Рекомендации по оцениванию ответов





Скачать 164.77 Kb.
НазваниеРекомендации по оцениванию ответов
Дата публикации20.09.2013
Размер164.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Рекомендации по оцениванию ответов.

Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:

  • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;

  • правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

  • верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

  • обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;

  • проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

  • на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения (на экзамене – в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).

Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.

Требования к устным ответам.

  1. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.

  2. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

  3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.

  4. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.

  5. Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей.


Рекомендации по оцениванию решения

познавательных и практических задач.
В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:

  • анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

  • различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

  • предвидеть последствия определенных социальных действий.

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на экзамене – с помощью наводящих вопросов экзаменатора).

Как учить уроки истории.

  1. Прочитайте параграф учебника. Подумайте, о чем говорится в нем. Сформулируйте основную мысль прочитанного.

  2. Подумайте, правильно ли заголовок параграфа отражает основную мысль содержания. Какие из фактов являются главными, характеризующими основное событие или явление?

  3. Предложите новые варианты заголовка.

  4. Прочитайте текст и расчлените его на логические части, выделите основную мысль каждой части, озаглавьте ее.

  5. Составьте план прочитанного текста.

  6. Вспомните, что читали вы по этой теме в художественной литературе.


Памятка по формированию (развитию) умения доказывать.

  1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

  2. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.

  3. Определи вывод, который будешь доказывать.

  4. Определи источники, которыми будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

  7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Как написать эссе.

Эссе – способ рассказать о мире

через себя и о себе с помощью мира.

А. Эльяшевич.
Единой модели образца написания эссе нет. Однако есть определенные правила, которых следует придерживаться.

«Эссе» (от франц. «попытка, проба ») – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Стиль эссе отличается образностью и широким использованием разговорной лексики. Выделяют беллетристические, литературно-критические, философские, обществоведческие и другие эссе.

Несмотря на то, что эссе не предполагает определенной типовой композиции, строгой систематичности в изложении материала, подготовка к нему необходима, ибо свобода формы и аморфность (бесформенность) не одно и то же. Эссе еще можно обозначить как размышления по поводу услышанного, увиденного, прочитанного. Задачей учащихся как раз и является научиться оценивать, размышлять, выражать свое собственное отношение.

Эссе помогает в самом процессе учебы (как правило, человек лучше запоминает то, о чем пишет). Оно позволяет привести мысли по теме в порядок; сформулировать свои тезисы и аргументы; определить круг вопросов, относящихся к теме; мыслить ассоциативно, а не репродуктивно. Кроме того, эссе помогает свободно овладеть языком обществоведческой теории, развивает нестандартное, оригинальное мышление.

Особенности обществоведческого эссе.

  1. Неограниченность тем и разнообразие формулировок.

  2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведения.

  3. Свободная композиция, фрагментарность.

  4. Отсутствие задачи исчерпывающе полно осветить заявленную тему.

  5. Прозаическая форма.

  6. Небольшой объем.

  7. Интеграция знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин.

  8. Использование и правильное истолкование обществоведческих терминов и понятий.

Как написать реферат.

  1. Выбранная тема реферата должна быть актуальной, проблемной и конкретно сформулированной.

  2. Составьте план реферата.

  3. Подберите литературу по заявленной теме. Сделайте все необходимые выписки.

При работе с источниками нужно помнить следующее:

  • Необходимо использовать несколько источников, не менее трех.

  • Учитывайте сроки издания различных источников, и их восприятие через призму времени и событий.

  • Обратите внимание на цель, время и историю написания источника.

  • Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, выделите непонятные слова, найдите их значение.

  • Сделайте все необходимые выписки, запишите цитаты (обязательно укажите страницу). Стремитесь к кратким записям. Отделяйте одну мысль от другой.

  • Материал из каждого источника лучше записывать на отдельном листе.

  1. Напишите реферат.

Реферат всегда имеет введение, основную часть и заключение.

Введение объемом до 2 – 3 страниц содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания реферата.

Основное содержание темы раскрывается на 10 – 15 страницах. Обязательно нужно показать различные точки зрения или разные подходы к трактовке выбранной проблемы (темы реферата). Материал нужно разбить на смысловые части – главы. Каждая глава имеет свое название и заканчивается выводом.

В заключение обязательно выразите свое отношение к изложенной теме. Выводы заключения не должны противоречить выводам по каждой главе.

  1. Прочитайте реферат и отредактируйте его.

  2. Правильно оформите реферат.

На титульном листе укажите наименование образовательного учреждения, тему реферата, сведения о себе и руководителе, год написания реферата.

Лист «Содержание» – это перечень названий структурных частей реферата. Обязательно укажите начальную страницу каждой части. Помните, что каждая глава должна начинаться с отдельной страницы.

В тексте после каждой цитаты в скобках нужно указать номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы.

Список используемой литературы оформляется в алфавитном порядке. Сначала записываются фамилия и инициалы автора книги, учебника, монографии и т.п. Затем название без кавычек, город, название издательства, год издания.

Для статьи обязательно указать название СМИ, год и дату издания.

Памятка для оппонента (референта).

  1. Выскажите сначала общее впечатление о работе или устном выступлении.

  2. Оцените знание материала, логику его изложения.

  3. Отметьте умение сравнивать, выделять главное, отстаивать свое мнение, а также охарактеризуйте речь: эмоциональность, грамотность, образность.

  4. Сделайте вывод о работе и оцените ее.


Защита реферата.

  1. Если реферат предназначен для публичного выступления, нужно предположить аргументы «за» и «против» возможных оппонентов.

  2. Выступление должно быть не более 10 – 15 минут. Автор называет тему реферата и объясняет свой выбор и актуальность темы. Далее необходимо кратко охарактеризовать использованные источники. Затем кратко изложить основные идеи работы и выводы. В ходе выступления нужно обязательно высказывать свое аргументированное мнение.

  3. Затем слушатели задают вопросы. Отвечать на них следует корректно, кратко и четко.

  4. Если была рецензия, ее зачитывает учитель. В противном случае выступает оппонент.

  5. Автор реферата выступает с заключительным словом.


Как работать с газетными и журнальными публикациями.

  1. Прочтите заголовок. Как правило, в заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи.

  2. Прочтите подзаголовок (следующий за названием статьи). Он рассказывает, кем подготовлена информация (репортером или информационным агентством), где произошли комментируемые события и когда; может содержать дату написания статьи.

  3. Прочтите основной текст. Обратите внимание, на каких фактах автор заостряет внимание, какой характер носят комментарии к ним.

  4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал? Как правило, идея или проблема формулируются кратко и четко.

  5. Если сравниваются различные точки зрения, обратите внимание на аргументацию позиций.

  6. Подумайте, чем объясняются позиции авторов (сходные или различные) по отношению к одному и тому же событию, идее, проблеме.

  7. Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Чью точку зрения вы поддерживаете? Свой выбор обоснуйте.

  8. Если ваша точка зрения или оценка отличаются от изложенных, четко сформулируйте и аргументируйте свою позицию.


Как работать с историческим источником.

  • Учитывайте сроки издания различных источников и их восприятие через призму времени и событий.

  • Обратите внимание на цель, время и историю написания источника.

  • Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, выделите непонятные слова, найдите их значение.

  • Сделайте все необходимые выписки, запишите цитаты (обязательно укажите страницу). Стремитесь к кратким записям. Отделяйте одну мысль от другой.

  • Материал из каждого источника лучше записывать на отдельном листе.

Как составить простой план по прочитанному тексту.

Составить простой план – это значит выделить последовательно главные мысли прочитанного текста и сформулировать их в виде пунктов плана.

Остерегайтесь озаглавливать каждый абзац текста. Иногда в одном абзаце может содержаться несколько важных мыслей. В других случаях одна мысль может быть изложена в нескольких абзацах.

Прочтите до конца текст, по которому составляете план, подумайте о чем идет речь в прочитанном, что является главным, на сколько частей надо разделить прочитанное.

Сформулируйте выделенное, используйте форму назывного предложения, которое начинается с отглагольного существительного, такая форма предложения сразу обращает внимание на главное, позволяет выразить мысль четко и конкретно.

Форма составления простого плана:

Тема

План

1.

2.

3. (и т.д.)
Как составить сложный план по прочитанному тексту.

Составить сложный план – это не только выделить последовательно главные мысли текста, но и раскрыть их содержание.

Обозначьте римскими цифрами основные пункты плана, отражающие главные, законченные мысли. Раскройте содержание этих мыслей, т.е. выделите законченные части данного содержания. Для этого разделите содержание данного пункта на подпункты, выделяя самое существенное. Обозначьте подпункты арабскими цифрами.

Если надо раскрыть содержание подпунктов, пользуйтесь буквенными обозначениями.

Составляя сложный план, правильно расставляйте знаки препинания.

Форма составления сложного плана:

Тема.

План.

I.

I. 1.

I. 2. (и т.д.)

II.

II. 1.

II. 2. (и т.д.)
ПОМНИТЕ! При составлении сложного плана мы делим целое на части, при этом не может получиться меньше 2-х частей.


Как составить конспект по прочитанному тексту.

Конспект – краткое письменное изложение содержания текста, конспект включает план, тезис, аргумент. Конспект полно отражает главное в содержании текста. Помните, что полно не означает подробно.

Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко – значит, изложить его содержание большей частью своими словами (исключение составляют цитаты, правила, законы и т.п.).

В отличие от тезисов конспект включает в себя не только основные положения, но и поясняющие их конкретные факты.

Включать в конспект надо только те факты, которые абсолютно необходимы для раскрытия излагаемой мысли.

Конспект необязательно членить на части с обозначением цифрами. Новая мысль начинается с красной строки. Основные положения подчеркиваются.

Конспект отличается от литературного изложения. Язык конспекта максимально лаконичен. Допускаются узаконенные сокращения: гос-во, хоз-во и т.д. Однако каждое сокращение должно быть понятно любому читающему конспект.

  • Определите цель составления конспекта.

  • Внимательно ознакомьтесь с текстом первоисточника.

  • Свои выводы подтверждайте цитатами. Не искажайте мысль автора.

  • Выделите слова, фразы, абзацы.

  • Пишите четко и разборчиво.

  • Выделите главное текстовыделителем.


Как составить тезисы.

Тезис – это сжатое изложение основных положений, утверждающих ту или иную мысль.

Тезисы не перечисляют основные факты, а показывают связь между рассматриваемыми явлениями.

Каждый тезис представляет из себя законченную мысль. Тезисы нумеруются. Новый тезис начинается с красной строки.

В отличие от плана тезисы пишутся в повествовательной форме, а не в форме названных предложений.

Тезисы могут быть краткими и развернутыми, в них отсутствуют детали, пояснение, иллюстрация мысли конкретными фактами.

Наиболее важное положение в тезисах рекомендуется подчеркнуть.

Аргумент – это то, чем подтверждается тезис.
Памятка по написанию доклада.

  1. Прочтите материал учебника по заданной теме.

  2. Составьте план работы.

  3. Подберите дополнительную литературу.

  4. Используйте элементы наглядности.

  5. Сделайте выводы, проверьте их соответствие приведенным фактам.

  6. Следите за правильностью речи.

Характеристика исторического периода.

(1 вариант)

  1. Время, пространство.

  2. Хозяйство.

  3. Политика (внутренняя и внешняя).

  4. Культура.

  5. Яркие личности.

  6. Особенности.

(2 вариант)

  1. Уровень развития производительных сил.

  2. Производственные отношения.

  3. Тип и форма господства.

  4. Уровень развития культуры, распространение образования.

  5. Взаимоотношения личностей.


Характеристика исторического деятеля.

(1 вариант).

  1. Выскажите свое мнение (подтверждая фактами) о его делах и поступках.

  2. Определите, что нравится в нем.

  3. Что вы не одобряете в его поступках, действиях, характере. Объясните, почему?

(2 вариант).

  1. Годы жизни.

  2. Общественный фон, окружающая действительность.

  3. Дела и поступки, деяние и творения.

  4. Черты характера.

  5. Значение его деятельности для окружающих, для страны, для мира.

  6. Ваша личная оценка его поступков, действий, деятельности, жизни.


Политический портрет.

  1. Биография.

  2. Черты характера, подтверждаемые поступками.

  3. Интересы каких слоев общества выражала данная личность.

  4. Факты деятельности (положительные, отрицательные).

  5. Значение деятельности.

  6. Оценки современников.

  7. Ваше мнение.

План описания памятников архитектуры.

  1. Название памятника.

  2. Автор памятника.

  3. Время его создания (год, век или период истории – Древняя Русь, Российская империя).

  4. В честь кого (какого события) воздвигнут.

  5. Внешний вид, отличительные особенности памятника.

Анализ художественного произведения

  1. Автор произведения.

  2. Где и когда создано.

  3. Краткое содержание.

  4. Реальные события.

  5. Реальные герои.

  6. Что нового узнали.

  7. Любимые страницы.

При анализе художественного произведения:

(характеристика исторического деятеля)

  1. Найдите в тексте (учебнике) слова, выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки.

  2. Выскажите свое мнение (отношение) к герою. Оцените его поступок (поведение).

Анализ исторических фактов.

1. Опишите явление:

а) укажите эпоху, место, и время события;

б) о ком, о чем идет речь?

в) назовите источники, по которым о нем узнали об их достоверности.

2. Раскройте сущность явления:

а) какие стороны общественного строя, жизни страны здесь проявляются, и в чем заключаются их главные черты, изменения?

б) какие противоположности, противоречия, внутренние связи, закономерности лежат в основе явления, в чем причины возникновения данного явления?

в) определите особенности данного явления, его отличия от предыдущих.

3. Каковы перспективы развития данного явления:

а) в каких направлениях оно может развиваться;

б) к каким последствиям оно может привести в условиях данной страны?

4. Оцените явление:

- прогрессивно оно или реакционно или прогрессивные стороны переплетаются в нем с отрицательными? Оцените каждую из этих сторон.
Анализ восстания/войны.

  1. Дата (Хронологические рамки).

  2. Причины.

  3. Повод.

  4. Цели.

  5. Руководитель.

  6. Участники.

  7. Ход событий (этапы, периоды).

  8. Итоги.

  9. Характер (организованный, неорганизованный).

10. Причины поражения (если проиграли).

11. Значение.

Характеристика народного восстания.

  1. Причины восстания.

  2. Движущие силы восстания.

  3. Цели, требования восставших.

  4. Районы восстания.

  5. Ход восстания, его основные этапы.

  6. Итоги и значение.


Памятка – сравнение крестьянских войн.

  1. Причины крестьянской войны.

  2. Характеристика предводителя движения.

  3. Участники войны, их цели.

  4. Характер крестьянской войны.

  5. Ход войны.

  6. Причины поражения.

  7. Историческое значение.


Памятка-алгоритм к изучению материала по революции

  1. Причины революции.

  2. Задачи революции («зеркально» причинам).

  3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции).

  4. Класс-гегемон (класс – руководитель данной революции).

  5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

  6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

  7. Итоги революции.

  8. Значение: а) международное;

б) внутреннее.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по оцениванию ответов iconКритерии по оцениванию ответов
Содержательность, т е полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы
Рекомендации по оцениванию ответов iconМетодические рекомендации по оцениванию учебной деятельности по предмету «Истоки»

Рекомендации по оцениванию ответов iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных...
Рекомендации по оцениванию ответов iconМетодические рекомендации по написанию эссе Данные методические рекомендации...
Гу-вшэ, Москва 2001 год. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию...
Рекомендации по оцениванию ответов iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию...
Рекомендации по оцениванию ответов iconПресс-релиз Федеральным институтом педагогических измерений совместно...
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с
Рекомендации по оцениванию ответов iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Рекомендации по оцениванию ответов iconУказание: Решите каждую из задач и в поле ответов впишите одну из...
Модуль Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности за рубежом
Рекомендации по оцениванию ответов iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с...
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Рекомендации по оцениванию ответов iconПроверь себя
Подготовьте копию таблицы ответов и воспользуйтесь ею для записи ваших ответов на утверждения теста
Рекомендации по оцениванию ответов iconТест Гилфорда (модифицированный)
Подготовьте копию таблицы ответов и воспользуйтесь ею для записи ваших ответов на утверждения теста
Рекомендации по оцениванию ответов iconМетодические рекомендации
Тест включает 10 вопросов типа «5: 1». Из нескольких вариантов ответов нужно выбрать единственно верный ответ. Вопросы с 6 по 15...
Рекомендации по оцениванию ответов iconВопрос: сколько будет 2 Х 2? Варианты ответов (нужное обвести или дописать)
Матрица ответов на тесты по оценке качества усвоения учебной дисциплины «Управление персоналом»
Рекомендации по оцениванию ответов iconМониторинг уровня учебных достижений обучающихся 10-х классов социально-экономического...
В1-В17 по обществознанию и В18-В24 по математике переносятся в бланк ответов №1, а задание В25 выполняется на бланке ответов № На...
Рекомендации по оцениванию ответов iconЭпидемиология общие вопросы эпидемиологии. Учение об эпидемическом...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Рекомендации по оцениванию ответов iconТ код: есты для учащихся 11 классов отметьте правильные на Ваш взгляд номера ответов
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск