Стратегия развития торговли на территории муниципального образования «Город Киров» Цель – создание благоприятных условий для обеспечения жителей муниципального образования «Город Киров» услугами торговли, развития субъектов малого и среднего предпринимательства в торговой отрасли путем поддержки местных товаропроизводителей, формирования современной торговой инфраструктуры, а также роста налоговых поступлений от организаций данной сферы в бюджет, увеличения инвестиций и доли торговой отрасли в ВРП.
Разработка стратегии началась с комплексного анализа состояния и развития отрасли торговли, который включал в себя:
Вид анализа
| 1. Анализ текущего состояния торговой отрасли в муниципальном образовании «Город Киров»
| 2. Сравнительный анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации и муниципальном образовании «Город Киров»
| 3. Стратегический анализ развития отрасли торговли на территории муниципального образования «Город Киров»
| 3.1 Анализ заинтересованных сторон отрасли торговли по степени их влияния
3.2 Анализ факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в сфере торговли муниципального образования «Город Киров»
3.3 Исследование потребительских предпочтений и оценки уровня развития торговли по микрорайонам города
| По результатам проведенного анализа были выделены сильные и слабые стороны торговли возможности и угрозы Сильные стороны:
1. Высокая обеспеченность населения площадью торговых объектов.
2. Реализация продовольственных товаров собственного производства.
3. Предпочтение потребителями продовольственных товаров местного производителя. Слабые стороны:
Снижение числа хозяйствующих субъектов (по месту регистрации юридического лица).
Низкая доля современных форматов торговли.
Ухудшение конкурентной позиции местных предпринимателей.
Низкая прибыльность.
Отсутствие ясных стратегических направлений развития торговли в муниципальном образовании.
Недостаточный уровень территориальной доступности торговых объектов.
7. Недостаточный уровень культуры обслуживания. Возможности:
Развитие современных форматов торговли.
Развитие среднего сектора, торговли на ярмарках и выставках.
Продвижение продукции местных товаропроизводителей, в том числе за пределы города и области.
Обеспечение территориальной доступности торговых объектов по микрорайонам города.
Контроль за ценами социально значимых продовольственных товаров (первой необходимости).
6. Повышение уровня квалификация работников торговли Угрозы:
1. Превышение темпов роста скрытой деятельности в розничной торговле над темпами роста последней.
2. Низкая покупательская способность населения.
3. Низкий уровень инвестиций в отрасль из-за сложности получения кредита и высоких процентов. По результатам SWOT-анализа определены стратегические направления развития отрасли торговли в МО «Город Киров».
повышение экономической доступности товаров для населения;
повышение территориальной доступности торговых объектов;
совершенствование системы кадрового обеспечения в сфере торговли;
стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
формирование современной инфраструктуры торговли;
совершенствование правового регулирования в сфере торговой деятельности;
информационное обеспечение в области торговой деятельности;
продвижение на потребительский рынок продукции местных товаропроизводителей.
План мероприятий
в рамках каждого стратегического стратегические направления 1. Повышение экономической доступности товаров для населения
1.1.
| Содействие в создании и развитии социально ориентированных предприятий торговли:
- привлечение новых хозяйствующих субъектов к проекту «Карта милосердия», «Покупай Вятское»;
- компенсации затрат торговых предприятий в части реализации ими адресных программ обслуживания социально незащищенных слоев населения.
|
2. Повышение территориальной доступности торговых объектов
2.1.
| Предоставление муниципальной поддержки в виде льгот и субсидий хозяйствующим субъектам, размещающим нестационарные торговые объекты в бывших сельских округах и в развивающихся новых микрорайонах
| 2.2.
| Софинансирование хозяйствующих субъектов по благоустройству прилегающих территорий стационарных торговых объектов муниципального образования «Город Киров» путем льготного кредитования и предоставления грантов.
| 2.3.
| Резервирование земельных участков для размещения торговых объектов с указанием их месторасположения в документах территориального планирования, застройки.
|
3. Кадровое обеспечение в сфере торговли
3.1.
| Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, а также профессионального праздника дня работников торговли.
| 3.2.
| Организация взаимодействия работодателей сферы торговли и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для данной отрасли.
| 3.3.
| Повышение уровня квалификации работников торговли путем организации и проведения обучающих семинаров, тренингов, круглых столов, конференций, курсов повышения квалификация и т.п.
|
4. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность
4.1.
| Развитие ярмарочной торговли в границах бывших сельских округов (Костино, Бахта, Русское, Ганино), а так же организация и проведение ярмарок выходного дня и постоянно действующих с/х ярмарок в микрорайонах города
| 4.2.
| Создание организаций, в том числе ассоциаций и союзов, с целью взаимного сотрудничества и защиты интересов участников потребительского рынка.
| 4.3.
| Организация и проведение акций «Бренды Вятки».
|
5. Формирование современной инфраструктуры торговли
5.1.
| Развитие современных форматов стационарной торговли
| 5.2.
| Реконструкция и модернизация функционирующих киосков в современные нестационарные торговые объекты, в соответствии с типовыми проектами НТО, утвержденных Администрацией г. Кирова
| 5.3.
| Содействие развитию торговли путем реконструкции и преобразования розничных рынков.
| Современный формат – магазин самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент, площадью более 400 кв. м, имеющий один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др. К современным форматам относят: гипермаркеты, супермаркеты, магазины «Кэш & Керри», дискаунтеры. (Источник: Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года) 6. Совершенствование правового регулирования в сфере торговой деятельности
6.1.
| Подготовка и инициирование внесения необходимых изменений и дополнений совместно с бизнес – сообществом в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
|
Информационное обеспечение в области торговой деятельности
7.1.
| Формирование и ведение торгового реестра
| 7.2.
| Создание и поддержка на официальном сайте администрации города Кирова Интернет - страницы «Торговля» в разделе «Малый и средний бизнес».
|
8. Продвижение на потребительский рынок продукции местных товаропроизводителей
8.1.
| Расширение ассортимента продовольственных товаров за счет местных товаропроизводителей путем размещения современных нестационарных торговых объектов по продаже продукции местных товаропроизводителей (в соответствии с разработанными критериями: наличие в ассортименте социально-значимых товаров; регистрация на территории МО «Город Киров»)
| 8.2.
| Организация универсальных периодичных ярмарок в микрорайонах города с привлечением местных товаропроизводителей, граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, с возможностью установки малых архитектурных форм и обустройством территории
| 8.3.
| Содействие хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на территории МО «Город Киров» по открытию фирменных магазинов, и отделов по реализации продукции местного производства, в том числе магазинов под местными брендами.
| 8.4.
| Содействие развитию интеграционных форм сотрудничества торговых сетей с местными товаропроизводителями.
|
Ожидаемые результаты В результате решения поставленных задач предполагается:
1. Повышение удовлетворенности населения территориальной доступностью торговых объектов, торговым сервисом, качеством и уровнем цен на товары, реализуемых на территории МО «Город Киров».
2. Рост доли продовольственных товаров местных производителей в общем объеме товарооборота на территории МО «Город Киров».
3. Увеличение доли субъектов среднего и малого предпринимательства в обороте торговли.
4. Увеличение доли современных предприятий в структуре отрасли торговли.
5. Рост оборота розничной торговли на рынках и ярмарках
6. Увеличение удельного веса торговли в формировании валового регионального продукта. 7. Увеличение прироста инвестиций в отрасль торговли.
8. Увеличение доли налогов, поступающих от торговых предприятий, в доходной части бюджета субъекта Российской Федерации
|