Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011





Скачать 169.33 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011
Дата публикации19.04.2015
Размер169.33 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа



Министерство образования Саратовской области




РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

Саратов 2011

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 260807 «Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка) и примерной программой учебной дисциплины «Основы философии» для специальности среднего профессионального образования.
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Саратовский колледж кулинарного искусства»
Разработчик:

Володина Е.А., преподаватель социально-экономических дисциплин и истории

высшей квалификационной категории,
Рекомендована областным методическим объединением преподавателей

истории
______________________________________________

(указать дисциплину)

Заключение областного методического объединения
(председатель дает оценку: соответствует, не соответствует)
(ФИО председателя областного методического объединения)

Протокол № _____ от «___» ____________________ 20_____

Рецензент: Львова Елена Владиленовна

(председатель областного методического объединения)




СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



6
  1. условия реализации учебной дисциплины



11
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



14


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО 260807 «Технология продукции общественного питания».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся должен:

уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате изучения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся должен:

знать:
-основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
-об условиях формирования личности, -свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
-использованием достижений науки, техники и технологий

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -72 часа,

в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося-48часов

- самостоятельной работы обучающегося-24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:




внеаудиторная самостоятельная работа

12

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Основы философии»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

Содержание учебного материала 2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала

2





1

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии.

2

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление эссе, схемы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Эссе:. «Есть ли смысл в вашей жизни?»

  2. Составить схему «Основной вопрос философии»

4





Тема 1.

Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени

Содержание учебного материала

14

1

Становление философии в Древней Греции

Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля

2

2

Античная философия

Демокрит и Эпикур, циники, стоики и скептики

3

Средневековая философия

Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

4

Философия Нового времени

Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейнбниц). Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени.немецкая

5

Философия XIXвека

Классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс).

Постклассическая философия второй половины XIX – начала XX века (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон).

6

Философия XX века

Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).

7

Русская философия ХIХ – ХХ вв.

Русская философия ХIХ – ХХ вв.


Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление докладов, тезисов, отчетов, таблицы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Составление тезисов «Первоисточник мира в представлении античных авторов»

  2. Доклад по выбору студентов «Философы нового времени»

  3. Доклад по выбору студентов «Направления философской мысли (Шопенгауэр, Ницше, экзистенциализм)»

  4. Анализ отрывка текста из произведения Шопенгауэра – письменный отчет

  5. Оценка взглядов экзистенциалистов о проблемах существования человека – письменный отчет

  6. Составление сравнительной таблицы « «Сенсуалисты и рационалисты»

6




Тема 2.

Человек - сознание - познание


Содержание учебного материала

16

1

Происхождение человека

Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело.

2

2

Что из себя представляет человек?

Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе.проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». основополагающие

3

Основные характеристики человека

Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, неопределённость.

4

Категории человеческого бытия

Категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

5

Сознание и человеческая природа

Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, её современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности

6

Мышление, его истоки и сущность

Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании.

7

Учение о познании

Как человек познаёт окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания.

8

Теория истины

Проблема истины.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам)

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (сочинений, эссе, таблиц, тезисов, развернутого плана)).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Анализ произведений философии и литературы о категориях человеческого бытия – сочинение – рассуждение

  2. Эссе «Возможно ли счастье без любви?»

  3. Составление таблицы «Сознание и человеческая природа в представлениях К. Юнга и З.Фрейда»

  4. Сочинение –рассуждение «Сохранение чистоты русского языка?!»

  5. Составление тезисов к параграфу «Характеристики человека»

  6. Составление развернутого плана по теме «Что из себя представляет человек?»

  7. Эссе «Тысячи путей ведут к заблуждению, истине – только один»

  8. Презентация по выбору студента

6




Тема 3.

Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

Содержание учебного материала

6

1

Философия и научная картина мира

Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея.основные категории научной картины мира: вещ, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

2

2

Философия и религия

Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.

3

Философия искусства

Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам)

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (таблиц, конспектов, сочинений, презентаций)

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Составление таблицы «Теории происхождения Вселенной и жизни на Земле»

  2. Развернутый конспект «Философия и искусство»

  3. Сочинение-рассуждение «Кризис современного искусства»

  4. Презентация по выбору студента

4




Тема 4.

Социальная жизнь


Содержание учебного материала

8

1

Философия и история

Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г,В.Ф. Гегель, К. Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин

2

2

Философия и история

Русская философия об исторической самобытности России, П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».

3

Философия и культура

Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.


4

Философия и глобальные проблемы современности

Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и её влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам ). Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (докладов, отчетов).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Таблица «Концепции исторического развития»

  2. Эссе «Россия – Запад или Восток»

  3. Сочинение – рассуждение на тему « Кризис культуры и пути его преодоления»

  4. Презентация по выбору студента

4




Дифференцированный зачет




2







Всего:

72










3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины



3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Оборудование учебного кабинета «Социально –экономических дисциплин» по дисциплине «Основы философии»:

  1. Кабинет соответствует санитарно-гигиенические требованиям

  2. Кабинет имеет комплект специализированной мебели для:

- организации рабочего места учителя;

- организации рабочих мест обучающихся;

- рационального размещения и хранения средств обучения;

- организации использования аппаратуры.

3. В кабинете имеется интерактивная доска, персональный компьютер, проектор, колонки

4. Программное обеспечение для интерактивной доски «STARBERD»

5. Программное обеспечение для персонального компьютера:

  • Операционная система WindowsXP

  • Комплект прикладных программ, входящих в пакет MSOffice

  • Программы утилиты (антивирусная программа ESETNOD 32, программа-упаковщик WINRAR, служебные программы и пр.)

  • Программа для распознавания текста FineRead

  • Программа для работы с видеопроектором

  • Программа выхода в сеть Интернет Opera, MozilaFirefox (через переносной модем)

6. Установлен встроенный секционный шкаф для хранения учебного оборудования

7. В кабинете имеется комплексно-методическое обеспечение дисциплины «Основы философии»:

  • Стандарты ГОС СПО 3 поколения

  • Примерная программа

  • Рабочая программа

  • Учебно-планирующая документация

  • Лазерные диски с презентациями к урокам

  • Тестовые задания для проведения входного, промежуточного, итогового контроля

  • Накопительные папки с индивидуальными заданиями для студентов

  • Портфолио преподавателя

  • Накопительная папка «Исследовательские работы студентов»


3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Губин, В.Д.

Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений. –М.: «Форум-Инфра-М», 2008 Гриф: Минобрнауки РФ

  1. Хрестоматия по истории философии. В 3 т. –М.: Владос, 2006.Гриф: Минобрнауки РФ


Дополнительные источники:

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и великих филоофов. –М.: Мысль, 1979.

  2. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. –М.: Молодая гвардия, 1993.

  3. Ортега-и-Гассет. Х. Что такое философия // Что такое философия. –М.: Наука, 1991.

  4. Ортега-и-гассет Х. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры.

  5. –М.: Искусство. 1991.

  6. Паскаль Б. Мысли. –М., Изд-во имени Сабашниковых, 1995.

  7. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. // Человек. Цивилизация. Общество. –М.,

  8. Изд-во полит.лит-ры, 1992.

  9. Толстой Л.Н. Путь жизни. –М.: Высшая школа, 1994.

  10. Чаадаев П.Я. Философские письма. // Статьи письма. –М.: Современник, 1989.

  11. Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. –М.: Республика, 1992.

  12. Фромм Э. Искусство любить. –М.: Педагогика, 1990.


