О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи»





Скачать 73.59 Kb.
НазваниеО. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи»
Дата публикации04.08.2013
Размер73.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
О.Юрьева
ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г. Тобольск
Образы нимф и сатиров в лирике И.Бродского


В 1977 году И.Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» и «Часть речи». В первом сборнике собраны стихотворения, написанные поэтом до отъезда из Советского Союза, во втором – созданные на Западе. Название сборника «Конец прекрасной эпохи» приобретает дополнительный иронический смысл на обложке книги с последними написанными на Родине стихами [Бродский 1977]. Сам поэт категорически не желал делить свое творчество на стихи, созданные на родине и вне ее. «Я чувствую себя русским поэтом, англоязычным эссеистом и гражданином Соединенных Штатов Америки» говорил Бродский, тем самым объединяя в своем творчестве русские и американские традиции. [Е.Беркович 2001].

Критики и исследователи часто сравнивают эти сборники, чаще отдавая предпочтение «Части речи». Так, Байрон Линдси писал: «Часть речи» – ярче, изменчивее, труднее». Критик Александр Бахрах высоко оценил данный творческий этап И.Бродского, отмечая, что именно в этих сборниках проявляется своеобразие автора [Лосев 2006: 128].
Одноименное стихотворение показывает читателю конец эпохи, мир, где
Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
немота вынуждает нас как бы к созданью своих
этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.
[Бродский 1977: 66]

Поэт эмигрировал в Америку в 1972 году, стихотворение «Конец прекрасной эпохи» же написано в 1977 году, и в нем выражена не только тоска поэта по Родине, но осмысление бытия в целом, осмысление настоящего времени в контрасте с юношеским, «прекрасным», восприятием мира. Автор рассуждает о том, что «трудно жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав». Появляется образ феи, которая ворожит над лирическим героем, не позволяя ему сбежать от современной эпохи.

Нимфы и сатиры становятся своеобразными символами эпохи прошлого. Поэт вводит их в настоящее для него время, создавая определенных колорит той самой «прекрасной эпохи». Данные мифологические образы превращаются «в воображаемые люстры, помогающие пережить творческий кризис» . [Глазунова2005:67].

Образ нимфы неоднократно встречается в лирике И.Бродского. Первое упоминание о нимфе мы находим в стихотворении «Дорогому Т.Б» ( 1962). Таким образом, можно заметить, что уже в ранних стихах поэта мы находим отголоски мифологических мотивов( образ музы, фонтана, лиры и т.д.), характерных для сборника «Конец прекрасной эпохи» .

Обратимся к мифологическому словарю:

Нимфы (греч.) — «девы» — божества, олицетворявшие силы и явления природы. Различали Н. морей, рек, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды), гор (ореады), долин (напей), озер и болот (лимнады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и пород деревьев. Были Н. отдельных мест и островов (Калипсо, Кирка). Происхождение Н. различно: мелиады (ясеневые Н.) родились из капель крови оскопленного Урана, океаниды были дочерьми Океана и Тефиды, нереиды — Нерея и Дориды, многие Н. считались дочерьми Зевса, а Н. холмов и лесов — дочерьми Геи. Н. часто посещали Олимп и участвовали в пирах и советах богов, они были в свите Зевса, Геры, Диониса, Афродиты, Артемиды и других богов. От браков Н. с богами рождались герои. Н. считались долгоживушими, но не бессмертными, многие из них могли предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Их святилища находились в рощах и лесах, гротах и пещерах. Н. изображали в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.

[Мифологический словарь под ред. Г.Щеглова, В.Арчер-Астрель, 2006].

Нимфа может выступать в образе скульптуры ( «Post aetatem nostrаm», «Развивая Платона»), в группе с другими мифологическими существами («Новый год на Канатчиковой даче», «Einem alten Architekten in Rom», «Торс»). В классической трактовке древнегреческих мифов нимфы являлись божествами лесов, рек и гор. Местом обитания нимф в лирике Бродского является водная среда : море, фонтан или пляж («Дорогому Д.Б» , «Бабочка», «Колыбельная Трескового мыса»). Именно водные нимфы, наяды, являлись покровительницами поэтов и музыкантов. Автор максимально отражает черты нимф, характерные для древнегреческих мифов: самостоятельность, свободу в действиях, помощь людям и т.д.

Образ нимфы появляется в стихотворении «Второе рождество на берегу». [Бродский И.А. Конец прекрасной эпохи: Ardis, 1977, 10] .Читатель может проследить настроение лирического героя, который рассуждает о счастливом прошлом. В настоящем герой не живет, а существует, « глотает пиво, пачкает листву и топчет траву». Герой стихотворения выброшен «счастливым» взрывом в грядущее, чертит лицо возлюбленной на мраморе. На фоне портрета изображены нимфы.( «поодаль нимфы бегают, на бедрах задрав парчу») Именно нимфы являются в данном случае вдохновением поэта. Персонаж стихотворения обращается к богам, просит у них ответа на вопросы бытия, выражает свое недовольство грядущим («падает предмет, скрипач выходит, музыка не длится). Стихотворение показывает нам мироощущение лирическое героя: он предчувствует катастрофу, которая скоро наступит («Захлестнет решетку променада…<….>, вздымая гребни выше головы»). Автор показывает могущество водной стихии, которая может поглотить все окружающее. Будущее представляется «переносимым», но герой опасается, что прекратится звучание музыки.

Часто поэт обращается к древнегреческим сюжетам. Так, в стихотворении «Неоконченный отрывок» Бродский делает акцент на произведении Публия Овидия Назона «Метаморфозы» (…готовы превратиться в валуны, как нимфы из побасенок Назона»). Тут можно сказать, что автор не стремится преобразовать классический сюжет Назона, он лишь умело использует сравнение с древнегреческим произведением для отображения собственного лирического сюжета. Или же Бродский использует миф о Нарциссе и полюбившей его нимфе в произведении «На смерть Т.С.Элиота» для рассуждения о поэзии и ее составляющей ( «Плеснув в зрачке и растворившись в лифе, она сродни лишь эолийской нимфе, как друг Нарцисс»)

Атрибутом может являться флейта как символ творчества. Так в стихотворении «Римские элегии» появляется образ нимфы, дующей в окарину. Мифологическое божество представлено в виде скульптуры, которая разрушается. Скульптура является символом упадка счастливого Рима, подвластного только времени и речи. [Козлов 2010:160] Звуки из музыкального инструмента подобны воде, которая и разрушает скульптуру.

Образы неоднократно представлены в виде скульптуры. Статуя заменяет живое существо, представляя собой сохранение мифологического существа в вечной форме.

Разрушающаяся скульптура фавна (сатира) и нимфы изображена в стихотворении «Торс». Лирическим героем является путник, который находит определенное место. Увиденные путешественником фавн и нимфа в бронзе являются знаком того, что он находится в Империи. Автор показывает мифологических существ в виде скульптуры, утверждая, что в таком виде они «счастливее, чем во сне». В Империи все мифологические существа представлены в виде камня, с течением времени стареют и изменяются ( «кто-то отколет руку , и голова с плеча скатится вниз, стуча»). Остается торс («безымянная сумма мышц»), от мифологических существ не остается ничего, так автор и видит конец эпохи («Это конец вещей, это конец пути…») Знаменательным является то, что Стихотворение «Торс» написано перед отъездом Бродского из России (1972г). Именно в этом произведении впервые показан образ Империи, который найдет дальнейшее развитие в сборнике «Конец прекрасной эпохи».

Образ сатира впервые появляется в стихотворении «Подсвечник» 1968 г. В Мифологическом словаре мы находим такое определение:

Сатиры (греч.) — низшие лесные божества, демоны плодородия, составляющие свиту Диониса. С. изображали покрытыми шерстью полулюдьми-полукозлами с заостренными ушами, конскими или козлиными копытами и хвостом, с растрепанными волосами и коротким вздернутым носом. С. ленивы, похотливы, драчливы, наглы и влюбчивы, они много пьют, постоянно заняты играми, танцами, преследованием нимф и менад. Постоянные атрибуты С. — тирсы, флейты, мехи или сосуды с вином.

[Мифологический словарь под ред. Г.Щеглова, В.Арчер-Астрель, 2006].

Знаменательным является то, что поэт в этом стихотворении переосмысливает образ сатира. Лесное божество, символ плодородия пересекает границу жизни. Автор избегает эротической сцены в стихотворении, изображая момент бегства [Рыбальченко 2011:179]. Божество представлено одиноким, стоящим в стороне от жизни и реальных событий («Он обнял ствол. Но ствол принадлежал земле»). Жизнь от которой бежал сатир оставлена на другом берегу, сейчас же его ждет неизвестность ( «А за спиной уничтожал следы поток»). Сатир сам превращается в вещь, («он затвердел от пейс до гениталий»), но вместе с тем «изображает отображение жизнью»[ Рыбальченко 2011:181].

Повторно образ нимфы ( а вместе с ней и образ сатира) появляется в стихотворении «Post aetatem nostrum» («После нашей эры»). [Бродский И.А. Конец прекрасной эпохи: Ardis, 1977, 100] Поэт воссоздает образ древнегреческой империи, при этом с первых строк говорит читателю : «Империя страна для дураков». Образы появляются во 2 части стихотворения («Дворец») в виде статуй, молча наблюдающих за «глубиной бассейна». Автор показывает насколько мифологические существа могут быть выше человека. Скульптура долговечна, она сможет перенести все тяготы политического строя, не совершает преступлений, предпочитая снисходительно и свысока смотреть на происходившие события. Именно эта вечная форма и представляется Бродскому самой практичной в Империи, поэтому и образы слуг ( у которых так же нет права голоса) приравниваются к статуям ( «Слуги безучастно глядят перед собой, как изваянья. Но в гладком камне отраженья нет.»).

«Сатир в нише» появляется в стихотворении «Римские элегии». Сатир является предметом интерьера в большой комнате, которую освещает свеча. Именно этот свет приравнивается к жизненному мироощущению героя.

Выводы: И.Бродский неоднократно прибегает к изображению мифологических существ ( в том числе нимфы и сатира), служащих для контраста настоящего времени с миром прошлого. Характерное для лирики поэта представление божеств в виде скульптуры говорит о вечности данных образов. В «Конце прекрасной эпохи» автор использует образность, основанную на мифе, преследуя следующую цель: осмыслить настоящее через события, происходившие в прошлом, причем советское прошлое соотносится с «прекрасной эпохой» – миром мифа.

Список литературы:

  1. Бродский И.А. Конец прекрасной эпохи: Ardis, 1977

  2. Бродский И.А. стихотворения и поэмы (основное собрание)

http://www.eunet.lv/library/win/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt

  1. Беркович Е. И эллин и иудей (опыт синтетического интервью с И.Бродским), 2001

http://www.port-folio.org/part525.htm

  1. Глазунова О.И. Иосиф Бродский:Американский дневник. О стихотворениях, написанных в эмиграции- - СПб.: "Нестор-История", 2005

  2. Лосев Л.В. И.Бродский.Жизнь замечательных людей – М.,Молодая гвардия, 2006

  3. Мифологический словарь под ред. Г.Щеглова, В.Арчер-Астрель, 2006

http://myth.slovaronline.com/

  1. Пристальное прочтение Бродского: сб.статей/ под ред. В.И.Козлова. – Ростов-на-Дону, Логос,2010:160

  2. Рыбальченко Т.Л. Семантика статуи в стихотворениях И.Бродского, И.Жданова, А.Кушнера. Критика и семиотика, №15,2011, 179

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconА. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconС. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева...
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconА. Р. Иманова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Науч рук доцент,...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconЭ. А. Аминова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск моу «сош№7», г. Нефтеюганск, хмао
Низкая эффективность усвоения знаний также связана с недостаточной переработкой и инструментальной поддержкой, которые необходимы,...
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconГ. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева Разработка тестов в среде Adobe
Интернет-технологии: язык разметки html, ссылки, абзацы, таблицы, рисунки, объекты; каскадно-стилевые таблицы css, элементы, классы,...
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconА. И. Фазылов. Тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Формирование...
Тема: №1 «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных...
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Растения как символы в филателии и геральдике
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconТемы рефератов «Образы природы античного, раннего (Средневековья...
Образы природных стихий и космогонических идей в древнеиндийских ведах и упанишадах
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconУрок в 11 классе. Учитель Швырева Л. А. «Вечное»
Сформировать представление об особенностях разных поэтических направлений 20 века на примере стихотворений представителя «тихой лирики»...
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconРоссийской Федерации Муниципальное образовательное учреждение «Средняя...
Давайте говорить по-русски" (7-е изд. М., 2005), "Rush to Russians" (Lincom Europe, 2002); монографий: "Логика метафорических преобразований"...
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconХрестоматия
Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных...
План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» icon1. Сергей Иванович Капитанов. Время перемен. Презентация поэтического...
Презентации других поэтических сборников написание вступительной статьи,сопоставление рецензий, подбор( создание ) иллюстраций
О. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И. Бродского в 1977 году И. Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» iconД. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного...
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск