Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности





Скачать 180.4 Kb.
НазваниеРабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности
Дата публикации12.10.2013
Размер180.4 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Философия > Пояснительная записка
Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Железнодорожный колледж»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ТОГОУ СПО

«Железнодорожный колледж»

____________________ Г.М.Белоусов

Рабочая программа

По дисциплине: «Основы философии»

по специальности:

190304 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

Мичуринск-Наукоград РФ


РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на

Заседании предметно-цикловой комиссии

гуманитарного цикла

Протокол № ____ от «___»_______200..г.

Председатель_______________________

___________________________________

СОГЛАСОВАНО:

Методист_____________


СОСТАВЛЕНА в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» и рабочего учебного плана Железнодорожного колледжа.


Программа составлена преподавателем

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железнодорожного транспорта».

Рабочая программа составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной специальности.

Дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

Цель дисциплины – сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле человеческого бытия, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.

Задачи дисциплины – студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах формирования личности, свободы, ответственности, взаимоотношений с другими людьми; а также ориентироваться в проблематике развития современной культуры, науки, техники, глобальных проблемах человечества.

Изучение дисциплины состоит из 15 тем. В первой из них рассматриваются основные вопросы философии человечества, рассматриваются основные этапы развития философской мысли. Также студенты знакомятся с функциями философии как предмета. Темы 2-4 рассматривают основные вехи развития философской мысли Древнего мира, Западноевропейской философии, а также русской философии соответственно.

Далее темы 5-13 кратко знакомят студентов с основными философскими учениями и теориями. Освещают взгляды философов на те или иные проблемы философской мысли (онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, аксиология, этика как философия морали, философия культуры, философия науки, философия любви).

Особое место занимает тема 14, посвященная развитию философской мысли в современный период человечества.

Последняя тема посвящена взгляду философии на будущее человеческой цивилизации, а именно на глобальные проблемы человечества.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление о функциях философии, проблематики философии как науки.

Кроме того, должен иметь представление об основных этапах философской мысли, основных теориях философии и ее учениях. Должен иметь представление о теории онтологии, гносеологии, антропологии и т.д. Должен знать основные критерии философии морали, научного знания, общей теории культуры, любви. А также разбираться в основных направлениях современной философии и проблемах цивилизации.

- знать основные понятия философии, этапы ее развития, имена и фамилии знаменитых философов человечества, минимум философских терминов.

- уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции отдельных личностей, общества в целом. Уметь самостоятельно подбирать учебный материал, кроме того, работать с опорными схемами, таблицами и конспектами, составлять их самостоятельно. Уметь подбирать дополнительный материал в целях дальнейшего самообразования из СМИ, дополнительной литературы, интерактивных источников, Интернета. Уметь самостоятельно проводить исследование на заданную тему, готовить устное выступление на учебной конференции уметь вести диалог, участвовать в диспутах по той или иной проблеме и т.д. Уметь логически мыслить, выражать свою мысль и отстаивать свою точку зрения.

Философия как наука соприкасается практически со всеми учебными дисциплинами, так как является исторической основой всех наук. Именно поэтому успешное усвоение студентами основ философии позволяет более успешно постигать и другие дисциплины.

В конце изучения дисциплины студенты сдают экзамен.

Данная программа состоит из следующих пунктов:

  • Титульный лист

  • Лист согласования

  • Пояснительная записка

  • Содержание дисциплины

  • Тематический план изучения дисциплины

  • Перечень самостоятельной работы студентов

  • Формы и содержание текущего и промежуточного контроля

  • Вопросы к итоговой аттестации (экзамену)

  • Критерии оценок при итоговой аттестации

  • Список основной и дополнительной литературы

Содержание дисциплины

Тема 1. «Метафилософия (введение в философию)»

Содержание учебного материала:

Определение, функции философии. Мировоззрение. Философия как наука, ее основные проблемы.

Студент должен знать:

Определение философии, ее функции, особенность философии как науки, ее основные проблемы.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект.
Тема 2. «Философия Древнего мира (рождение философии)»

Содержание учебного материала:

Философия Древнего Китая и Индии. Античная философия до Сократа. Классическая греческая философия. Послеклассический период.

Студент должен знать:

Основные вехи и понятия древнекитайской и древнеиндийской философии, самых знаменитых античных философов и их теории.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект. Различать философские учения доклассические и послеклассический. Различать особенности и разницу философских теорий.
Тема 3. «Развитие западноевропейской философии »

Содержание учебного материала:

Философия Средневековья и эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Марксизм. Западноевропейский иррационализм.

Студент должен знать:

Основные вехи и понятия философии данного периода. Основные термины , фамилии и имена основателей философской мысли данного периода. Особенности философских направлений и предмет споров философов данного периода.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект. Различать взгляды философов данного периода на одну и ту же проблему.
Тема 4. «Развитие русской философии»

Содержание учебного материала:

Рождение русской философии. Русская религиозная философия. Традиции западничества. Философия 20в. Повторительно-обобщающий урок.

Студент должен знать:

Основные термины, понятия и вехи философии данного периода. Имена и фамилии основателей философской мысли данного периода.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект. Самостоятельно подбирать дополнительный материал к теме, работать с интерактивными источниками.
Тема 5. «Онтология (учение о бытии)»

Содержание учебного материала:

Категория бытия в философии. Материя. Духовный мир. «Третий мир». Основные категории философии.

Студент должен знать:

Основные термины, понятия онтологии. Взгляды философии на бытие, материю, сознание. Объективное содержание мышления. Основные категории философии в рамках данного учения.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект.
Тема 6. «Гносеология (теория познания)»

Содержание учебного материала:

Познание мира. Структура познания. Основные направления теории. Истина, ложь, заблуждение. Методология научного познания.

Студент должен знать:

Основные возможности и методы познания, сущность теории, ее основателей, методы, основные понятия и термины.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект.
Тема 7. «Философская антропология (учение о человеке)»

Содержание учебного материала:

Представление о человеке. Происхождение человека. Определения человека. От индивида к личности. Смысл жизни.

Студент должен знать:

Особенности теории, основные понятия и термины, философов данного учения, их взгляды.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект. Логически мыслить и выражать свою мысль. Отстаивать свою точку зрения на диспуте по теме. Самостоятельно подбирать дополнительный материал. Применять элементарные навыки ораторского искусства.
Тема 8. «Социальная философия (философия общества)»

Содержание учебного материала:

Природа общества. Сферы общественной жизни. Социальная онтология и гносеология. Развитие общества. Гражданское общество. Контрольная работа.

Студент должен знать:

Основные понятия и термины, философов данного направления, сферы общественной жизни, признаки гражданского общества, его отличие от других типов общества.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект.
Тема 9. «Аксиология (теория ценностей)»

Содержание учебного материала:

Основания ценностей. Витальные и культурные ценности. Классификация ценностей. Счастье как высшее благо.

Студент должен знать:

Основные понятия и термины, философов данного направления, виды ценностей, что такое счастье для человека.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект. Логически мыслить, четко выражать свою мысль.
Тема10. «Этика (философия морали)»

Содержание учебного материала:

Метаэтика. Дескриптивная этика. Нормативная и прикладная этика. Профессиональная этика.

Студент должен знать:

Основные понятия и термины, категории этики, виды этики, особенности профессиональной этики.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект.

Тема 11. «Философия культуры»

Содержание учебного материала:

Понятие культуры. Система наук. Развитие философии культуры. Культура и цивилизация. Контркультура и массовая культура.

Студент должен знать:

Основные понятия и термины, науки, затрагивающие культуру, взаимосвязь культуры и цивилизации, взгляд философов на проблему культуры, особенности массовой культуры, ее опасность для мировой культуры.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект.

Тема12. «Философия науки»

Содержание учебного материала:

Определение науки. Эволюция научного познания. Развитие философии науки. Лженаука. Философия техники. Повторительно-обобщающий урок.

Студент должен знать:

Основные понятия и термины, особенности философского учения о научном познании, взгляд философов на данную проблему, этапы развития научного познания, роль научного познания в жизни человека и личности. Особенности лженауки.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект.

Тема13. «Философия любви»

Содержание учебного материала:

Природа и сущность любви. Типология любви. Превратности любви. Любовь и семья.

Студент должен знать:

Основные понятия и термины, особенности взгляда философов на данную проблему, отношения любви и секса, взаимоотношение любви и семьи.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект. Логически мыслить и выражать свою мысль.

