Скачать 0.59 Mb.
|
Министерство образования Республики Башкортостан ГБОУ СПО «Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум» Методическая разработка по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод» Автор: преподаватель Малышева Ю.В. Наумовка 2013 Одобрена на заседании цикловой Утверждаю комиссии общих гуманитарных Зам. директора по учебной и социально- экономических работе_________________ дисциплин Мунасыпова З.Р. Протокол №__ От «__»__________2013г. Председатель цикловой комиссии _________ Малышева Ю.В. Аннотация Данная работа содержит методическую разработку урока по учебной дисциплине «Обществознание» на тему «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод». Тема политики является очень актуальной для студентов-подростков, так как они формируют свою политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической разработке представлен развернутый план-конспект практического занятия, целью которого и является формирование механизмов реализации политических прав и свобод. Автор: Малышева Ю.В. Рецензент: преподаватель русского языка и литературы Жернякова О.П. Содержание стр. Аннотация 3 Введение Аналитическая часть Практическая часть Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и "обреченного" взаимодействовать с другими людьми. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры - одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России. Известно, что любые социальные перемены начинаются, прежде всего, с сознания людей. Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения. Формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс. Цель написания методической разработки в том чтобы, проанализировав ряд методических источников, педагогических технологий составить план-конспект занятия, в котором оптимально сочетались бы методы и приемы обучения, учебный материал, что позволит получить максимально высокие результаты при проведении такого урока. Аналитическая часть Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. В любом процессе обучения лежит воспитательный компонент. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется. Эффективность процесса обучения, прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения». Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п. Традиционная классификация методов обучения включает:
Словесные методы обучения: Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность. Познавательные игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода — стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. Среди таких игр — разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизации и генерация идей. Метод инсценизации может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему. Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения. Умения и навыки студенты приобретают и отрабатывают на практических занятиях. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий:
Классификация познавательных заданий, используемых при проведении практических занятий: а) образные задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки общественных событий и их деталей, деятельность людей – участников социальных процессов. б) логические задания, активизирующие преимущественно абстрактно – логическое мышление студентов, содействующие формированию умений осмысливать сущность фактического материала, усваивать теоретические сведения в форме понятий разной широты обобщения. в) проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений обучаемого и требующегося для решения поставленной задачи. В процессе её решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, то есть способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ её решения, опираться как на имеющиеся знания и умения, так и на догадку и интуицию. Очень результативно решение ситуационных задач. Основным дидактическим материалом этого метода служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные данные) и вопрос (задание), поставленный перед студентами. Задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия - условия, из которых можно извлечь эти данные. В основе учебных задач лежат типовые социальные, политические, экономические задачи, характерные для какой области общественной жизни, отрасли производства, где будет жить, и работать специалист. Больших педагогических результатов позволяет достичь групповая организация учебной деятельности. Такая форма активизации потенциала группы имеет ряд достоинств. Во - первых, повышается учебная и познавательная мотивация студентов. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый обучающийся вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача СПО не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний и профессиональных умений. Профессиональное образование также должна содействовать личностному росту каждого студента, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, в группе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Величина групп может варьироваться от 3 до 7 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости обучающихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу студентов. В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются вместе с преподавателем. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда обучающий (или ребята, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или студентов. Таким образом, практическое занятие и разнообразные формы и методы его проведения позволяют добиться педагогических результатов, которые выражаются в высоких оценках, активности студентов на занятии, их стремлении к познанию изучаемого предмета. Практическая часть Учебно-методическая карта занятия № 40 Преподаватель: Малышева Ю.В. Учебная дисциплина: «Обществознание». Вид занятия, тип урока: практическое занятие № 14. Тема: «Участники политического процесса». Наименование работы: «Участники политического процесса: механизмы реализации политических прав и свобод». Норма времени: 2 часа. Место проведения: кабинет № 60. Дата проведения: 1.03.2013. Группа: 123. Цели урока: образовательная: формирование умений реализации политических прав и свобод, научиться выбирать правильные формы политического участия; воспитательная: воспитание политической культуры, толерантности, гражданской активности, интереса к изучаемой дисциплине; развивающая: развитие памяти, мышления, внимательности, наблюдательности, умений анализировать и делать самостоятельные выводы, работать в группе. Студент должен знать: понятие и сущность политического процесса, формы политического участия, понятие и типы политических элит и лидеров, механизмы их участия в политике. Студент должен уметь: оперировать понятиями, пользоваться политическими знаниями и собственным политическим опытом, охарактеризовывать механизм реализации политических прав участников политического процесса. Междисциплинарные связи: обеспечивающие: история. обеспечиваемые: основы правового обеспечения в профессиональной деятельности. Карта обеспечения занятия № 14 1. Наглядные пособия и раздаточный материал: презентация «Участники политического процесса», инструкционные карты, фрагмент рабочей тетради, карточки с заданиями. 2. ТСО: мультимедиапроектор. 3. Литература: Основные источники: Л.1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., Академия, 2006. 4. Нормативно-техническая документация: Рабочая программа дисциплины «Обществознание» протокол № 07/11 от 15 сентября 2011 года, календарно-тематический план.
|
Методическая разработка урока математики в 1 классе Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической... | Конституционные гарантии основных прав и свобод гражданина в РФ конституция... В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо... | ||
Кировской области Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической... | Русский язык и летература Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической... | ||
9 класс базовая группа Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической... | Литература 1 прочитать «Горе от ума» Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической... | ||
Сценарий ко дню учителя. Ведущий Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Активные участники политического процесса понимают, что без соответствующих познаний не может быть и эффективного политического действия.... | ||
Конспект выступления Головченко Натальи Анатольевны, воспитателя... Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической... | 9-а, напоминаю вам ваши долги Русский язык: Сочинение лирическая... Ю политическую культуру, свои представления и идеалы и власти и государстве, приобретают навыки участия в политической жизни. В методической... | ||
Рабочая программа дисциплины «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина» Целью изучения дисциплины является познакомить слушателей с субъектно-объектные характеристиками юридического регулятора защиты прав... | Методическая разработка по дисциплине «Математика» на тему: «Корни n -ой степени» Приложение | ||
Первоначальный правительственный доклад Азербайджанской Республики... Азербайджанская Республика уделяет особое внимание защите прав и свобод человека, в особенности, защите прав и свобод детей. Показателем... | Комплекс по дисциплине «Суд присяжных как гарант конституционных... Учебно методический комплекс по дисциплине «Суд присяжных как гарант конституционных прав и свобод российских граждан» разработан... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года | Методическая разработка По дисциплине «Макроэкономика» Учебно методическая разработка по дисциплине «Макроэкономика» подготовлена в соответствии с программой курса, составленной на основе... |