Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 477.76 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации26.10.2013
Размер477.76 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра истории и методики её преподавания

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По курсу «Политология»

для всех специальностей очного отделения
Очное отделение.

Факультеты

Курс

Семестр

специальность

Ин. яз.

5

9

033200

Ист.фак

3

6

032600

Фил.фак

3

6

021700

Менедж.

3

5

032100

Биолог.хим

3

6

032300

ПМНО

3

6

031200

Тех. фак

5

9

030600

Пед. Псих.

3

6

050706

Соц - экон.

2

4

050400

Юр.фак

3

6

050402

Программа составлена:

кандидатом социологических наук

доцентом Федоренко Л.П.,

кандидатом философских наук

доцентом Грищенко А. А.

Переутверждено

на заседании кафедры истории и

методики ее преподавания

протокол № 1 от 29.08.2009.

Зав. кафедрой Н.Б. Акоева
Славянск -на- Кубани

2009

1. Пояснительная записка.


    1. Назначение дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста.


Политология заняла прочное место в вузовских учебных планах в качестве обязательной обществоведческой дисциплиной. Для этого имеются веские основания: в обществе возрастает интерес к политической жизни, к познанию её законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической политической системы, формированием различных политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. Вместе с тем все явственное ощущается дефицит знаний о политике, её закономерностях и нормах. Активные участники политического процесса понимают, что без соответствующих познаний не может быть и эффективного политического действия. Этим и обусловлена необходимость изучения политологии в высших учебных заведениях.

Педагог, используя свою профессию, должен доказать студентам, что нельзя стоять в стороне от политики, что необходимо сознательно формировать политическую культуру будущего гражданина страны как залог благополучия его самого и общества в целом. Только массовая политическая грамотность граждан необходима обществу для предотвращения антигуманитарных и неэффективных форм государственной власти. Если основная масса граждан будет политически грамотной, то государственная власть будет осуществляться на пользу общества.

Поэтому педагог должен уметь разбираться в политической жизни общества и привить эти навыки своим ученикам.

    1. Требования к знаниям и умениям обучаемого.

В результате изучения курса «Политология» студент должен овладеть знаниями в соответствии со стандартом. Содержание стандарта приводится ниже.

«Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.»
В результате изучения курса «Политология» студент должен уметь:


  • использовать в практической деятельности основные политологические категории и понятия для оценки окружающей политической деятельности;



  • объективно воспринимать политическую информацию, имеющуюся в популярной политической литературе и используемую в средствах массовой информации;



  • формировать собственную позицию по отношению к политике государства и вырабатывать свою точку зрения на происходящие политические процессы;



  • определить своё место в жизни общества, свою партию (движение, близкую себе политическую платформу, свои формы политического участия;



  • определить степень прогрессивности и политического режима, политической системы, уровень соблюдения основных прав и свобод личности;



  • принимать посильное участие в решении глобальных проблем современности.




    1. Обоснование структуры учебной дисциплины.


В начале курса читается вводная лекция на тему «Политология как наука», где излагается объект, предмет, структура и задачи современной политологии, а также история ее развития. Особенность политологии состоит в том, что она не имеет единой научной парадигмы, поэтому для более полного знакомства с основными направлениями политических учений необходимо провести семинар на эту же тему.

Затем слушателей необходимо ознакомить с основными политологическими категориями : «власть», «государство», «политическая система», «политический процесс», «политическое лидерство»

В завершение курса рассматриваются закономерности мировой политики и международных отношений, а также особенности политического прогнозирования.
1.4.Рекомендации к применению различных видов учебных занятий.
Применяются традиционные формы лекций, материал которых закрепляется на семинарах. Семинар проводится форме дискуссии по проблемным вопросам, заранее распределенным между участниками семинара. (Участники делятя на группы и каждая группа готовит свой вопрос , глубоко прорабатывая предложенную преподавателем литературу)
1.5.Методические рекомендации преподавателю
Количество лекций по данной дисциплине ограничено учебным планом и составляет 36 часов. Поэтому на лекциях целесообразно излагать общие теоретические положения по рассматриваемым проблемам, с тем, чтобы углублять лекционный материал на семинарах и в процессе самостоятельной работы студентов.
В лекционном курсе преподавателю необходимо максимально систематизировать материал в виде схем и таблиц, которые в поточных аудиториях транслируются с помощью ТСО. Такая подача материала значительно упрощает его усвоение.
1.6.Рекомендации по использованию информационных технологий
Студентам рекомендуется использовать компьютерное тестирование для проверки собственного уровня подготовки к очередному семинару. Кроме того, эти же тесты используются для погашения семинарских задолженностей у студентов, получивших неудовлетворительные оценки или не присутствовавших на семинаре. Тесты разработаны таким образом, что студенту в течение 1часа необходимо ответить на 30 вопросов.

2. Тематический план для курса по выбору «Введение в политологию»

для специальности социально-экономическое образование дневного отделения.

№№



ТЕМА

Всего час.

В т.ч. ауд-х час.

Сам.

Работа. час.

лекции

Сем.

зан.



Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.


8

2

2

4



История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.


12

4

2

6




Институциональные аспекты политики. Политическая власть.

Политическая жизнь и властные отношения.


8

2

2

4





Политическая система. Политические режимы.


8

2

2

4




Политические партии, электоральные системы. Политические организации и движения


8

2

2

4




Государство в политической системе

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.


12

4

2

6




Политические отношения. Политические конфликты и способы их разрешения


8

4

2

4




Политические процессы.. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.


8

2

2

4




Политические элиты. Политическое лидерство.


12

2

2

6




Политическое сознание


12

2

2

6




Политическое поведение


4

2

0

2



.

Социокультурные аспекты политики. Политическая культура. Символика.+4



4

4

0

2



Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.


4

2

0

2



Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика


4

2

0

2





ИТОГО

123

36

20

56



3. Содержание курса «Политология»
Тема 1.

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.



Общественная потребность в политологии. Объект и предмет политологии. Политология как интегральная наука о политике, власти, политических системах, процессах. Понятие политического. Система категорий политологии.

Становление и развитие методологии и инструментария анализа политических явлений. Эмпирический и теоретический уровни политического знания. Сравнительная политология. Типы политических методологий.

Теоретическая, методологическая, практическая, образовательная и прогностическая функции политологии как науки и учебной дисциплины.

Место политологии в системе социально-гуманитарных наук и учебных дисциплин. Соотношение политологии с философией, социологией, юриспруденцией, психологией, историей, культурологией и т.д.
Тема 2.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.



Основные этапы становления и развития политических идей. Политическая мысль античности (Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон и др.). Политическая мысль Нового времени (Локк, Гоббс, Монтескье, Руссо, Маркс и др.).

Становление и развитие западной политической мысли. Особенности формирования политической науки в России в Х1Х - ХХ в.в.

Многообразие направлений и теорий в современной науке о политике: социологическое, институционалистское, концепция политического плюрализма, теория демократии и бюрократии, теория международных отношений и др.
Тема 3.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть.

Политическая жизнь и властные отношения
Природа, необходимость и виды власти. Власть как волевое отношение, способность управлять поведением людей. Биологический, психологический, философский подходы к объяснению природы власти.Понятие и сущность политической власти и её особенности. Функции и методы политической власти. Легитимность политической власти и её типы. Легальность власти. Политическое господство.Структурная организация политической власти: субъект, объект, ресурсы власти. Власть и оппозиция.

Тема 4.

Политическая система. Политические режимы.
Системный подход к анализу политической жизни. Понятие политической системы. Значение идеи целостности политических отношений.

Структура политической системы общества: политические институты, политические и правовые нормы, политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура. Взаимодействие политической системы и её элементов с окружающей средой, другими сферами общественной жизни.

Функции политической системы. Критерии классификации политических систем и их типология. Демократические, авторитарные, тоталитарные политические системы. Национальные типологии политических систем. Специфика политической системы современной России.

Политический режим: понятие и виды. Общая характеристика демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

Тема 5.

Политические партии, электоральные системы.

Политические организации и движения

Понятие и признаки политических партий. Сущность, функции и структура политических партий. Источники и способы финансирования политических партий.

Классификация политических партий. Партийные системы. Современные теории политических партий.

Понятие и признаки общественно-политических движений. Их сущность, типология, динамика саморазвития, место и роль общественно-политических движений в политической системе.

Особенности становления и функционирования политических партий и общественно-политических движений в современной России.
Тема 6.

Государство в политической системе

Гражданское общество, его происхождение и особенности.

Особенности становления гражданского общества в России.

Различные теории происхождения государственности. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Сущность и функции государства. Общая характеристика внутренних и внешних функций современного Российского государства. Типология государства.

Форма государства. Форма государственного правления. Соотношение типа и формы государства. Форма государственного устройства. Государственная власть и самоуправление.

Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

Соотношение и взаимосвязь государства и права. Идея правового государства и её воплощение в социальной действительности. Принципы правового государства: наиболее полное обеспечение прав человека и гражданина, разделение властей, взаимная ответственность между личностью и государством и др.

Тема 7.

Политические отношения.
Понятие политических отношений. Политические отношения как взаимодействие личностей, социальных групп и институтов по поводу устройства политической системы и управлением обществом.

Политические отношения в структуре общества. Их специфика в сравнении с экономическими, правовыми, религиозными и иными отношениями.

Институциональный и поведенческий аспекты политических отношений.

Конфликт и консенсус в политике. Причины, сущность и типология политических конфликтов. Межгосударственные, межнациональные, религиозные конфликты. Способы урегулирования политических конфликтов. Международный опыт разрешения подобных конфликтов.

Политический плюрализм: понятие, принципы.
Тема 8.

Политические процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.
Сущность и структура политического процесса. Виды политических процессов. Революция и реформа. Контрреволюция и контрреформа. Модернизация общества как политический процесс. Восстание, бунт, мятеж, путч, их характерные черты и преобразовательные возможности. Политический кризис.

Политические компании, их стратегия и тактика. Избирательные системы и выборы. Популизм: понятие и признаки.

Прямая и представительная демократия. «Прямое действие» как непосредственное влияние граждан на органы политической власти. Разнообразные формы политической активности: митинги, демонстрации, забастовки.

Политическое решение, его содержательные и процессуальные аспекты. Проблема политической ответственности.

Политический порядок: понятие, признаки, цели.
Тема 9.

Политическое лидерство и политическая элита.
Характерные черты и функции политической элиты. Место элиты в социально-политической стратификации общества. Черты политической элиты. Контрэлита, субэлита, антиэлита. Функциональное предназначение элитных групп. Основные положения генерации против деградации политической элиты. Деятельность элиты в условиях кризисных ситуаций. Объективные и субъективные условия эффективной деятельности элиты по реформированию общества. Особенности деятельности российской политической элиты по выводу страны из кризиса и её реформированию.

Проблемы политического лидерства. Основные положения философско-социальной концепции лидерства. Политологическая концепция лидерства. Типология лидерства. Типология лидерства З. Фрейда и М. Вебера. Взгляды современных западных политологов на проблему лидерства. Российские учёные о лидерстве. Черты политического лидера. Особые качества политического лидера, необходимые для преодоления кризисных ситуаций. Общенациональный лидер.
Тема 10.

Политическое сознание.
Понятие, структура и функции политического сознания. Социальные носители политического сознания. Формирование политического сознания. Политическое сознание и политическое поведение.

Понятие, сущность и структура политической психологии. Методы изучения политической психологии. Психоанализ.

Соотношение политики и идеологии. Понятие, сущность и функции политической идеологии.

Основные типы политических идеологий. Либерализм и неолиберализм. Консерватизм и неоконсерватизм. Анархизм. Социализм и социал-демократия. Национализм. Технократизм. Политика и религия. Политические доктрины православия, католицизма и ислама.

Мировоззренческое измерение политики и смена общественно-политических парадигм. Механизм реализации политической идеологии. Поиски идеологической модели для современной России.
Тема 11.

Политическое поведение.
Определение политического поведения. Виды политического поведения..Теории политического участия..Государство и политическое участие граждан
Тема 12.

Социокультурные аспекты политики. Политическая культура.
Политика и культура. Политическая культура как совокупность средств, моделей поведения, каналов вхождения человека в политику.

Структура политической культуры: политическое сознание, политическое поведение, политический опыт. Система политических ценностей, информированность, нормы (нормы- обычаи и нормы- предписания), политические символы, средства политической деятельности , политические ориентации, традиции и процедуры.

Типы политической культуры: патриархальная, подданническая, активистская. Политические субкультуры.

Специфика российской политической культуры, её эволюция, современное состояние, пути формирования.
Тема 13.

Мировая политика и международные отношения.

Особенности мирового политического процесса.

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Соотношение внутренней и внешней политики. Сущность внешней политики. Цели, функции и средства внешней политики. Основные тенденции современной мировой политики.

Понятие международных отношений. Система международных политических отношений, их структура. Субъекты международных отношений.

Мировой политический процесс. Конфликты, тенденции их развития, методы прогнозирования и разрешения. Специфика внешне - политических решений.

Динамика международных отношений в ХХ веке. Россия в системе международных отношений, основные направления её внешней политики.

Международные отношения и глобальные проблемы современности. Понятие, содержание и сущность глобальных проблем современности. Пути и возможности их решения.
Тема 14.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика



Значение предвидения в политике. Виды политического предвидения: пророчество, предсказание, прогнозы. Роль политика в предвидении.

Понятие, сущность и особенности политического прогнозирования. Политическое прогнозирование как научное исследование конкретных перспектив политической ситуации.

Этапы и типы прогнозирования в политике. Методы и приёмы политического прогнозирования: экстраполяция, метод сценариев, экспертные оценки, моделирование.

Уровень политического прогнозирование в современной России.

4. Планы семинарских занятий по курсу «Политология»

для специальностей история с доп.спец., юриспруденция с доп. спец., пмно, педагогика и психология, русский язык и литература, иностранный язык с доп.специальностью, технология и предпринимательство, социально-экономическое образование, биология с доп.специальностью, менеджмент, дневного отделения.
Тема 1. Политология как наука.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск