Скачать 73.59 Kb.
|
О.Юрьева ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров в лирике И.Бродского В 1977 году И.Бродский, находясь в Америке, одновременно выпускает два поэтических сборника: «Конец прекрасной эпохи» и «Часть речи». В первом сборнике собраны стихотворения, написанные поэтом до отъезда из Советского Союза, во втором – созданные на Западе. Название сборника «Конец прекрасной эпохи» приобретает дополнительный иронический смысл на обложке книги с последними написанными на Родине стихами [Бродский 1977]. Сам поэт категорически не желал делить свое творчество на стихи, созданные на родине и вне ее. «Я чувствую себя русским поэтом, англоязычным эссеистом и гражданином Соединенных Штатов Америки» говорил Бродский, тем самым объединяя в своем творчестве русские и американские традиции. [Е.Беркович 2001]. Критики и исследователи часто сравнивают эти сборники, чаще отдавая предпочтение «Части речи». Так, Байрон Линдси писал: «Часть речи» – ярче, изменчивее, труднее». Критик Александр Бахрах высоко оценил данный творческий этап И.Бродского, отмечая, что именно в этих сборниках проявляется своеобразие автора [Лосев 2006: 128]. Одноименное стихотворение показывает читателю конец эпохи, мир, где Только рыбы в морях знают цену свободе; но их немота вынуждает нас как бы к созданью своих этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом. Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах, свойства тех и других оно ищет в сырых овощах. Кочет внемлет курантам. [Бродский 1977: 66] Поэт эмигрировал в Америку в 1972 году, стихотворение «Конец прекрасной эпохи» же написано в 1977 году, и в нем выражена не только тоска поэта по Родине, но осмысление бытия в целом, осмысление настоящего времени в контрасте с юношеским, «прекрасным», восприятием мира. Автор рассуждает о том, что «трудно жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав». Появляется образ феи, которая ворожит над лирическим героем, не позволяя ему сбежать от современной эпохи. Нимфы и сатиры становятся своеобразными символами эпохи прошлого. Поэт вводит их в настоящее для него время, создавая определенных колорит той самой «прекрасной эпохи». Данные мифологические образы превращаются «в воображаемые люстры, помогающие пережить творческий кризис» . [Глазунова2005:67]. Образ нимфы неоднократно встречается в лирике И.Бродского. Первое упоминание о нимфе мы находим в стихотворении «Дорогому Т.Б» ( 1962). Таким образом, можно заметить, что уже в ранних стихах поэта мы находим отголоски мифологических мотивов( образ музы, фонтана, лиры и т.д.), характерных для сборника «Конец прекрасной эпохи» . Обратимся к мифологическому словарю: Нимфы (греч.) — «девы» — божества, олицетворявшие силы и явления природы. Различали Н. морей, рек, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды), гор (ореады), долин (напей), озер и болот (лимнады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и пород деревьев. Были Н. отдельных мест и островов (Калипсо, Кирка). Происхождение Н. различно: мелиады (ясеневые Н.) родились из капель крови оскопленного Урана, океаниды были дочерьми Океана и Тефиды, нереиды — Нерея и Дориды, многие Н. считались дочерьми Зевса, а Н. холмов и лесов — дочерьми Геи. Н. часто посещали Олимп и участвовали в пирах и советах богов, они были в свите Зевса, Геры, Диониса, Афродиты, Артемиды и других богов. От браков Н. с богами рождались герои. Н. считались долгоживушими, но не бессмертными, многие из них могли предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Их святилища находились в рощах и лесах, гротах и пещерах. Н. изображали в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек. [Мифологический словарь под ред. Г.Щеглова, В.Арчер-Астрель, 2006]. Нимфа может выступать в образе скульптуры ( «Post aetatem nostrаm», «Развивая Платона»), в группе с другими мифологическими существами («Новый год на Канатчиковой даче», «Einem alten Architekten in Rom», «Торс»). В классической трактовке древнегреческих мифов нимфы являлись божествами лесов, рек и гор. Местом обитания нимф в лирике Бродского является водная среда : море, фонтан или пляж («Дорогому Д.Б» , «Бабочка», «Колыбельная Трескового мыса»). Именно водные нимфы, наяды, являлись покровительницами поэтов и музыкантов. Автор максимально отражает черты нимф, характерные для древнегреческих мифов: самостоятельность, свободу в действиях, помощь людям и т.д. Образ нимфы появляется в стихотворении «Второе рождество на берегу». [Бродский И.А. Конец прекрасной эпохи: Ardis, 1977, 10] .Читатель может проследить настроение лирического героя, который рассуждает о счастливом прошлом. В настоящем герой не живет, а существует, « глотает пиво, пачкает листву и топчет траву». Герой стихотворения выброшен «счастливым» взрывом в грядущее, чертит лицо возлюбленной на мраморе. На фоне портрета изображены нимфы.( «поодаль нимфы бегают, на бедрах задрав парчу») Именно нимфы являются в данном случае вдохновением поэта. Персонаж стихотворения обращается к богам, просит у них ответа на вопросы бытия, выражает свое недовольство грядущим («падает предмет, скрипач выходит, музыка не длится). Стихотворение показывает нам мироощущение лирическое героя: он предчувствует катастрофу, которая скоро наступит («Захлестнет решетку променада…<….>, вздымая гребни выше головы»). Автор показывает могущество водной стихии, которая может поглотить все окружающее. Будущее представляется «переносимым», но герой опасается, что прекратится звучание музыки. Часто поэт обращается к древнегреческим сюжетам. Так, в стихотворении «Неоконченный отрывок» Бродский делает акцент на произведении Публия Овидия Назона «Метаморфозы» (…готовы превратиться в валуны, как нимфы из побасенок Назона»). Тут можно сказать, что автор не стремится преобразовать классический сюжет Назона, он лишь умело использует сравнение с древнегреческим произведением для отображения собственного лирического сюжета. Или же Бродский использует миф о Нарциссе и полюбившей его нимфе в произведении «На смерть Т.С.Элиота» для рассуждения о поэзии и ее составляющей ( «Плеснув в зрачке и растворившись в лифе, она сродни лишь эолийской нимфе, как друг Нарцисс») Атрибутом может являться флейта как символ творчества. Так в стихотворении «Римские элегии» появляется образ нимфы, дующей в окарину. Мифологическое божество представлено в виде скульптуры, которая разрушается. Скульптура является символом упадка счастливого Рима, подвластного только времени и речи. [Козлов 2010:160] Звуки из музыкального инструмента подобны воде, которая и разрушает скульптуру. Образы неоднократно представлены в виде скульптуры. Статуя заменяет живое существо, представляя собой сохранение мифологического существа в вечной форме. Разрушающаяся скульптура фавна (сатира) и нимфы изображена в стихотворении «Торс». Лирическим героем является путник, который находит определенное место. Увиденные путешественником фавн и нимфа в бронзе являются знаком того, что он находится в Империи. Автор показывает мифологических существ в виде скульптуры, утверждая, что в таком виде они «счастливее, чем во сне». В Империи все мифологические существа представлены в виде камня, с течением времени стареют и изменяются ( «кто-то отколет руку , и голова с плеча скатится вниз, стуча»). Остается торс («безымянная сумма мышц»), от мифологических существ не остается ничего, так автор и видит конец эпохи («Это конец вещей, это конец пути…») Знаменательным является то, что Стихотворение «Торс» написано перед отъездом Бродского из России (1972г). Именно в этом произведении впервые показан образ Империи, который найдет дальнейшее развитие в сборнике «Конец прекрасной эпохи». Образ сатира впервые появляется в стихотворении «Подсвечник» 1968 г. В Мифологическом словаре мы находим такое определение: Сатиры (греч.) — низшие лесные божества, демоны плодородия, составляющие свиту Диониса. С. изображали покрытыми шерстью полулюдьми-полукозлами с заостренными ушами, конскими или козлиными копытами и хвостом, с растрепанными волосами и коротким вздернутым носом. С. ленивы, похотливы, драчливы, наглы и влюбчивы, они много пьют, постоянно заняты играми, танцами, преследованием нимф и менад. Постоянные атрибуты С. — тирсы, флейты, мехи или сосуды с вином. [Мифологический словарь под ред. Г.Щеглова, В.Арчер-Астрель, 2006]. Знаменательным является то, что поэт в этом стихотворении переосмысливает образ сатира. Лесное божество, символ плодородия пересекает границу жизни. Автор избегает эротической сцены в стихотворении, изображая момент бегства [Рыбальченко 2011:179]. Божество представлено одиноким, стоящим в стороне от жизни и реальных событий («Он обнял ствол. Но ствол принадлежал земле»). Жизнь от которой бежал сатир оставлена на другом берегу, сейчас же его ждет неизвестность ( «А за спиной уничтожал следы поток»). Сатир сам превращается в вещь, («он затвердел от пейс до гениталий»), но вместе с тем «изображает отображение жизнью»[ Рыбальченко 2011:181]. Повторно образ нимфы ( а вместе с ней и образ сатира) появляется в стихотворении «Post aetatem nostrum» («После нашей эры»). [Бродский И.А. Конец прекрасной эпохи: Ardis, 1977, 100] Поэт воссоздает образ древнегреческой империи, при этом с первых строк говорит читателю : «Империя страна для дураков». Образы появляются во 2 части стихотворения («Дворец») в виде статуй, молча наблюдающих за «глубиной бассейна». Автор показывает насколько мифологические существа могут быть выше человека. Скульптура долговечна, она сможет перенести все тяготы политического строя, не совершает преступлений, предпочитая снисходительно и свысока смотреть на происходившие события. Именно эта вечная форма и представляется Бродскому самой практичной в Империи, поэтому и образы слуг ( у которых так же нет права голоса) приравниваются к статуям ( «Слуги безучастно глядят перед собой, как изваянья. Но в гладком камне отраженья нет.»). «Сатир в нише» появляется в стихотворении «Римские элегии». Сатир является предметом интерьера в большой комнате, которую освещает свеча. Именно этот свет приравнивается к жизненному мироощущению героя. Выводы: И.Бродский неоднократно прибегает к изображению мифологических существ ( в том числе нимфы и сатира), служащих для контраста настоящего времени с миром прошлого. Характерное для лирики поэта представление божеств в виде скульптуры говорит о вечности данных образов. В «Конце прекрасной эпохи» автор использует образность, основанную на мифе, преследуя следующую цель: осмыслить настоящее через события, происходившие в прошлом, причем советское прошлое соотносится с «прекрасной эпохой» – миром мифа. Список литературы:
http://www.eunet.lv/library/win/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt
http://www.port-folio.org/part525.htm
http://myth.slovaronline.com/
|
А. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности... «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева... Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | ||
А. Р. Иманова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Науч рук доцент,... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Э. А. Аминова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск моу «сош№7», г. Нефтеюганск, хмао Низкая эффективность усвоения знаний также связана с недостаточной переработкой и инструментальной поддержкой, которые необходимы,... | ||
Г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева Разработка тестов в среде Adobe Интернет-технологии: язык разметки html, ссылки, абзацы, таблицы, рисунки, объекты; каскадно-стилевые таблицы css, элементы, классы,... | А. И. Фазылов. Тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Формирование... Тема: №1 «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных... | ||
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Растения как символы в филателии и геральдике Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7 | Темы рефератов «Образы природы античного, раннего (Средневековья... Образы природных стихий и космогонических идей в древнеиндийских ведах и упанишадах | ||
Урок в 11 классе. Учитель Швырева Л. А. «Вечное» Сформировать представление об особенностях разных поэтических направлений 20 века на примере стихотворений представителя «тихой лирики»... | Российской Федерации Муниципальное образовательное учреждение «Средняя... Давайте говорить по-русски" (7-е изд. М., 2005), "Rush to Russians" (Lincom Europe, 2002); монографий: "Логика метафорических преобразований"... | ||
Хрестоматия Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с | Д. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования | ||
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных... План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | Д. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | ||
1. Сергей Иванович Капитанов. Время перемен. Презентация поэтического... Презентации других поэтических сборников написание вступительной статьи,сопоставление рецензий, подбор( создание ) иллюстраций | Д. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного... Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных |