Скачать 261.21 Kb.
|
Государственный университет – Факультет психологииПрограмма дисциплиныКОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯдля направления 030300.62 – Психология подготовки бакалавра Автор КнязевВ.Н.
МоскваПояснительная записка Учебный курс «Концепции современного естествознания» включен в структуру цикла общеобразовательных дисциплин в рамках многоуровневой системы обучения в качестве естественнонаучной компоненты вузовского гуманитарного образования. Этот курс не представляет собой какое-либо механическое соединение общеобразовательных курсов физики, химии, биологии и других естественнонаучных дисциплин, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-научного, историко-философского, социокультурного и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию. Поэтому эффективное преподавание данной дисциплины возможно на основе применения новой парадигмы, способной объединить естественнонаучный и социально-гуманитарный компоненты культуры, и осознания универсальной роли метаязыка, синтезирующего фундаментальные принципы естествознания, синергетики и философии. Цель курса определяется той ролью, которую играют естественные науки в современном обществе. В наше время естествознание является одним из фундаментальных оснований мировоззрения, а развитие естественнонаучного познание и его результаты во многом определяют характер современной техногенной цивилизации. Поэтому студентам, изучающим юридические науки необходимо иметь ясные представления о методах естественнонаучного познания, знать наиболее важные концепции, выработанные современными науками о природе. В курсе рассматривается специфика естественнонаучного познания, его роль в развитии культуры. Анализируются наиболее важные теории и парадигмы, выработанные современным естествознанием. Программа предполагает в качестве основных форм учебной работы лекции и самостоятельную работу студентов. В целях успешного изучения курса и развития навыков самостоятельной работы студентам необходимо написать эссе, тематика которых представлена в данной программе, а также приведен список учебной и дополнительной литературы к курсу. Тематический план учебной дисциплины
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
Базовый учебник Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003. СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Естествознание в контексте культуры. Социокультурная ниша естествознания. Проблема двух культур: конфронтация или сотрудничество? Наука как особая форма знания, как познавательная деятельность и как социальный институт. Научная информация и научный метод. Объект, предмет и субъект науки. Единство когнитивного, ценностного и социокультурного аспектов в развитии науки. Возникновение науки. Наука и «преднаука». Натурфилософия античных греков как первая форма теоретического знания о мире в целом. Начало процесса дифференциации наук. Особенности развития натурфилософии в период европейского и арабского средневековья. Исторические этапы развития естествознания: античность, классика, неклассика, постнеклассика. Переход от натурфилософской физики Аристотеля к физике Галилея – Ньютона - революция в естествознании, превращение механики в подлинно теоретическую науку. Панорама современного естествознания и его главные особенности. Усиление роли системных, эволюционных и вероятностно-статистических концепций в естествознании. Проблема реальности в науке ХХ века. Противоречивый характер развития науки. Процессы дифференциации и интеграции науки. Новые науки на рубеже ХХ-ХХI веков. Литература: Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003, с.16-33, 308-337. Дополнительная: Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (17-18 вв.). Формирование научных программ Нового времени. 1987, с. 5-19. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001, с.326-332. программ. М., 1980, с. 4-27. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М. , 1997, с.10-32. Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973, с.11- 48. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2001, с.7-39, 42-45, 48-52. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992, с.9-31. Тема 2. Естественнонаучная картина мира. Понятие «научная картина мира» (НКМ). НКМ как обобщенный образ реальности, как форма систематизации знаний, как качественное обобщение и синтез отдельных научных теорий. Исторические виды и типы НКМ. НКМ и научные теории. НКМ и научные революции. Соотношение НКМ и других концептуально-методологических образований: научная парадигма, научно-исследовательская программа, тематический анализ науки. Человек в НКМ. Роль НКМ и научных парадигм в развитии гуманитарного знания. Фундаментальные парадигмы естествознания: Ньютон и Дарвин, Эйнштейн и Бор. Главные особенности релятивистской и квантовой парадигм. Литература: Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003, с.202-214, 240-251, 297-301, 308-347. Дополнительная: Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001, с. 39-74. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М., 1991, с.21-36. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, с.44-58. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997, с. 33-57. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2001, с.39-42. Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976, с. 56-97. Тема 3. Концепция взаимодействия в физике. Развитие представлений о фундаментальных типах взаимодействия. Тип взаимодействия, константа связи, фундаментальные постоянные. Идея симметрии в теориях физических взаимодействий. Внутренние и геометрические симметрии. Симметрия как принцип динамической унификации физики. Микро-, макро- и мегамир: единство и различие. Отражение фундаментальных взаимодействий в логике понятий. Трудности физической и философской интерпретаций важнейших положений квантовой теории. Проблема синтеза квантовых и релятивистских представлений. Квантовая теория поля как современная теория фундаментальных взаимодействий. Модели «великого объединения» как стремление в рамках единой калибровочной теории описать три типа взаимодействий. Расслоенные пространства, многомерные геометрии и модели суперобъединения всех взаимодействий. Концепция супервзаимодействия и единство физического знания. Литература: Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003, с.348-379. Дополнительная: Девис П. Суперсила. М., 1989, с. 10-27. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001, с.75-103. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М., 1991, с.37-81. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2001, с.67-76. Тема 4. Концепция глобального эволюционизма и антропный принцип Историческое развитие космологических взглядов. Представление о Вселенной в классической науке и релятивистской физике. Значение открытия неевклидовых геометрий. Открытие нестационарности Вселенной. Становление и эволюция Вселенной. Специфика космологических объектов. Дискуссии о содержании и смысле понятия «Вселенная в целом». Проблема бесконечности Вселенной. Большой взрыв, глобально-космическая эволюция и антропный принцип. Различные формулировки антропного принципа. «Сценарии» инфляции и расширения. Самоорганизующаяся Вселенная. Литература: Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003, с.380-457, 549-553. Дополнительная: Девис П. Суперсила. М., 1989, с. 10-27. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001, с. 110-137. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М., 1991, с.106-118. Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М., 1997, с. 140-212. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997, с. 122-137. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2001, с. 83-97. Тема 5. Концепция самоорганизации в современной науке Синергетика как новое междисциплинарное направление научных исследований. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. Порядок и хаос, открытость и нелинейность, аттракторы и бифуркации как свойства самоорганизующихся процессов. Синергетическое видение мира. Когнитивный процесс в контексте представлений о самоорганизации. Самоорганизующаяся динамика научного познания. Синергетическое видение креативного мышления. Историческое развитие науки и культуры в синергетическом представлении. Нейросинергетика. Социосинергетика. Литература: Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003, с.538-549. Дополнительная: Канке В.А. Концепции современного естествознания, М., 2001, с.312-317. Князев В.Н. Концепция современного естествознания. М., 1991, с.82-106. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. М., 2002, с.37-61. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997, с. 229-253. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2001, с. 102-105. Хакен Г. Синергетика. М., 1985, с.5-36. Тема 6. Основные концепции химии Общие представления о концептуальных системах химии. Становление химии как науки. Понятия «химический элемент», «химическое соединение», «химическая реакция». Парадигмы неорганической и органической химии. Роль катализа. Эволюционная химия – высшая ступень развития идей в химии. Концепция химической эволюции и биогенезис. Литература: Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003, с.252-257. Дополнительная: Боряз В.Н.,Солопов Е.Ф. Философские вопросы химии. Л., 1976, с. 207-239. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М,, 2001, с. 138-156. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996, с.168-250. Тема 7. Биология в современном естествознании От натуралистической биологии на пути к теоретической биологии. Концепция физико-химической биологии: методы и познавательные возможности. Концепция эволюционной биологии: становление, этапы и основное содержание. Синтетическая эволюция и генетика. Молекулярно-генетический уровень: происхождение жизни, доклеточный предок, роль нуклеиновых кислот, «механизмы» мутаций, молекулярные основы обмена веществ. Онтогенетический уровень: первый организм – археклетка, концепция архебактерий, прокариоты и эукариоты, типы трофии. Популяционно-биоценотический уровень. Биосферный уровень. Единство и многообразие органического мира. Жизнь как биологический кругооборот веществ. Проблемы экологии и концепция устойчивого развития. Современная наука об основных этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Соотношение биологических и социальных факторов антропогенеза. Литература: Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003, с.257-279, 297- 307, 458- 507, 553-578. Дополнительная: Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989. Заварзин Г.А. Смены парадигмы в биологии // Вестник РАН. 1995. Т.65. №1. С.8-23. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М,, 2001, с. 196-281. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996, с.251-376. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству. М., 1999, 56-69, 158-180. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990, с.17-39. Опарин А.И. Проблема происхождения жизни. М,. 1976. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997, с. 163-181, 211-228. Серебровская К.Б. Сущность жизни. М., 1994, с. 56-104, 222-262, 281-364. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2001, с. 106-175. Тема 8. Этология и социобиология Методы изучения поведения животных. Формы сообществ. Инстинкт и научение. Поведение и гены. Этология и человек. Этология и эволюционная теория познания. Биологическая эволюция и эволюция культуры. Концепции социобиологии и их вклад в изучение человека. Литература: Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003, с.257-279, 297- 307, Дополнительная: Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001, с. 307-312. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») СПб., 2001, с.69-78, 115-143. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1999, с. 20-36. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2001, с.97-101. Тема 9. Концептуальное содержание наук о Земле. Геологическая шкала времени. Строение Земли. Эволюция Земли. История развития геологических концепций. Современные концепции развития геосферных оболочек. Абиотические факторы и экологические функции литосферы. Географическая оболочка Земли. Взаимоотношения предметов наук: география, геология, геофизика, геохимия, геоэкология. Литература: Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003, с.257-279, 297- 307, Дополнительная: Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001, с.157-195. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2001, с.97-101, 139-145. Хаггет П. География: синтез современных знаний. М., 1979, с.7-39. Щербаков А.С. Философские вопросы геологии. М., 1999, с.64-87. Тема 10. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного познания Формирование единой науки в техногенной цивилизации. Типы научной рациональности. Человеческие измерения постнеклассической науки. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Проблема субъективности в познании. Проблема «точности» в науке: естествознание и социогуманитарное знание. Истина и вера в науке и культуре. Ценностное измерение естественнонаучного знания. Этика науки. Правовые аспекты биотехнологии и биоэтики. Литература: Основная: Введение в биоэтику. Учебное пособие. М., 1998, с.53-75. Единство научного знания. М., 1988, с.27-38, 148-167. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001, с. 21-24, 317-325. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003, с.564-581. Солопов Е.Ф.Концепции современного естествознания. М.,2001,с.53-60, 202-226. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭССЕ и КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (К ЗАЧЕТУ)
Литература: Основная (БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК):
Дополнительная:
|
Министерство образования и науки российской федерации гоувпо «Марийский... Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Современное психологическое образование. Разработка учебных курсов по психологии | ||
Министерство Министерство Экономического развития образования и торговли... Прослушав курс «Экономической теории», студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения... | Развития и торговли Российской Федерации Областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский региональный центр оценки качества образования» | ||
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Определение прецедентности в лексико-графическом материале | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | ||
Российской федерации Совета по техническому регулированию и стандартизации при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации | Доклад А. Б. Володина, заместителя начальника Управления инвестиций... Орской Доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030... | ||
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Критерий оценки транспортно-распределительной системы обслуживания товародвижения | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию представления об ip-адресации компьютера и системе доменных имен | ||
Исследование потребительских предпочтений и оценки уровня развития... Стратегия развития торговли на территории муниципального образования «Город Киров» | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ... | ||
Российской Федерации Министерство образования и науки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009 | ||
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ... | Министерство образования и науки российской федерации приказ от 4... Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ |