Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Горнозаводска
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения учителей естественного цикла
Протокол № 1 от « » 2013 г.
Руководитель методобъединения
____________ Т.В.Меркурьева
|
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №1» ___________________ Т.А.Лузина « » 2013 г.
| Рабочая программа по предмету
«Русский язык»
для 5 класса
Составитель:
учителя русского языка и литература
Николаева Нина Яковлевна
|
Пояснительная записка
Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку ; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствие сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
задачи:
1) дать знания о родном языке и сформировать у обучающихся языковые и речевые умения;
2) воспитывать средствами данного предмета; развивать логическое мышление; обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формировать общеучебные умения: работу с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Основные умения и навыки
К концу 5 класса обучающиеся должны владеть следующими умениями и навыками:
По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи
По словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
По морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
По синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в тексте;
По орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами.
По пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные правила пунктуации;
По связной речи: определять стили речи; находить языковые средства, характерные для публицистического стиля; определять прямой и обратный порядок слов в предложении; писать сочинение-описание внешности и состояния человека, характеристику человека; сочинение на морально-этическую тему; редактировать текст.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация).
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом).
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).
Технологии, используемые в учебном процессе
Планирование составлено на основе:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Кулибаба И.И. Изучение курса русского языка (5-9 кл.) по стабильным учебникам. - Просвещение, 1996.
Учебник:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 5 класс – М.: Просвещение, 2009
Дополнительная литература:
Малюшкин А.Б, Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М., 2010
Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе на 2013 – 2014 уч. год.
-
№ п/п
| Наименование раздела,
темы
| Количество часов
| Тип урока
| Педаго
гические средства
| Вид деятель
ности учащихся
| Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
| Вид контроля, самостоя тельной работы
| тема
| К.р
| Р.р
| 1
| Язык и человек
| 1
|
|
| Урок изучен. нового материала
| Упраж нения, практи кум
| Коллективная, групповая
| Знать содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем: роль языка как важнейшего средства человеческого общения
| Текущий контроль
| 2
| Язык и речь. Язык и его единицы
| 1
|
|
| Комбинированный урок
| 3
| Р.р. Стили речи
|
|
| 1
| Урок развития речи
| Упраж нения, практи кум
| Коллективная, групповая
| Знать стили речи и их признаки
Уметь правильно и доказательно определять принадлежность текстов к тому или иному стилю речи
| Анализ текста
| 4
| Звуки и буквы. Произношение и правописание
| 1
|
|
| Комби нирован ный урок
| Упражнения, практи кум
| Коллективная, групповая
| Уметь различать понятия буква и звук; применять орфографические правила при несовпадении произношения и правописания слов; записывать и читать слова в транскрипции
| Текущий контроль
| 5
| Орфограмма
| 1
|
|
| Комби нирован ный урок
| Упраж нения, практи кум
| Коллективная, групповая
| Знать понятия орфография, графика, орфограмма-буква, ударение, ударный/безударный гласный; способы проверки правописания слов с безударными гласными в корне.
| Словарно-
орфогра фическая работа
| 6
| Правописание гласных в корне слова
| 1
|
|
| Комби нирован ный урок
| Упраж нения, практи кум
| Коллективная, групповая
| Проверочный диктант
| 7
| Проверяемые согласные в корне слова
| 1
|
|
| Комби нирован ный урок
| Упраж нения, практи кум
| Коллективная, групповая
| Знать понятия звонкий/ глухой согласный; парные и непарные звонкие и глухие согласные; способы проверки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными.
Уметь правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова.
| Объясни тельный диктант
| 8
| Непроизносимые согласные
| 1
|
|
| Комби нирован ный урок
| Упраж нения, практи кум
| Коллективная, групповая
| Уметь различать проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим словарем; графически обозначать изученные орфограммы.
| Текущий контроль
| 9
| Буквы и, у, а после шипящих
| 1
|
|
| Комби нированный урок
| Упраж нения, практи кум
| Коллективная, групповая
| Знать понятия шипящий согласный, буквосочетание; правила правописания гласных букв после шипящих согласных.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически.
| Словар ный диктант
| 10
| Разделительные ъ и ь.
| 1
|
|
| Комби нированный урок
| Упраж нения, практикум
| Коллективная, групповая
| Знать особенности происхождения и существования в русском языке букв ъ и ь; условия употребления разделительных ъ и ь.
| Текущий контроль
| 11
| Раздельное написание предлогов с другими словами
| 1
|
|
| Комби нирован ный урок
| Упраж нения, практи кум
| Коллективная, групповая
| Знать понятие орфограмма-пробел; алгоритм распознавания предлогов и приставок.
Уметь различать предлоги и приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; разграничивать орфограмму-букву и орфограмму-пробел и обозначать их графически; использовать предлоги в устной и письменной речи; правильно употреблять предлоги с местоимениями.
| Проверочный диктант с дополни тельным заданием
| 12
| Входная контрольная работа (тест). Диагностика изученного в начальной школе
|
| 1
|
| Урок контро ля знаний
| Работа с тестом
| Индивидуальная
| Знать теоретический материал по разделам языка, изученный в начальных классах
Уметь применять на практике полученные знания, умения, навыки.
| Тест
| 13
| Р.р. Текст и его признаки
|
|
| 1
| Урок исследования
| Упражнения, работа с текстом
| Коллективная, групповая
| Знать понятия текст, смысловая часть текста; признаки текста.
Уметь определять тему текста и озаглавливать его; устанавливать последовательность предложений и смысловых частей текста, определять средства связи между ними, самостоятельно составлять текст на заданную тему, выполнять грамматические разборы.
| Творчес кая работа
| 14
| Р.р. Подготовка к изложению «Хитрый заяц»
|
|
| 1
| Урок развития речи
| Работа с текстом
| Коллективная
| Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохранять структуру текста и авторский стиль
| Изложе ние
| 15
| Р.р. Написание изложения «Хитрый заяц»
|
|
| 1
| Урок развития речи
| Работа с текстом
| Индивидуальная
| Изложе ние
| 16
| Части речи
| 1
|
|
| Комби нирован ный урок
| Упраж нения, практи кум
| Коллективная, групповая
| Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль частей речи, изученных в начальной школе; алгоритм распознавания частей речи.
Уметь распознавать части речи, приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания; выполнять грамматические разборы
| Текущий контроль
| 17
| Глагол как часть речи
| 1
|
|
| Урок-исследование
| Упраж нения, практи кум
| Коллективная, парная
| Знать понятие глагол; общее грамматическое значение и морфологическое значение и морфологические признаки глагола; правило написания -тся и –ться в глаголах.
Уметь отличать глаголы от других самостоятельных частей речи, определять время, лицо и число глаголов, образовывать неопределенную форму глаголов; объяснять правописание глаголов и графически обозначать орфограммы; грамотно употреблять глаголы в речи; выполнять морфологический разбор глаголов.
| Морфологический разбор глаголов
| 18
| Правописание -тся и -ться в глаголах
| 1
|
|
| Урок-практи кум
| Упражнения, практи кум
| Коллективная, парная
| Предупредитель ный диктант
| 19
|
| |