Скачать 46.02 Kb.
|
Экологическая экспертиза социокультурной ситуации Липатова О.А.1 В настоящее время правомерно говорить не только о гуманитарной экспертизе в социально-гуманитарных знаниях, экологических проектах, но и собственно об экологической экспертизе социокультурной ситуации, которая предполагает выявление, анализ, описание проблем и социальных противоречий на мировом, региональном и локальном уровнях. Lipatova O.A. Environmental examination of sociocultural situation. It is possible to say today not only about libersociocultural situational examination in the Humanities and social sciences, ecological projects. We may discuss environmental examination of sociocultural situation. It demands detailed analysis and description of social problems and conflict at global, regional and local levels. Рассмотрение экологического аспекта социокультурной ситуации в настоящее время приобретает необычайную остроту. Сегодня мы являемся свидетелями длящегося во времени мирового системного кризиса, который включает в себя новые возможности уничтожения человека; агрессивную экономику, нацеленную на сверхприбыли и усиливающуюся эксплуатацию труда человека; нарастание экологических проблем. По-прежнему, остается проблема потери духовный ценностей и приоритетов, что необходимо ставит вопрос о сохранении статуса культуры как единственного способа существования человека в качестве человека. Современность ищет новые способы изучения глобальных социогуманитарных проблем. Одним из таких приемов является феномен ситуации как сочетания факторов, обусловливающих характер и смену состояний объектов» [4, с.7] и «ситуационный подход, который в общем виде предполагает управление ситуациями. Предпосылками возникновения ситуационного подхода были множество общенаучных теорий, идей, концепций: теория катастроф, флуктуационная теория необратимых процессов И.Пригожина, Гленсдорфа, Николис, Стенгерс, синергетики Эйгена и Хакена, компьютерных технологий многомерного виртуального пространства. Ситуационный подход позволяет анализировать современные научные концепции, одной из таких является общенаучная концепция «Всеобщей экологии» предложенная и сформулированная казанским профессором Н.М.Солодухо (в 80-е гг. и начале 90-х гг.), суть которой в объединении и выявлении общих признаков таких аспектов экология природная, биологическая экология, природоохранная; социальная экология, экология человека и нетрадиционная постмодернистская (экология культуры, экология духа) [5, с.122-123]. С помощью ситуационного подхода в экологии можно предотвращать и регулировать аномальные, чрезвычайные ситуации, можно говорить о факторах, образующих экологическую обстановку. Можно выделить и такой исследовательский прием как собственно экологическая экспертиза социокультурной ситуации. Термин экология впервые употребил в 1866 году немецкий ученый Е. Геккель Он происходит от греческих слов oikos, что означает дом, жилище, местопребывание и logos – наука. Экология в широком значении – совокупность научных направлений (экологического права, экологической психологии, экологии человека и т.п.), изучающих проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания. Экологическая экспертиза в целом – «система организационных, научно-практических и культурных мероприятий, направленных на определение экологической и социально-экономической эффективности предполагаемых хозяйственных проектов, оценка возможных последствий от их реализации, воздействий на состояние окружающей среды за все время их функционирования» [1]. Ее актуальность неизбежна и обусловлена перспективами дальнейшего развития человеческой цивилизации. Социокультурную ситуацию мы понимаем как конфигурацию факторов, образующих векторы и тенденции развития процессов происходящих в обществе и культуре [2, с.38]. Экологическая экспертиза социокультурной ситуации предполагает выявление противоречий между социальной и культурной, рациональной и иррациональной ее составляющими на мировом, региональном и локальной уровнях и на этом основании создании социально-значимых проектов, анализ их эффективности. В современной социокультурной ситуации, понимаемой как состояние «здесь-и-сейчас», можно наблюдать обмирщение социального[3], а культурная сторона обозначена отсутствием творческого начала и ориентацией на потребительские ценности. Существенные сдвиги происходят в соотношении рационального и иррационального аспектов. Как справедливо пишет А.Швейцер, – «наша духовная жизнь дезорганизована. Сверхорганизованность нашей общественной жизни выливается в организацию безумия…..» [7, с.371]. В социальной составляющей перестали работать существующие ранее ценностные установки и социальные роли: в некоторых аспектах мужчины и женщины поменялись ролями, следствием этого является продолжающая трансформация и/или разрушение «института семьи» как целостного феномена. Мы наблюдаем также изменение (или обесценивание) роли труда как важной составляющей социальности человека, что способствует напряженным (а иногда психологически неуравновешанным) отношениям между людьми в условиях неформальной экономики (когда люди вынуждены перерабатывать и/или работать в нескольких местах) [6]. Причиной подобных проблем является экономцентризм или власть капитала, которые приводят к дисбалансу между трудом и отдыхом человека, что, в конечном счете, приводит к различного рода заболеваниям и преждевременному «выгоранию» человека. Экологическая экспертиза необходимым образом предполагает восстановление баланса и порядка в социокультурной ситуации на государственном уровне через систему этических и правовых императивов, без которых человечеству просто не выжить в современных условиях. Список литературы
1 Кандидат философских наук, доцент, преподаватель кафедры философии и культурологии КазГУКИ |
Государственная экологическая экспертиза утверждено «тэо (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан». Первый пусковой комплекс» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Оценка воздействия на окружающую... Специальность —280201. 65 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов | ||
Территорий нефтегазодобывающих регионов учебно-методический комплекс «Химия», профиль подготовки "Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность" | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос «Химия», профиль подготовки «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность» | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: Лештаев Алексей Александрович, кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Химия», профиль подготовки «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность» | ||
Практикум по хроматографии учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Органическая и биоорганическая химия», «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая... | Пояснительная записка с. 4-6 Глава Содержание программы «Тайны лингвистики» Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной... | ||
1. Введение 14 > Образовательные технологии 20 ... | Основная образовательная программа магистратуры (далее магистерская... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека Соотношение понятий «среда» и «ситуация»; соотношение объективного и субъективного в ситуации. Эмпирические исследования влияний... | Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся... Общие сведение об оу: аналитическое обоснование программы: анализ социокультурной ситуации на территории, обслуживаемой образовательным... | ||
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению «Химия»... | Высокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Аналитическая химия учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», а также формирования рационального мышления, направленного... |