Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ





НазваниеМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ
страница1/11
Дата публикации29.07.2013
Размер1.46 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года

ЧАСТЬ I
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ

С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Р У С С К И Й Я З Ы К



Москва
2009



Научный руководитель: к.п.н., Ковалева Г.С., заместитель директора ФИПИ
Рецензент: Белова Е.А., учитель русского языка и литературы гимназии № 1563 г. Москвы
Авторы-составители: Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.И., Кочеткова О.Л., Маслова И.Б., Пучкова Л.И., Сокольницкая Т.Н., Степанова Л.С.

Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года по русскому языку подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2009 году в целях научно-методического обеспечения мероприятий общероссийской системы оценки качества образования. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку.

Пособие состоит из трех частей.

В первой части («Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. Русский язык») приведено краткое описание структуры КИМ 2009 года по русскому языку, характеризуются критерии оценивания выполнения задания с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания сочинений-рассуждений, даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Во второй части («Материалы для самостоятельной работы экспертов ЕГЭ по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык») в целях организации самостоятельной и групповой работы экспертов приводятся многочисленные примеры сочинений экзаменуемых и комментарии к оцениванию этих работ.

В третьей части пособия («Материалы для проведения зачета. Русский язык.») даны материалы, предназначенные для аттестации экспертов. В приложении к этой части пособия приводятся ответы к заданиям, предложенным в зачетах.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
© Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.И. Кочеткова О.Л., Маслова И.Б., Пучкова Л.И., Соколова Н.В., Сокольницкая Т.Н., Степанова Л.С., 2009.

© Федеральный институт педагогических измерений, 2009.


содержание



Раздел

Страницы

Задания с развёрнутым ответом в системе контрольных измерительных материалов по русскому языку

4

Подготовка эксперта региональной предметной комиссии по русскому языку

5

Общая система оценивания выполнения задания С (сочинение-рассуждение)

7

Проверка выполнения задания с развернутым ответом С1 по критериям

11

К1.Формулировка проблем исходного текста

11

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

13

К3. Отражение позиции автора исходного текста

18

К4.   Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

20

К5. Смысловая цельность и композиционная стройность

27

К6. Точность и выразительность речи

32

К7–К10. Грамотность

35

К11. Соблюдение этических норм

42

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

43

Приложения




Приложение 1

Документация эксперта региональной предметной комиссии по русскому языку

44

Приложение 2

Таблица пошагового оценивания сочинения – ответа на задание С1

47

Приложение 3

Исходные тексты

49

Приложение 4

Словарь терминов и понятий

63

Приложение 5

Список рекомендуемой литературы

70


ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛОВ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке - осознают и осмысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.

Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трех компетенций - языковая, лингвистическая и коммуникативная.

Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровня сложности, обладающие большой дифференцирующей силой, способные выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных.

В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компе­тенцию экзаменуемых: умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении, а также способность выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвистическую компетенцию – способность опознавать языковые единицы и классифицировать их – и коммуникативную компетенцию – способность понимать высказывание, связно, а также логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.

Задания открытого типа с кратким ответом ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях с выбором ответа, языковой материал, причем предъявляется он не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на мате­риале текста.

В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и являются заданиями повышенного уровня сложности.

Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  1.  анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

  2.  комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

  3.  выражать и аргументировать собственное мнение;

  4.  последовательно и логично излагать мысли;

  5.  использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  6.  практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.

ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена были заложены нормативно-правовые, содержательные и методические основы для создания стандартизированной подготовки региональных экспертов-предметников по русскому языку.

Эксперту региональной предметной комиссии по русскому языку необходимо
знать:

1) цели единого государственного экзамена;

2) структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку:

  • кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных материалов  единого государственного экзамена;

  • спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы;

  • число заданий в тесте и отдельных его частях;

  • порядок расположения заданий в тесте;

  • типы заданий;

  • общие требования  задания с развернутым ответом;

3) принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность; надежность; объективность проверки; пропорциональная представленность в работе всех разделов школьного курса; соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта;

4) общие научно-методические подходы к оценке выполнения задания с развернутым ответом;

5) специфические подходы к  системе оценки выполнения задания  с развернутым ответом по русскому языку: при проверке 3-ей части работы следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а тот комплекс умений и навыков, который проверяется с ее помощью;   

6) специально разработанную на основе действующих норм шкалу для проверки  задания с развёрнутым ответом, максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый  за выполнение этой части работы;

7) классификацию ошибок и недочётов в письменной речи, критерии разграничения ошибок;

8) процедуру проверки и перепроверки экзаменационных работ.
понимать:

  1. значение педагогического контроля в современном учебном процессе;

  2. специфику тестовой формы контроля; отличие тестирования от других видов контроля уровня сформированности знаний, умений  и навыков  по предмету;

  3. сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку;

  4. ответственность за соблюдение информационной безопасности при проверке части С.



уметь:

  1. проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки сочинений:

  • следовать инструкциям, регламентирующими процедуру проверки и оценки развёрнутых ответов;

  • правильно оформлять протоколы проверки и оценки развёрнутых ответов  экзаменуемых;

  1. проверять сочинение по следующим составляющим коммуникативной компетенции:

  • умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

  • умение анализировать содержание читаемого текста;

  • умение выражать собственное мнение;

  • умение аргументировать свою точку зрения;

  • умение точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли;

  • орфографические и пунктуационные умения;

  • владение нормами современного русского литературного языка;

  1. применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных  в системе оценивания речевых умений;

  2. уметь разграничивать ошибки и недочёты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки,

  3. правильно квалифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;

  4. обобщать результаты проверки работ.


Документация эксперта региональной предметной комиссии по русскому языку

(См. Приложение 1)

При проверке экзаменационных сочинений ЕГЭ эксперт работает со следующими документами:

  1. формулировкой задания с развёрнутым ответом;

  2. текстом, на основе которого создаётся экзаменационное сочинение;

  3. текстом рецензии задания В8;

  4. информацией о тексте;

  5. общими критериями оценивания ответа на задание С1;

  6. протоколом проверки ответов на задания бланка № 2;

  7. памятка для эксперта, проверяющего ответ на задание С1 по русскому языку;

  8. работой экзаменуемого.

В качестве справочного материала эксперту желательно иметь под рукой различные словари и справочники, таблицы с перечнем грамматических и речевых ошибок, а также таблицу пошагового оценивания ответа на задание третьей части экзаменационной работы (см.Приложение 2).

ОБЩАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С1 (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ)
Для оценки сочинения применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной подготовки учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа (сочинения) и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию.

При разработке критериев оценивания задания с развернутым ответом учитывались достижения психологов и методистов в области преподавания родного и неродного языков; основу нормативов оценки составили действующие нормы. При проверке сочинения следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а умения и навыки, составляющие коммуникативную компетенцию.

Система оценивания сочинения включает критерии, отражающие требования к различным составляющим коммуникативной компетенции учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3–0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, – 21.

В системе выделены аспекты проверки, сформулированы критерии и обозначены нормативы оценки различных составляющих коммуникативной компетенции выпускников средней школы. Такой подход к оценке сочинения нов для методики русского языка и представляет определенную трудность для экспертов, пока еще не вполне владеющих новой технологией проверки и оценивания письменных работ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с...
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconОсновные сведения о егэ
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconСистема подготовки к егэ по литературе
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconЕдиный государственный экзамен (егэ)
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconИнформационная листовка
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconСписок литературы и электронных ресурсов для подготовки к егэ по английскому языку
Вербицкая, М. В., Махмурян, К. С., Симкин В. Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconМосковской области управление образования
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconТесты по курсу «Обществознание» 10-11 классы Подготовка к егэ
Введен Единый государственный экзамен, также предполагающий использование тестовых заданий. Предлагаемое издание имеет своей задачей...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconМетодические рекомендации по написанию эссе Данные методические рекомендации...
Гу-вшэ, Москва 2001 год. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconМетодические рекомендации по оцениванию учебной деятельности по предмету «Истоки»

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconАпелляция это процедура, призванная защитить интересы участника
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconМолева Лариса Васильевна егэ по математике подразумевает решение
Егэ для успешного поступления в высшие учебные заведения. Успешность выполнения заданий работы на экзамене обусловлена не только...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Физика»
В методических указаниях дана постановка заданий к курсовой работе, приведены основные особенности задач и методические рекомендации...
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск