Скачать 42.44 Kb.
|
Доц. В.В. Портнова Магнитогорский государственный университет Творчество. Соотношение художественного и научного контекстов Искусство и наука традиционно считаются двумя различными формами духовного освоения действительности. Нам хотелось бы выявить принципиальные различия между ними, так как нам кажется, что расхожая трактовка науки вообще и философии в частности как рационального и теоретического и искусства как эмоционального и эмпирического не исчерпывает всей глубины вопроса. Кроме того, мы считаем, что невозможно исследовать принципы какого-либо одного способа мышления, не выявляя его места и функции в общей структуре мышления. Помимо выявления сущностных взаимосвязей в структуре сознания необходимо определиться с ролью самого сознания, которую оно играет в структуре бытия. Если мы представим себя в роли стороннего наблюдателя, движение человеческой мысли может показаться совершенно разнонаправленным и хаотичным. Многочисленные науки, религии, искусства, различные течения в философии – все они пытаются разрабатывать свой уровень бытия, исходя из собственных целей и принципов. Все вместе это, наверное, производит впечатление пчелиного улья, который временами гудит, временами шуршит или звенит. Однако, прислушавшись, в этом шуме можно различить два основных лейтмотива: мотив удивления (от восторга до разочарования) и мотив страха (от паники до покорности). Может быть, именно доминирование в индивидуальном сознании того или другого мотива и определяет характер и направление деятельности сознания. Удивление движет научное сознание и рациональную, умозрительную часть философии, страх движет искусство и эмоциональную, экзистенциальную часть философии. Если мы будем считать психику приспособлением организма к окружающей среде, то именно свойство индивидуального сознания так или иначе реагировать на новую информацию и определяет существование различных форм общественного сознания. На индивидуальном уровне одни пытаются новую информацию объяснить, другие пытаются приспособиться сами – измениться или спрятаться. Очевидно, для научного сознания характерным и необходимым качеством является такая субъект-объектная разделенность, при которой человек, как субъект познания, воспринимается как нечто постоянное, в то время как мир становится объектом, который подлежит разделке по меркам человеческой логики. Художественное же сознание воспринимает мир как целокупную данность, в которую «я» входит нерасторжимо. Объектом такого познания является собственная рефлективная способность, которая может привести в действие дремлющие творческие возможности. Такое разделение сознания на художественное и научное очень похоже, но не совпадает с разделением на экстравертное и интровертное, так как определяет не только направление, но и принцип действия сознания. Чистое разделение сознания на экстравертное и интровертное возможно только в лабораторных условиях, в практическом сознании они сложно уравновешены и именно их соотношение определяет сущность мышления. Человечество – до времени разбуженная часть бытия: чудовища, рожденные сном разума, еще не покинули его, первые петухи еще не возвестили цели и смысла бодрствования. Только смутная надежда на скорый восход удерживает сознание от греха саморазрушения. Разум, математически рассчитав логику бытия, провозвестил теоретическую возможность света и объявил тьму временным недоразумением, преодолеваемым последовательностью научного суждения. Чувства в ужасе – показания их сигнальной системы не совпадают ни с какими алгоритмами рассудка. Чувства требуют автономии, рассудок объявляет их недостоверными, а потому – недееспособными. Чувства формируют новые сигнальные системы, пытаясь найти способ мирного сосуществования с чудовищами страха и ужаса, когда свет и разум отворачиваются от них. Художественное творчество – попытка человека в самом себе найти возможность гармоничного взаимодействия с миром, как он есть. Наука – попытка обустроить и структурировать мир согласно законам человеческой логики, какая она есть. «Откуда у разума власть навязывать бытию свои истины – ему самому ни на что не нужные и для бытия ненавистные, порой совершенно невыносимые», – удивляется Шестов (3. С.100). Человек выбирает, выбирает между миром и собой, быть или знать, быть в мире или не быть в мире с этим миром. «Дерево познания высасывает все соки из дерева жизни», – снова Шестов (3. С.112). Но ведь может быть и научное творчество – Вернадский, Циолковский, – что их спасает? «Без закона грех мертв», – цитирует апостола Павла Вышеславцев (2. С.217). Закон разбудил грех, знание закона разрушило былую целостность. Для человека, вкусившего с дерева познания, пути назад нет, но есть путь вперед – путь творчества, путь восстановления целостности. Диалектика христианства – противопоставление духовного и телесного в пользу духовного. Выход из состояния греха через покаяние и искупление. Диалектика творчества – противопоставление знания и чувства в пользу чувства. Теперь знание выступает как новая ипостась телесного, преходящего, которое необходимо преодолеть, но не механически его отвергая, а творчески его преобразуя. Из греха есть два пути – путь отречения, размежевания, исключения и путь синтеза, путь признания, путь любви, когда любое новое знание не разрушает прежнее, но только открывает новые возможности, не отрицая все предыдущие. Любовь, как и вера, есть возможность принимать любую новую информацию как органичную, любовь всегда в самой себе несет потенцию развития. Все, что не таково, – не есть любовь. Представив некоторую систему как гармоничное соотношение формы и содержания, мы должны условием ее устойчивости признать динамичность и диалектичность. В таком случае появление новой единицы информации о содержании этой системы в условиях неизмененной формы не становится причиной разрушения гармонии. Оказывается, то, что нам казалось формой, есть совокупность информации, и появление новой информации не разрушает, а только усложняет механизм межпредметных связей, формируя новую форму, в которую старая включается как элемент. Более того, введение в поле восприятия новой единицы информации часто дает возможность предугадывания последующей, так как первая, будучи органично воспринятой, задает направление движения мысли. Наука и искусство – два бесконечных пути познания бесконечного мира. Любовь и вера – то, что делает их неразличимыми на вершинах духа, где безраздельно царит творчество. ______________________________ 1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989. 2. Вышеславцев Б. Этика преображенного эроса. М., 1996. 3. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 1992. © В.В.Портнова, 2004 |
«Русский язык и культура речи» Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования, но создание в греческом языке, распространявшем... | Реферат пишется по теме “Творчество, креативность, инновации как... Научный реферат пишется по теме “Творчество, креативность, инновации как предмет научного исследования” | ||
График проведения методического фестиваля мобу сош №33 в феврале 2012 года Литературная гостиная «А. К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. (Личность. Судьба. Творчество)» | Эволюция и инволюция художественного образа многомерного объекта в дизайне одежды Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило | ||
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека Соотношение понятий «среда» и «ситуация»; соотношение объективного и субъективного в ситуации. Эмпирические исследования влияний... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Слово учителя, равнение двух текстов (научного и художественного), чтение статьи | ||
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» Методы: словесные, наглядные, практические, творческий, опорного конспекта, художественного слова, погружения в прошлое | Темы вашего учебного проекта Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные... | ||
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм... Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | Рефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана... | ||
Рецензирование Рецензия Рецензия ( от лат recensio – рассмотрение) – письменный отзыв, содержащий анализ и оценку научного, публицистического, художественного... | Удк 159. 922. 736. 4 Соотношение антропометрических особенностей... Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... | ||
Рабочая программа кружка «Оригами» Б. Н. Неменский. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью,... | Структура рабочей программы дисциплины (модуля) Художественная обработка материала Данный курс призван развивать духовный потенциал, высокую творческую образность бакалавра художественного образования и дать полезные... | ||
Информационные технологии и анализ художественного текста Выпускная... Ит при анализе художественного текста определяется актуальность изучения данной темы. В настоящем реферате будут рассмотрены вспомогательные... | Э. И. Соркин математические истины как основа методологии художественного и научного творчества Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить... |