Тема 14. «Философия и современность»

Содержание учебного материала:

Аналитическая философия. Прагматизм. Философия постмодернизма. Другие философские течения.

Студент должен знать:

Особенности философского взгляда современности, основные понятия и термины, философские проблемы современности, основные философские направления.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект.

Тема 15. «Философия и будущее»

Содержание учебного материала:

Глобальные проблемы цивилизации. Будущее природы человека. Контрольная работа.

Студент должен знать:

Мнение философии по вопросу человеческого будущего, основные понятия и термины, глобальные проблемы человечества и пути их решения, деятельность Римского клуба в рамках решения глобальных проблем.

Студент должен уметь:

Самостоятельно анализировать материал, работать с опорными схемами и таблицами. Составлять опорный конспект. Работать с интерактивными источниками, самостоятельно подбирать материал из СМИ, подготовить конференцию.
УТВЕРЖДАЮ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы философии»


темы

Содержание обучения

Кол-во часов

Часы самостоят. работы

Тема 1.


«Метафилософия (введение в философию)»

2




Тема 2.


«Философия Древнего мира (рождение философии)»

4

2


Тема 3.


«Развитие западноевропейской философии »

4

2


Тема 4.


«Развитие русской философии»

Повторительно-обобщающий урок (тест)

4

1


2

Тема 5.


«Онтология (учение о бытии)»

3




Тема 6.


«Гносеология (теория познания)»

3




Тема 7.


«Философская антропология (учение о человеке)»

3

2

Тема 8.


«Социальная философия (философия общества)»

Контрольная работа

3
1




Тема 9.


«Аксиология (теория ценностей)»

3




Тема10.


«Этика (философия морали)»

3




Тема 11.


«Философия культуры»

2




Тема12.


«Философия науки»

Повторительно-обобщающий урок (самостоятельная работа)

2
1




Тема13.


«Философия любви»

2




Тема 14.


«Философия и современность»

3




Тема 15.


«Философия и будущее»

Контрольная работа по курсу

3

1

4

Итого

48

12

Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии

гуманитарного цикла

Протокол № ­­­­__ от «­­____» 200..гг

Председатель ПЦК________

Методист__________

Самостоятельная работа студентов



Тема, вид деятельности

Кол-во часов

1

«Философия Древнего мира (рождение философии)»

«Развитие русской философии»

Подготовка сообщений

2

2

«Развитие западноевропейской философии »

Написание рефератов

2

3

«Философская антропология (учение о человеке)»

Подготовка к уроку-диспуту (работа со СМИ, интерактивным материалом)

2

4

«Философия и будущее»

Подготовка презентации, подготовка урока-конференции

2

5

Будущее природы человека

Работа с Интернет

2

6

Подготовка к контрольной работе

2

Итого

12


Формы и содержание текущего и промежуточного контроля

  1. Тест: К темам 1-4.

«Метафилософия (введение в философию)»

«Философия Древнего мира (рождение философии)»

«Развитие западноевропейской философии »

«Развитие русской философии»

  1. Промежуточная контрольная работа по темам 1-1-8

«Философия Древнего мира (рождение философии)»

«Развитие западноевропейской философии »

«Метафилософия (введение в философию)»

«Развитие русской философии»

«Онтология (учение о бытии)»

«Гносеология (теория познания)»

«Философская антропология (учение о человеке)»

«Социальная философия (философия общества)»

  1. Самостоятельная работа по темам 9-12

«Аксиология (теория ценностей)»

«Этика (философия морали)»

«Философия культуры»

«Философия науки»

  1. Итоговая контрольная работа по курсу.

Вопросы к итоговой аттестации (экзамену)

1. Определение, функции философии. Мировоззрение.

2. Философия как наука, ее основные проблемы

3. Философия Древнего Китая и индии

4. Античная философия до Сократа

5. Классическая греческая философия

6. Послеклассический период

7. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

8. Философия Нового времени

9. Немецкая классическая философия. Марксизм

10. Западноевропейский иррационализм

11. Рождение русской философии

12. Русская религиозная философия

13. Традиции западничества

14. Философия 20в.

15. Категория бытия в философии. Материя

16. Духовный мир. «Третий мир»

17. Основные категории философии

18. Познание мира. Структура познания.

19. Основные направления теории. Истина, ложь, заблуждение.

20. Методология научного познания.

21. Представление о человеке. Происхождение человека.

22. Определения человека. От индивида к личности.

23. Смысл жизни.

24. Природа общества. Сферы общественной жизни.

25. Социальная онтология и гносеология.

26. Развитие общества. Гражданское общество.

27. Основания ценностей. Витальные и культурные ценности.

28. Классификация ценностей.

29. Счастье как высшее благо.

30. Метаэтика. Дескриптивная этика.

31. Нормативная и прикладная этика

32. Профессиональная этика.

33. Понятие культуры. Система наук. Развитие философии культуры.

34. Культура и цивилизация. Контркультура и массовая культура.

35. Определение науки. Эволюция научного познания.

36. Развитие философии науки. Лженаука. Философия техники.

37. Природа и сущность любви. Типология любви

38. Превратности любви. Любовь и семья.

39. Аналитическая философия. Прагматизм.

40. Философия постмодернизма и феминизма.

41. Другие философские течения

42. Глобальные проблемы цивилизации

43. Будущее природы человека

Критерии оценок при итоговой аттестации

Оценка «отлично» ставится при отсутствии фактических ошибок в изложении материала, при демонстрации развитых навыков речи с правильным пониманием основных положений содержания дисциплины. При умении выделить основную мысль. При соблюдении логичности мысли и изложения. При соблюдении норм русского языка.

Оценка «хорошо» ставится при общем понимании содержания дисциплины, при логичности изложения материала, при наличии не более 2-3 ошибок.

Оценка «удовлетворительно» ставится при поверхностном освещении материала, недостаточно грамотной речи, наличии более 3-х ошибок.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при неумении дать развернутый ответ на вопрос, незнании минимума содержания курса, наличии более 6-ти ошибок.

Список основной и дополнительной литературы

Основная литература

Сычев А.А. Основы философии// Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.- Москва.: Альфа-М, Инфра-М, 2008.

Губим В.Д. Философия// Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий. – М.: Олимп, 2000.

Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений.-М.: ТОН, 1999.

Современная западная философия. Словарь. Составители: В.В.Малахов, В.П.Филатов. –М.:ТОН, 2000.

Хрестоматия по истории философии. В 3-х т. –М.: Владос.2000.

Дополнительная литература

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. – М.: Мысль, 1979.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. –М.: Молодая гвардия, 1993.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? // Что такое философия.-М.: Наука, 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.// Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

Паскаль Б. Мысли.-М.;Изд-во имени Сабашеиковых, 1995.

Сорокин П.А. Кризис нашего времени.//Человек. Цивилизация. Общество.-М., Изд-во политической литературы,1992.

Толстой Л.Н. Путь жизни.-М., Высшая школа, 1994.

Чаадаев П.я. Философические письма.// Статьи и письма. –М.: Современник, 1989.

Франк С.Л. смысл жизни.// Духовные основы общества. –М.: Республика, 1992.

Фромм Э. Искусство любить.-М.: Педагогика, 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к...
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconРабочая программа По дисциплине «Основы философии» Для специальности(ей)
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconРабочая программа По дисциплине «Основы философии» Для специальности(ей)
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011
«Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка) и примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»...
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconРабочая программа по дисциплине «Философия» (гсэ. Ф. 07)
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического...
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconПланы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов...
Ое пособие семинарских занятий для студентов по дисциплине «Основы философии» разработано на основе Федерального государственного...
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconКонтрольная работа по дисциплине огсэ 01 «основы философии» по теме: философия и круг ее проблем
Философию нельзя рассматривать как строго установленные догмы, она динамична. Знания предлагаемого вам предмета «Основы философии»...
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconКонтрольная работа по дисциплине огсэ 01.«Основы философии» по теме: философия и круг ее проблем
Философию нельзя рассматривать как строго установленные догмы, она динамична. Знания предлагаемого вам предмета «Основы философии»...
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconРабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей...
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconРабочая программа по дисциплине Основы философии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconРабочая программа по дисциплине Основы философии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconВарианты контрольной работы по дисциплине Основы философии специальности
...
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconПримерный перечень вопросов к экзаменационному тесту по дисциплине...
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы философии уровень...
Гос спо специальности 030503. 51 Правоведение, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г., №04-0201-Б
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
...
Рабочая программа По дисциплине: «Основы философии» по специальности iconРабочая программа по дисциплине: Гигиенические основы здорового образа...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск