод»





НазваниеМетодическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод»
страница1/5
Дата публикации12.10.2013
Размер0.59 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
  1   2   3   4   5
Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ СПО «Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка

по учебной дисциплине «Обществознание»

на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод»


Автор: преподаватель

Малышева Ю.В.

Наумовка 2013

Одобрена на заседании цикловой Утверждаю

комиссии общих гуманитарных Зам. директора по учебной

и социально- экономических работе_________________

дисциплин Мунасыпова З.Р.

Протокол №__

От «__»__________2013г.

Председатель цикловой комиссии

_________ Малышева Ю.В.
Аннотация
Данная работа содержит методическую разработку урока по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод».

Тема политики является очень актуальной для студентов-подростков, так как они формируют свою политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической разработке представлен развернутый план-конспект практического занятия, целью которого и является формирование механизмов реализации политических прав и свобод.
Автор: Малышева Ю.В.

Рецензент: преподаватель русского языка и литературы Жернякова О.П.
Содержание

стр.

Аннотация 3

Введение

Аналитическая часть

Практическая часть

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение
Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и "обреченного" взаимодействовать с другими людьми.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры - одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России. Известно, что любые социальные перемены начинаются, прежде всего, с сознания людей. Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения. Формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс.

Цель написания методической разработки в том чтобы, проанализировав ряд методических источников, педагогических технологий составить план-конспект занятия, в котором оптимально сочетались бы методы и приемы обучения, учебный материал, что позволит получить максимально высокие результаты при проведении такого урока.

Аналитическая часть
Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом процессе обучения лежит воспитательный компонент. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения, прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Традиционная классификация методов обучения включает:

  • словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);

  • наглядные;

  • практические.

Словесные методы обучения:

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Познавательные игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Главное назначение этого метода — стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Среди таких игр — разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизации и генерация идей.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему.

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

Умения и навыки студенты приобретают и отрабатывают на практических занятиях.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий:

  • вступление преподавателя;

  • ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

  • практическая часть как плановая;

  • заключительное слово преподавателя.

Классификация познавательных заданий, используемых при проведении практических занятий:

а) образные задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки общественных событий и их деталей, деятельность людей – участников социальных процессов.

б) логические задания, активизирующие преимущественно абстрактно – логическое мышление студентов, содействующие формированию умений осмысливать сущность фактического материала, усваивать теоретические сведения в форме понятий разной широты обобщения.

в) проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений обучаемого и требующегося для решения поставленной задачи. В процессе её решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, то есть способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ её решения, опираться как на имеющиеся знания и умения, так и на догадку и интуицию.

Очень результативно решение ситуационных задач.

Основным дидактическим материалом этого метода служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные данные) и вопрос (задание), поставленный перед студентами. Задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия - условия, из которых можно извлечь эти данные. В основе учебных задач лежат типовые социальные, политические, экономические задачи, характерные для какой области общественной жизни, отрасли производства, где будет жить, и работать специалист.

Больших педагогических результатов позволяет достичь групповая организация учебной деятельности. Такая форма активизации потенциала группы имеет ряд достоинств. Во - первых, повышается учебная и познавательная мотивация студентов. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый обучающийся вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача СПО не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний и профессиональных умений. Профессиональное образование также должна содействовать личностному росту каждого студента, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, в группе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Величина групп может варьироваться от 3 до 7 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости обучающихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу студентов.

В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются вместе с преподавателем. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда обучающий (или ребята, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или студентов.

Таким образом, практическое занятие и разнообразные формы и методы его проведения позволяют добиться педагогических результатов, которые выражаются в высоких оценках, активности студентов на занятии, их стремлении к познанию изучаемого предмета.
Практическая часть

Учебно-методическая карта занятия № 40

Преподаватель: Малышева Ю.В.

Учебная дисциплина: «Обществознание».

Вид занятия, тип урока: практическое занятие № 14.

Тема: «Участники политического процесса».

Наименование работы: «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод».

Норма времени: 2 часа.

Место проведения: кабинет № 60.

Дата проведения: 1.03.2013.

Группа: 123.

Цели урока:

образовательная: формирование умений реализации политических прав и свобод, научиться выбирать правильные формы политического участия;

воспитательная: воспитание политической культуры, толерантности, гражданской активности, интереса к изучаемой дисциплине;

развивающая: развитие памяти, мышления, внимательности, наблюдательности, умений анализировать и делать самостоятельные выводы, работать в группе.

Студент должен знать: понятие и сущность политического процесса, формы политического участия, понятие и типы политических элит и лидеров, механизмы их участия в политике.

Студент должен уметь: оперировать понятиями, пользоваться политическими знаниями и собственным политическим опытом, охарактеризовывать механизм реализации политических прав участников политического процесса.

Междисциплинарные связи:

обеспечивающие: история.

обеспечиваемые: основы правового обеспечения в профессиональной деятельности.
Карта обеспечения занятия № 14

1. Наглядные пособия и раздаточный материал: презентация «Участники политического процесса», инструкционные карты, фрагмент рабочей тетради, карточки с заданиями.

2. ТСО: мультимедиапроектор.

3. Литература:

Основные источники: Л.1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., Академия, 2006.

4. Нормативно-техническая документация: Рабочая программа дисциплины «Обществознание» протокол № 07/11 от 15 сентября 2011 года, календарно-тематический план.

п/п


Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения

Планируемое время

1

Организационный момент: приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности группы к занятию, создание рабочей обстановки в группе.

1 мин.

2

Контрольные вопросы и допуск к работе:

1. Письменный опрос (3чел.).

2. Устный опрос:

1. Политический процесс и его участники.

2. Политическая элита.

3. Политическое лидерство.

3. Фронтальный опрос:

1. Какая форма политического участия является распространенной в демократической политической системе?

2. Что такое абсентеизм? Чем он опасен?

3. Для каких стран мира характерен терроризм и экстремизм как форма политического участия? Почему?

4. Почему лидерство является обязательным условием спокойной и благополучной жизни?

5. Какими качествами обязательно должны обладать политические элиты и лидеры?

6. Определите, кто из политических лидеров изображен на портретах? (демонстрация портретов на экране).

20 мин

3

Постановка целей, задач работы, актуализация и мотивация:

4 мин.

4

Вводный инструктаж, правила техники безопасности, выдача заданий студентам:

Задание № 1. Проанализируйте высказывания мыслителей прошлого и настоящего времени, объясните позицию автора. Согласны ли вы с этими словами? (по группам).

Задание № 2. Работа с документами (по группам).

Задание № 3. Определите, к какому типу политических лидеров относится политик. Ответ аргументируйте (по группам).

Задание № 4. Создайте проект предвыборной программы (по группам).

5 мин.

5

Самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж: преподаватель наблюдает за групповой работой студентов и при необходимости оказывает им помощь; совместное обсуждение результатов работы.

46 мин.

6

Подведение итогов по работе студентов, выставление оценок.

2 мин

7

Закрепление изученного материала:

1. Фронтальный опрос:

1. Приведите примеры форм собственного участия в политике.

2. Почему экстремистская форма политического участия является запрещенной?

3. Какой политический лидер, по вашему мнению, нужен современной России. Почему?

4. Что бы вы могли посоветовать тем людям, которые желают получить власть.

5. Кого из современных политических элит или лидеров вы могли бы назвать «идеалом», то есть могли бы равняться на него или них.

2. Решение проблемной ситуации.

10 мин.

8

Домашнее задание для самостоятельной работы студентов: Л.1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., Академия, 2006, стр. 57 – 61.

1 мин.

9

Уборка рабочих мест: убрать рабочее место, сдать фрагменты рабочих тетрадей и инструкционные карты.

1 мин.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconМетодическая разработка урока математики в 1 классе
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconКонституционные гарантии основных прав и свобод гражданина в РФ конституция...
В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconКировской области
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconРусский язык и летература
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» icon9 класс базовая группа
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconЛитература 1 прочитать «Горе от ума»
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconСценарий ко дню учителя. Ведущий
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Активные участники политического процесса понимают, что без соответствующих познаний не может быть и эффективного политического действия....
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconКонспект выступления Головченко Натальи Анатольевны, воспитателя...
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» icon9-а, напоминаю вам ваши долги Русский язык: Сочинение лирическая...
Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconРабочая программа дисциплины «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина»
Целью изучения дисциплины является познакомить слушателей с субъектно-объектные характеристиками юридического регулятора защиты прав...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconМетодическая разработка по дисциплине «Математика» на тему: «Корни n -ой степени»
Приложение
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconПервоначальный правительственный доклад Азербайджанской Республики...
Азербайджанская Республика уделяет особое внимание защите прав и свобод человека, в особенности, защите прав и свобод детей. Показателем...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconКомплекс по дисциплине «Суд присяжных как гарант конституционных...
Учебно методический комплекс по дисциплине «Суд присяжных как гарант конституционных прав и свобод российских граждан» разработан...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» iconМетодическая разработка По дисциплине «Макроэкономика»
Учебно методическая разработка по дисциплине «Макроэкономика» подготовлена в соответствии с программой курса, составленной на основе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск