Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное»





Скачать 57.77 Kb.
НазваниеД. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное»
Дата публикации22.07.2013
Размер57.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
М.С.Козлова

ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г.Тобольск
Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное»
Лексика – наиболее открытый для новообразований пласт языка. Новые лексемы приходят в язык с появлением новых реалий жизни, образуются по уже известным в языке моделям, а также в результате индивидуально-авторских преобразований узуальных слов. Н.М.Шанский отмечает, что слова и фразеологические обороты – в отличие от других значимых единиц – принадлежат к строительному материалу языка. Процессу образования слов на базе фразеологизмов посвящены исследования М.А.Алексеенко, Н.Ф.Алефиренко, Т.П.Белоусовой, В.М.Мокиенко, Е.В.Сенько, М.Б.Ташлыковой, Р.Н.Попова, Е.Н.Ермаковой и др.

Исследователи выделяют два способа образования новых слов на базе фразеологизмов: 1) производное слово образуется в результате слияния компонентов фразеологизма (агглютинация); 2) один из компонентов вычленяется из фразеологизма (импликация). В настоящей статье анализируется продуктивный способ образования лексем – импликация.

Импликация - это образование производного слова на базе фразеологизма, уже имеющегося в языке, путём отсечения одного (или более) компонентов производящего фразеологизма: бить баклушибаклушничать, втирать очки → втирать, ей богу → божиться и т.д. [Ермакова 2007: 15].

Одним из продуктивных классов для имплицитного словообразования являются процессуальные фразеологизмы. Всего в нашей картотеке 190 процессуальных фразеологизмов, служащих базой для имплицирования. Такие ФЕ могут иметь разное количество компонентов (от двух до пяти): вымотать жилы, брать на карандаш, свалить с копыт, держать камень за пазухой; синтаксически они образованы либо по модели словосочетания, либо по модели предложения (словосочетание: выделывать коленца, жевать мочалку, закручивать гайки, производить впечатление; предложение: крутиться как белка в колесе, валить с больной головы на здоровую).

Грамматически главным в таких фразеологизмах является глагол, а грамматически зависимым – существительное в форме винительного, творительного, родительного, дательного или предложного падежей. Большая часть ФЕ, построенных по этой модели, двухкомпонентны. В качестве словообразующих могут выступать как один компонент фразеологизма (и глагол, и существительное), так и оба компонента.

По нашим наблюдениям, чаще из состава фразеологизма вычленяется компонент-глагол (42 единицы): заварить/заваривать кашу → заварить; корчить гримасы → гримасничать; морочить голову → морочить; подрезать крылья → обескрылить.

Проиллюстрируем употребление:

Здравый смысл (Панса всегда рядом с Кихотом) всегда старается и жаждет – в этом его призвание – обескрылить любую идею, приземлить, упростить, свести к уже известному, а при случае высмеять, чуть ли не в минуту скликая полки единомышленников, потому что смех заразителен и беспроигрышен (В.Маканин. Голоса). Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… (И.С.Тургенев. Ася).

Глагольный компонент фразеологизма, по данным нашего материала, может выступать в качестве мотивирующего для образования существительного (две единицы) и прилагательного (одна единица): забивать козла → забойщик; коптить небо → коптитель; подхватить почин → подхватчивый.

Отметим, что от глагольного компонента фразеологизма могут одновременно образовываться и существительное, и глагол: шаркать ножкой → шаркун, шаркать.

Компонент-существительное в составе процессуальных фразеологизмов также продуктивен для имплицирования. При этом чаще производными становятся существительные (18 единиц): вертеться вьюном → вьюн; лететь пулей → пуля; снимать/снять пенки → пенки; корки мочить → корочник. На базе компонента-существительного достаточно часто образуются и глаголы (13 единиц): водить хоровод → хороводить; возводить поклёп → клепать; вставить фитиль → нафитилять; корчить гримасы → гримасничать, считать ворон → воронить. Редко компонент-существительное выступает в качестве мотивирующего для прилагательного (два примера): набить оскомину → оскоминный; брать горлом → горловой.

На базе одного компонента фразеологизма-существительного могут образоваться лексемы, принадлежащие к разным частям речи. В нашем материале таких единиц 18: бить баклуши → баклушник, баклушница, баклушничать; бить сачка → сачок, сачковать; драть глотку → глотник, горлан, горланить.

Проиллюстрируем:

- Но я исполняю ведь, кажется, что обещал: человек мой сидит же… - Баклушничает… Замолкал, прикусивши губу (А.Белый. Москва). – Денежный человек, - изба хорошая, кони, коровы, всё в порядке… Баклушами кормится – баклушник. – Не тысячник? (П.И.Мельников-Печерский. В лесах). И пешеходы выпрыгивали из-под нашей машины, как куры, и мы мчались с неслыханной быстротой, и мне было очень весело, и на душе было свободно, и очень хотелось горланить что-нибудь отчаянное (В.Драгунский. Денискины рассказы /На Садовой большое движение). Он поэт-горлан, поэт-крикун, уличный, публичный поэт, - это мне нравится в нём больше всего (К.И.Чуковский. Ахматова и Маяковский).

В двух единицах на базе компонента-существительного одновременно образуются глагол и прилагательное: разводить тары-бары → тарабарить, тарабарский.

Проиллюстрируем употребление:

Стыдно вам, сударыня! Полно вам с музыкантами тарабарить. В деревню, в деревню! (В.А.Сологуб. История двух калош). Наконец, случайно наткнувшись на тарабарский учебник, спрятанный за банками с белилами, Саша разом всё поняла, брезгливо, точно за крысиный хвост, держась за кончик страницы, вынесла его из ватерклозета… (М.Вишневецкая. Вышел месяц из тумана).

На базе одного фразеологизма щёлкнуть хвостом образуются три части речи: хвостизм, хвостист, хвостануть, хвостовой.

Проиллюстрируем:

Кто бы мог предположить: Женька Самойловлентяй, хвостист, бузотерспособен терпеливо и с увлечением преподавать в школе глухонемых (Д. Гранин. Искатели). Да и своевременно ли вообще заниматься рекордами, когда вокруг сплошная буза, матерщина, хвостизм, оппортунизм, наплевательство, слабое руководство? (В.П.Катаев. Время, вперед!).

Образование производных слов на базе фразеологизмов осуществляется, в основном, на уровне речи, а производные слова имеют разговорную окраску. Это явление обусловлено, прежде всего, стремлением к экономии речи и наиболее ярко представлено в текстах художественной литературы и СМИ.

Список литературы:

  1. Алексеенко М.А., Белоусова Т.П., Литвинникова О.И. Словарь отфразеологической лексики современного русского языка. – М.: «Азбуковник», 2003. – 395 с.

  2. Ермакова Е.Н. Словообразование в сфере фразеологии. Часть II. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. – 112 с.

  3. Шанский Н.М. Деривация слов и фразеологических оборотов (к вопросу о сходстве и различии процессов словообразования и оборотообразования) // Вопросы фразеологии. – Самарканд. –1970. – 291-308 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconА. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconХрестоматия
Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Проблемы реформирования образования в регионе
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Музыкальное творчество группы «Ляпис...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Растения как символы в филателии и геральдике
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconД. И. Менделеева, г. Тобольск специфика реализации коммуникативного...
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» icon«Русский язык и культура речи» Вопросы к зачету
...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: развитие умения изменять глаголы по числам, согласовывать имя существительное и глагол в числе
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconПамятка к уроку
Существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, прилагательное, глагол, предлог, части речи, части...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconС. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева...
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Обобщение знаний о частях речи(имя существительное, имя прилагательное, глагол)
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconМинистерство образования и науки Российской федерации
Менделеевские чтения-2006: Материалы XXXVII региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых....
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconА. Р. Иманова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Науч рук доцент,...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Словообразовательный потенциал процессуальных фразеологизмов, образованных по модели «глагол + существительное» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: ознакомление с понятием «фразеологизм», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов, со способом обозначения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск