Скачать 78.9 Kb.
|
Тема урока: Вода в природе и в жизни человека. Учитель АОУСОШ №4 ст. Динская Нижигородова Татьяна Дорофеевна 9 класс Цели урока: обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических и экономических проблем гидросферы; сориентировать учащихся на применение новых знаний в системе мультидисциплинарных понятий. Задачи: 1.способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального логического восприятия материала данной темы к образно- логическому мышлению с использованием разноуровневых, посильных и нестандартных задач. 2. Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнить изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять , делать предположения, прогнозировать. 3.Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся. 4.Воспитывать умение работать самостоятельно с применением самоконтроля и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью. Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения. Метод обучения: Объяснительно - иллюстративный, проблемно-поисковый Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся Средства обучения: компьютер, химическое оборудование и реактивы Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: Во время изучения денной темы будут использованы иллюстративные материалы Интернет-ресурсов, содержащие справочные данные по физико-химическим свойствам и значении воды; ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point, и другие для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку В результате изучения данной темы учащиеся: * Получают знания о строении, свойствах и значении воды на Земле. * Получают представление о распространенности воды в природе * Приобретают знание физических и химических свойств воды. * Приобретают умение объяснить причину опасности загрязнения воды * Приобретают навыки работы с химическими веществами и оборудованием * Умеют использовать средства Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Office для подготовки презентаций, рефератов, докладов, проектных работ по данной теме. Структура урока
Ход урока: Девиз урока: “Вода – это жизнь!” Оборудование(на демонстрационном столе): колба с дистиллированной водой, медный купорос, нефть, рис, штатив с пробирками, водопроводная вода, спиртовка, держатель, стеклышко. .Организационный момент Формулировка познавательной цели Эмоциональное погружение в тему Создание на уроке условий для эмоционального погружение в тему – весьма важный момент. Для этого использую укрепленные на классной доске репродукции картин известных художников, изображающих эмоционально и романтично воду в природе, “Девятый вал” и “Море” К.И. Айвазовского, “Весна – большая вода” И.Левитана, “Снежная буря” У.Тернера, “Волна” Г.Курбе, “Морской пейзаж” А. Маньяско и другие, а также фотоэтюды аналогичного содержания, например из настенных перекидных календарей, на которых изображены картины русской природы в разные времена года – тихая речка и задумчиво плывущие облака, заснеженные леса и горы, черные проталины и журчащие меж ними в апреле ручьи и т.п. Посмотрите вокруг. Океан, покрывающий нашу Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, – это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, и – это вода. Бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественные и нежные краски небосвода при восходе солнца. Эта привычная и всегда необыкновенная симфония цвета связана с рассеиванием и поглощением солнечного света водяными парами в атмосфере. Вода – это великий художник природы. Горные цепи сложены гигантскими толщами сотен различных горных пород, и геологи знают, что большинство из них созданы величайшим строителем природы – водой! Физические свойства воды.
Удельная теплоемкость воды наибольшая, следовательно, при замерзании воды слой льда мешает выделению большого количества теплоты, поэтому вода не замерзает до дна. Это явление благоприятно действует обитателям водоема для переноса холодной зимы. . Вода является жидким веществом. Температура кипения 100 градусов, замерзания – 0 градусов. При нормальных условиях (760 мм. рт. ст, 20 градусов) имеет максимальную плотность. Летучесть воды происходит при переходе ее из состояния жидкости в пар. Существует три агрегатных состояния воды: твердое (лед), жидкое (вода), парообразное (водяной пар). Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым “выравнивает” климат. Плотность жидкой воды при температуре, близкой к нулю, больше, чем у льда. При 0◦ 1г льда занимает объем 1,0905 см3 ,а 1 г жидкой воды – 1,0001 см3 и лед плавает, от того и не промерзают насквозь, а лишь покрываются ледяным покровом. Опыт: Выпаривание водопроводной и дистиллированной воды. Вода – самое необыкновенное вещество в мире. Можно ли считать природную воду чистым (индивидуальным) веществом? Какая вода называется пресной? Соленой? Рассолом? Минеральной? Назовите известные вам природные источники минеральных вод. Можно ли отожествлять понятие «дистиллированная вода» и «пресная вода»? Почему? Можно ли использовать дистиллированную воду для питья? Почему? Ответ: Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, содержащихся в почве и каменистых породах. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца испаряется и выпадает на землю в виде осадков, но соль остается в море вот почему вода морская является солёной, а речная пресной. Природную воду нельзя считать чистой водой, так как она имеет инородные вещества (соли, глина и т.д.) пресная вода состоит только из молекул воды; солёная – это раствор соли в воде; рассол – это кипячённая солёная вода; минеральная – раствор минеральных солей. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались горы, расстилаются бескрайние равнины, их создаёт великий преобразователь - вода. «Agua» в переводе с латинского значит «вода». Как алфавит начинается с буквы «а», так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока «Вода – это жизнь!» II. Актуализация знаний (Работа с программой «Электронные уроки и тесты» Вода. Водные растворы.) Вода в природе и жизни организмов:
Внимание! Инструктаж по технике безопасности. Опыт: нагревание медного купороса. Какова роль воды в формировании неживой природы? Вода испаряется и воздушными течениями переносится на большие расстояния. Выпадая на поверхность в виде осадков, она способствует разрушению горных пород, делает их недоступными для растений и микроорганизмов. Благодаря этому процессу происходит постепенное разрушение литосферы, компоненты которой переносятся в моря и океаны. Зачем телу нужна вода? Примерно 65% человеческого тела – это вода, которая отличается от обычной наличием различных веществ. 4,5 литра воды содержат кровеносные сосуды. Вода, имеющаяся в крови, омывает все клетки организма постоянным током. Вода служит проводником тепла по организму и хорошим растворителем. Нельзя отождествлять пресную и дистиллированную воду, так как дистиллированная вода не имеет минеральных веществ. Вот почему нельзя использовать дистиллированную воду для питья. Круговорот воды осуществляется в основном непосредственно за счёт энергии Солнца, однако организмы оказывает на него важное регулирующие воздействие. Наличие круговорота основано на том, что поверхности океана испаряется больше воды, чем выпадает над океанами в виде осадков. «Лишняя» испарившаяся вода переносится в виде осадков над сушей и поступает обратно в океане с поверхностным речным стоком и через грунтовые воды. Незначительная часть воды при фотосинтезе разлагается на кислород и водород. Значительно больше воды растения расходуют на транспирацию. Расчеты показывают, что большая часть воды испаряется с поверхности суши растениями. Итоговый тест: (прилагается в электронном виде) Работа с тестами на компьютере: Экологические проблемы гидросферы
Чистой воды на нашей планете не хватает. Причина хорошо известна – неконтролируемый рост различных загрязнений, интенсивное использование водных ресурсов. Человечество почти полностью зависит от поверхностных вод суши – рек и озер. Пресная вода используется на нужды промышленности, сельского хозяйства, покрывает потребности человека в питьевой воде. Загрязнение воды морей и океанов: Проблемы нефтяного загрязнения. Опыт: Исследование физических свойств нефти. Проблемы нефтяного загрязнения. Вывод: во время работы мы познакомились с важнейшими свойствами воды; о значении воды, как для неживой, так и живой природы. Оказывается, гидросфера нашей планеты уязвима. Цель будущего поколения – исправить и предотвратить ошибки. Выставление оценок. Творческое домашнее задание. Работа с опорным конспектом |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Закрепить знания о неживой природе (вода). Свойство и состояние воды. Вода в природе и жизни человека; знакомство с элементами... | Конспект урока Тема урока Вода в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Урок Тема урока. Биология наука о живой природе. Ботаника наука о растениях Цель урока. Раскрыть сущность ботаники, познакомить учащихся с разнообразием растительного мира; показать распространённость растений... | Тема урока: Свойства оксидов и роль в жизни и деятельности человека и живой природы Образовательная показать важность оксидов в природе и жизни человека, научиться записывать формулы оксидов и давать им названия по... | ||
Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» | Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: «Вода и её роль в природе»... Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе | ||
Конспект урока по биологии в 10 классе Тема урока: «Вирусы неклеточная... Базовый учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. Изд. «Дрофа», Москва,... | Тема: Лишайники Цель урока Образовательная: изучить особенности внешнего и внутреннего строения лишайника, процессов их жизнедеятельности, значение лишайников... | ||
Урока в 3 классе Учитель: Верхотурцева А. Ш. Тема урока: Охрана растений... Ознакомить детей со структурой Красной книги, растениями и животными, которые в неё внесены | Реферат по теме: вода и ее химический состав Вода необходима для жизни и деятельности человека. Но в последнее время все чаще деятельность человека приводит к тому, что большие... | ||
Конспект урока тема урока: Какой бывает вода? Фио: Голюкова Алёна Яковлевна Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Тема. Вода и её свойства Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект урока Тема: Значение бактерий в природе и жизни человека... Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Графф | Урока: Класс Паукообразные. Тип урока ... | ||
Тема урока Дата Основные царства животных организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о растениях ботаника. Роль в природе и жизни человека.... | Конспект интегрированного урока по химии и физике Тема: «удивительные свойства воды» Показать обучающимся, что вода это уникальное природное соединение, активная среда для жизни растений, животных и человека. Закрепить... |