Скачать 159.3 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Шифр дисциплины СД.Ф.17 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Раздел 1. Особенности психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях: Тема 1. Введение в психологию жизненных ситуаций. Соотношение понятий «среда» и «ситуация»; соотношение объективного и субъективного в ситуации.Эмпирические исследования влияний ситуации на поведение. Понятие «личность в ситуации». Тема 2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека. Ситуация обыденной (повседневной) жизни; уровни сложности переживаемой человеком ситуации; чрезвычайная ситуация; безопасность личности; экстремальные условия; классификация чрезвычайных ситуаций и соответствующих им экстремальных условий. Тема 3. Психические состояния и поведение жертв экстремальных ситуаций. Психологические состояния, определяющие особенности поведения в опасной ситуации. Типология психических состояний жертв экстремальных ситуаций; психологическая безопасность личности: отражение опасности, регуляция поведения; отношение человека к опасным (эксвизитным, дистабилизирующим) ситуациям. Стресс. Стадии развития стресса. Фазы адаптации при стрессе. Понятие дистресса. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Характеристики психической травмы, подвиды ПТСР, стадии формирования постстрессовых нарушений. Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства. Склонность к рискованному поведению. Виды риска. Раздел 2. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях. Тема 1. Основные механизмы психологической защиты. Характеристика основных механизмов защит: отрицание; вытеснение; подавление; изоляция; интроекция; рационализация; интеллектуализация; перенос; обесценивание; сноведения; проекция (виды проекций); фантазия; уход в виртуальную реальность; оглушение (зависимость от ПАВ); компенсация; идентификация; играние роли; регрессия; сублимация; агрессия; аскетизм; нигилизм; идеализация; юмор; ретрофлексия; комплекс Ионы; реактивные образования. Стратегии совладания. Копинг-адаптация к стрессовым ситуациям. Защитные установки на уровне межличностных отношений: уход; изгнание; блокировка; управление; замирание; игнорирование. Тема 2. Психологические последствия трудных и экстремальных ситуаций. Раздел 3. Психологичекая помощь личности Тема 1. Уровни организации психологической защиты Ресурсы личности. Виды защит от внешних воздействий.Классификация психологических защит (поведенческие особенности по Р.М.Грановской). Тема 2. Экстренная психологическая помощь Понятие «экстренной психологической помощи», цель. Содержание и методы экстренной психологической помощи. Группы людей, нуждающихся в психологической помощи. Антикризисная бригада, её состав. План действий антикризисной бригады Тема 3. Психологический дебрифинг. Раздел 4. Психология стихийного массового поведения. Тема 1. Толпа и закономерности её поведения. Понятия «толпа» и «группа». Циркулярная реакция и коммуникация. Виды толпы. Основное свойство толпы. Приемы управления и манипуляции. Тема 2. Массовая паника: факторы и механизмы. Индивидуальная и массовая паника. Факторы возникновения массовой паники. Предотвращение и ликвидация массовой паники. Раздел 5. Проблемы суицида у подростков. Тема 1. Суицидальные состояния у подростков. Первая помощь при истериках, попытках суицида, тяжелых психологических травмах. Выявление учащихся и лиц, нуждающихся в психиатрической помощи. Основы помощи лицам с психическими отклонениями. Тема I : Введение в основы психологической безопасности. (Лекция – 2 часа) ПЛАН
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
«психология безопасности»; «согласие»; «солидарность»; «сотрудничество»; «социокультурная динамика»; «социальные перемены»; «диалог»; «терпимость»; «социально-ценностные ориентиры деятельности». Литература основная:
Литература дополнительная:
Тема II : Теории насилия, конфликтов, безопасности. (Лекция – 2 часа) ПЛАН
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Ответьте письменно на вопросы:
Литература основная: Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с. Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с. Литература дополнительная: В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с. И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с. Тема III : Природа конфликтов в обществе. Конфликты, генезис и последствия. Причины и субъекты социальных конфликтов. Виды конфликтов. (Лекция – 2 часа) ПЛАН
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Выписать основные понятия по теме. Литература основная: Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с. Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с. Литература дополнительная: В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с. И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с. Тема IV : Социально опасные группы и общности. Факторы асоциального поведения. (Лекция – 2 часа) ПЛАН
Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература основная: Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с. Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с. Литература дополнительная: В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с. И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с. Тема V: Социальные движения. Факторы, влияющие на безопасность личности и общества. (Лекция – 2 часа) ПЛАН
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. В чем различие Западных и Российских социальных движений? Литература основная: Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с. Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с. Литература дополнительная: В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с. И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с. Тема VI: Личность как деятельный субъект собственной безопасности. Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям. (Лекция – 2 часа) ПЛАН
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какова сущность медико-психологических и социально-педагогических условий, при которых комплексная реабилитация воспитанников детского дома становится реальным фактором их социальной адаптации? Задания для самостоятельной работы:
Социализация; Социализированность; Социальная адаптация; Социальная гостиница; Социальная дезадаптация; Социальная диагностика; Социальная запущенность; Социальная защита детства Литература основная: Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с. Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с. Литература дополнительная: В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с. И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с. Тема VII: Психологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения к защите от них. Применение методов психологических исследований. (Лекция – 2 часа) ПЛАН
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература основная:
Литература дополнительная:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Кризисная интервенция в психологической помощи. Вопросы для обсуждения:
Задание для самостоятельной работы:
Литература по теме:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Оказание психологической помощи без запроса травмированного лица. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
- телесно-ориентированные; - двигательные; - имагинативные; - интерактивные. Литература по теме:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Особенности психологической помощи подросткам. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Литература по теме: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Особенности психологической помощи подросткам. Феномен фанатизма. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература по теме:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Особенности психологической помощи подросткам. Безнадзорность и беспризорность. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Литература по теме: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Психологическая помощь, попавшим под влияние деструктивных культов. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература по теме:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Информационный стресс и эффективные стратегии совладения с ним. Вопросы для обсуждения:
4. Механизмы регуляции информационного стресса. 5. Методы изучения информационного стресса.. Задания для самостоятельной работы:
Литература по теме:
Дополнительная литература:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Мотивационные факторы феномена деструктивности. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Литература по теме:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Психологические аспекты ведения переговоров с террористами. 1. Структура и этапы переговорного процесса. |
Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования Учебные вопросы Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях: чрезвычайные ситуации природного характера, экстремальные... | Томской области Формирование у обучающихся и работников общеобразовательного учреждения потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные... | ||
Урок 12. «Бактерии в организме человека». Цели. Предметные результаты Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного... Техногенная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате техногенной аварии или катастрофы нарушаются нормальные условия... | ||
О демографической ситуации на территории Марёвского муниципального района в 2013 году Фической ситуации в 2013 году являлись: создание благоприятных условий для молодых семей для рождения детей, пропаганда здорового... | В системе учебных занятий. 8 класс. Сфера духовной жизни общества... «Сфера духовной жизни» дает общее представление о структуре данной сферы, ее взаимосвязи с культурой отдельной личности и возможности... | ||
Доклад о ситуации с обеспечением прав человека в европейском союзе... Российской Федерации Доклад о ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе – 2013 подробно освещает правочеловеческую... | Краткое содержание проекта Проект по теме «Тепловые машины в жизни человека» Проект по теме «Тепловые машины в жизни человека» раскрывает исторические факты создания тепловых двигателей, их конструкцию и принцип... | ||
1. «Совершенные дизъюнктивные нормальные формы (сднф) и совершенные... Логика – это наука о законах мышления. Это одна из древнейших наук. Основные законы логики были сформулированы еще древнегреческим... | 1. Краткая характеристика предприятия Описание ситуации. Диагностика ситуации и разработка прогноза развития ситуации 15 | ||
Аварийно-спасательных и других неотложных работ Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера продолжают приносить множество бед, уносят человеческие жизни. В 1996... | Тема урока: Вода в природе и в жизни человека Ния учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам,... | ||
Значение музыки в жизни человека Роль и значение музыки в жизни современного человека нельзя переоценить. Появившись около сорока тысяч лет назад, она заняла место... | Экологические «штрихи» к повседневной жизни в жизни часто возникают... Г. И. Колесецкая, кандидат химических наук, Красноярский госпедуниверситет им. В. П. Астафьева | ||
Доклад на тему: «Развитие дошкольного образования в Иволгинском районе» Обностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном... | Экологическая экспертиза социокультурной ситуации Липатова О. А. 1 По-прежнему, остается проблема потери духовный ценностей и приоритетов, что необходимо ставит вопрос о сохранении статуса культуры... |