Учебно-методические материалы (в печатном и электронном варианте):
      1. Контрольно-измерительные материалы (задания на проверку входных, промежуточных и рубежных знаний, умений)


      2. Сборник лекций к урокам
      3. Нормативные документы дисциплины (рабочая программа дисциплины, паспорт кабинета, журнал по технике безопасности, инструкции по технике безопасности, критерии оценок)




Интернет-ресурсы:


  1. http://his.1september.ru

  2. http://www.niro.nnov.ru/Мультимедиа ресурсы для преподавания истории и обществоведческих дисциплин

  3. http://www.twirpx.com/files/pedagogics/pedagogics/methodics/

  4. http://www.edu.ru

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki

  6. http://www.philosoff.ru/.Библиотека трудов, книг, статей и лекций по философии ...Авторские тематические подборки по древней, античной и средневековой философии...Характеристики основных философов и философских школ...Материалы для подготовки и ознакомительные готовые рефераты по философии...Проблематико-исторический каталог материалов...

  7. http://filosofia.ru/. Бесплатная электронная библиотека философия.ру посвящена философии и религии. Можно скачать бесплатно книги, статьи, учебники, методические работы и другие электронные тексты по философии, религии и непознанному.

  8. http://clarino2.narod.ru/phylosophy.htm

  9. http://ido.tsu.ru/ss/. Методика преподавания философии

  10. http://www.co1470.ru/O_prepodavanii_filosofii.html

  11. http://gny.net.ru/index. Презентации к урокам философии




































4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины




Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Усвоенные знания:




основные категории и понятия философии



Текущий контроль:

устный (письменный) опрос; доклад по теме, диктант понятий

Промежуточный контроль:

дифференцированный зачет

роль философии в жизни человека и общества



Текущий контроль:

устный (письменный) опрос; доклад по теме, эссе .Педагогическое наблюдение за применением студентами полученных знаний для определения гражданской позиции.

Промежуточный контроль:

дифференцированный зачет

основы философского учения о бытии



Текущий контроль:

устный (письменный) опрос; сочинение -рассуждение

Промежуточный контроль:

дифференцированный зачет

сущность процесса познания



Текущий контроль:

устный (письменный) опрос; доклад по теме; диктант понятий

Промежуточный контроль:

дифференцированный зачет

основы научной, философской и религиозной картин мира



Текущий контроль:

устный (письменный) опрос; доклад по теме, участие в дискуссии

Промежуточный контроль:

дифференцированный зачет

об условиях формирования личности



Текущий контроль:

устный (письменный) опрос; контроль и оценка устных сообщений. Педагогическое наблюдение за применением студентами полученных знаний для правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

Промежуточный контроль:

дифференцированный зачет

свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды



Текущий контроль:

устный (письменный) опрос; контроль и оценка устных сообщений, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах

Промежуточный контроль:

дифференцированный зачет


о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий


Текущий контроль:

устный (письменный) опрос; контроль и оценка устных сообщений

Промежуточный контроль:

дифференцированный зачет

Освоенные умения:




ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста



Текущий контроль:

контроль и оценка выполнения учебных действий студентов:

- составление конспекта по тексту учебного пособия

- участие в дискуссии

- составление таблиц, схем

- написание эссе, сочинений-рассуждений

- использования аргументов для защиты своей позиции

-формулирование собственных заключений и оценочных суждений

- самостоятельный анализ и оценка тех или иных мировоззренческих и этических позиций окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов

Промежуточный контроль:

дифференцированный зачет





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины Основы философии разработана...
Основы философии разработана в соответствии с фгос спо для специальностей технического профиля с учетом примерной программы учебной...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconАннотация программы учебной дисциплины «основы философии» Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины «основы философии»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла студентам очной...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины физика саратов 2011
«Физика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью...
На основании Положения о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (утверждено 01. 10. 2013 г.) структурными...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью...
На основании Положения о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (утверждено 01. 10. 2013 г.) структурными...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью...
На основании Положения о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (утверждено 01. 10. 2013 г.) структурными...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью...
На основании Положения о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (утверждено 01. 10. 2013 г.) структурными...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconРабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью...
На основании Положения о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (утверждено 01. 10. 2013 г.) структурными...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconОсновы философии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 iconОсновы философии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск