План-конспект урока с использованием ЦОР
Тема: «Фразеологизм как единица речи»
Учитель: Иванова Надежда Ивановна.
Место работы: МОУ « Мутницкая ООШ» Республика Коми, Прилузский р-н,с.Мутница
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс.
Номер урока в теме: 16.
Базовый учебник: под ред. Ладыженской Т.А.
Цель урока:
Установить фразеологизм как единицу речи, определить особенности фразеологизмов, углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;
Задачи:
- обучающие
ознакомление с понятием “фразеологизм”, с лексическим значением и грамматическим строением фразеологизма, со способом обозначения фразеологизмов в толковом словаре;
формирование умений находить фразеологизмы в тексте и в словаре
обучить использованию фразеологизмов в устной и письменной речи, научить определять значение фразеологизмов.
- развивающие
развитие логического мышления , речевых навыков
формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;
формировать различные виды мышления, памяти, внимания, кругозора.
развивать способность и умение обучающихся работать самостоятельно, используя электронные образовательные ресурсы по теме
- воспитательные
воспитывать чувство любознательности
воспитывать уважительное и бережное отношение к родному русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, ЦОР, используемые на уроке.
Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1.
| Организационный момент
|
| Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.
| Приветствуют учителя.
| 1 мин.
| .
.
3.
| Проверка домашнего зада-ния.
Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся
|
Модуль №1
Происхождение слов:архаизмы,неологизмы,фразеологизмы
http://fcior.edu.ru/card/2232/proishozhdenie-slov-arhaizmy-istorizmy-neologizmy-frazeologiya-slovari-russkogo-yazyka-k1.html
Модуль №2
http://school-collect ion.edu.ru/catalog/res/37a7dc81-f0a4-4f1f-b4b2-ad1853e0bd19/?interface=pupil&class=48&subject=8
Гипертекстовое определение "Фразеологизмы
| Определение уровня усвоения материала предыдущей темы, проверка домашнего задания. Слово учителя:
- Дома вы самостоятельно повторили изученные ранее лексические группы русского языка. Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.
Определение уровня усвоения материала предыдущей темы и степени готовности к восприятию нового материала, актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.
1.Обратимся к тексту, где перечислены лексические группы языка. Какой термин оказался для вас новым, непонятным?
2 Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
Слово учителя:
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение лексики. Словарный состав русского языка бесспорно богат и яркой частью его являются фразеологизмы .
(открываем модуль).
Какова цель урока?
|
Учащиеся называют лексические группы и приводят примеры
Обучающиеся открывают модуль и находят новое понятие: фразеологизмы
Учащиеся определяют тему урока и читают определение в модуле. Примерные ответы учащихся.
- Сегодня нам предстоит изучить одну из самых интересных тем в русском языке – фразеологизмы,
- выяснить, почему это устойчивые сочетания слов.
- узнать как можно больше значений фразеологизмов.
| 5 мин.
| 4.
| Актуа-лизация знаний
Создание проблемной ситуации.
|
Модуль №3
Что означает фразеологизм?
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c084c03-d862-4be8-99d9-921e835f7216/%5BRUS5_066%5D_%5BIM_054%5D.swf
|
Слово учителя:
-Внимание, ребята, к нам пришла телеграмма. Прислал её Володя Новиков. Учитель демонстрирует текст на экране.
« Здравствуйте, я учусь в новой школе. Однажды я начал рассказывать новым одноклассникам о своём отце вот так: У него золотые руки и мягкое сердце, а говорит он в час по чайной ложке. Мой папа мне советует не совать нос и держать язык за зубами. (р) Одноклассники ничего не поняли.
Учитель: Как вы думаете, почему? Как помочь Володе и его одноклассникам ?
Учитель:
Употребление фразеологизмов придаёт красочность и необычность. нашей речи Но, к сожалению, не все могут их использовать. Для этого необходимо знать значение фразеологизмов. Проверим, как вы знакомы с фразеологизмами.
|
Учащиеся определяют значение фразеологизма
сесть в лужу самостоятельно и только затем открывают модуль.
| 5 мин.
| 5.
| Изуче-ние нового материала
|
.
| Формирование навыков работы со словарями.
Слово учителя:
- Чтобы «расшифровать» текст Володи, мы обратимся к фразеологическому словарю русского языка.
Учитель :
Теперь картина прояснилась, и мы надеемся, что одноклассники Володи только улыбнутся. .
|
Ученики работают со словарями и определяют значение фразеологизмов из текста Володи.
Предполагаемый ответ:
Папа у Володи трудолюбивый, мастер на все руки ( фразеологизм –синоним), добрый, говорит медленно, вдумчиво и советует сыну не быть излишне болтливым.
| 5 мин.
| 6.
7.
8
| Закрепление изученного этапа
Изучение нового материала
Формирование навыков использования фразеологизмов в речи
| №4
Интерактивная таблица.
Соотнесите фразеологизм с их значением
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b32d11-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl3_10.swf
Демонстрация задания на экране
Модуль №5
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/647365cb-4efa-4cb8-951c-04c5680ed259/%5BRUS8_187%5D_%5BTD_023%5D.html
| Практическая работа по определению значений фразеологизмов. Слово учителя:
- Обратимся к заданию и определим значение фразеологизмов. При затруднении используем словарь.
Представьте кирпичный домик. Что произойдёт, если убрать кирпичик?
Учитель: Вернёмся к нашему определению. ( демонстрация на экране)
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Это означает, что в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова в структуре фразеологизма теряют свою самостоятельность. При внесении изменений теряется и значение фразеологизма.
Практическая работа
Работа с текстом №1:
Вставив этот фразеологизм в текст в нужной форме, ты сможешь помочь советом зайчихе.
Зайчиха-мать: «Никак не могу научить моего малыша не бояться волка! Зайчонок постоянно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, а это очень вредно для его здоровья, ведь из-за постоянных страхов он не развивается нормально».
Предложите зайчихе несколько советов по воспитанию храбрости у зайчишек-трусишек.
Работа с текстом № 2. «Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. Учитель: Ребята, обратите внимание на правописание фразеологизмов с повторяющимися союзами:
Раскрасневшиеся лётчики неумело маневрировали и так и этак, пытаясь вырваться из заколдованного круга. (А. Гайдар)
| Учащиеся работают с ЭОР Учащиеся: домик начнёт разрушаться.
Учащиеся подбирают необходимые по смыслу фразеологизмы. Составляют предложения.
Учащиеся слушают результаты работы.
Учащиеся выписывают фразеологизмы и определяют их значение с помощью словаря.
Предложение записывается в тетрадь
Учащиеся работают с учебным модулем, выписывают фразеологизмы с повторяющимися союзами
| 3 мин. 15 мин.
1
мин.
| 9.
10
| Определение степени усвоения материала
Подве-дение итогов урока.
| Карточки
| Практическая работа в форме игры.
Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл.
1. повесил нос 2. держать язык за зубами 3. вставлять палки в колеса 4. надул губы 5. пускал пыль в глаза 6. наступал на пятки 7. втирал очки 8. зуб на зуб не попадает 9. сделал из мухи слона 10. на зубах навязло 11. нашел дорогу к сердцу
| 1. обманывал 2. приуныл 3. помалкивал 4. догонял 5. обиделся 6. хвастался 7. мешает 8. понравился 9. надоело 10. преувеличивал 11. замерз
|
Игра “Кто быстрее?”
– Закончите фразеологизм:
Душа в пятки И в ус не ________________________ Без _________________ в голове Хоть шаром _________________ За тридевять _________________ Семи пядей во ____________________ Как сыр в ________________________ Промокнуть до ________________ Проглотил ________________ Опрос:
-Что нового мы узнали на уроке? Что такое фразеологизм? – Для чего служат фразеологизмы в речи? – Чем фразеологизм отличается от словосочетания? Почему фразеологизмы являются устойчивыми сочетаниями?
Оценка качества работы на уроке.
|
Учащиеся подбирают к фразеологизмам соответствующие по смыслу глаголы.
.
| 3 мин.
| 11
| Объяс-нение домашнего зада-ния
|
| Объяснение домашнего задания.
Слово учителя:
-Для того чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить следующие домашние задания:
1.Вам предлагается нарисовать человечка и собрать фразеологизмы, в которых имеются слова «голова, глаз, ноги, руки, язык, ухо». Задание называется «С головы до ног».
2. Составить текст, используя известные вам фразеологизмы, на тему « Утренняя рыбалка»
|
Учащиеся записывают домашнее задание.
| 2 мин.
| Приложение к плану-конспекту урока:
«Фразеологизм как единица речи».
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
При подготовке к уроку были использованы материалы:
http://window.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
|